Рассуждение пятнадцатое. Ο бальзаме16

Мариа же прие́мши ли́тру ми́ра на́рда писти́ки многоценны, пома́за но́зе Иисусове, и отре́ власы́ своими но́зе Его: хра́мина же испо́лнися от вони́ ма́сти благово́нныя (Ин.12:3).

§ I

Бальзам есть драгоценный Иудейский елей, или вода, сделанная из нарда, которым Иудеи себя помазывали. Обычай сей взят от восточных народов, как то: Сириан, Персов, Аравов, Индиан и проч. Ежели иудеи когда-либо хотели веселиться, то как себя, так и гостей своих, помазывали бальзамом, который имел силу оживлять все телесные силы, и человека делать приятным; и чем кто из гостей был любезнее, тем более на него они бальзама истощевали. О сем бальзаме говорит Церковь Христова: нард мой даде́ воню́ свою (Песн.1:11). Или как говорится о Христе: миро излия́ное имя твое (Песн.1:2). И Давид говорит: ума́стил еси́ еле́ом главу мою (Пс.22:5). Сим бальзамом в дому Симона прокажённого Христос, яко возлюбленный гость, помазан был. Сим помазала его Мария (Мф.26:7), (Ин.12:3). Сим достойно было помазать Исуса и Симону фарисею, чего, однако ж, он не учинил (Лк.7:44). Сим умершего Иисуса помазали Иосиф и Никодим (Ин.19:39). Но перейдём к дальнейшему духовному рассуждению.

§ II

Бальзам означает Божие милосердие.

1) Милосердие Божие всегда зеленеет подобно бальзамному древу, чтоб все грешники свободно ко оному притекали и прощение грехов испрашивали, как говорит Павел: но сего ради помилован бых, да о мне первом покажет Иисус Христос все долготерпение, за образ хотящих веровати ему в жизнь вечную (1Тим.1:16).

2) Бальзам исцеляет телесные раны: милосердие Божие врачует раны душевные. Так Давид побуждает душу свою к благословению Бога: благослови, душе́ моя, Господа – очищающаго вся беззакония твоя, изцеляющаго вся недуги твоя (Пс.102:1–3). Врачует сокрушения и печали сердечные, как тот же пророк взывает: помилуй мя, Господи, яко немощен есмь: изцели мя, Господи, яко смято́шася кости моя (Пс.6:3).

3) Бальзам имеет силу предохранять тела от гнилости. Повествуют, что во времена кесаря Августа найдено было в Египте тело Александра Великого, которое триста лет в гробнице лежало, но совсем так было свеже, как бы он вчера умер: так милосердие Божие предохраняет нас от вечной гнилости, дабы не могло нам приличествовать оное изречение: червь их не скончается (Ис.66:24). И как Христос из мертвых восстал, так и мы от гнилости нашей воскреснем по оному: воскреснут мертвии и востанут иже во гробех, и возрадуются иже на земли: роса бо, яже от тебе, исцеление им есть (Ис.26:19). Не бойся убо, христианине! смерти; ибо как ты бальзамом милосердия Божия в слове и Таинствах помазан, так тою же милосердия силою и паки оживотворишься.

4) Бальзам приятнейший издаёт запах, как поведает Иоанн о Мариином бальзаме: хра́мина же испо́лнися от вони́ ма́сти благово́нныя (Ин.12:3): так милосердие Божие изливает благоухание своё на бедных грешников, коих греховные раны почти уже возсмердеша и согни́ша (Пс.37:6). К сему благовонию притекал Давид: помилуй мя, Боже, по вели́цей милости твоей (Пс.50:3); и оная грешница, у Луки (Лк.7:37–38) воспоминаемая.

5) Бальзам проницает в самую внутренность тела человеческого: и милосердие Божие проницает сердце грешника, и целебную свою силу в душе его разливает. Упреумно́жися же, – говорит Павел, – благодать Господа нашего (Иисуса Христа) с верою и любовию яже о Христе Иисусе. Верно слово и всякаго приятия достойно, яко Христос Иисус прииде в мир грешники спасти, от нихже первый есмь аз (1Тим.1:14–15).

6) Бальзам есть тяжёл: и милосердие Божие великой тяжести есть; поскольку сколь бы ни велики были человеческие грехи и беззакония, но милосердие Божие и всего мира грехи превышает: идеже бо умножится грех, преизбыточествова благодать (Рим.5:20). В сем пункте весьма обманулся и погрешил Каин, что грех свой почитал непростительным: вя́щшая вина моя, еже оставитися ми (Быт.4:13).

7) В Иудее близ Мёртвого моря был город Ингадда, о коем Иезекииль (Иез.47:10) и Соломон в книге Песней (Песн.1:13) упоминают. В нём был сад или вертоград бальзамных дерев, кои почти только в оном месте, а более нигде в целом свете не произрастали. Посему то Клеопатра, Египетская царица, завидуя такому Ирода Великого счастью, с дозволения Антония Триумвира, бывшего после мужем её, перенесла оный бальзамный вертоград в Египет, как свидетельствует Иудейский историк Иосиф Флавий17, также Бухард Салигниак и другие в описании святой земли. Итак, явствует отсюда, что бальзам в Иудее точию, а не в других странах истекал: так елей милосердия Божия источается в одной Христовой Церкви: в ней оно проповедуется, в ней предлагается, и не вотще, но для очищения приходящим, как приглашает Исаия: жаждущии, идите на воду (Ис.55:1). Не врачуются те бальзамом сим, кои вне Церкви и обетования Христова находятся.

§ III

1) Христос есть истинный бальзам. Бальзамное деревцо низкое, не более двух локтей. Но что́ было смиреннее Христа на земле? Червь был, как устами Давидовыми Сам о Себе поведает: аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей (Пс.21:7). Был клятва, как поведает Павел: Христос ны искупил есть от клятвы законныя, быв по нас клятва: писано бо есть: проклят всяк вися́й на древе (Гал.3:13). Был причтён к числу беззаконников, как пророчествовал о Нём Исаия: и со беззаконными вменися (Ис.53:12).

2) Христос есть бальзамное древо зеленеющее. И что́ бо была жизнь Христова на земле, аще не ветвь прекрасная и зеленеющая: α). Любовью, как наперстник повелевает: возлю́бль своя сущыя в мир, до конца возлюби́ их (Ин.13:1). β) Благодеяниями, которые Он оказывал человекам насыщая их, исцеляя недужных, хромых восставляя, слепых видящими творя, мертвых воскрешая, бесов изгоняя, как поведает о Нём Пётр пред народом: про́йде благодателствуя и исцеляя вся насилованные от диавола, яко Бог бя́ше с ним (Деян.10:38).

3) Христос есть истинный бальзам, испускающий прекрасное благовоние чрез Евангеле Своё, и чрез моления Свои за нас. О первом, говорит Павел к Коринфянам: Богу же благодарение, всегда победители нас творящему о Христе Иисусе, и воню́ разума его являющу нами во всяцем месте. Яко Христово благоухание есмы́ богови в спасаемых и в погибающих (2Кор.2:14–15). О втором, свидетельствует он же: иже во днех плоти своея моления же и молитвы к могущему спасти его от смерти с воплем крепким и со слезами принес – наречен от Бога первосвященник (Евр.5:7, 10). Бальзамные капли имеют горячесть: молитвы Христовы, или оные семь слов [как то: α) отче, отпусти им: не ведят бо что́ творят (Лк.23:34). β) Аминь глаголю тебе, днесь со мною будеши в раи́ (Лк.23:43). γ) Жено, се сын твой – се мати твоя (Ин.19:26–27). δ) Боже мой, Боже мой, вску́ю мя еси оставил? (Мф.27:46) ε) Жажду (Ин.19:28). ζ) Совершишася (Ин.19:30). μ) Отче, в руце твои предаю дух мой (Лк.23:46)] – оные, говорю, семь слов, кои Он произнёс на кресте вися – не были ли горящие капли, которые солнечный жар, то есть правда Отца Небесного из сего духовного древа извлекла? (Ин.15:1).

4)Христос есть бальзамное древо, разрезанное не костяными или стекольными ножами, (коими обыкновенно разрезываются бальзамные древа) но многим тростием, и копием, и гвоздием, и другими поносными биениями, по всему телу был изранен и от главы до ног уязвлён.

5) Повествуют о бальзаме, что он чрез три дня врачует раны: Христос – пока продолжится благодатное Его Царствие – будет врачевать раны, по сему то и врачом называется: язвою его мы исцеле́хом (Ис.53:5). Врачует же без болезни (что и о бальзаме поведают) ибо даст слуху нашему радость и веселие (Пс.50:10), чтоб смиренные наши кости возрадовались. Чем же веселит слух наш? – Евангелием, радостною вестью об отпущении грехов. Моисей врачует, но с болезнью и угрозами: проклят всяк, иже не пребудет во всех писанных в книзе законней (Гал.3:10): Христос врачует, но кротко и неболезненно; и есть истинный Самарянин (Лк.10:34) бальзам любви Своей и милосердия на раны наши душевные изливающий.

§ IV

Покаяние есть целебный бальзам; ибо 1) сохраняет нас от гнилости греха. Покаяние приводит нас от грехов к прощению от тьмы к свету, от диавола к Богу. Так Христос говорил Павлу: востани и стани на ногу́ твое́ю: на се бо явихся ти, сотворити тя слугу и свидетеля, яже видел еси и яже явлю тебе, изъимая тя от люди́й Иудейских и от язы́к, к нимже аз тя послю́, отве́рсти очи их, да обратятся от тмы в свет и от области сатанины́ к Богу, еже прияти им оставление грехов и достояние во святых верою, яже в мя (Деян.26:16–18). 2). Покаяние подаёт новый свет грешнику, да разумеет, сколькими грехами осквернил жизнь свою, как Павел говорит: кий убо тогда иместе плод, о нихже ныне стыдите́ся? (Рим.6:21), и уразумевши, да исправит житие своё: и яко во дни, благообразно да ходим (Рим.13:13), во еже отложи́ти ему, по первому житию, ветхаго человека, тлеющаго в похотех прелестных: обновлятися же духом ума (Еф.4:22–23). 3) Как бальзам укрепляет силы телесные, так покаяние укрепляет грешника в душе, производит в нём радость о мире, и́мамы к Богу Господем нашим Иисус Христом (Рим.5:1) – и да гряде́т к свету, да явятся дела его, яко о Бозе суть соделана (Ин.3:21). А по сему 4) покаяние вошедшее в сердце грешника: α) издаёт приятное благоухание пред Богом, ибо Бог о покаянии радуется, Сам приводит к оному, и не хочет от грешников быть прославляем, как говорит к Иудеям чрез Амоса: возненавидех и отверго́х праздники вашя и не обоняю жертв в сонмех ваших: зане́ аще принесете ми всесожжения и жертвы вашя, не прииму́, и на спасителная явления вашего не призрю́. Отста́ви от мене́ глас песней твоих, и песни орга́нов твоих не послушаю (Ам.5:21–23). β) Издаёт благоухание пред Ангелами, ибо те радуются о покаянии грешника: радость бывает пред Ангелы Божиими о едином грешнице кающемся (Лк.15:10). γ) Даёт благовоние пред человеки; поскольку они примером кающихся исправляются (1Тим.1:16).

§ V

Смирение подобно бальзаму, ибо свойства оного приличествуют смирению. 1) Как бальзам врачует раны, так смирение лечит раны несогласий и раздоров, и оные усмиряет. Так Авраам укротил ссору между пастухами своими и Лотовыми чрез смирение, которое учинил пред Лотом (Быт.13). 2) Смирение подобно бальзамному деревцу, в рассуждении низкости. Смирение не возносится, не гордится, и вышних себе не ищет, но довольствуется своим состоянием, наблюдает Павлово наставление: не высокая мудрствующе, но смиренными ведущеся: не бывайте мудри о себе (Рим.12:16). Смиряет себя под крепкую руку Божию (1Пет.5:6). 3) В рассуждении всегдашней зелёности, ибо смирение всегда зеленеет и цветёт пред Богом и человеки, как говорит Сирах: коре́ния язы́ков гордых исто́рже Господь и насади смиренныя вместо их (Сир.10:18); и Давид поёт: кто яко Господь Бог наш? на высоких живый, и на смире́нныя призира́яй на небеси и на земли (Пс.112:5–6). 4) В рассуждении проницательного благовония. Смирение проницает человеческие сердца. Чьё сердце будет столь окамененно, чтоб один Христова смирения образ, егда умыл ноги ученикам, не проникнул в самую оного глубину, и не подвигнул бы к подражанию? Смирение проницает и самые небеса; ибо молитва кротких доходит к престолу Владычному, как видно на Есфири и Иудифи, 5) В рассуждении рассечения или разрезывания. Бальзамное дерево когда разрезывается, источает благовонный сок: так смиренный человек рассекает сердце своё сокрушением, когда помышляет, что он есть земля и пепел, и что нет ничего высочае как Бог, и великолепнее славы Его (Ис.6:1) А таковое рассуждение не есть ли пред Богом воня благоприятная?

§ VI

Муж благочестивый должен быть бальзамом. 1) Рождением плодоносным на лозе Христе утверждённом, и плоды покаяния приносящим, да так будет древо в славу по Исаину слову: и лю́дие твои вси праведнии во век насле́дят землю, храняще сад, дела руку его в славу (Ис.60:21).·2) Должен иметь в себе горесть сокрушения сердечного так, как Пётр: и изше́д вон пла́кася горько (Мф.26:75). 3) Должен испускать от себя благовоние, чтоб не постыдно мог сказать: приступите ко мне, желающии мене, и от плодов моих насытитеся (Сир.24:21). Благовоние же сие должен обносить в житии своём по Павлову учению: и о сих хощу́ тя утверди́ти, да пекутся добрым делом прилежа́ти веровавшии Богу (Тит.3:8). 4) Должен процветать добрым с другими обращением, да и на нём исполнятся оные слова: вы есте́ свет мира (Мф.5:14). K сему побуждает Апостол Пётр: возлюбленнии, молю яко пришелцев и странников, огреба́тися от плотски́х похоте́й, яже воюют на душу, житие ваше имуще добро́ во язы́цех, да о не́мже клевещут вас аки злодеев, от добрых дел видевше, прославят Бога в день посещения (1Пет.2:11–12). 5) Наконец, как бальзамное дерево ничем не подпирается, так благочестивый человек ни от кого не должен искать пособия и укрепления, но возмогать о Господе и в державе крепости его (Еф.6:10). Не полагай убо, муже благочестивый, упования твоего на человеков, но на Бога. Той тя препитает: не даст в век молвы́ праведнику (Пс.54:23): в сынах же человеческих нет спасения. [Читай: (Пс.70)].

§ VII

Христианине! старайся быть добродетели и благочестия любителем, да будешь благовонный бальзам, приятен Богу и человекам любезен. Покаяние, яко миро многоценное всегда обноси с собою, да стремление вечных казней, ожидающих беззаконников, не обрящет тебя и не повредит благосостояния души твоей. Да будет; вы́ну с тобою алавастр сей, сокрушением и раскаянием исполненный. Обходи грады и веси, ищи Иисуса, и мажь нозе Его. Но почто тебе искать Его, если Он везде есть, и при тебе? Препояшься точию изволением, всегда можешь обрести случай помазать Его, и улучить прощение. Насади в душе твоей нард смирения. Смирение есть так твёрдо, что никто оного ниспровергнуть не может; так живительно, что ничто оного иссушить не может; так высоко, что никто оного унизить не может; так благовонно, что никто благоухания его отнять не может; так прелестно, что и сам Бог оным не гнушается: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс.50:19). Сохрани в душе твоей различные добродетелей ароматы: нард смирения, маслину милосердия, смирну покаяния, ливан воздержания, алой терпения, да и ближние твои насладятся благоуханий твоих; да и в сей жизни Христос скажет о тебе: воста́ни, се́вере, и гряди, юже, и повей во вертограде моем, и да потекут ароматы мои (Песн.4:16); и в будущей речет: кто сия восходящая от пустыни (мира), яко стебло́ дыма кадящее смирну и ливан, от всех благовоний мирова́рца? (Песн.3:6) Елико возможно, печься должен ты, дабы зловоние пороков не обладало сердцем твоим. Ибо какое будет в тебе сходство со Христом, когда Он есть приятнейший бальзам; а в твоём сердце сделается ядовитый и зловонный греха состав Бога от тебя удаляющий, человеков прогоняющий, самого тебя бедственно убивающий. Когда же случится тебе и почувствовать зловоние греха, не попускай вкорениться глубоко заразе сей, но вскоре притекай к бальзаму милосердия Божия, маж раны твои, врачуй зловоние, истребляй грех. Соблюди одежду оправдания твоего, бальзамом заслуги Христовой помазанную, ею же облечёт тебя Бог в день обручения твоего, и в день веселия сердца твоего (Песн.3:11). Да не раздерёт её всякая противность: ни вражда, ни гонение, ни озлобление, ни напасть. Ты священный Христов бальзам в Крещении; больше убо испустить должен ты благоухание, когда несчастия сотрут тебя. Почитай Христа выше всего. Он твоё благоухание, твоё веселие, твоя радость, твоя утеха, твоя слава, твоё богатство, твоё блаженство; паче Его не люби никого, и ли́шше Его не ищи ничего.

* * *

16

См. С. Иерон. на гл. 14 Бытия. Исидор, кн. 17. Диоскорида, кн. 1, гл. 18. Ософраста, кн. 9 о растениях. Плин. кн. 13, гл. I и кн. 32, гл. 12.

17

Кн. 1 о войне гл. 13.

Комментарии для сайта Cackle