Рассуждение двадцатое. О Христе

Вменяю вся тщету быти за превосходящее разумение Христа Иисуса Господа моего (Флп.3:8).

§ I

Христос есть:

1) Истинный Бог, второе лице Святейшей Троицы, прежде век от Отца неизреченно рождённый, и в последняя лета – нашего ради спасения – воплотившийся от Девы. Сей придёт судить живых и мертвых. О предвечном Христовом рождении пишется: в начале бе слово, и слово бе у Бога, и Бог бе слово (Ин.1:1), – или: Сын мой еси ты, аз днесь родих тя (Пс.2:7), – и: рече́ Господь Господеви моему: седи́ одесну́ю мене (Пс.109:1), – или: словом Господним небеса утвердишася (Пс.32:6). Одна вера сие понимает, а мысль плотская, в понятии сем, ослабевает.

2) Христос есть Агнец: се, агнец Божий (Ин.1:36), ибо Он яко агнец принесён был на Крестном Жертвеннике.

3) Христос уподобляется орлу, в рассуждении царской власти, в рассуждении любви и благодарности. Плиний, славнейший естества испытатель, повествует об одном орле, воспитанном от девицы, который, когда уже оная девица возложена была на костёр, бросился туда же, и вместе с нею сгорел20.

4) Олтарь, который Бог повелел сделать из земли, означал Христову плоть имеющую быть жертвою за грехи всего мира: олтарь из земли сотворите ми и пожрите на нем всесожжения ваша и спасительная ваша (Исх.20:24). Кто прибегнет к сему олтарю – на нём же принёс Себя Христос жертву за грехи всего мира – тот убежит смерти второй (Евр.9:14).

5) Христос есть ковчег, в коем мы видим Бога по словам Павловым: бесте во время оно без Христа, отчужде́ни жития Израилевна и чу́жди от завет обетования, упования не имуще и безбожни в мире: ныне же о Христе Иисусе вы, бывшии и́ногда далече, близ бысте кровию Христовою (Еф.2:12–13). Одни Израильтяне видели славу Божию, являемую в ковчеге завета: и мы ныне можем с наперсником похвалиться: и ви́дехом славу его, славу яко единороднаго от Отца (Ин.1:14).

6) Христос есть свещник, имеющий семь свечей, то есть семь даров Святаго Духа, которые дарует Своей Церкви, и которые в Нём по превосходству находятся, как повествует Исаия: и почи́ет на нем Дух Божий, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ве́дения и благочестия: исполнит его Дух страха Божия (Ис.11:2–3).

7) Христа прообразили Херувимы Иезекиилевы: и подобие лиц их, лице человечее и лице львово одесную четырем, и лице те́лчее ошуюю четы́рем, и лице о́рлее четы́рем (Иез.1:10). „Христос был человек в рождении, телец в смерти, лев в воскресении, орёл в вознесении»21.

8) Проображал Христа столп облачный, и огненный, путеводившие некогда Израиля от горькой работы Египетской: Бог же вожда́ше их, в день убо столпом облачным, показати им путь, нощию же столпом огненным, светити им (Исх.13:21); ибо Христос ведёт нас в Царствие Небесное, и Огнь есть ведущий к Отцу, как Сам о Себе говорит: аз есмь путь и истина и живот: никто́же прии́дет ко Отцу, то́кмо мною (Ин.14:6).

9) Христос есть Давид, убивший мысленного Голиафа. Ещё уподобляется Давиду: α) в рассуждении пастырского звания, о коем Иезекииль: и возста́влю им пастыря единаго, и упасет я, раба моего Давида, той упасет я (Иез.34:23). β) В рассуждении царского звания, в коем находится Он в горе Сионе, то есть в Церкви: и даст ему Господь Бог престол Давида отца его, и воцарится в дому́ Иаковли во веки, и царствию его не будет конца (Лк.1:32–33). γ) В рассуждении возлюбления, ибо Давид – значит возлюбленный. И Христос есть Богу Отцу любезнейший: сей есть Сын мой возлюбленный (Мф.3:17).

10) Христос есть Илия молящийся: и дуну на о́трочища трижды, и призва́ Господа и рече́: Господи Боже мой, да возвратится убо душа о́трочища сего в онь (3Цар.17:21). Ибо Христос молился на кресте за распинателей: Отче, отпусти им: не ве́дят бо что́ творят (Лк.23:34). Как бы так сказал: Ты, Отче Мой веси, яко по неведению сие творят; того ради отпусти им, и сотвори, да возвратится душа их в них; ибо они ныне как бы бездушны, как бы мертвы суть – зане не веруют в Меня.

11) Христос есть цвет от корня Иессеева (Ис.11:1), окружённый пчёлами, о коих Давид: обыдо́ша мя яко пчелы сот (Пс.117:12). „Пчёлы, – говорит Августин, – были Фарисеи, не ведущие Христа, составляющего мёд нашего спасения»22.

12) Христос есть источник оный: яко у тебе́ источник живота (Пс.35:10). Ибо в Нём есть жизнь наша: в том живот бе, и живот бе свет человеком (Ин.1:4) Якоже бо Отец имать живот в себе, тако даде́ и Сы́нови живот имети в себе (Ин.5:26). – Аще кто жаждет, да прии́дет ко мне и пие́т (Ин.7:37). Кто пьёт от сего источника, реки от чрева его истекут воды живы.

13) Христос есть оная Ноева голубица, о коей пишется: и возврати́ся к нему голубица к вечеру, и име́яше суче́ц ма́сличен с ли́ствием во усте́х своих (Быт.8:11). Ибо Он к вечеру, то есть при кончине лет, принесёт нам радостную весть, яко уступи вода, то есть вечное проклятие от лица земли, и уверил нас о милости и мире Небесного Отца: и прише́д благовести́ мир (Еф.2:17). – Слава в вы́шних Богу, и на земли́ мир (Лк.2:14).

14) Христос есть пшеница посланная в зачатии, прозябшая в рождении, принесённая в дом во время очищения, биенная и изме́ленная в смерти, очищенная в Воскресении, ежеденно ядомая в Причащении.

15) Христос в Евангелии уподобляет себя ко́кошу (курице): Иерусали́ме, Иерусали́ме, изби́вый пророки и ка́мением побива́яй посланныя к тебе, колькра́ты восхоте́х собрати чада твоя, якоже собирает ко́кош птенцы своя под криле́, и не восхоте́сте? (Мф.23:37) Ибо Он каждого благодатью своею согревает, простирает на них крылья Свои, зовёт к Себе чрез покаяние, и от лютого коршуна диавола защищает.

16) Христос есть Иаков, посланный в Месопотамию (Быт.28:1–2) мира сего, да по́ймет себе Лию и Рахиль, то есть Иудейскую и языческую церковь, и да соединит Себе.

17) Христос есть Исаак23; ибо справедливо всем язы́кам сотворил смех, коей радости никтоже возмет от нас (Ин.16:22). [Снеси: (Агг.2:7)].

18) Христос есть лев24, из коего яко пчёлы произошли христиане: и обрати́ся (Самсон) ви́дети труп львов, и се, рой пчел во устех львовых и мед (Суд.14:8). Христос есть истинная манна. Ибо: α) родился без семени мужеского, но наитием свыше Святаго Духа. ß) Манна была маленькая, как пишется: и се, на лицы́ пустыни мелко яко кориандр (Исх.16:14): и Христос был мал и презрен: и ви́дехом его, и не имя́ше вида, ни доброты (Ис.53:2). γ) Манну мололи и толкли, как пишется и исхожда́ху лю́дие и собира́ху, и меля́ху в же́рновах и толца́ху в ступах (Чис.11:8): Христос – сотрен смертию, и смерть Его – всем спасительна; ибо Иудей и Еллин творит из неё себе потребники: и творя́ху из нея́ потребники (Чис.11:8). δ) Иудеи не разумели, что́ значит манна? Узре́вше же то сы́нове Израилевны, ре́ша друг ко другу: что́ есть сие? Не ве́дяху бо, что́ бяше (Исх.16:15): и Христос не знаем был Иудеями: не сей ли есть текто́нов Сын? (Мф.13:55) ε) Манна подавалась всем равно: богатым и убогим – на человека по Гомору: и измеривше гомо́ром, не преизбы́точествова иже много, и иже мало, не мнее прият (Исх.16:18): Христос подаётся всем равно, – Весь подаётся всякому верующему. ζ) Манна не падала с небес в день субботний: бысть же в седмы́й день, изыдо́ша не́цыи от людий собирати, и не обрето́ша (Исх.16:27): и Христос в субботу почивает во гробе. μ) Манна сохраняема была в стамне: Христос сохраняется в ковчеге сердец наших Богоугодною жизнью.

19) Христос есть Мелхиседек: ты Иерей во век по чину Мелхиседекову (Пс.109:4). Мелхиседек называется в Писании без отца, без матери, без причта рода: и Христос был без отца по человечеству, а без матери – по Божеству.

20) Христос есть Солнце, восшедшее в рождении, зашедшее в смерти, и паки явившееся в воскресении. Сие Солнце сияет на благих, лишает же зрения – всех нечестивых.

21) Христос есть лоза виноградная: аз есмь лоза истинная (Ин.15:1). Плоды её суть жизнь, веселие, мир, любовь, познание, правда, благочестие и проч. Изрядно о сем Кирилл Иерусалимский: „всякому, – говорит, – различен есть Спаситель в пользе его. Кто требует радости и укрепления, тому есть лоза; кто имеет нужду во входе,––тому есть дверь; кто желает приносить молитвы, тому есть ходатай и священник высочайший; кто имеет грехи, тому есть овча закланное за грехи мира"25.

§ II

Христианине! зри, какое сокровище имеешь в себе – Христа Господа, Создателя и Искупителя твоего. Он всего Себя излил в тебя. Он, будучи по званию Своему Царь, Священник и Пророк, сотворил и тебя пророком, священником и царём по оному: и сотворил есть нас цари, и Иереи Богу (Откр.1:6). Блюди, да не погубишь дражайшую сию маргаритку – Христа – дражайшего Благодетеля твоего. Потерять же Христа можешь:

1) Нерадением и безопасностью. Иосиф и Мария, родители Христовы (по воспитанию), потеряли Иисуса в Иерусалиме; поскольку между бесчисленным народом не могли иметь о Нём порядочного смотрения, но оставили Его ходить по своей воле (Лк.2:41–46). Так юродивые девы, безопасно почивая, потеряли Иисуса, и на браках не были.

2) Незнанием: так как пишется о Иосифе и Марии: и не разуме́ Иосиф и Мати его (Лк.2:43). Сколько есть ныне таковых, которые верою и именем Христовым хвалятся? Но ежели их вопросишь, что́ Христос? что́ Его лице? должность? заслуга? что́ вера? что́ отпущение грехов чрез веру? что́ примирение с Богом, оправдание и проч., поистине ни на едино не отвечают, поскольку не знают, – не знают, говорю, что они Христа из сердец и разума потеряли. Не довольно иметь Христа во устах, надобно иметь в уме и в сердце; не довольно точию во Христа верить, надобно знать в кого веришь, и как веришь?

3) Пустыми мнениями и ложными предрассуждениями. Вера не на мнениях, ни на пустых предрассуждениях; но на слове Божием, и обещании основывается. Слово Божие и вера неразрывно соединены между собою. Вера, лишённая слова, не есть вера, но одно ложное мнение, одна догадка; а где догадка, там нет ещё истины. Равно и слово без веры, есть тоже пустая и неосновательная мысль.

4) Излишним рассуждением о сродниках: и иска́ста его во сродницех и в зна́емых (Лк.2:44). И ныне многие Христа теряют, когда сродников и знаемых ему предпочитают.

Блюди убо, христианине! да не потеряешь Его коим-либо образом. Ежели мы Его потеряем – нет горшего для нас наказания. Ибо что́ мы тогда будем? – бедны, слепы, наги, погибельны.

„Хоть потеряешь всё, Христа лишь сберегай:

А потеряв Его, быть чем-либо не чай».

Потщись всегда в сердце твоём носить Христа Иисуса, носить верою, сокрушением сердечным, молитвами, любовью, чистотой. Очисти себя от всякой скверны плоти и духа; ибо ипостасная сия премудрость во злохудожную душу не входит (Прем.1:4). Очисти, говорю, себя от всех похотей мирских; ибо кто любит мир, тот не любит Бога, и Бог не обитает в нём. Ежели каким-либо образом и потеряешь Его; то да не помысли, что ты и без Него жить можешь. Да не будет сего! но паче восприяв надежду, поищи его без всякой отсрочки, ибо ищущий Его обретает.

§ III

Но где же, христианине, поищешь Христа? Не между сродниками и знаемыми, понеже от сих с Авраамом изыти мы должны (Быт.12:1). Не между сынами человеческими; ибо Он не обитает в теле повинном греху: но поищи Его с Иосифом и Мариею: 1) В церкви, в коей Он не точию память имени Своего оставил, но и присутствие и благословение Своё обещал (Исх.2:24). 2) Среди учителей. Поищи там, где слово Божие проповедуется, ибо и между ними присутствует Иисус: иде́же бо еста́ два или трие́ собрани во имя мое, ту есмь посреде́ их (Мф.18:20). 3) В Священном Писании, ибо оно свидетельствует о Христе (Ин.5:39). 4) Поищи в Покаянии и Евхаристии, в коей Он, под видом хлеба и вина, подаёт верующим пречистое Тело и Кровь Свою во оставление грехов и в жизнь вечную. 5) Поищи на кресте; ибо крест есть дверь, вводящая нас ко Христу. 6) Поищи в каждом духовном члене Церкви Христовой, в верных, то есть, рассеянных по всей вселенной. 7) Наконец поищи между нищими, алчущими, жаждущими, нагими, бессильными, страждущими; ибо, что делаешь единому из сих братий Его меньших – Ему самому то делаешь. „Покажу тебе, – пишет Августин26, – по справедливости, как можно обресть, или познать Христа, ежели только кто имеет желание видеть Его. Ежели желаешь видеть Господа: сыщи нищего, воззри на бедного, приими странного, посети немощного, притекай к темнице. Ежели желаешь видеть Бога: узы пленникам разреши, сплетения неправды пресеки. Слыши о сем Господа глаголющего: взалкахся, и дасте ми ясти«, и проч. И на другом месте27: „куда идёшь? к жизни; каким путём? слыши Господа глаголющего: аз есмь путь, и истина, и живот (Ин.14:6). Не можешь заблуждать, Христос есть путь. Не можешь обмануться, Христос есть истина. Не можешь не жить, Христос есть жизнь. Путём, кой есть Христос, грядёшь ко Христу – истинному животу. Христос есть путь, ты – путник. Носи с собою запас Христа. Ведёт тебя к самому себе: путь, истина и живот. Но как обрящешь путь сей, как сыщешь запас сей? Христос есть Бог, а Бог – везде есть. Ежели Бог везде есть, то и в тебе есть, позади тебя есть пред тобою есть, за и вкруг тебя есть. Бог всё исполняет. Не думай, будто Бог далече; везде, где Его поищешь – сыщешь. Вожделенного гостя имеешь ты – Бога, сделай же и угощение такового гостя достойное». И далее говорит: „Ежели приятное уготовишь Ему гостеприимство, то и Он приятное, и того лучшее ещё приуготовит тебе угощение. О! колико ты блажен будешь, ежели гость Божий будешь! ежели во граде Его, Небесном Иерусалиме, обрящешь пребывание! ежели Бог, в день Судный благодаря тебя, скажет: странен бех, и ввел еси мене (Мф.25:35); прииди убо, благословенный Отца Моего, наследуй уготованное тебе Царствие; понеже, что сотворил единому братий Моих меньших, – Мне сотворил еси» (Мф.25:40).

Блажен, кто потеряв дражайший бисер – Христа Господа – паки обрящет его; но гораздо блаженнее – кто никогда не потерял его, но благими делами, и живою верою – всегда его иметь старается в сердце своём.

* * *

20

Книга 10, гл. 5.

21

Григор бес. 4 на Иезек. Август. том 9, стр. 663.

22

Том. VIII, стр. 1319.

23

Августин, том 10, стр. 757.

24

Августин, том 10, стр. 829.

25

Катихизис 10.

26

Глава 7, том 9, стр. 955.

27

О посещении немощных том 9, гл. 9, стр.958.

Комментарии для сайта Cackle