Рассуждение девятнадцатое. Об Аароне

Яко миро на главе, сходящее на браду́, браду́ Ааро́ню, сходящее на оме́ты одежды его (Пс.132:2).

§ I

Аарон был брат Моисеев, великий Священник Ветхого Завета, как изъясняет Бог Моисею: и взе́м ризы святыя, облече́ши Аарона брата твоего, и в хитон подир, и в ризу верхнюю, и в слово (Исх.29:5). Сей Аарон, истинно, пред Богом согрешил, как пишется: и на Аарона разгневася Господь зело, еже погубити его; и молихся и за Аарона во время оно (Втор.9:20). [Снеси (Исх.32:21)]. Согрешение Аароново доказывает слабость человеческую и Божие милосердие, ибо он Богом в милость паки принят. Он примером служить может всем благочестивым, которые ежели по слабости согрешат, должны умолять Бога чрез Христа, и Бог – в конец оставить их не может.

§ II

Аарон был прообраз Христа в рассуждении священства. Хотя Аароново священство не одинакового свойства было с Христовым; ибо священство Аароново было несовершенное в рассуждении действия, ибо было телесное: а Христово священство было совершенное и духовное, при котором перестало Аароново. Ветхозаветное Аароново было переменное: а Христово есть непременное. Аароново в приношении жертв скотских состояло: а Христово не во крови козлей, ниже́ тельчей, но в крови Самого Его, ею же вниде единою во святая, вечное искупление обретый (Евр.9:12). Аароново священство отправлялось от людей смертных: а Христово – от Самого Христа – ожидаемого всеми веками Мессии, и ходатая лучшаго завета (Евр.8:6).

§ III

Аарон может быть примером священнику церковному:

1). В рассуждении истинного призывания: никтоже бо сам себе приемлет честь, но званный от Бога, якоже и Аарон (Евр.5:4): так священник должен законно к должности своей призван быть; a не чрез деньги приобретать важность священства, дабы некогда Симониею поставленные священники не услышали оных Божиих глаголов: не посылах Пророки, а они теча́ху: не глаголах к ним, и ти́и пророчествоваху (Иер.23:21).

2) В рассуждении особенного избрания, как пишется: посла́ Моисеа раба своего, Аарона, егоже избра́ себе (Пс.104:26): так священник должен особенно от Бога избран быть, дабы приличествовали ему оные Господни, пророку Иеремии произнесённые слова: прежде неже мне создати тя во чреве, познах тя, и прежде не́же изы́ти тебе из ложесн, освятих тя, Пророка во язы́ки поставих тя (Иер.1:5).

3) В рассуждении особенного красноречия, как глаголет о нём Бог к Моисею: не се ли брат твой Аарон Левитин? вем, яко глаголя возглаголет он вместо тебе (Исх.4:14): так священник должен быть красноречив, и силен утешати во здравом учении, и противящияся обличати (Тит.1:9), по подобию Аполлоса Александрянина, о коем пишется, муж слове́сен, прии́де во Ефес, силен сый в книгах. Сей бе оглашен пути́ Господню, и горя́ духом, глаголаше и учаше известно, яже о Господе (Деян.18:24–25).

4) В рассуждении духовного помазания. Об Аароне говорит Давид: яко миро на главе, сходящее на браду́, браду́ Аароню (Пс.132:2): так священник должен быть помазан духовным елеем, и жить так, дабы о нём всяк мог сказать: возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза тя, Боже, Бог твой елеем радости паче причастник твоих (Пс.44:8). Ещё священник должен знать, как другим показывать путь к честности, дабы слепец слепца водя – оба в ров погибели не впали; должен стараться вести паству свою узкими вратами, а не путём широким; ибо узкими враты входят в Царство Небесное, а широкий путь вводит в пагубу (Мф.7:13)

5) В рассуждении того, как священник должен благословить народ свой. Аарону чрез Моисея, так повелевает Бог благословить народ: си́це благословите сыны Израилевны, глаголюще им: да благословит тя Господь и сохранит тя; да просветит Господь лице свое на тя и помилует; да воздвигнет Господь лице свое на тя и даст ти мир (Чис.6:23–26). Так священник должен благословить люди своя проповедью слова Божия, подавая пример ко благочестию собственною своею жизнью, и должен беречься, дабы смертоносным ядом нечестия от гортани его не напоены были дети его духовные; в таковом бо случае и священник и дети могут наследовать несчастную кончину Илия, первосвященника ветхозаветного и сынов его.

6) В рассуждении того, что он был устами Моисеевыми. Аарон говорил к Фараону и к людям вместо Моисея: так уста священника должны хранить закон, и быть устами Божиими. Он должен, яко трубу, возвышать глас свой, и громогласно проповедовать оные Божие слова: доколе судите неправду, и лица грешников приемлете? судите сиру и убогу (Пс.81:2–3) и проч.

7) В рассуждении красоты во одежде. Об Аароне пишется: ублажи́ его (Господь) благоукрашением и препоя́са его одеждою славы (Сир.45:8): так священник должен быть в одежде и нравах скромен, в обращении – тих и молчалив, и как Павел повелевает: подобает Епископу бы́ти непорочну; еди́ныя жены́ мужу, тре́звену, целомудру; благоговейну, честну, страннолюбиву, учительну; не пия́нице, не бийце, не сварливу, не мшелои́мцу, но кротку, (не завистливу), не сребролюбцу (1Тим.3:2–3).

§ IV

Да омывает убо ежеденно священник одежды души своей молитвами, исповеданием веры Христовой, добрым примером овцам своим предшествуя, и Кровию Христовою себя очищая, дабы некогда наг пред лицем Божиим не обрёлся. А для сего всякому священнику надобно купить злато разжже́но огнем любви Христовой, да обогатится, и одеяние благочестия бело, да облачится, и да не яви́тся срамота наготы его (Откр.3:18). – Блажен бдяй и блюды́й ризы своя, да не наг ходит и у́зрят срамоту его (Откр.16:15).

Комментарии для сайта Cackle