Рассуждение тридцать четвёртое. О богатстве

Не уповайте на неправду, и на восхищение не желайте; богатство аще течет, не прилагайте сердца (Пс.61:11).

§ I

Богатство в различном смысле взимается. 1) Богатство и стяжание мира сего. 2) Суть богатства духовные, как в Боге: благость, премудрость, правда, суды: о, глубина богатства премудрости и разума Божия! яко неиспы́тани су́дове его, и неизследовани путие́ его (Рим.11:33). В праведниках суть духовные богатства, ибо им свойственно богатеть, то есть возрастать в благочестии, вере, терпении; как Павел к Филиппийцам пишет: и о сем молюся, да любовь ваша еще паче и паче избыточествует в разуме и во всяком чувствии (Флп.1:9). 3) Богатства естественные, то есть душевные дарования, которыми душа от Бога обогащается. 4) Богатства нравственные. 5) Богатства вечные. Они суть блаженство вечное, которое праведники получить желают.

§ II

Временные богатства не суть не позволительны. Они сами чрез себя никогоже осуждают, и суть дар Божий. Богатство есть средняя вещь сама чрез себя ни добрая, ни худая; но добрая или худая бывает от употребления в пользу ли, или во вред человек оное употребляет. Мы имеем многие примеры, что и самые богатые были честные люди, и Богу угождали. Богат был Авраам, как говорит писание: Аврам же бя́ше богат зело́ скоты и сребром и златом (Быт.13:2); но что́ о нём говорит Иаков: верова же Авраам богови, и вмени́ся ему в правду, и друг Божий наре́чеся (Иак.2:23). Был богат Давид; но что́ говорит о нём Бог: обрето́х Давида сына Иессе́ова, мужа по сердцу моему (Деян 13:22). Богат был Иезекия; но слушай, что говорит о нём Писание: на Господа Бога Израилева упова́, и по нем не бысть подобен ему в царе́х Иудиных, и в бывших прежде его (4Цар.18:5). По сей-то причине Соломон ублажает богатых: стяжание, – говорит, – богатых град тверд (Пртч.10:15); и сыну своему повелевает: сы́не, пий во́ды от своих сосудов и от твоих кладенце́в источника; да преизлива́ются тебе во́ды от твоего источника, во твои же пути да происходят твоя во́ды; да будут тебе единому име́ния, и да никто́же чу́ждь причастится тебе (Пртч.5:15–17).

§ III

Но при всём том, ежели богатство, или будет тебе препятствовать или вовсе отвлекать от богослужения, то

1) Оставить оное и презреть непременно до́лжно. Истинное богатство состоит в едином Боге. Кто имеет в себе Бога вся имеющего, тот всё имеет, хотя бы ничего от мирских добр не имел. Гергесинские жители более любили свиней нежели Христа, ибо ви́девше моли́ша его, яко дабы́ преше́л от предел их (Мф.8:34). Мы должны дражайший бисер Христа более любить, нежели стяжание мирского богатства, поскольку мирское богатство: α) ничего не пользует, и есть суетно. Пророк Божий Самуил Иудейскому народу такой даёт совет: не уклони́теся от последования Господня и поработайте Господу всем сердцем вашим, и не преступи́те вслед ничто́же су́щих, и́же не посо́бствуют и не изъи́мут, яко ничто́же суть (1Цар.12:20–21): так Небесный наш Пророк научает: никтоже может двема господинома работати (Мф.6:24). Изрядно на сие говорит Августин: „и что пользует богатому то, что он имеет, когда Того, Кто всё дал, – не имеет?»115 β) Богатство имеет великие неудобства. Потребно кровавые пролить поты, различные преодолеть трудности, тысячу испытать смертей, пока богатство приобретёшь. Приобрётши, сколько должно иметь попечения, чтоб оное сохранить: на земли́, бо сокровище червь и тля тлит, и та́тие подко́пывают и крадут (Мф.6:19); a посему богатство γ) не верно есть, и человека скоро оставляет; ежели же и не оставит в сей жизни, то в смерти совершенно оставит; умирающие бо оставят чужди́м богатство свое (Пс.48:11). Ничто́же бо (слова Павловы), внесо́хом в мир сей: я́ве, яко ниже́ изнести́ что можем (1Тим.6:7). Богатый, – говорит Иов, – у́снет и не приложит, очи свои отве́рзе, и несть (Иов.27:19). δ) Богатство есть великим препятствием приходить ко Христу. Так Евангельский юноша на повеление Христово: иди, прода́ждь имение твое и да́ждь нищым, и гряди́ вслед мене́ (Мф.19:21), не ответствовал, отъи́де скорбя; бе бо имея стяжания мно́га (Мф.19:22). Отъиде скорбя от пути Небесного, который показывал Христос, оставил истину – и обманулся, презрел жизнь – и подверг себя смерти. Христос бо един есть: путь, и истина, и живот. Кто хочет взойти на Небо, тому до́лжно милоть свою с Илиею бросить (4Цар.2:13); кто хочет войти во дворы Господни, тому не до́лжно обременяться тем, что препятствует в пути. Брось, христианине! милоть богатства твоего на персть земную; ибо оно есть прах, часть дыма, сон, привидение, мечта. Не слышишь ли ты ещё гласа, которым всегда слух твой поражают твари. „Человече! ты сам прах, какая убо тебе нужда в прахе? в злате? старайся о духовных, да дух твой ко Богу приблизится; брось милоть, чтоб тебе препятствия не учинила». ε) Богатство всякими житейскими попечениями обременяет человека. О сей истине говорит Сам Сын Божий: человеку некоему богату угобзися нива: и мы́сляше в себе, глаголя: что́ сотворю́, яко не и́мам где собра́ти плодов моих? (Лк.12:17) Бедный человек! не знаешь что делать, на что употребить богатство своё! Хорошо бы поступил, ежели бы употребил богатство так, чтоб и Давид его похвалил следующими словами: расточи́, даде́ убогим: правда его пребывает в век века (Пс.111:9). А напротив того, он поступил иначе: душе́, и́маши бла́га многа, лежа́ща на ле́та мно́га; почивай, я́ждь, пий, весели́ся (Лк.12:19); за что не точию пробрёл титул безумного, но и души своей лишился. Рече же ему Бог: безу́мне, в сию́ но́щь истя́жут душу твою от тебе́ (Лк.12:20). Итак, видно, что ζ) богатство есть великим к спасению нашему препятствием. Мы в сем случае должны уподобляться Иосифу, который оставил одежду в руках госпожи своей. Мир сей хочет духовно с нами прелюбодействовать, желая совлечь с нас одежду святости. Оставим богатство в руках его, бежим из объятий его, и будем первые по Царе нашем Христе Иисусе. μ) Богатство великим есть спасению препятствием; поскольку многих пороков есть виновно. Ибо (1) Богатство делает человека высокоумным, как пишет Павел к Тимофею: богатым в нынешнем веце запреща́й не высокомудрствовати (1Тим.6:17); ибо по Соломону, премудр у себе муж богатый (Притч.28:11). Так возвеличися пред Господем сердце Навуходоносорово. (2) Богатство делает человека немилосердным к нищим, и помощи его требующим. Таков был Навал; который не восхотел подать помощи Давиду: и вскочи, – пишется, – Нава́л и отвеща́ отроком Давидовым, и рече́: кто́ Давид? и кто́ сын Иессе́ов? и возму́ ли хлебы моя и вино мое (1Цар.25:10–11) и проч. Таков был Евангельский богач, который лежащему при вратах его Лазарю и от крупиц своих есть не давал. (3) Богатство производит бесчеловечие, о коем говорит Сирах: богатый обиду сотвори́, и сам приразгне́вася: нищий же обидим бысть, и сам приумо́лится (Сир.13:4). (4) Богатство делает человека неблагодарным, поскольку богатый редко признаёт Бога, подающего ему оное.

2) Богатства любить не до́лжно, поскольку оно вредно. Вредно же α) потому, что любящие земная согнивают душами своими. О чём изрядно Западной Церкви учитель Августин: „ты, – говорит он, – стараешься, чтоб переменить место твоему запасу; и получаешь, чтоб сердце твоё в земле согнивало!»116 β) Богатые горе себе заслуживают, поскольку делают левое правым, и правое неправым. О сем так Исаия вопиет: горе глаголющым лукавое доброе, и доброе лукавое, полагающым тму свет, и свет тму (Ис.5:20). γ) Богатые делают из тьмы свет. И что́ бо земное богатство есть, аще не тьма, во тьму кромешную ввергающая? Но при всём том богатые обещавают себе свет: душе́, и́маши мно́га бла́га (Лк.12:19). δ) Богатые привлекают на себя гнев Божий: они любят более богатство, нежели Бога, и бог им есть – богатство. А Бог о себе вот что говорит: аз есмь Господь Бог твой, Бог ревнитель (Исх.20:5) – и на другом месте: славы моея́ иному не дам (Ис.48:11). ε) Богатство есть терние уязвляющее, и вред человеку наносящее. Так оное Спаситель наименовал в толковании притчи о семени, егоже изы́де се́яй, да се́яти (Мф.13:3).

Но почему богатство есть терние? внемли. 1) Богатство есть терние, поскольку уловляет. Терние, ежели оное неосторожно человек берёт, великую причиняет рану: подобным образом богатство уязвляет человека, ввергая его во многие пороки. О сем говорит Апостол Павел: хотя́щии богатитися впадают в напасти и сеть, и в похоти мно́ги несмы́сленны и врежда́ющыя, яже погружают человеки во всегуби́телство и погибель. Корень бо злым сребролюбие есть, его́же не́цыи жела́юще заблуди́ша от веры, и себе́ пригвозди́ша болезнем многим (1Тим.6:9–10). В какие же напасти падают, и к каким болезням пригвождают себя богатые, аще не тем, кои описывает св. Григорий, то есть: „измене, обманам, коварствам, клятвопреступлениям, наглости, свирепству, немилосердию, ожесточению сердца»117. Иуда увязнул в сеть сребролюбия, а посему попал в сило отчаянья, и шед удавися. Подлинно, богатство есть терние, уязвляющее душу. Кратес философ, почитал деньги тернием; a посему и сказал: „я вас в море брошу, чтоб вы меня не бросили». (2) Богатство есть терние. Терние допускает жить и рождаться в себе ядовитым животным, как-то: змеям и прочим: так богатство рождает и питает многие другие злочестия, как-то: безумие, уныние, презрение Богопочтения, презрение ближнего, праздность, роскошь в пище, одеянии и прочее. Посему-то Павел говорит: корень бо всем злым сребролюбие есть (1Тим.6:10); которое место толкуя, св. Амвросий: „сребролюбие, – говорит, – может место дать всякому злу; потому корень всех зол есть». Богатство имеет таковые ключи, коими всем порокам дверь отверзает. Два брата были: Ефрем и Манассия; Ефрем – значит приращение или плодотворяй, Манассия – забвение толкуется (Быт.41:51–52). Знай же, что приращение богатства имеет братию: забвение Бога, забвение нищих, забвение благочестия, законов, смирения, любви, послушания. Следовательно, богатство подобно тернию, согревает и питает яд беззаконий; под защитою бο богатства пороки все скрыты и ненаказанны бывают. Из сего видно, что богатство излишнее иметь, что иное есть, как не врага своего скрывать в своём доме? ежели не змею питать в лоне своём? ежели не открытый путь иметь ко аду? придай к сему и то, что богатство – сверх домашних врагов – питает ещё и сторонних. Там похищают оное воры, там съедают льстецы, подлипалы, комедианты, шуты, да сему так и быть должно; ибо говорит Соломон: во множестве блага умножишася яду́щии е (Еккл.5:10). (3) Богатство есть терние. Терние как бы грабит проходящих, у везущих сено стаскивает, и к себе влечёт, у овец во́лну, а нередко, и платье на человеке раздирает, наконец, у ближних произрастений отнимает сок; a посему лишает их плодов, кои бы они приносить могли; таковое свойство есть богатства, что имеющие оное обыкновенно что-либо отнимают из добр убогих: кои имеют дело с богатыми, и с ними вступают в сообщество, те должны непременно что-либо от своего потерять, и понести убыток; ибо богатые всегда желают у другого покупать за подлую цену, а собственное продавать весьма дорого; богатые щадят своё богатство, хотят пользоваться имением ближнего, как оный приточный богач, о коем Нафан повествовал Давиду (2Цар.12:1–4). Богатые не дают покою бедному, коему взаймы дали; скупы сами на воздаяние. Соседи богатых никогда не обогащаются; ибо сии весь сок богатства к себе одним влекут. Следовательно, кто имеет дело с богатыми, тот обращается в тернии. О них-то можно сказать, возгорешася яко огнь в тернии (Пс.117:12). (4) Богатство есть терние. В тернии растущий цвет любим, но самое терние – ненавидим и сжигаем; ибо оно ни к чему не способно. Во время весны, когда терние произрастает цветы: срывается, полагается в сосуд исполненный воды, поставляется на стол, дабы его приятным запахом можно было наслаждаться; но, когда цвет его отпадает, – тогда измещется вон или сжигается, тогда бо приятности в нём не обретается: так богатые в веке сем ублажаются и почитаются. Ибо богатство прилагает дру́ги мно́ги (Притч.19:4). Но когда лишается, или в сей жизни, или в смерти; тогда от всех обожателей своих оставляется, и в пламень геенский, с Евангельским богачом ввергается. Слушай, что о сем говорит св. Апостол Иаков: якоже цвет травный мимои́дет богатый. Возсия́ бо солнце со зноем, и изсуши́ траву, и цвет ея́ отпаде́, и благолепие лица́ ея́ поги́бе: си́це и богатый в хождении своем увядает (Иак.1:10–11).

3) Богатства любить не до́лжно, поскольку оно бесполезно. α) Потому, что оно не утоляет жадности человеческой, но более умножает. Богатые подобны бывают оному баснословному Танталу, который, стоя в воде по горло, ещё пить просил. β) поскольку оно бывает орудием нашей погибели. Авессалом власами своими, которые были ему украшением, повис на древе, и был убиен (2Цар.18:10–14). Власы суть богатства, коими человеки в мирских заботах как бы запутываются, и их адский Иоав убивает, пронзивши вечною смертью. О таковых пишет Давид: яко овцы во аде положе́ни суть, смерть упасе́т я; и обладают ими пра́вии зау́тра, и помощь их обетша́ет во аде, от славы своея́ изринове́ни бы́ша (Пс.48:15). γ) Богатство есть витальница диаволу. Бог запретил не насаждать дерев близ олтаря: да не насади́ши себе дубравы, всякаго древа близ олтаря́ Господа Бога твоего да не сотвори́ши себе (Втор.16:21). Сердце наше есть олтарь Божий, на котором мы духовные жертвы возносить должны. Опасаться убо надобно, чтоб не насадить в сердцах наших несчастного древа богатства, которое есть виталище сатанино. δ) Богатство есть ничто. Златого тельца слили себе Израильтяне, но Моисей, нисшедши с горы, златого тельца оного обратил в прах, и в воду бросил (Исх.32:20): так богатые почитают злато своё яко Бога, по оному Павлову слову: всяк лихоимец, иже есть идолослужитель (Еф.5:5); но Христос придёт некогда от горы Небесной, и всё земное богатство обратит в прах, и накажет всех жертвовавших ему. Счастливы будут богатые, если восхотят подражать праведному Иову, кой сам о себе говорит: аще вчиних злато в крепость мою, и аще на ка́мения многоценная надеяхся? (Иов.31:24)

4) Богатства любить не до́лжно, ибо излишнее любление богатства, есть гнусно и неприлично. Не стыдно ли ходить обложенному оковами? Но богатые носят оковы сии, ибо ничего более не желают и не ищут кроме богатства. Они не воздевают своих рук к Богу, ноги их не ходят по пути согласия и мира, и, наконец, они от диавола пленены бывают, и зрения душевного лишаются. Разберём ещё и сие: пристойно ли было, ежели бы кто гордится сеном? не всяк ли бы почёл его безумным? не богатство ли есть трава и сено? почто убо ты любишь траву, которая косою будучи подсечена, скоро иссыхает. Превратность сию Давид описывает так: ви́дех, – говорит, – нечести́ваго превознося́щася и вы́сящася яко кедры Ливанския; и мимо идо́х, и се, не бе, и взыска́х его́, и не обре́теся место его (Пс.36:35–36). Рассмотрим и сие. Никто не желает быть сыном другого отца, ибо неприлично отречься собственного своего. Но справедливо богатые суть сынове чуждые: α) поскольку не ищут благ Отца Небесного. β) Не подражают Отцу своему, ибо суть немилостивы, и не исполняют повеления Христова: любите враги́ ва́шя, яко да будете сы́нове Отца вашего, иже есть на небесех; яко солнце свое сияет на злыя и благия (Мф.5:44–45). γ) Не имеют любви к Отцу Небесному, любят мамону, которая есть бог их: а сынам свойственно любить своего Отца, стараться быть Ему подобным, и желать получить наследие Его.

5) Богатства любить не до́лжно, поскольку любление богатства не есть звание верных Божиих. α) Верные должны быть овцы остриженные, не имеющие, то есть пристрастия к излишним богатствам; и о них-то пишется: яко стада́ остриженных, яже изыдо́ша из купели, вся двоепло́дны, и неродя́щия несть в них (Песн.4:2). β) Верные должны быть мудры, да разумеют, что временные добра даются и самым беззаконникам, и что лишение оных, не может быть знаком того, что Бог их оставил. γ)·Верные должны быть путники; a посему должны ведать, что им дом оставить надобно по оному: слы́ши, дщи́, и ви́ждь, и приклони ухо твое, и забу́ди люди твоя и дом отца твоего (Пс.44:11). Дом сей есть мир. Сей-то дом должны верные оставлять, дабы понравиться Христу, Жениху своему. И возжелает Царь доброты твоея́, зане́ той есть Господь твой, и поклони́шися ему (Пс.44:12). δ) Верные должны всегда с Павлом говорить: задняя убо забывая, в передняя же простира́яся, со усердием гоню́ к почести вы́шняго звания Божия о Христе Иисусе (Флп.3:13–14).

§ IV

Итак, богатства любить не до́лжно. Но неужели не должно и иметь? Никак. Богатство собирать и иметь весьма позволительно, поскольку и богатые спастись очень могут. Сам Христос говорит что богатым не вовсе спастись не можно, но что весьма трудно. Рассмотреть убо надобно, как можно богатство иметь без порока.

1) Богатство можно иметь без порока, ежели не будем искать его с жадностью. И α) не с тем намерением, чтобы быть богатым, поскольку не богатство осуждает, но – жадность имения. Посему-то Сирах говорит: блажен богатый, и́же обре́теся без порока и и́же вслед злата не и́де (Сир.31:8), то есть не жадничает. Итак, чтоб иметь богатство без порока, до́лжно желать оного не для излишества, но точию для необходимости. β) Чтобы первым предметом искания и желания вашего, было Царствие Небесное, а потом уже богатство временное. Ибо сие и есть различие между праведными и грешниками, между спасаемыми и погибающими; поскольку первые богатству временному, от Бога данному, предпочитают богатство духовое и вечное: а сии временное – вечному, и плотское – духовному. γ) Чтобы мы боялись Бога, и исполняли Его повеления; без страха бо Божия собираемое богатство, есть пагубно.

2) Богатство можно иметь без порока, ежели о имении его веселиться не будем; но будем равнодушно, как на богатство, так и на убожество взирать. Иов имел богатство без порока, ибо не веселился о нём, как сам о себе говорит: аще возвеселихся, многу ми богатству сущу, вместо пшеницы да взы́дет ми крапива, а вместо ячме́ня терние (Иов.31:25, 40).

3) Богатство можно иметь без порока, ежели на оное уповать, оным гордиться, и хвалиться не будем; ибо уповающим на богатство трудно получить Царствие Небесное. Павел повелевает Тимофею, чтоб он богатым запрещал не высокомудрствовати, ниже́ упова́ти на богатство погибающее, но на Бога жи́ва (1Тим.6:17). И кто премудрый, хвалиться будет богатством своим? и что́ есть богатство, аще не одно лекарство, изобретённое к облегчению бедности человеческой? Что́? аще не пластырь, который богатые к ранам бедных, нищих, убогих, болезнями сляченных прилагать должны? Изрядно о сем говорит св. Илларий: „так мы золотом в милостыню данным переменяемся, что из земных небесными, из смертных бессмертными делаемся»118: в противном случае, ежели кто не раздаёт богатства бедным и нищим, и не полагая надежды на Бога; но на богатство своё надеется, тому некогда сказано будет: се, человек, и́же не положи́ Бога помощника себе, но упова́ на множество богатства своего, и возмо́же суетою своею (Пс.51:9).

4) Богатство можно любить без порока, ежели не будем оное любить, но презирать. Мы, бедные ученики Христовы, грядущие вечность получить, уготованное дражайшее Царствия Божия наследие, неужели убо столько возлюбим богатство, чтоб для оного оставить и путь сей? или мы не знаем, что богатство есть земля? Всё же земное Павел за уметы почитает (Флп.3:8). Кто убо привязан сердцем своим к богатству, тот не без греха оное имеет.

5) Богатство можно иметь без порока, ежели не богатство нами, но мы богатством владеть будем. А владеть богатством – значит употреблять оное на всё доброе и нужное, и во всяких случаях. Ибо знак господства есть посылать раба своего, куда угодно, и повелевать по произволению, как сказал сотник Иисусу Христу: аз человек есмь под властию, имы́й под собою воины; и глаголю сему: иди, и и́дет. И другому: прииди́, и приходит. И рабу моему: сотвори́ сие́, и сотвори́т (Мф.8:9): так и ты, христианине! под властью еси, имеешь богатство рабом твоим. Повелевай оным по произволению, оно тебе да повинуется; говори богатству твоему: иди помоги сиротам борющимся со скудостью; иди в дома нищих, алчущих – напитай их; в дома нагих – одень их; иди к больным, старайся их излечить; гряди в скудный храм Божий, и укрась его. Так повелевай имением твоим, и тогда богатство твоё будет тебе беспорочно. Напротив того, ежели богатство твоё повелевать тобою будет, тогда ты будешь раб его, тогда стяжание твоё будет беззаконно.

6) Богатство можно иметь без порока, ежели мы не станем считать сие великим несчастьем, когда оное в случае потеряем; но всегда с Иовом будем говорить: Господь даде́, Господь отъя́т: яко Господеви изво́лися, тако бысть: бу́ди имя Господне благослове́но во веки (Иов.1:21). Ежели мы строители, которых поставил Господь над имением нашим, то будем ли роптать, если Господь скажет нам: не возможеши ктому дому строити (Лк.16:2)?

7) Богатство можно иметь без порока, ежели умеренно и для нужды нашей, так же и для других похвальных деяний, а не на роскошь, сладострастие, мотовство, и другие запрещённые дела употреблять будем. Внемли, что говорит премудрый Царь: ме́д обрет я́ждь умеренно, да не ка́ко пресыще́н изблюе́ши (Пртч.25:16). Мёд обрёл ты, когда обрёл богатство; в пользу будет оно тебе, когда его употребишь умеренно; во вред,– если не умеренно, на беспутные, то есть деяния. Израильтяне имели злато и серебро; но поскольку при Синайской горе употребили оное не на Богоугодное дело, то богатство погубили, и сами погибли; ибо по свидетельству Писания, в то время их погибло 33000 человек (Исх.32). Рассмотрим мы себя, на что мы употребляем богатство своё, для того ли чтоб сделать вспомоществование бедным? чтоб искупить пленных? чтоб создать странноприемницы? чтоб украсишь церкви? Нет! но чтоб проиграть в карты, чтоб промотать на беспутные дела, чтоб украсить картинами и живописью свои палаты, чтоб завести музыки; сады статуями, и водоёмами наполнить. А о пиршествах что скажем, которые мы обыкновенно заводим? опасаться нам в таком случае надобно, чтоб не лишиться живота вечного. Вечери богатых всегда суть трагические. Воззрим на сына Давидова Амнона, и Авессалома, сотворившего вечерю братьям своим; но что говорит Писание? и сотвори́ша о́троцы Авессало́мли Амно́ну, я́коже заповеда им Авессалом (2Цар.13:29). А что заповедал Авессалом? Вот что! видите егда́ возблажа́ет сердце Амно́не от вина, и реку́ вам: поразите Амно́на, и умертвите его, не убойтеся (2Цар.13:28). Воззрим на Валтасара, не в ту ли ночь был убиен, когда сотворил пир велий вельможам своим? Если и мы будем на зло употреблять богатство своё; то таковое употребление без сомнения нас осудит, а не оправдит.

§ V

Итак, христианине! ежели ты хочешь спастись с богатством, то будь мудрый и верный оного строитель: не превозносись, когда ты богат, и не старайся обогатиться лишением другого. Воспоминай слова св. Амвросия. Он говорит: „куда как вы богатые простираете ненасытные желания ваши? Разве одни вы будете жить на земли? Для чего вы отмещете соестественного вам, и себе присвояете владение? Вообще для всех богатых и бедных земля основана есть. Для чего вы одни, богатые, правом собтвенным присвояете землю? Не ведает естество богатых. Оно всех бедных производит, нагих изводит на свет, не имеющих пищи и одеяния. Нагих приемлет земля, каких произвела. Она границ владений не заключает во гробе. Тесная могила бедному равно, как и богатому довольна ко вмещению; и земля, которая живого не вмещала пристрастия, целого уже богача вмещает»119. Если богат ты, и хочешь спастись – уделяй от имения своего бедным. „Ибо, как говорит Златоуст120, богатство не есть грех, но грех есть не разделять оного бедным. Кто раздаёт богатство бедным, тот употребляет оное в пользу души своей; а кто на худо употребляет (слова Григория Низанзина), беден есть равно как и тот, который самопроизвольно себя ранит тем мечом, кой носит к отмщению неприятелям». Если ты богат, и хочешь спастись, не привязуй души твоей к богатству так, чтоб для него и Бога забыть, и закон попрать, и совесть усыпить; но более и более старайся делами своими прославить даровавшего тебе оное. „Истинное добро не богатство есть, – говорит Бернард, – но добродетели, которые с собою совесть носит, дабы на веки обогатиться». Нималой для души нет пользы, если ты богат, а совесть обнажённую имеешь всякого дела благого. „Что пользует, – говорит Августин121, – сундук добрами наполненный, если совесть твоя есть пустая? ты хочешь добра иметь, а сам не хочешь добрым быть? стыдиться ты должен добр своих, если дом, исполненный добрами, тебя имеет худого господина. Что пользует богатому то, что он имеет, если Бога, который всё дал, не имеет?» И Григорий Низанзин122 свидетельствует „что то́ одно богатство есть истинное, которое добродетелями нас обогащает. Итак, братие, – говорит он, – если вы богатыми быть желаете, истинное богатство любите; если на верх истинной чести взойти хотите, – к Небесному Царствию теките; если славу достоинств любите, – то хору Ангельскому сопричислены быть спешите». Се есть богатство истинное; а временное богатство не заслуживает наименования сего. Сколько бы многочисленно оно ни было, непременно оное оставить в смерти мы должны; а истинное богатство – николиже отъемлется. „Какие то, – пишет Августин123, – богатства, ради которых ты боишься слуги твоего, чтоб тебя не убил, чтоб их не унёс, и не бежал от тебя; если бы они истинные богатства были, спокойство бы тебе приносили: те убо истинные богатства суть, которых мы, когда имеем, потерять не можем».

Благие дела суть богатство такое, которое и по смерти нас не оставляет; обо дела наши в след нас ходят. Сие богатство собирай, о христианине! и никогдаже будешь беден. Не скрывайте себе сокровищ на земли́, идеже червь и тля тлит, и идеже та́тие подкопывают и крадут: скрывайте же себе сокровище на небеси (Мф.6:19–20). Се совет Спасителя твоего, христианине! елико высок еси, – толико смиряйся, да не вознесётся сердце твоё в богатстве твоём; но еже знать Бога, и на Него полагать надежду. Бог не на богатых горделивцев, но на смиренных взирает: на кого воззрю? – говорит Он, – то́кмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго слове́с моих (Ис.66:2). Помни всегда, яко неудо́бь богатый вни́дет в царствие небесное (Мф.19:23); а посему взирай не на одно только богатство, но паче на Небо, в коем обитает богатство истинное. Сие наследие получить старайся. Получается же оно верою и благими делами. Старайся убо паче всего быть истинным христианином, богатящимся благими делами, верою, надеждою и любовью. Богатство твоё разделяй требующим, и просящим твоей помощи. Будь милосерд, якоже и Отец твой Небесный милосерд есть. „О! когда бы богатство исчезло, – говорит Григорий Низанзин124, – если оно пособия не подаёт бедным. Что бо за польза многое богатство оставлять ворам и разбойникам и переменам времён, которые его к другим переносят». Будь богатым в милости; сие богатство не отнимется от тебя.

* * *

115

Том 10, стр. 766.

116

Том 8, стр. 940.

117

В книге 31 нравоучений, глава 17.

118

На псалом 51. (стр. 214)

119

В книге об Ахаве, гл. I.

120

В речи о скупости.

121

О слове Божием в речи I.

122

В речи 15 на Луку.

123

В речи 13 о слове Божии.

124

В речи 61.

Комментарии для сайта Cackle