Слова 3, 4 из корпуса «33 Слов» (Orationes [Dub.])
Слова 1, 2 • Слова 3, 4 • Слова 5, 6
Содержание
Слово 3 Слово 4 Библиография Источники и переводы
Критический текст1, перевод с греческого, предисловие А.С. Творогова
Аннотация. В данной публикации читателю предлагается editio princeps греческого текста и русский перевод третьего и четвертого Слов корпуса «33 Слов» (Orationes или Or.), приписываемого в рукописной традиции прп. Симеону Новому Богослову. Основная тема Слов корпуса – духовное рождение и возрастание христианина, его освящение и преображение Божественной благодатью. Бо́льшая часть корпуса представляет собой компиляцию из «Огласительных Слов» прп. Симеона, однако пятнадцать Слов, которые составляют примерно 40 % общего объема корпуса, являются оригинальными. Греческий текст Слов ранее не издавался, опубликованы были лишь полный латинский перевод, сделанный на основании поздней (XVI в.) рукописи, и новогреческий перевод отдельных Слов. Атрибуция оригинальной части «33 Слов» подвергается сомнению современными исследователями, поскольку она содержит выражения, приписываемые Константину Хрисомаллу, осужденному в середине XII в. за богомильские и мессалианские взгляды. В предлагаемой публикации греческий текст и разночтения приводятся на основании шести наиболее важных рукописей, самая ранняя из которых датируется концом XI – началом XII в. Публикация включает таблицу общих фрагментов публикуемых Слов и других произведений прп. Симеона.
Данная статья является продолжением начатой в предыдущем номере «Богословского вестника» публикации оригинальной части корпуса «33 Слов»2. Согласно выводам архиеп. Василия (Кривошеина), к оригинальным, то есть не пересекающимся с известными подлинными сочинениями прп. Симеона, относятся пятнадцать Слов, а именно: Слова 1–3, 5–6, 8–183. Сомнения в их подлинности возникли в конце XX в. после открытия, сделанного Ж. Гуйяром4: оказалось, что некоторые выражения из них буквально совпадают с тезисами из акта Константинопольского Собора 1140 г., на котором был осужден Константин Хрисомалл, а восьмое Слово содержит довольно пространный фрагмент, совпадающий с единственным приписываемым Хрисомаллу сочинением, сохранившимся в рукописи Parisinus gr. 2087. Сделанное на этом основании предположение о принадлежности Хрисомаллу всей оригинальной части корпуса в настоящее время принимается большинством ученых, хотя единственными исследованиями, посвященными этой проблеме, остаются две статьи Ж. Гуйяра, датируемые 70-ми годами прошлого века5. В вышедшей в 2008 г. монографии Р. М. Парринелло “Santita, eresia e politica a Bizanzio nel XII secolo. Constantino Crisomallo, il falso bogomilo”6 вопрос авторства Слов подробно не исследуется, автор соглашается с гипотезой Ж. Гуйяра и для анализа учения Хрисомалла в качестве источника использует текст Слов.
Хрисомалл был обвинен в ересях богомильства, мессалианства и энтузиазма. В этой связи публикуемое третье Слово, а точнее его первая часть, представляет особый интерес, потому что в нем наиболее подробно излагаются богословские положения, исповедуемые автором. Стоит заметить, что фрагмент этого пространного богословского пассажа совпадает с началом 16-го Алфавитного Слова7, что позволяет говорить о принадлежности, как минимум, отдельных фрагментов из обоих корпусов одному автору.
Был ли им прп. Симеон или Константин Хрисомалл, ответить на данный момент сложно, можно лишь утверждать, что положения, исповедуемые автором в приводимых Словах, вполне православны и не имеют ничего общего ни с мессалианской доктриной, ни с богомильством. Один Бог, невидимый, непознаваемый и вышеестественный, признается Творцом мира; говорится о водном Крещении во Святую Троицу, которое делает человека чистым и подвластным Богу8. В исповедании заметны явные аллюзии из святоотеческой мысли: различие ипостасей, выражаемое терминами «иная и иная», вероятно, отсылает к первому посланию Кледонию свт. Григория Богослова9, термины ὑπερούσιος и ὑπερφυής происходят из Ареопагитского корпуса, о неподвижности и неизменности Божества в выражениях ἄτρεπτον и ἀναλλοίωτον писали Ориген, свтт. Григорий Нисский, Василий Великий и др. Автор пользуется традиционной богословской терминологией, единение природ во Христе описывается с использованием выражений Халкидонского ороса (ἀσυγχύτως, ἀδιαιρέτως). Тем не менее отдельные выражения в этом исповедании не вполне точны. Так, например, слова о сотворении или, точнее, ипостазировании (ὑποστήσας) Богом Словом для Себя совершенной человеческой природы10, взятые вне контекста, могут быть истолкованы в несторианском смысле как утверждение о сотворении отдельной человеческой ипостаси Христа. Можно предположить, что это неточная цитата из антинесторианского сочинения прп. Иоанна Дамаскина11, где похожее выражение приведено с подробным истолкованием. Интересно, что в двух рукописях, а именно Vatopedi 667 и Mon. gr. 177, это выражение уточнено: как и в антирритике прп. Иоанна Дамаскина, добавлен предлог ἐν (ἐν ἑαυτῷ ὑποστήσας). Далее, выглядит избыточным использование по отношению к Лицам Святой Троицы выражения τρεῖς ἐνυπόστατοι ἰδιότητες. Термин ἰδιότης использовался или для обозначения сущностных и ипостасных свойств, или как синоним слов «лицо» и «ипостась»12. В первом случае более традиционной формой было бы выражение ὑποστατικαὶ ἰδιότητες или ἰδιότητες τῶν ὑποστάσεων, при употреблении же во втором смысле приведенное выражение содержит явную тавтологию и ко времени написания Слов могло быть признано догматически небезупречным13. Выражение ἐνυπόστατοι ἰδιότητες в подлинных сочинениях прп. Симеона ни разу не встречается, слово ἰδιότης встречается в них всего три раза, причем дважды оно обозначает свойства Божественной сущности, а в пятнадцатом Гимне используется не как богословский термин, а как синоним слов «отношение» или «принадлежность»14. Для указания на Лица Святой Троицы прп. Симеон использует термины ὑπόστασις и πρόσωπον, в то же время в оригинальных Словах, наоборот, πρόσωπον ни разу не используется как богословский термин.
Четвертое Слово не входит в список полностью оригинальных, однако объем заимствований из известных сочинений прп. Симеона15 в нем не очень велик и составляет всего около 20 %. К его особенностям можно отнести частое использование цитат из молитв и богослужебных текстов: присутствует аллюзия на молитву «Царю Небесный»16, цитируются и толкуются стихи из молитвы «Отче наш»17, гимна «Воскресение Христово видевше» (большая часть этого толкования заимствуется из Cat. 13)18, стихи на «Бог Господь» на утрене19. Также дословно цитируется выражение из 24-го Послания прп. Максима Исповедника, что вообще нехарактерно для подлинных сочинений прп. Симеона, как правило, избегавшего точных цитат20. В то же время в оригинальной части этого Слова, как и в некоторых других Словах, содержится выражение, буквально совпадающее с одним из тезисов, приписываемых Хрисомаллу21. Из такой сложной структуры Слова можно заключить, что подход составителя корпуса22 допускал сочетание фрагментов произведений разных авторов, и вполне вероятно, что и прочие оригинальные Слова, наряду с принадлежащими Хрисомаллу фрагментами, могут содержать подлинный материал, автором которого является прп. Симеон.
Ниже приводятся таблицы общих фрагментов, опубликованных Слов и других сочинений прп. Симеона.
Таблица общих фрагментов опубликованных Слов (Or. 1, 223, 3, 4) и Алфавитных Слов24
| 33 Слова (Orationes) | Алфавитные Слова | |
| Or. 2 | 70–81 (Πᾶσα – ἐλεήμονα εἶναι) | Alph. 11, 108–119 |
| Or. 3 43–65 | (πιστεύειν – ἀποκρούσασθαι) | Alph. 16, 9–35 |
| Or. 4 | 33 (πρῶτον – Ἁγίῳ) | Alph. 1, 107–108 |
| 104–107 (Πᾶς γὰρ – ἐστίν) | Alph. 8, 23–26 | |
| 180–184 (ζωογονοῦντα – ζωοποιήσει αὐτὸν) | Alph. 3, 87–91 | |
Таблица общих фрагментов (Or. 4) и 13‑го Огласительного Слова
| Or. 4 | Cat. 13 |
| 145–152 (Ἐκεῖνος – ἐπιγράφεται) | 57–65 |
| 152–162 (ὁ Χριστὸς – ὁμολογουμένως αὐτάς) | 41–53 |
| 163–166 (Ἀνάστασις – αἰωνίᾳ ζωῇ) | 65–70 |
| 166–168 (Θεῷ δὲ ἑνωθεῖσα – ἀναστάσεως) | 53–55 |
| 168–171 (Διὸ – ὀνόματι Κυρίου) | 114–117 |
| 172–176 (Ὁ δὲ μὴ – προσκυνεῖν) | 92–97 |
| 178–185 (πίστις – κατιδεῖν) | 136–145 |
| 185–187 (Ὅταν – ἀνώλεθρον) | 119–121 |
| 187–189 (Πρὸ γὰρ – ἀθάνατος) | 70–72 |
Слово 3
Сколько есть видов богопознания, и каковы они. И о том, что следует знать, что Бог есть, но чтó Он есть, изыскивать не должно. И как нужно христианину верить в Бога и креститься. Кто и называется, и на самом деле является христианином; и кто называется, но не является им, поскольку не исполняющий волю Христа – не христианин. И о том, что неправедные христиане хуже неправедных иудеев.
Есть пять видов знания о Боге: первый – что Бог не является ничем из всего сущего, что видимо, произносимо или помышляемо; второй – что все видимое, произносимое или помышляемое произошло от Него и не существовало прежде; третий – что не имея нужды ни в чем из этого, но по собственной благости, все это Он произвел из ничего [с той целью], чтобы оно вполне вкусило Его славы, силы и постоянства в Нем; четвертое – что Он благ и поэтому желает всего, что благо и хорошо, и ненавидит лукавство и всякий порок; и пятое – что только в Нем можно проводить всякий добродетельный и богоугодный образ жизни, и никак иначе, кроме как через приобщение невидимым и умопостигаемым образом Его всеобъемлющей силе, которая превыше всего и не прикасается ни к кому, кроме того, кто призывает ее в совершенной чистоте.
Но Божество, как [о Нем] можно сказать человеческим [языком], насколько [это позволяют] выражения «сущность» и «природа», это одна сущность и природа, сверхсущностная и вышеестественная, и три ипостаси: иная, иная и иная, в одном единстве и трех разделениях, так что и единство разделено, и разделения соединены, почему одно и то же Божество ни одно, ни три, но и одно, и три одновременно, причем ни одно не оказалось слитным через единение, ни три не были разъединены через разделение, ведь поскольку Божество сверхсущностно, Оно одно и неподвижно, и неизменно. И Оно подобно уму, который имеет слово и дух, и называется Отцом Сына Слова и испустителем Духа, а также Родителем Слова. И когда Богом называется Отец, о Нем помышляют вместе с Сыном и Духом; когда Богом называется Сын, о Нем помышляют как о Сыне Божием; когда же Богом называется Святой Дух, о Нем помышляют как об исходящем от Отца и принадлежащем Сыну, так что и единство, и разделения неизреченны. Итак следует знать лишь, что Бог есть, но чтó Он есть – изыскивать не только дерзко, но и крайне безрассудно. Ведь горшечник, делающий глиняные горшки, которые единосущны ему, – поскольку и сам он [сотворен] из праха, – никогда не слышал, чтобы сделанный им горшок говорил с ним о своем создателе. И если при единосущии горшечник настолько превосходнее глиняного горшка, то насколько [более] Бог превосходит человека? Поэтому если Бог не является ничем из всего сущего, что видимо, произносимо или помышляемо, то всякий, кто желает исследовать и представить себе божественную сущность, несмысленнее черепка. А чтó есть Бог, – поможет уразуметь тому, кто имеет разум, его творение, то есть небо и все прочее, солнце, луна и звезды, земля и море и человек.
Поэтому следует почитать молчанием и поклоняться одному Богу, Которого никто из людей не видел и видеть не может; также верить в Отца, Сына и Святого Духа, в одну природу и в три ипостасные лица; и в великое таинство домостроительства: что Слово и Сын Божий, ипостасный и природный [Сын] Отца, не отлучившись от Отца, вместился в утробе [бывшей] прежде рождества и после рождества девой Марии и воплотился, ипостазировав Себе совершенную человеческую природу и оставшись неизменным Богом; и Он родился от Нее как Человек, один в двух совершенных природах, смешанных неслитно и соединенных нераздельно; и что Он по Своей воле пострадал и по Своей воле умерщвлен убийцами и по Своей воле погребен, так что в разделении смерти Его божество не отделилось ни от Своей собственной души, ни от Своего собственного тела. Затем Он и воскрес на третий день и после сорока дней вознесся как Человек на небо и сидит на престоле Своего божества, воспеваемый со Своим Отцом и Святым Духом от всех небесных чинов вместе со Своей плотью. И это все было для того, чтобы в Святого Духа, от Которого обнажился Адам, когда стал преступником [заповеди], снова через Христа облеклись те, кто верует в Самого этого Христа. И когда они станут причастниками Святого Духа, вместе с этим Духом смогут они исполнять и божественные заповеди, как прежде – святые по вере, и одолевать диавола и невидимых демонов. Ведь без Духа Святого невозможно ни [удержаться] от греха, ни упражняться в священных заповедях, ни отвергнуть силу демонов и их власть над нами. [И следует] креститься в Троицу единосущную, как мы и веруем по заповеди Самого Господа нашего Иисуса Христа, сказавшего апостолам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам»25. И когда мы соблюдаем это, то обнаруживаем нашу любовь к Нему и удостаиваемся пребывания в ней, как написано: «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви»26; когда же не соблюдаем, обличаем себя в противоположном [устроении]. Потому что Господь говорит: «Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих»27 и еще: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня»28, и поэтому у верующего во Христа нет другого способа обнаружить свою веру кроме того, чтобы избегать того, что Он запретил и исполнять то, что Он заповедал.
Хорошо верить во Христа, но надо и верить Христу, потому что тот, кто не верит Христу, не получит никакой пользы от того, что верит во Христа. Итак, нужно верить во Христа как Бога, единосущного Богу Отцу, воплотившегося ради нас, как сказано ранее; верить же Ему нужно и во всем, что Он сказал, то есть в тех благах, которые Он обещал, и в тех наказаниях, которыми Он угрожал. Ведь уверовавшие в Него мученики претерпели мучения до смерти потому, что поверили Ему, сказавшему: «Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я»29, и «претерпевший до конца спасется»30; и как бы они умерли, если бы не поверили Ему в этом? И все, жившие непорочно, прожили [жизнь] так непорочно и праведно потому, что поверили божественным обещаниям и великим обетованиям и угрозам. Но кто верит во Христа и заявляет, что верит Ему, но ни уклоняется от зла, ни держится добродетелей, тот неверен и отрекся от Христа, как и апостол говорит: «Преступлением закона бесчестишь Бога»31. И если он говорит, что верит Христу, поскольку верит во Христа, но тяжести добродетелей, то есть, исполнения Его заповедей, не приобрел из-за немощи, то он лжец: ведь все, что Христос заповедал соблюдать апостолам и нам, мы, [живя] в мире, можем соблюдать, однако предпочитаем этого не делать, потому что немощны мы в вере и любви ко Христу. Иначе что нам делать с апостольским изречением, говорящим о Христе: «[Он] сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением»32? Ведь Христос – Божия сила и Божия премудрость. Итак очевидно, что он Ему непричастен, поскольку сила Христа [действует в отношении нас] двояким образом, потому что и Сам Он, хотя и един по ипостаси, но двойствен; и как единосущный и родственный нам Брат, Он дарует прежде всего нашим сердцам такое устроение, какое необходимо иметь настоящему человеку: Он делает причастного Ему человека кающимся, сокрушенным, смиренным, трезвенным, удрученным, чтобы расположив его прежде таким образом, не уничижить его, когда он будет просить, как и пророк говорит: «Сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит»33; а тот, кто просит не с сердцем сокрушенным и смиренным, бывает уничижен. И когда христианин станет таким, то, если он молится и просит, дарует ему Христос и добродетели, поскольку он стал уже кротким, и готов к тому, чтобы научиться путям Господним, ведь Он научает им только кротких34. И Он делает его непорочным, целомудренным, праведным, мужественным в искушениях, мудрым в божественном, милосердным, сострадательным, милостивым, щедрым, человеколюбивым, благим, христианином, носящим черты Христовы, и верным, потому что ему вверяется благодать Пресвятого Его Духа, через которую и в которой он получил все это, ведь только от Бога [подаются] людям добродетели. И он становится подобным небесному Отцу, как говорит и божественный апостол Иоанн Богослов: «Дети, еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему»35, то есть Христу, Сыну Божию. И Царство Небесное ожидает таких, кто подобен Сыну Божию, подобие же Богу заключается в исполнении заповедей Божиих, а хранение заповедей Божиих происходит от любви ко Христу, потому что Господь говорит: «Кто любит Меня, тот соблюдет заповеди Мои»36, и исполняющий заповеди Христовы становится по подобию37 Его, потому что изображается в нем Христос, как говорит апостол: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!»38 Ведь если не окажется в каждом христианине изображен Христос, Царство Небесное ему не откроется.
Итак, пусть не заблуждается никто из христиан, думая иметь часть со Христом39, но не исполняя волю Христа. Ведь [Он] говорит: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного»40, и еще: «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца»41, хотя у Отца и Сына воля одна. Но если это говорит Сам Господь, то как может быть христианином тот, кто исполняет свои пожелания, а волю Христа оставляет без внимания? И на что он надеется, исповедуя Христа Господом? Кто называет Господа своим Господом и не исполняет волю своего Господа? Демоны не исполняют волю Христа, однако исповедают Его и знают, что Он – Бог, раз говорят: «Знаем Тебя, кто Ты, Святый Божий»42. Но поскольку они отступили [от Бога], и нет у них ни желания, ни возможности назвать Его своим Господом, не могут они исполнять и волю Его. И поэтому только тот – христианин, кто вместе с исповеданием Христа Господом творит и волю Его. А для кого Христос является Господом, и кто исповедает это, тот, благодаря силе от призывания имени Христа, укрепляется, чтобы творить и волю Его. Если же не укрепляется, то очевидно в отношении него, что только устами исповедает он Христа, сердцем же своим далеко отстоит от Него43. Ведь невозможно тому, кто от всего сердца исповедает Христа своим Господом, не получить силу на то, чтобы творить волю Его, потому что насколько мы веруем, [настолько] возрастает наше стремление к исполнению воли Божией.
Следовательно, тот кто исполняет заповеди, в соответствии с исполнением их показывает меру своей веры, принимая, поскольку он уверовал, меру благодати. Тот же, кто не исполняет заповеди, в соответствии со [своим] бездействием показывает меру [своего] неверия, лишаясь благодати, поскольку не уверовал. Ведь невозможно без Христа исполнять волю Христову, как и Сам Он говорит: «Без Меня не можете делать ничего»44. А не исполняющий волю Христа лишен Христа, и не будет ему никакой пользы от исповедания Христа, потому что исповедать Христа и исполнять волю Христа – хоть и два дела, но [на самом деле] одно, а не два, потому что одно без другого не устоит, хотя бы и казалось это кому-то возможным по неведению, как говорит апостол: «Вера без дел мертва сама по себе»45, и Господь: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?46 Истинно говорю вам: всякий, делающий грех, не есть раб Христов, но раб греха. Раб греха не может пребывать в доме Бога и Отца вечно47», но [пребывает вечно] Сын и тот, кого Сын освободит из рабства греху. Дом же Бога и Отца – это Его Царство.
Итак, если тот, кто носит имя христианина, говорит: «Исповедаю Христа Богом и верую в Него», и думает, что благодаря только этому исповеданию он уже христианин и достиг Царства Христова, то он обманывает сам себя. В самом деле, как будет христианином тот, кто каждый день или даже каждый час [своими] делами отрекается от Христа, Которого на словах исповедует Богом? И послушай, что апостол Павел говорит о таковых: «Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу»48. И пренебрегающий заповедями Христовыми пусть не думает, что он не отрекается от Христа: ведь с каждым преступлением заповеди Христовой он отрекается от Христа, подобно тому, как каждым исполнением заповеди Христовой тот, кто ее исполняет, исповедует Христа. И как отрекаются делом те, кто верит только на словах, так делами утверждают веру те, кто исповедают ее словом, потому что боятся они Того, Кого исповедают Богом. А бояться Бога – не что иное, как не делать зла, когда никто не видит. Ведь многие из-за страха перед людьми, из-за стыда или ради угождения не делают зла, и это то же самое, что делать [его]; так же и для тех, кто таким же образом творит добро, это то же самое, что его не делать. Ведь всякий, кто делает добро ради угождения людям или ради другой какой-нибудь страсти, перед Богом оказывается негодным. Но в каждом деле, слове или помышлении [следует] иметь целью угождение Богу и прославлять [Его], согласно с изречением апостола: «Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию»49. Если же истинно и твердо это слово, как и есть на самом деле, – ведь есть изречение Царя, Судии, Бога и Господа Иисуса Вседержителя, которое говорит: «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное»50, – то что будет с теми, кто превосходит книжников и фарисеев нечестием? Ведь если те, быв вне благодати, имели праведность, а облеченные во Христа, то есть Бога, превосходят их нечестием, то насколько достойны они изгнания из Царствия Небесного!
Слово 4
О том, что всякий просящий, если не знает, о чем просит, просит напрасно. Если же и знает, что просит, но не сможет получить того, о чем просит, то не будет ему никакой пользы. Что такое Царство Божие и как христиане получают его. Кто такой лукавый и как можно освободиться от рабства лукавому. И каким образом и при помощи каких дел совершается воскресение души.
Большинство христиан, как носящих монашеский образ, так и благочестиво живущих в миру, считают, что получают душевную пользу, когда поют давидовы псалмы и прочие песнопения, уже только от того, что просто их произносят, и они думают так прославлять Бога, не зная, что [на самом деле] они раздражают Его, сами же не получают никакой пользы и потому сильно согрешают. Ведь всякое слово – это не только лишь слово, но слово, [говорящее о] деле. Например, если кто-то голоден, жаждет или не имеет одежды, то когда попросит он хлеба, вина или одежды, разве достаточно ему лишь [что-то] сказать? И когда он ничего не получит, сам останется и алчущим, и жаждущим, и нагим, а от слов нет ему никакой пользы, точно так же случается и со всеми песнопениями. Ведь то, что поется, – или прошения, или благодарения получающих просимое.
Если тот, кто говорит Богу: «Да приидет Царствие Твое»51, не узнает характер этого Царствия, то как оно придет? Но если и узнает, как оно приходит, но, хотя и призывает его и просит о нем, оно не воцарилось над ним, что за польза ему говорить: «Да приидет Царствие Твое»? Вот Господь говорит в Евангелиях: «Покайтесь, приблизилось Царствие Божие»52. Итак, куда же отошел Бог, произведший все из ничего, вся исполняяй и везде Сый53 и царствующий над всеми, так что приблизилось сейчас Царствие Его? Ведь если бы Он не удалился [прежде], а сейчас [не] возвратился, не сказал бы, что оно приблизилось. Конечно же, не Он удалился от нас, а мы сами отделились от Него, потому что Он был соединен с нами с самого первого сотворения Адама. Но поскольку первозданный [человек] впал в заблуждение и сотворил лукавое, отступило от нас Царствие Божие, которое есть Святый Дух Божий, потому что невозможно святому и благому Богу соединиться с лукавством, как и нам невозможно было опять самостоятельно стать добрыми подобно тому, как лохмотьям, валяющимся в грязи и гнили, невозможно отстираться самостоятельно и без воды. Для того пришел Сам, Могущий вновь нас отмыть, чтобы омыть нас сначала водой, смешав воду с Духом Святым, и после этого царствовать Ему, Чистому, над чистыми, чтобы, царствуя над нами, Он сам совершал через нас Свою волю. Потому что, если Он не царствует над нами, то невозможно нам самим по себе творить угодное пред Ним.
Итак всякий, над кем не воцарился Бог, и кто не ощущает разумно разумным чувством, что Бог совершает в нем Свою волю через Иисуса Христа, напрасно трудится и напрасно живет, еще подвластен он обманщику и не чувствует этого. Потому что если не получит разумная душа умного ощущения, что коснулось ее Царствие Божие, то нет надежды на спасение. Но подвластная разумная душа должна знать дары царствующего [над ней] Божества и действия Святого Духа: любовь, радость, мир, долготерпение54 и прочее. Потому что где царствует Бог, там не действует рабство диаволу, но [совершается] всякое служение Богу.
Далее, если говорящие: «Избавь нас от лукавого»55 не узнают, кто такой лукавый и как они одержимы лукавым, каковы его узы и какова его власть над одержимыми им, то как их освободит Бог? Если же и знают это, но не были избавлены от лукавого, какая польза для них постоянного повторять: «Но избавь нас от лукавого»? Ведь лукавый – это примешавший к человеческой природе закон греха диавол. И до тех пор, пока мы находимся в рабстве ему через лукавые дела, нет для нас благой части, и недостойны мы Царствия Божия, потому что лживо называем [Бога] Богом и отцом, но для нас и начальник, и отец, и господин, и бог – диавол, свойства которого мы носим в себе по делам нашей жизни, как говорит иудеям Господь: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего»56 и «кто кем побежден, тот тому и раб»57. Ведь как всякий сын подобен своему отцу, поскольку нет сына, не происходящего из естества отца, так и христианину следует быть подобным своему отцу Христу через духовные добродетели, а не подобным диаволу через греховные страсти.
Итак нужно узнать о тирании лукавого, как коварно он властвует, и какой есть способ освободиться от его тирании, чтобы узнав о Царстве Христовом и познав его, взыскать нам его истинного пришествия и нашего избавления от оков страстей и рабства лукавому; а приходит оно только к познавшим его. И когда оно воцаряется над ними, то делает подвластных ему согражданами ангелов. Потому что из-за преслушания первого человека пришла клятва на человеческий род, из-за клятвы – тление, из-за тления – смерть. Из-за послушания второго Человека, Христа, вместо нее пришло благословение, от благословения – нетление, от нетления – бессмертие, от бессмертия – жизнь, как и прежде жизнь произошла от Бога. Где Бог, там бегут диавол и демоны: такова свобода от диавола и его демонов и избавление человеческому роду через Иисуса Христа. Но прежде свободы никто пусть не считает себя человеком, потому что лучше бы ему и не родиться58.
А у тех, кто не знает, чего просит у Бога, могут быть две [причины]: или неведение, или нечувствие. Кто в неведении, тот не знает, что говорит; а бесчувственный не знает, чего просит. Но кто из начальствующих подаст просящему помилования, но не знающему проявляемой к нему милости или не чувствующему того, о чем говорит, то, о чем он просит лишь устами и как бы только по привычке, подобно меди звенящей или кимвалу звучащему59? Поэтому имеют силу над христианами царство диавола и его власть. И поэтому оказываются и монахи, и мирские христиане лжецами, хулителями, клеветниками, клятвопреступниками, завистниками, недоброжелателями, ропотниками, злословящими, любостяжателями, похитителями, неправедными, лицемерами, блудниками, прелюбодеями, распутниками, нечистыми, гордецами и беззаконниками и при этом хвалящимися христианским званием и принадлежностью к христианам; люди неразумные, безрассудные, непокорные, неблагодарные, не имеющие любви, непримиримые60, человеконенавистники, ненавидящие братьев, отца, детей, друзей и ненавистные Богу. Горе, когда таковые поют Богу, горе когда молятся Богу, горе, когда поклоняются Богу, горе, когда творят милостыню, горе, когда приносят дары Богу, потому что пение нечестивых – мерзость перед Богом, и молитва гневливого и злопамятного – гнусное зловоние, милостыня гордого – всесожжение псов, благодеяние распутника – плата блудницы, дар любостяжателя – жертва нечистая и кровь свиней.
Но спросит кто-то: «Что же еще делать таковым?» Пусть каждый из них делает то, что ему прилично: познав свое недостоинство, придет к священнику, примет от него оглашение в слове истины, пока не откроется ему Евангелие правды, и тогда воспримет он подобающий христианину образ жизни. И сначала надо узнать, что такое «слава в вышних Богу и на земли мир, в человеках благоволение»61. Какое благоволение? Что такое «Бог Господь и явился нам»62? Что это за явление? Ведь каждый христианин, не прославляющий Бога исполнением Его повелений и хранением Его заповедей, ничем не отличается от неверующих в Бога, если не хуже их. «Если Я Отец, то где почтение ко Мне? – говорит [Бог], – и если Я Господь, то где благоговение предо Мною?»63 Но благоволил Бог и Отец отпавший из-за греха от божественной жизни и ставший враждебным Ему человеческий род примирить [с Собой] через вочеловечение Сына Своего и вновь соединить ее с божественной жизнью, как говорит и апостол: «Оправдавшись верою в Господа нашего Иисуса Христа, мы имеем мир с Богом через жизнь по Христу64. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею65, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное. И нас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою, если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем»66.
В самом деле, христианин, через преступление заповедей Евангелия Христова противящийся и враждующий против Бога, – враг и себе самому, и Богу, и невозможно ему быть в мире с Богом. Ведь до тех пор мы находимся в противлении и вражде с Богом, хотя и прикрываемся наименованием верных, пока желаем быть в рабстве у бесчестных страстей. «Ибо явилась, – говорит [апостол], – спасительная благодать Божия, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке»67. Поэтому кто не живет благочестиво, тот нечестив, и кто не живет целомудренно и праведно, тот далек от явления спасительной благодати Божией, и как он [может быть] христианином? Что он произнесет, когда войдет в храм Господень, благодарение или прошение? Если благодарение, то он сам себя обманывает, поскольку ничего не получил и благодарит напрасно. Если же прошение, то какое? Которого сам не знает и не понимает? Таковой негоден, потому что он неверный, мертвец и безбожник. Неверный, поскольку он не воспринял воскресения и поэтому более всего лжет, когда говорит: «Воскресение Христово видевше»68, хотя сам еще с мертвыми, потому что не принял умную росу, исходящую от Бога, которая есть исцеление для мертвых69.
Ведь Христово воскресение и слава – это воскресение нас, лежащих, которое совершается через Его воскресение в нас, и проявляется и созерцается в нас, как говорит и священное выражение, которое каждый день у нас на устах: «Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, единому безгрешному». И если Он никогда не впал в грех, как написано, и нисколько не изменился в Своей славе, то как Он воскреснет или прославится, будучи всегда препрославлен и пребывая неизменно превыше всякого начальства и власти70? Но воскресение Христово и Его слава, это, как было сказано, наша слава, которая приходит через Его воскресение в нас, и проявляется и созерцается в нас. Ведь после того, как Он однажды усвоил Себе наше [естество], все, что Он производит в нас, то Сам приписывает Себе. И как Сам Христос и Бог наш, повешенный на Кресте и пригвоздивший в Самом Себе грех мира, вкусил смерть и сошел в глубины ада, а затем опять восшел из ада и вошел в Свое пречистое тело, от которого нисколько не отлучался и когда сходил [в ад]; и тотчас воскрес из мертвых и после этого восшел на небеса с великой силой и славой, точно так же когда и мы исходим из мира и через уподобление страстям Господа входим в гроб покаяния и смирения, Сам Он, сходя с неба, входит, как в гроб, в наше тело и соединившись с нашими душами, воскрешает их, потому что, как все признают, они мертвы.
И воскресение души – это ее соединение с жизнью. Ведь если и мертвое тело не примет в себя живую душу и не смешается с ней несмешанно, то не может ни жить, ни называться живым. Так же и душа не может жить одна сама по себе, если не соединится неизреченно и неслитно с Богом, истинной вечной Жизнью. Но когда соединится с Богом, тогда дает возможность воскресшему таким образом со Христом видеть славу Его таинственного воскресения. Поэтому мы и говорим: «Бог Господь и явился нам»71, и, указывая на Его второе пришествие, добавляем: «Благословен грядущий во имя Господне»72.
Но кто не увидел ясно это воскресение, тот, оставаясь неверным, безбожником и мертвецом, не может даже поклоняться Иисусу Христу как Святому и Господу. Потому что [Писание] говорит: «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым»73 и в другом месте: «Бог и Отец есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине»74, то есть во Святом Духе и Его единородном Сыне. А этот [остается] неверным, поскольку не показал веру через дела, ведь вера без дел, согласно божественному апостолу, мертва сама по себе75, так же как и дела без веры. Мертв же он потому, что не имеет в себе дарующего жизнь Бога, поскольку не стяжал в себе Сказавшего: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое, и Я и Отец через Духа придем и обитель у него сотворим»76, чтобы Он Своим пришествием воскресил его из мертвых, оживил его и даровал ему видеть Воскресшего в нем и Воскресившего его. Ведь когда Он приходит в нас посредством Духа, то воскрешает наши души из мертвых и оживляет их и дает нам видеть Себя, бессмертного и невредимого, всецело живущим в нас. Потому что прежде соединения с Богом в разуме, зрении и чувстве, наша душа мертва, слепа и бесчувственна, хоть и является разумной и по природе бессмертной. А безбожник он потому, что если бы верил в то, что будет суд Божий и вечное наказание, не занял бы свою жизнь суетными делами.
Но сейчас кажется, что состояние таковых [христиан] настолько гибельно, что такого нет даже у язычников, у которых не призывалось имя Божие. Но они, несчастные, ходят прямо, не взирая даже на усопших прежде них. Нет, пусть они не заблуждаются, не христиане они, но нечестивцы, безбожники и неверные, а особенно когда они монахи или, увы, священники! А если даже архиереи, о каковы Твои кротость и долготерпение77, Христе, что не разверзается земля и не поглощает нас! Если есть такой, то как он войдет в храм, а особенно – во святая святых? Ведь апостол, когда пишет коринфянам, вопиет: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни лихоимцы, ни воры, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники и неправедные Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас, – говорит он, – но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего»78. И кто омылся, освятился и оправдался, тот или совсем неподвижен на такие дела, или малоподвижен. Но если он склонен [к таким делам], то ясно, что он опять осквернен, обнажен от омовения благодатью, лишился оправдания и поэтому отлучен от Церкви Христовой и от самой земли и совершенно недостоин входить в храм Божий.
Итак, каждый, кто будет замечать в себе такое свойство, пусть позаботится о своем спасении, зная наверняка, что он вне христианства, и Христос ему ничем не поможет, но пойдет он с диаволом в тот уготованный огонь. Потому что если не узнает всякий христианин, что ему следует переплавиться и быть созданным заново умопостигаемой силой Христа, измениться [и придти в состояние] обожения, стать новой тварью и новым человеком, для чего и вера, и Крещение, то тщетно он называется христианином.
Ведь всякий, кто бывает спасен или выкуплен, или получает свободу или честь, благодеяния или богатство, получает все это от другого, а не от себя одного. Так же и всякого упавшего и разбившегося другой и поднимает, и восставляет, потому что сам себя восставить он не может. Но если чувствует он свое падение, то ищет того, кто его восставит. И когда найдет, то молит и просит его. А когда станет здоров, благодарит и прославляет восставившего, поднявшего и исцелившего. И таков всякий христианин: прежде выздоровления он просит Того, кто может его исцелить, после выздоровления благодарит сделавшего его здоровым. А если не так, то все напрасно, в том числе и тщетное псалмопение, хоть большое, хоть малое.
Библиография
Болотов 1918 – Болотов В. В. История Древней Церкви: в 4 т. Т. 4. История Церкви в период Вселенских соборов / Под ред. А. И. Бриллиантова. Пг., 1918. [Bolotov V. V. Istoriia Drevnei Tserkvi: v 4 tomakh. Tom 4. Istoriia Tserkvi v period Vselenskikh soborov (History of the Ancient Church: in 4 vols. Vol. 4. History of the Church during the Ecumenical Councils) / Pod redaktsiei A. I. Brilliantova. Petrograd, 1918.]
Иларион (Алфеев), еп. 2008 – Иларион (Алфеев), еп. Прп. Симеон Новый Богослов и православное Предание. СПб., 2008. [Hilarion (Alfeev), bishop. Prepodobnyi Simeon Novyi Bogoslov i pravoslavnoe Predanie (St. Simeon the New Theologian and Orthodox Tradition). Saint Petersburg, 2008.]
Devreesse 1945 – Devreesse R. Le fonds Coislin: Catalogue des manuscrits grecs. P., 1945. Vol. 2.
Eustratiades 1924 – Eustratiades A. Catalogue of the Greek manuscripts in the Library of the Monastery of Vatopedi. P., 1924.
Gouillard 1973 – Gouillard J. Constantin Chrysomallos sous le masque de Syméon le Nouveau Théologien // Travaux et mémoires. P., 1973. Vol. 5. P. 313–327.
Gouillard 1978 – Gouillard J. Quatre procès de mystiques à Byzance (vers 960–1143). Inspiration et autorité // REB. 1978. Vol. 36. P. 5–81.
Hajdú 2003 – Hajdú K. Katalog der griechischen Handschriften der Bayerischen Staatsbibliothek München. Bd. 3. Codices graeci Monacenses 110–180. Wiesbaden, 2003 (Catalogus codicum manuscriptorum Bibliothecae Monacensis 2. 3).
Hardt 1812 – Hardt I. Catalogus codicum manuscriptorum graecorum Bibliothecae regiae Bavaricae. München, 1812. Vol. 2.
Kambylis 1976 – Symeon der Neue Theologe. Hymnen / Ed. A. Kambylis. B. – New York, 1976 (Supplementa Byzantina 3).
Martini, Bassi 1906 – Martini E., Bassi D. Catalogus codicum graecorum Bibliothecae Ambrosianae. Milano, 1906. Vol. 1.
Omont 1891 – Omont H. Supplément au Catalogue des manuscrits grecs des bibliothèques de Suisse // Zentralblatt für Bibliothekwesen. Leipzig, 1891. Bd. 8. S. 22–26.
Parrinello 2008 – Parrinello R. M. Santità, eresia e politica a Bizanzio nel XII secolo. Constantino Crisomallo, il falso bogomilo. Brescia, 2008.
Источники и переводы
Творогов 2016 – Симеон Новый Богослов, прп. Слова 1, 2 из корпуса «33 Слов» (Orationes [Dub.]) / Крит. текст, пер. с греч., предисловие А. С. Творогова // БВ. 2016. № 22–23. Вып. 3–4. С. 380–407. [Simeon Novyi Bogoslov, prepodobnyi. Slova 1, 2 iz korpusa «33 Slov» (Orationes [Dub.]) (Homilies 1 & 2 from the corpus of “33 Homilies” (Orationes [Dub.])) / Kriticheskii tekst, perevod s grecheskogo, predislovie A. S. Tvorogova // Bogoslovskii vestnik (Theological Herald). 2016. № 22–23. Vypusk 3–4. P. 380–407.]
Ἀλφαβητικὰ κεφάλαια 2005 – Συμεὼν ὁ Νέος Θεολόγος. Ἀλφαβητικὰ κεφάλαια / Εἰσαγωγή, Κείμενο, Νεοελληνικὴ ἀπόδοση ἀπὸ Μοναχοὺς τῆς Ἱερᾶς Μονῆς Σταυρονικήτα. Ἅγιον Ὄρος, 2005.
Catéchèses 1963, 1964, 1965 – Syméon le Nouveau Théologien. Catéchèses / Introd., texte critique et notes par B. Krivochéine. Trad. par J. Paramelle. P., 1963, 1964, 1965 (SC 96 [Cat. 1–5], 104 [Cat. 6–22], 113 [Cat. 23–34]).
Ettlinger 1975 – Theodoret of Cyrus. Eranistes / Ed. G. H. Ettlinger. Oxford, 1975.
Gallay 1974 – Grégoire de Nazianze. Lettres théologiques / Ed., trad. par P. Gallay. P., 1974 (SC 208).
Kotter 1981 – Johannes von Damaskos. Die Schriften des Johannes von Damaskos / Ed. B. Kotter. B., 1981. Bd. 4 (PTS 22).
Abstract
Saint Simeon the New Theologian. Homilies 3, 4 from the corpus of “33 Homilies” (Orationes [Dub.]) / Critical text, translation from Greek, foreword by A. S. Tvorogov
In this publication the reader is presented with the editio princeps of the Greek text and the Russian translation of the third and fourth Sermons of the Corpus of “33 Homilies” (Orationes or Or.), attributed in the manuscript tradition to Simeon the New Theologian. The main theme of the Corpus is the spiritual birth and the growth of the Christian, his sanctification and transfiguration by divine grace. Most of the body is a compilation of the works of St. Simeon, however, fifteen Homilies, which make up about 40 % of the total volume of the corpus, are original. The Greek text of Homilies was not previously published; only a complete Latin translation was made, based on the late (XVI century) manuscript, and the Greek translation of individual Homilies. Attribution of the original part of “33 Homilies” by modern researchers is questioned, since it contains expressions attributed to Constantine Chrysomallus, convicted in the middle of the XII century for Bogomil and Messalian views. In the proposed publication, the Greek text and discrepancies are given on the basis of the six most important manuscripts, the earliest of which dates from the late XI – early XII century. The publication includes a table of common fragments of published Sermons and other works of St. Simeon.
* * *
Примечания
Греческий текст слов (критическое издание) содержится в отсканированном оригинале. В нашем электронном издании предлагается только русский перевод. – Редакция Азбуки веры.
Творогов 2016.
См. таблицу: Catéchèses 1963. P. 194–199.
См.: Gouillard 1973.
Gouillard 1973, 1978.
Parrinello 2008.
Alph. 16, 9–35.
Or. 3, 65; Or. 4, 32–35.
Gregorius Theologus. Epistola CI. (Gallay 1974. P. 44–46).
Or. 3, 48.
Ср.: Joannes Damascenus. De fide contra Nestorianos 23 (Kotter 1981. S. 244 (PTS 22)). Прп. Иоанн использует выражение ὑπεστήσατο ἐν ἑαυτῷ.
Ср.: τρισὶ μέν, κατὰ τὰς ἰδιότητας, εἴτουν ὑποστάσεις. См.: Gregorius Theologus. In sancta lumina. (PG 36, 345D). Τὴν γὰρ ὑπόστασιν καὶ τὸ πρόσωπον καὶ τὴν ἰδιότητα ταὐτὸν σημαίνειν φαμὲν τοῖς τῶν ἁγίων πατέρων ὅροις ἀκολουθοῦντες. Theodoretus Cyrrhi. Eranistes. (Ettlinger 1975. P. 65, 14–16).
Правомерность использования термина ἰδιότης как синонима термина «ипостась» была предметом спора свт. Петра Антиохийского с Дамианом Александрийским в контексте полемики с тритеитами: Болотов 1918. С. 355–356.
Hymn 15, 125: τῇ ἰδιότητι τῇ σῇ, τῇ πρός σε συγγενείᾳ (по изд.: Kambylis 1976).
Точнее, из тринадцатого Огласительного Слова (Cat. 13).
Or. 4, 23.
Or. 4, 17; 46.
Or. 4, 137–162.
Or. 4, 102–104; 168–171.
Иларион (Алфеев), еп. 2008. С. 180.
Or. 4, 37–39. Также: Gouillard 1973. P. 318 (пункт III); Gouillard 1978. P. 60, 76–78.
Слова из неоригинальной части корпуса представляют собой компиляцию Огласительных Слов прп. Симеона; можно предположить, что такой же подход был использован и при составлении оригинальных Слов.
По изданию: Творогов 2016.
По изданию: Ἀλφαβητικὰ κεφάλαια 2005.
Ср.: Ин.14:15, 21, 23.
Ср.: Иак.2:17, 26.
Ср. Ин.8:34–35.
Ср. Молитва «Царю Небесный»
Ср. Тит.2:11–12.
См. последование воскресной утрени.
Ср. 1Кор.6:9–11.
