Азбука веры Православная библиотека святитель Симеон Солунский Совет и пожелание стоящим верно за отечество и напротив имущим порицание



святитель Симеон Солунский

Совет и пожелание стоящим верно за отечество и напротив имущим порицание

1. Тогда благой и всеблагой Бог благостью единою создал всю тварь и напоследок человека, то от начала отступник и начальник зла диавол, позавидовав человеку, многими кознями воспользовался против него, сперва под видом дружбы прельстив, удалил от общего Божиего подчинения и благодати; и тотчас смерть пришла к нему, изгнанному от прежней красоты и первого отечества Едема и его божественной сладости. После же того, как удалил его от Бога – защитника в тысячах других несчастий, он стал ему врагом как всегда ненавидящий и клевещущий и (никогда) не удовлетворяющийся человеческими бедствиями. И побуждает его к убийству брата, нисколько не обидевшего [его], научает же его и подталкивает к убийству; затем он осквернил его всякими беззакониями, из-за которых людям пришли наводнения, пожары, потопления, пленения, голод и болезни и всякий гнев и скорбь; и не было ни одного помогающего, ни из праведников, ни из патриархов, ни закон, ни учения и страдания пророков.

2. Когда по великой (своей) благости Единородное Слово Божие пришло к нам и было видимо как один от нас и из -за превосходящей любви предало вместо нас Самого Себя оскорблениям и бесчестью, плетям и, наконец, приняло смерть на кресте и всесвятую Свою душу и тело через страдание и смерть принесло в дар Отцу, и Своим воскресением совершенную жизнь нам даровало и извлекло от рабства диаволу и лести идольской, и удаленных от Бога привело через Себя назад к Отцу, и прежде отчужденных человеколюбиво соделало Своими и сынами Божиими и богами по благодати, то от начала человекоубийца опять не перестал завидовать этим нашим благам; почему и беснуясь всяко против нашего спасения, по всяким разным удобным случаям многих против нас врагов восставлял и иногда начальников ересей, иногда же тиранов против благочестия воздвигал. Но ни один из них не одолел: ибо Самого Себя основанием положил Церкви Своей Иисус Христос, Бог крепкий, Живая Сила Отчая, и невредиму сию всегда сохранял и сохраняет, и "врата ада", как сказал, сию не одолели и «не одолеют» (Мф. 16,18).

3. Однако Его и нас, сущих Его, враг, не прекращает всегда быть врагом, «яко лев рыкающий» на нас, как сказал Петр. И после многочисленных ужасных (деяний) против нас, как мы уже сказали, наконец воздвигнул во многом безумии более крепкую свою брань и, нашел нечестивый и скверный народ безбожных агарян, радующийся необузданности и в сквернословиях погрязший и поэтому соответствующий (ему) и достойный его безумия, кровожадного злочестия, воли и лукавства, над которым тот – добровольно ставший противным своей природе, поскольку пал с неба и через гордость отпал от божественной славы – несчастно издевается. Поэтому его, наслаждающегося разбоями, убийствами, грабежами и кровью сообразно самому первому человекоубийце, воздвиг он против нас. И теперь, в последние уже времена, когда, как написано, и любовь охладела, и умалился плод добродетели, более сильную войну...; и против нас, христиан, ежедневно и ежечастно дышит, порабощая нас, яростно убивая и преследуя, используя против нас всю свою ярость к Творцу, и почти всё уничтожает. Как Он оставил лукавым его, от начала не бывшего таковым, но добровольно обнаружившегося своеволием, чтобы только зло пребывало и славные выявились самоволием, против лукавого становясь, и чтобы действительно стали праведниками и справедливо были оправданы, так и теперь, чтобы избранные Христовы явились бы награжденными среди злочестивых, оказались бы и мучениками и по чину исповедниками.

4. Но и потому еще ему позволено, потому что (некоторые) из нас благочестивых и христиан прекрасных оставили все полезное и особенно мир и красоту любви и еще более ревность за Христа и людей Его. И теперь почти некому и встать за благочестие и веру Христа Бога нашего и нет смелого ни бороться, ни выдержать мучение или какие-либо плотские скорби, как изначально истинные и настоящие христиане, преследуемые, «скорбяще, озлоблени», как Павел сказал, гладом снедаеми и, терпяще ежедневно и почти убиваемые, радовались в гонениях им за Христа. Но вот теперь все возлюбили земное богатство и пищу плотскую, осквернения и мерзости, проклятую и гнушающуюся чистотой языческую жизнь, а ещё преходящее и мимотекущее благоденствие и сладость неверных. А хуже всего то, что ради этого послабления разрушающемуся и смертному телу, лучше же сказать, свирепому и тленному, они, о, безумие, совершенно безумные ублажают язычников, безбожников, скверных, и любят сих суть нечистой жизни и почитают самым наилучшим вкушать скотский их корм, и, о, горе! оказываются друзьями их, рабами и помощниками. И против единоплеменников действуют, наиболее же против самого благочестия, и Христа гонят называемые христианами, и не стыдятся, зовясь христианами, выступать против братьев-христиан и устремляться против святых Христовых и больше неверных беззаконновать и богоненавистное делать и священное и относящееся к вере оскорблять более, чем враги Христовы.

5. Поэтому мы умалились во всех и есмы несчастнейшие днесь на земле ради беззаконных наши дел и грехов сих и остальных прегрешений. И если бы не долготерпел всегда медлящий Бог, погибли бы совершенно и стали бы как Содом и Гоморра. Однако ещё ради одного правильного исповедания нашего соединяет нас Господь и ради нас сохраняет первосвященство и Царство благочестивое, ожидая ради одной нашей правой веры и некоего плода. Ибо не одна вера спасает, как нас учит Брат Божий, говоря, что «вера без дел мертва есть». Поэтому и два избранных града сами с малыми другими – я имею ввиду Константинополь и Фессалоники – были заключены нам в хранилище благочестия и доныне благодатью Божией сохраняются. И тот вообще врагам Христовым не покорялся, спасаемый Самой Всецарицей Приснодевой Богородицей; этот же в малом рабстве побывав вместе для воспитания и испытания [и в] уплату [за грехи наши], ибо мы согрешили, вновь горячими молениями великого хранителя его Димитрия рабство сбросил, и избегнув рук тиранов, свободный свет увидел и благочестие открыто провозгласил. И чудо об этом было великое. Ибо как прежде Бог израильтян чрез Моисея, так град сей чрез Димитрия спас.

6. И да сохранит он его до конца, хотя и всегда беснующийся против нас общий враг бушует против него и ужасно восстает и искушения воздвигает, поработить его желая и не вынося успеха нас – благочестивых и православного исповедания и нескверной жизни. Откуда тысячи несчастий пришли нам, от того враги наши от нас удалились, непрерывные нападения их и голод и болезни, стенания, заключения и мириады других несчастий попустил Бог, что мы благого Бога раздражаем и неблагодарны и благодетелю, превозносясь дарами и во зло употребляя данное нам Владыкой всяческих. Впрочем, братья мои, я прошу вас показать твердость нашу и крепость в вере, и выдержать болезни и тесноты нужды и любое оскорбление за Христа, как и первые (христиане) терпели за Него «разграбление имений ваших с радостью», как свидетельствует Павел. Поэтому и теперь с радостью терпите, ожидая, как опять Павел говорит, «иметь себе имение на небесех пребывающее и лучшее» божественных даров и харизм. «Не отлагайте убо дерзновения вашего» и похвалу во Христе и в нынешнем и в будущем. Ведь вы много раз на опыте перенесли непоколебимо многие скорби за благочестие и казались неподвижными, и доныне, я надеюсь, вы таковы силою Христовою.

7. Итак, все вы оставайтесь в той же мысли и будьте готовы, я прошу, в удобное время, если возможно, излить и кровь за благочестие наше и не попасть в рабство нечестивым врагам. И никто из вас не будет, я полагаюсь на Христа, думать что-нибудь другое кроме этого. Если же находятся некоторые, имеющие другое мнение, когда враг и клеветник воюет поношением – как я молюсь – и лукаво принимающие и считающие благом рабство христиан врагам Христа и Бога нашего, и сие множество столь великое и град столь великий и многолюдный, в котором столько священных храмов, столько же святых жилищ священников и монахов и христиан – мужей и женщин и младенцев неудобоисчислимое собрание, через который города и многие из порабощенных нечестивым освобождаются через мучение и дар приносятся Христу, многие от неверия к вере приходят и познают истинную веру и Христа признают Богом. Однако некоторые предательство сего града ещё и добром почитают и поработить град сей нечестивым желают и совершенно стремятся. Они не суть христиане, но отступники от Бога, хуже нечестивых и сквернее и лукавее самого предателя Иуды. Ведь Иуда телесно предал Спасителя, а страсть Господня и смерть стали нам спасением, и еще более прославился Спаситель и возвысился, в страдании победив за нас и дав нам воскресение; а предающие христиан нечестивым и безбожным врагам, души предают в погибель и нечестие, поступая хуже и Иуды. Ибо они из-за преданных братьев часто предают Христа и еще более опечаливают Его, не желающего погибнуть ни одному из малых. И они хуже всех безбожных тиранов, убивающих святых, потому что тираны мстят святым, не смогше склонить их к нечестию, и убивая мучеников исполняли должное; эти же христиан предают в рабство, а души порабощают безбожию и повинны в погубленных душах. А если предающий одного и соблазняющий одного столь важному наказанию повинен, то предающий город и столько душ нечестию, какого возмездия не достоин? Поэтому виновные в этом Христа отвергают и поступают против святых Его таинств и поносят всё христианское.

8. Поэтому и мерность наша, помышляя о благочестии и спасении христиан, и имея неизбежную заботу о граде сем и душах в нем, и горячо возревновав о всех святых его, призывает всех благородно переносить пришедшие мучения во славу Христову, и чтобы не обнаружился бы [среди вас] душепагубный предатель, бороться за каждого из вас самих и за свободу домов и за всех братьев по любви Христовой. Если же кто-нибудь будет найден предавшим себя врагу и ставшим его орудием, замыслив или замышляя в пользу нечестивых, власть и господство их почитая благом и желая град сей и верных в нем предать нечестивым, стараясь о сем или желая или способствуя, во граде сем ли найдется, или и вне, если и в каком-нибудь чине будет или положении или почетной степени, да будет анафема, и часть его да будет с предателем Иудой и распявшими Господа, и свыше да придет на него гнев и скорбь, ярость и возмездие великое и телесный бич и род его всегда презираем. Но и мерность наша во Святом Духе напоминает ему, кем бы он ни был, [что он будет] под бесконечным и ужасным отлучением от святой и единосущной Троицы как предатель душ, убийца и злоумышленник; и никогда не найдет сей избавление, если прежде не откажется от столь богомерзкой попытки.

9. Теперь мерность наша ради осторожности и внимания письменно (все это) изложила для священного сего Христова стада и повсюду верных, которых я призываю и прошу встать и быть стойкими за истину и единственную нашу христианскую веру защищать до смерти ради душ своих и домов чад и ради славы Христа, Который, я надеюсь, примет (вас) как мучеников и борцов Своих, и с исповедниками Своими увенчает и царства Своего наследниками покажет с боровшимися за Него, благодатью Его и милостью.

10. И на сем теперь окончилось.

Совет равно и о стоянии за Христа и отечество, и порицание мыслящим в пользу нечестивых

1. Все обитающие в сем христолюбивом граде Фессалоники, вернейшие рабы Христовы, возлюбленные чада в Господе нашей мерности, да будет благодать вам, мир и благословение, свобода от всякого искушения и избавление от всякой скорби и нужды и обстояния; и подаяние всякого блага вам да умножится от единосущной и нераздельной и неслиянной Троицы, единого Бога нашего, Отца и Сына и Святого Духа.

2. Благодарю за вас, братья, Самого единого в Троице Бога, видя ваше усердие и чистую веру во Христа Бога нашего и стойкость и терпение во многих обстояниях. Итак, радуйтесь и вы в Господе, радуйтесь и веселитесь, что все терпите и переносите за Христа и многое воздаяние приобретете за сие. И пусть никто в этом не подловит, ни обманывает вас кто-нибудь, что вы, остающиеся, не имеете воздаяния. Ибо я уверяю вас, что вы будете иметь то же воздаяние, что и мученики. Ведь как те боролись и неповиновались, чтобы не похулить Христа, так и вы свидетельствуете совестью и терпением скорбей, чтобы в граде сем вашем не хулилось имя Христово. И как многие из святых терпели бедствия, боролись, уча благочестию и многих из неверных сделали благочестивыми, так и вы боритесь, чтобы никто из благочестивых мужей или жен или детей не погиб и подвергся опасности из-за веры. И как многие из святых души свои за братьев положили и не выдали скрывающихся, другие же себя самих предали вместо преследуемых или подвергающихся опасности, так и вы за укрывающихся в граде сем христиан души полагайте, [ведь] многие из пленных освобождаются и многие получают ослабление, так как вы страдаете и скорбите. И многие из святых разрушали идольские храмы и тиранствующие не пожелали восстановить [их], ни потребовать на это обола, и неповиновались в этом и суть мученики; вы же сохранили и отечество ваше не разрушенным врагами Христа и Бога нашего и священные храмы и святые монастыри и всю святыню их храните неоскверненными от безбожных. И равное воздаяние вам и борцам, и с теми будете причтены; и блаженны вы, страдая за Христа.

3. А не так мыслящий жалок. Если кто-нибудь жизнь нечестивых и питание плоти почитает благом, отпадает от благ небесных. Нет наследия нам в настоящей жизни, братья, нет. Владыка наш распялся и был презираем за нас и невыразимые испытания перенес, поругания и скорби и неповинную смерть. И о нас говорит: «в мире сем скорбни будете» и «если Меня гонят, и вас гнать будут» и «будете ненавидимы всеми за имя Мое» и «терпением вашим спасайте души ваши». Итак, страдая, мы не удивляемся, ведь мы христиане, и как Христос пострадал, [так] и нам нужно страдать, чтобы мы сопрославились с Ним; как пишет божественный Павел, «понеже с Ним страждем, да и с Ним прославимся» и «недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас» и «радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех», сказал Господь.

4. И кто достоин сих? ибо мы большую часть терпим грехов ради наших и ещё более из-за малодушия, так как и из-за нерадения нашего терпим все сии скорби. Или не знаете, что из-за нерадения град сей едва не подвергся опасности нападения нечестивого Мусы и когда пришла нужда, из-за нерадения послали к безбожным послов, что и было ещё большей виной, почему мы теперь и злостраждем? Поэтому нерадение, малодушие и беспечные языки не останавливаются умножением печалей и дерзкими действиями наших врагов и отнимают от нас всякую надежду и препятствуют благу мира. Посмотрим же и таким образом. Ведь если малодушие или нерадение было бы в благочестивом Константинополе в тех величайших долговременных опасностях, где бы был [оплот] нашего благочестия? Не повреждена ли, не умалилась ли, не оставлена ли [крепость] нашего Православия? Не покорится ли [оплот] Церкви, как в Египте и Иерусалиме, и Антиохии и иных местах? Сколько теперь там христиан, сколько архиереев и иереев и монашествующих? Не умалились ли весьма и презираемы безбожными? Видим же и все восточные города, которые стали опустошенными и полностью христианами необитаемыми; и где некоторые христиане, осмеиваемые, презираемые каждый день и умалившиеся. И на Западе видим мало-по-малу исчезающие города. Ведь преследование продолжается, и нечестивый сей народ – воистину есть предтеча Антихриста и изображает змея того, Адама обманувшего. Он с одной стороны, прикидывается другом и ложно сладость и свободу обещает; с другой стороны, порабощает, умерщвляет и совершенно растлевает и, наконец, Бога хулить понуждает.

5. Поэтому благородно да встанем за Христа. Град сей от начала есть глава благочестия после первого и царствующего: он сохраняет христиан здесь, сохраняет их на Западе – ибо из-за некоторого ослабления они радуются – сохраняет их на островах, защищает и царицу городов, и есть рука Православия и добрый помощник. Поэтому будем беречь его всеми силами и положим за него души; и будем сражаться за себя самих и окружающих нас братьев.

6. Итак, теперь я уверен во Христе, как все вы в высшей степени правые, в том, чтобы пребывать вокруг отечества и блага непоколебимого и ни один из вас не пожелает, даже если бы кто-нибудь и по страсти, предать сей богоспасаемый и христолюбивый град ваш нечестивым и врагам Христовым. И так прекрасно стоящим я обещаю от преблагого Владыки земные и небесные блага. Если же кто злобой лживого и лукавого демона другое что о сем помыслит и пожелает или будет стараться град сей благочестивый и великий предать нечестивым, чуждый сей Богу и с нечестивыми да причтется. И мерность наша подвергает сего, кто бы он ни был, страшному и непроходимому отлучению от Святой Троицы, и участь его с предателем Иудой и распявшими Христа. И так говорю и объявляю, как от Христа поставленный милостью Его пастырь сего стада Его и имея нужду заботиться о нем и терпя ради него многие злострадания и скорби и не желая никому и малейшим из него повредиться каким-нибудь образом совершенно и никому другому из всяких и кажущихся ничтожнейшими или от вне сего [града] христиан – ибо что? – где бы только ни был. Ведь одной души весь мир не достоин. Поэтому все вы, братья, стойте в вере и защите отечества вашего благочестивого во Христе. Мужайтесь, укрепляйтесь, да придет на вас благословение Божие и милость, разрешение страхов и совершенное спасение.

7. Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь и мир и богатая милость ради пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии и защитника нашего и охранителя града, в мучении мироточивого и во святых избранного и великого в чудесах Димитрия, да будет со всеми вами. Аминь.

Вам может быть интересно:

1. Послание православному Крита святитель Симеон Солунский

2. Похвальное слово святому Иоанну Предтече святитель Софроний, патриарх Иерусалимский

3. Слово о перенесении из Самофракии в Сигриану священных мощей святейшего чудотворца отца нашего Феофана преподобный Феодор Студит

4. Послания к монахине Евлогии святитель Феолипт Филадельфийский

5. Слово в неделю Ваий святитель Прокл, патриарх Константинопольский

6. Похвальное слово Алвиану преподобный Нил Синайский

7. Похвальное слово христолюбивому владыке Василию святитель Фотий, патриарх Константинопольский

8. Послание находящимся на покосе преподобный Паисий (Величковский)

9. Слово на преставление св. Иоанна Богослова преподобный Симеон Метафраст

10. Слово о страхе Божием святитель Кирилл II, митрополит Ростовский

Комментарии для сайта Cackle