Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Пророк

I. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА

Греч. слово профетес, которым в НЗ передается понятие пророк», означает «глашатай», «вещатель», причем довольно часто здесь подразумевается предсказатель будущего. В ВЗ наряду с самым употребит. в евр. яз. словом нави (возможно, «вещатель», «глашатай», но скорее всего «призванный») иногда встречаются слова роэ (в Синод. пер. – «прозорливец», 1Цар. 9:9; 1Пар. 9:22; 1Пар. 29:29), хозэ (в Синод, пер. – «прозорливец», 2Цар. 24:11; «провидец», Ам. 7:12; оба эти слова содержат намек на способ восприятия откровений), а также просто «человек Божий» (1Цар. 2:27; 3Цар. 12:22). Но все эти слова не до конца раскрывают суть пророч. служения.

II. ПРОРОК В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

1) вряд ли можно говорить о едином образе П. в ВЗ. В истории Израиля П. должен был возвещать народу Божью волю, «ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Ам. 3:7).П. надлежало предостерегать народ от греха, а также ободрять и утешать его. Переломным моментом в истории про-роч. служения стало вавил. пленение. После него П. (Аггей, Захария, Малахия) больше говорили о новых спасит. деяниях Бога, хотя в их пророчествах присутствовали и слова о суде; перед пленом же П. редко обращались к народу со словами ободрения. Можно выделить несколько основных причин, побуждавших Бога направлять в мир Своих посланников. Это: а) искажение веры в Бога Израиля и смешение ее с чуждыми культами (см., напр., Иез. 8:6); б) утрата израильтянами веры в своего Господа, когда это было связано с событиями политич. жизни (напр., Ис. 7:1–9); в) отступление от Божьих заповедей, касающихся отношений к бедным (Ис. 5:8; Мих. 2:1). По поручению Господа П. предостерегали израильтян от всех этих ошибок, призывая их обратиться к вере и повиноваться Богу Израиля (Иер. 3:7; Иер. 4:1–4; Иоил. 2:12). Они грозили Божьим судом в случае непослушания (Ам. 4:6–13). Т.о., П. – это люди, которые, с одной стороны, ощущали живую связь Бога с Его народом, а с другой – знали о Божьих путях и о будущей судьбе Израиля. П. – это Божий дар Своему народу, предостерегающая совесть, через которую Бог общается с ним. В пророч. служении отразилось ⇒ избрание Израиля, его особая роль среди других народов. Предназначение П. заключается именно в том, чтобы вновь и вновь – в словах милости и в словах гнева – высвечивать особую миссию Израиля как народа Божьего;

2) к числу П. относятся авторы пророч. книг (от Исаии до Малахии) и целый ряд др. ветхозаветных П.: ⇒ Авраам (Быт. 20:7), ⇒ Моисей (Втор. 18:15–18; Втор. 34:10), ⇒ Аарон (Исх. 7:1), ⇒ Самуил (1Цар. 3:20), ⇒ Гад (1Цар. 22:5), ⇒ Нафан (2Цар. 7:2), ⇒ Ахия (3Цар. 11:29), ⇒ Самей (3Цар. 12:22), ⇒ Иуй (3Цар. 16:7; 2Пар. 19:2), ⇒ Илия и ⇒ Елисей, ⇒ Михей (3Цар. 22:9), а также ⇒ Иоанн Креститель (Мф. 3:7–11; ср. Мф. 11:13). Упоминаются по именам и пророчицы: ⇒ Мариамь (Исх. 15:20), ⇒ Девора (Суд. 4:4), ⇒ Алдама (4Цар. 22:14) (⇒ Олдана) и ⇒ Анна (Лк. 2:36); в Ис. 8под словом «пророчица» подразумевается жена Исаии. См. также хронол. таблицы в приложении;

3) известно, что во времена Самуила (1Цар. 10:5.10; 1Цар. 19:20), Илии (4Цар. 2:3.5.15) и Елисея (4Цар. 4:38–41; 4Цар. 6:1) существовали т.наз."школы П.» – служение и тесное общение нескольких пророков. Несколько таких групп, очевидно, объединялись вокруг Самуила (1Цар. 19:20.24) или Елисея (4Цар. 4:38), которые, по кр. мере в отдельные периоды, руководили ими. Через одного из таких «сынов пророческих» (3Цар. 20:35) Господь говорил с Ахавом; но во многих случаях такое «пророчество», хотя и исходило от изливавшегося на П. Духа Божьего, видимо, все же не бьио прямым и ясным (1Цар. 10:10; 1Цар. 19:20–24);

4) подобных П. собирал Ахав (3Цар. 22:6; ср. 3Цар. 22:22, где эти П. названы «его пророками»), а позднее они нередко упоминаются наряду со священниками как профессиональные П. при святилище (Ис. 28:7; Иер. 6:13; Иер. 8:1; Иер. 14:18; Иер. 23:11). Они пророчествовали за плату (Мих. 3:5.11), что в народе обычно считалось делом естественным (1Цар. 9:7; 3Цар. 13:7; 4Цар. 8:8),но против подобной деятельности восставали П. Господа. Истинные Божьи П., напр. Амос (Ам. 7:14) и Михей (Мих. 3:5–8), решит. отмежевывались от профессиональных П., которые, со своей стороны, были злейшими врагами Божьих П., и в часта, пр. Иеремии (Иер. 18:18). Если истинные П. Господа были зависимы только от Бога, то лжепророки, заботясь о своем благополучии, возвещали лишь то, что хотела слышать толпа (Иер. 5:31). Они активно вмешивались в политику (Иер. 6:14; Иер. 8:11; Иез. 13:10.16), внушая народу ложные надежды (Иер. 14:13–16; Иер. 23:17.25–27.32; Иер. 27:10.14; Иез. 13). Они не были посланы Богом (Иер. 23:21), и хотя этих П. посещали видения и сны, их пророчества все же были ложными (Иер. 14:14; Иер. 23:25–27; Иез. 13:6; Иез. 22:28); именно поэтому их постиг Божий суд (Иер. 23:30–32; Мих. 3:6). Однако иногда Бог использовал лжепророков, чтобы с их помощью ослепить царя и народ, вставших на путь непослушания (3Цар. 22:22); 5) суть пророч. служения легче всего понять на примере тех П., чьи пророчества дошли до нас в письм. виде. Знаменат., что в начале пророч. служения каждого П. стоит его призвание Богом и получение от Него пророч. силы (Ис. 6; Иер. 1; Иез. 1, Иез. 2, Иез. 3; Ам. 7:15; Ион. 1:1); Бог также дает П. опред. поручение. Призвания, которые очень разнятся между собой, помогают понять весть, сообщаемую каждым из П. С момента призвания П. становился «рабом Божиим» (Иер. 7:25);

Сам Бог направлял и наставлял его во всем, в т.ч. и в вопросах личной жизни. Так, Он предписал Осии и Исаии вступить в брак, дал имена их детям (Ос. 1; Ис. 8:1–4). Если полученное от Бога поручение противоречило собств. устремлениям П., это могло вызвать в его душе острый внутр. конфликт (Иер. 20:7; Ос. 1). Для народа Израиля П. – это полномочный посланник Бога. Поскольку служение П. – это служение стража (Иез. 3:17; Иез. 33:7), а его слово – это предостережение от греха, обличение греха (Ис. 1:2; Иер. 7; Ос. 4:1) и возвещение суда (Ис. 5:1; Ам. 2:4), то он оказывается во многом противопоставленным своему народу, а потому- одиноким (Иер. 1:17). В результате П. живет в страшном напряжении, оказавшись между Божьим поручением и всем тем, что связывает его с его народом. Такое положение посредника характеризует сущность служения П. Оно близко к служению священника, но никогда не было и не должно было быть офиц. должностью, – а когда это происходило, мельчало и скатывалось к ложному пророчеству. Всякий раз в особо сложные ист. периоды Бог воздвигал для Своего народа нового П.

III. ПРОРОЧЕСКОЕ СЛОВО В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

1) слова П. всегда строго связаны с теми историч. моментами, в контексте которых они произносятся (см. Агг). Это нисколько не умаляет их актуальности для нашего времени, но не позволяет утверждать, что все П. возвещали одну и ту же весть. Каждый П. должен передать людям врученное ему Богом особое послание. Тем не менее существует несколько центральных понятий, вокруг которых кристаллизуется пророч. слово;

2) дабы указать на имеющиеся у них полномочия говорить от имени Бога, П. нередко начинали свою речь словами «так говорит Господь» еяр.неум яхве, «речение Яхве»; Ис. 1:24;Иер. 29 идр.;

3) во многих случаях весть П. – это призыв к ⇒ обращению от греха и к послушанию Богу (Иез. 3:19). С призывом к обращению связана и угроза суда. Только послушание и обращение позволяют Израилю избежать Божьего гнева. Орудием суда Божьего могут быть язычники: ассирийцы, вавилоняне или соседние с Израилем народы (Ис. 7:1; Ис. 9:8; Иер. 21:4; Иер. 28). Ист. катастрофы – это не что иное, как исполнение Божьего суда над Его народом. Задача П. состоит в том, чтобы раскрыть духовную сторону этих событий (Иер. 27:12; ср., однако, Ис. 44Ис. 45:7);

4) пророч. слово обращено к будущему. Оно всегда говорит о Божьих деяниях, совершаемых Господом для Его народа и через Его народ. Несмотря на грехи людей. Бог хранит верность Своему народу и избавляет его от греха Своим новым творением. Поэтому в пророч. речах все более явственное звучание приобретает весть о Том, Кто положит новое начало всему, о Мессии (⇒ Остаток; ср. ниже, 111,8). Так П. становятся живым доказат-вом верности Бога и предвестниками событий, связанных с приходом Мессии;

5) Божье послание может быть передано по-разному: через краткий призыв, через песнь (Ис. 5:1) или произнесенную речь (Иер. 7:1); слово Бога может быть передано прямо (Ам. 7:16; Агг. 2:2) или через символич. действие (Ис. 20; Иер. 28; Иер. 32). Нередко П. получают Божье откровение в видениях, но чаще передаваемая Богом весть излагается после вступит, слов П.: «И было ко мне слово Господа...»; сведений же о способе восприятия откровения в Библии нет (⇒ Пророчество, II). Письм. изложение всегда вторично (Иер. 36), оно лишь «протоколирует» действия пророка;

6) в пророч. слове явной становится и «всеобщность» Бога. Слово П. обращено не только к народу Израиля, это может быть и послание к другим народам, возвещающее порой Божий суд. Божьи деяния не ограничиваются Израилем, но все они в конечном счете совершаются ради него;

7) пророч. слово требует от людей веры и вынуждает их к принятию решения. Это явствует из противопоставления лжепророков и П. истинных (Иер. 28). Нет внешних признаков, по которым можно отличить верное слово от ложного. Верное пророчество подтверждается исполнением (Иер. 28:9), а ложное раскрывается разоблачением (Втор. 18:22);

8) пророч. слово, независимо от времени, когда оно было сказано, указывает на Божье новое начало, на Иисуса Христа (Ис. 9:6; Ис. 11:1; Ис. 53; Иер. 23:5; Зах. 9:9). Т.о., так или иначе все П. говорили об одном – о Божьем Новом Завете (Иер. 32:32).

IV. НОВОЗАВЕТНЫЕ И ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ ПРОРОКИ

НЗ видит в Иисусе окончат. исполнение пророч. слова, завершение Божьего откровения, для передачи которого и призваны П. (Евр. 1:1). Евангелисты расценивали события, связанные с земной жизнью Иисуса Христа, как исполнение слов П. (Мф. 2:5; Мф. 3:3; Мф. 21:4; Рим. 14:9–11). В 1Петр. 1:10–12 новозаветный взгляд на П. представлен наиб. полно. Иисус предстает здесь как некогда сокровенная, а теперь явленная миру Личность, о Которой провозвещали все П.

V. ПРОРОКИ В НОВОМ ЗАВЕТЕ

Пророч. служение существует и в НЗ. Как церк. служители, новозаветные П. упоминаются сразу вслед за апостолами 1Кор. 12:28; Еф. 4:11), вместе с к-ры-ми (ср. 1Кор. 14:37; 2Петр. 3:2) они составляют основу Церкви (Еф. 2:20; Еф. 3:5). Как в ВЗ слово П. служило дополнением к Закону (4Цар. 17:13), так и в НЗ учение апостолов (Деян. 2:42; ср. ⇒Евангелие от Матфея, 1,2) дополняется посылаемым через П. откровением Божьей воли, которое касается либо данного момента (Деян. 21:10–14), либо будущих событий (Деян. 11:28). Целью пророч. служения всегда было укрепление Церкви (Деян. 15:32), достижение ею совершенства (Еф. 4:11–16).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle