Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Молох

Молох [др.-ханаан. слово, в оригинале – Молех; вероятно, родственно евр. мелех – «царь»; т.о., М. это, видимо, не имя, а титул), название языч. божества, многократно упоминаемого в Библии. Согл. одной из теорий, масореты (⇒ Масоретский текст) добавили к согласным этого слова – mlk – гласные буквы слова бошет – «срам», «позор», подчеркнув т.о. свое отвращение к данному культу. Наименование того или иного бога «царем» настолько свойственно различным религиям, что не всегда может служить указанием на определ. божество. В Септуагинте, во 2Цар. 12 («И взял Давид венец царя их с головы его, а в нем было золота талант...»), вместо слов «царя их» [евр. малкам] читается «Милком» – одно из названий М. Согл. такому прочтению, аммонитяне изображали М. в виде огромной статуи, т.к. упомянутый в названном стихе венец весил около 35 кг (⇒ Меры длины, площади, объема и веса).

В ряде финик. надписей, обнаруж. археологами, содержится название божества Милк, или Малк, («царь»), а именование «Милком» встречается в текстах из Рас-Шамры (Угарита). От того же корня образовано слово, обозначающее титул тирского бога Мелькарта (финик. «царь города»), которого ⇒ Ахав и ⇒ Иезавель почитали как Ваала. Ханаан. ритуалы служения М. включали сожжение детей (Втор. 12:31), что израильтянам запрещалось под угрозой смертной казни (Лев. 18:21; Лев. 20:2–5). Однако после того как при Соломоне было возведено капище М. (3Цар. 11:7), часть израильтян переняла и жервоприношение детей в честь него (Пс. 105:37.38). Цари Ахаз и Манассия принесли в жертву своих сыновей (4Цар. 16:3; 4Цар. 21:6). Подобные жертвоприношения совершались в долине сыновей Енномовых [евр. гей вен-Гинном (Иер. 32:35)], откуда впоследствии произошло название гейгином – «геенна» – применит. к преисподней; ср. Мф. 5:29). Праведный царь Иосия запретил подобные жертвоприношения и подверг место их совершения осквернению (4Цар. 23:10). В финик. надписях не только упоминается сам М., но говорится об убиении в его честь детей. Диодор Сицилийский, рассказывая о победе, одержанной Агафоклом из Сиракуз над карфагенянами в Ливии в 310 г. до Р.Х., повествует о том, что эти последние принесли в жертву Ваал-Хаммону (солнечному божеству) 200 детей из самых знатных семей (религия и культура Карфагена были финикийскими). Следует, однако, отметить, что Айсфельдт сомневался в существовании бога М. и видел в названии «молк» только обозначение определ. вида жертвы, что, однако, маловероятно.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle