Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Источник

Притчи Соломоновы

Божьи установления, касающиеся обыденной жизни, изложены в Законе Моисея в виде заповедей. Толкование этих заповедей в применении к конкретным случаям в народе Израиля было уделом мудрецов и нашло свое отражение в П.С.

I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

1) евр. название книги – Мишлей (мн.ч. от машал), что означает «притчи», «сравнения», «уподобления», «метафорич. речь», т.е. наглядное изображение жизненных правил посредством сравнений и примеров из повседневной действительности. Это название уже само по себе указывает на то, что в притчах содержится множество изречений, каждое из которых выражает определенную мысль и, будучи по смыслу самостоятельным, не нуждается в сопоставлении и соединении с предыдущими или последующими сентенциями. Впрочем, в Книге Притчей имеются и отдельные фрагменты, излагающие мировоззренческие основы библ. учения и состоящие из взаимосвязанных стихов (напр., Притч. 8 и Притч. 9:1–6); кроме того, одна и та же мысль может быть выражена в нескольких стихах (Притч. 3:5.6 и др.). Вопрос об источнике Притчей относится к происхождению как отдельных изречений, так и всей книги, всего их собрания;

2) согл. названию, П.С. восходят к царю Соломону или, как минимум, приписываются тому, кто своей мудростью снискал себе особую славу (3Цар. 4:29–31; 2Пар. 1:7–12). Согл. 3Цар. 4:32, Соломон сочинил 1005 песен и 3000 притчей, так что Библия доносит до нас только часть их. Тем скорее можно предположить, что включены лишь те притчи, авторство которых не вызывало сомнений;

3) время, когда были собраны притчи и составлена книга, неизвестно. Подобно Книге Екклезиаста (ср. Екк. 12:8–10), она, по-видимому, не была полностью составлена самим Соломоном. Первые 24 главы уже существовали ко времени Езекии, который распорядился присоединить к ним второе собрание притчей Соломона (Притч. 25:1). Приложение к книге, возможно, содержит речи двух древних ближневост. царей ⇒ Агура (Притч. 30) и ⇒ Лемуила (Притч. 31); впрочем, согласно иуд. традиции, имена «Агур» и «Лемуил» были прозвищами самого царя Соломона;

4) отдельные изречения не подчинены единой форме и в каждом отдельном случае их размер, форма и ритмика зависят от высказываемой мысли. В длинном фрагменте (Притч. 10Притч. 22:16) мы находим преимущ. изречения-антитезы, состоящие из двух частей, но, помимо них, имеются и сравнения (Притч. 10:26). кроме того, читателю предлагаются уподобления (Притч. 6:27–29) и загадки (Притч. 30:4). Относительно продолжительные высказывания содержатся в Притч. 30:10–33. Т.о., в этой книге представлены все виды поэзии премудрости;

5) принадлежность П.С. к канону в древние времена никогда не подвергалась сомнению. В НЗ она цитируется как Свящ. Писание (Рим. 12:20; 1Петр. 4:18; 2Петр. 2:22).

II. СОДЕРЖАНИЕ

1) РАЗДЕЛЫ КНИГИ

Разделы книги П.С. следуют в произвольном порядке – трудно установить между ними какую-либо внутр. взаимосвязь (хотя такие попытки предпринимались как иуд., так и христ. исследователями). Невозможно также, исходя из содержания, четко разделить П.С. на разделы. Фиксированным остается только обознач. в тексте деление по внешним признакам. Так, можно выделить первое собрание П.С., второе собрание П.С., составленное при Езекии, а также притчи Агура и Лемуила. Три заголовка делят первое собрание еще на три раздела: Притч. 1Притч. 9:18; Притч. 10Притч. 22:16; Притч. 22Притч. 24:34. Но такое деление не определяется содержанием притч. Так, об одном и том же предмете говорится в разных местах, напр. о соблазне плениться чужой женой (Притч. 2:16; Притч. 5:1–23; Притч. 6Притч. 7:27; Притч. 9:13–18). В притчах, собранных Езекией, почти дословно повторяются мысли, высказанные в первом собрании (Притч. 25­­ Притч. 21:9; Притч. 26­­ Притч. 18:8; Притч. 27­­ Притч. 23:15; Притч. 27­­ Притч. 20:16). Это показывает, что в те времена порядку следования отдельных изречений составители не придавали особого значения; в то же время это не исключает вероятности того, что все изречения принадлежат Соломону, который одни и те же мысли, вероятно, облекал в разную форму или высказывал неоднократно в разных контекстах. кроме того, речь может идти о разных собраниях, которые впоследствии были объединены;

2) ОСНОВНЫЕ ИДЕИ

Проследить основное идейное содержание П.С., следуя тексту, невозможно – для этого необходимо сопоставить рассеянные по всей книге изречения, касающиеся одного и того же предмета. Поскольку книга сообщает читателю основы мудрости, прежде всего следует задать вопрос о существе этой мудрости. Ее исток – в Боге, сотворившем мир (Притч. 3:19) и упорядочившем его (Притч. 3:20). Поэтому мудрость может быть только даром Бога (Притч. 2:6), Который наставляет человека на пути, угодные Ему (Притч. 4:14). Мудрость – это не всезнание, а только то, что способствует праведной жизни (Притч. 4:11). Мудрый подчиняется установлениям Бога и ходит по Его стезям. Поэтому он благословен во всех делах (Притч. 13:1–10). Поскольку мудрость всегда пребывает в Боге, исходит от Него и ведет к Нему, она никому не может способствовать в противлении Богу (Притч. 21:1.30). При этом мудрость не является природным свойством человека, ее надо снискать (Притч. 3:13) и научиться ей (Притч. 24:14; Притч. 30:3); мудрость даже следует «покупать», ибо она стоит того (Притч. 17:16; Притч. 23:23).

Мудрость надо искать у людей разумных (Притч. 10:13; Притч. 14:33), у праведных (Притч. 10:31), которые сами живут по мудрости, и у смиренных (Притч. 11:2). Знание об установленном Богом предназначении и о пределах собств. возможностей делает человека скромным и смиренным. Для восприятия мудрости необходима определ. готовность (Притч. 2:2; Притч. 5:1), с которой следует принимать полезные советы (Притч. 13:10). Кто хочет услышать мудрость только из любопытства, а затем поступает так, как ему нравится, тот остается закрытым для мудрости, она не может проникнуть в сердце такого человека (Притч. 2:10). Кощунствующий (в Синод. пер. – «распутный»), в силу самой своей сути, никогда не достигнет мудрости, даже если очень стремится к ней (Притч. 14:6). Из этого следует, что мудрость совершенно непостижима для глупцов (Притч. 24:7). Поэтому мудрость не следует внушать глупому (Притч. 23:9). Глуп же тот, кто надеется на себя (Притч. 28:26): подчиняясь своим изменчивым желаниям, он никогда не последует прямым путем Господа. Царица Савская приезжала к Соломону, чтобы поучиться мудрости, а слушатели Иисуса не желали воспринимать Его мудрость, хотя Он больше, чем Соломон (Мф. 12:42).

Устами Иисуса говорит Божья мудрость (Лк. 11:49). Выслушав притчи, противники Иисуса задаются вопросом, откуда у Него такая премудрость (Мф. 13:54). Но апостолы знают, что Христос является премудростью (1Кор. 1:30) и что слово мудрости дается Духом (1Кор. 12:8). Основание всякой праведной мудрости – страх Господень. Он – начало познания, внутр. стержень в жизни, в то время как воспитание и наставление – только внешняя опора (Притч. 1:7). Старательно ищущий мудрости познает страх Господень, который только и способен дать мудрость, познание и разум (Притч. 2:5.6).

Страх Господень дает уверенность в жизни, являясь ее источником и способствуя ее продлению (Притч. 10:27; Притч. 14:26; Притч. 19:23), ибо он удерживает от зла (Притч. 3:7; Притч. 8:13; Притч. 14:2; Притч. 16:6). Попавший в беду из-за отсутствия страха Божьего напрасно станет взывать к Богу, Бог не ответит такому человеку (Притч. 1:24–31). Поэтому следует ежедневно и беспрестанно пребывать в страхе Господнем (Притч. 23:17). Исходя из этого, следует понимать отдельные наставления, касающиеся всех областей жизни. Изречения касаются и отношений между полами, они в метких зарисовках изображают, как распущенность женщины проявляется в нечистоте (Притч. 11:22) и в стремлении к власти (Притч. 19:13; Притч. 21:9; Притч. 27:15). Такое падение нравов выделяется на фоне благонравия и трудолюбия тех жен, которым вновь и вновь воздаются честь и хвала (Притч. 11:16; Притч. 12:4; Притч. 14:1; Притч. 19:14).

В книге указаны и нормы поведения мужчины: ему необходимо сохранять верность жене своей юности (Притч. 5:18), он не должен заглядываться на других женщин (Притч. 2:16; Притч. 6:26; Притч. 23:33). Красноречив и образ мужчины, вообразившего, что ему удалось одержать победу, в то время как его ведут, как вола, на убой (Притч. 7:6–23). И во всех других областях жизни П.С. стремятся направить человека к мудрости. Здесь вскрываются причины нищеты, возникающей по вине самого человека (Притч. 10:4; Притч. 20:13), указаны ее последствия (Притч. 10:15). Но и богатому П.С. напоминают о его долге (Притч. 14:31; Притч. 22:22).

Истинное богатство заключается не в накопленных сокровищах (Притч. 13:7; Притч. 19:1.22). Мудрость научает праведной молитве и умеренной жизни (Притч. 30:7–9). Таково установление Бога, что существуют бедные и богатые (Притч. 22:2; Притч. 29:13). Из прочих, часто затрагиваемых в П.С. проблемах, можно выделить проблемы преступности, нравственные проблемы – стяжательство, зависть, жадность (Притч. 1:19; Притч. 15:27; Притч. 17:8; Притч. 23:6–8; Притч. 28:8.22), ложь (Притч. 6:17; Притч. 8:13; Притч. 12:19–22; Притч. 13:5; Притч. 21:6; Притч. 29:12), лень (Притч. 6:6–11; Притч. 10:4.26; Притч. 12:11.24.27; Притч. 13:4; Притч. 21:25; Притч. 24:30; Притч. 26:14). Притчи не только бичуют нравств. язвы, но и восхваляют добродетели, напр. благотворительность (милосердие) (Притч. 3:9; Притч. 11:17.24; Притч. 14:21.31; Притч. 21:3) и многое др.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle