Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Вражда, враг

Вражда, враг: 1) грехопадение стало причиной появления на земле В. (Быт. 3:15); ап. Павел относит В. к «делам ⇒ плоти» (Гал. 5:19). Когда в Библии говорится о В., в первую очередь имеется в виду В. против Бога (Мф. 13:25.39; Деян. 13:10; Рим. 8:7; Флп. 3:18; Иак. 4:4), которой в плоскости межчеловеч. отношений соответствует ненависть к Божьему народу (Есф. 3:8; Иез. 35:5) и верующим (Мф. 10:22.36; Ин. 15:18–20; Ин. 16:2). Со времен Каина и Авеля (Быт. 4) нечестивые люди убивают праведников за их благочестивые дела (Ин. 8:37–44; 1Ин. 3:12; ср. Прем. 2:10–20). Человеч. враждебность побуждает Бога быть «врагом ... врагов» Своего народа (Исх. 23:22). Отсюда становится понятной непримиримая В. Израиля к хананеям (Втор. 7), над которыми должен свершиться суд Божий (Быт. 15:16), а также ненависть к врагам Бога, выраженная в псалмах (Пс. 138:19–22). Здесь ⇒ ненависть ко всему злому переносится на того, кто совершает злые поступки. Но, с др. стороны, уже в ВЗ звучит требование не только проявлять любовь к ближнему (Лев. 19:18), но и быть милосердным к своему врагу (Исх. 23:4; Притч. 24:17; Притч. 25:21; ср. Иов. 31:29);

2) врагам Израиля отводится особая роль: Господь использует их для наказания Своего неверного народа (Суд. 2:14; Иер. 21:7). Несмотря на то, что враги израильтян действуют по воле Божьей и являются орудием в Его руках, они становятся виновными в «дерзости против Бога» (4Цар. 19:25–28; Ис. 10:5–16) и над ними исполняется обетование, данное Господом Аврааму: «и злословящих тебя прокляну» (Быт. 12:3) – таков приговор любому врагу избранного Божьего народа;

3) Иисус Христос принял за нас смерть на кресте, когда мы еще были Его врагами (Рим. 5:10; Кол. 1:21). Тем самым Иисус сделал любовь к врагу зримой реальностью (Лк. 23:34): теперь ее могут и обязаны проявлять также люди, находящиеся «во Христе» (Мф. 5:44; Лк. 6:27; Рим. 12:14.20; ср. Лк. 1:74). В. между евреями и язычниками, между Божьим народом и остальными народами может быть преодолена только в Церкви (Еф. 2:14–16). Любовь к врагу не означает пассивного отступления от истины; Иисус решительно разделяет друзей и врагов (овцы и волки в Мф. 10:16), называет Своих врагов подобающими именами и возвещает им о грядущем Суде (Мф. 23:13–33), чтобы тем самым призвать их к покаянию (Мф. 9:13; Мф. 18:11);

4) но в конце дней, когда Господь положит всех врагов Иисуса Христа «к подножию ног Его» (Пс. 109:1; 1Кор. 15:25) и когда «последний враг истребится – смерть», тогда прекратится всякая В. на земле (Ис. 11:6–8). И «вся тварь с надеждой ожидает» этого (Рим. 8:19–22).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle