Вселе́нские собо́ры
Вселе́нские собо́ры и священное Писание. В эпоху Вселенских соборов *канон Священного Писания был в целом уже установлен, хотя ряд писателей и св. отцов продолжали относить к каноническим книги, которые гораздо позднее были исключены из канона (Дидахе, 1–2 Послания св. Климента Римского к Коринфянам, «Пастырь» Гермы и др.). На Вселенских соборах вопрос о каноне не ставился, поскольку интересы св. отцов были сосредоточены вокруг проблем *христологии (а на VII Вселенском соборе – вокруг вопроса об иконопочитании). Тем не менее для св. отцов В. с. Вселенских соборов слово Писания было неоспоримым свидетельством истины, и поэтому постоянные ссылки на Библию есть во всех соборных деяниях. В Символе веры, принятом на I (325) и II (381) Вселенских соборах, мы находим ссылку на пророчество о Воскресении, которое совершилось «по Писаниям». Исповедуется и то, что Дух Божий «говорил через пророков», чем утверждается вера в *боговдохновенность Священного Писания.
I Вселенский собор ввел термин «единосущный Отцу», которого нет в Новом Завете, что вызывало возражения ариан и тех, кто оспаривал Символ веры. Однако этот небиблейский термин не был отступлением от Слова Божьего. Новый Завет содержит в себе достаточно свидетельств о единстве Отца и Сына (Ин.14:8–11) и указаний на двуединую природу Богочеловека (Мк.14:36). Само же толкование слов Писания и применение небиблейских определений лишь доказывало власть Церкви в лице собора интерпретировать Писание (ср. формулу «изволися Духу Святому и нам», восходящую к Деян.15:28).
Догмат IV Халкидонского собора о Богочеловечестве позволил Церкви толковать в этом ключе и тайну *богочеловеческой природы Священного Писания. 19-е правило VI Вселенского собора (680) гласит: «Предстоятели церквей должны каждый день, преимущественно же во дни воскресные, поучать весь клир и народ словом благочестия, выбирая из Божественного Писания разумения и заповеди истины и не преступая положенных уже пределов и предания богоносных отцов; но и если предложено слово Писания, пусть изъясняют его не иначе, как согласно с тем, как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях, и пусть лучше в этом ищут доброго имени, чем в составлении собственных слов, дабы в случае несостоятельности в этом им не отпасть от надлежащего». На VII Вселенском соборе (787) сторонники иконопочитания приводили ряд мест из Священного Писания в защиту своих взглядов.
Вопросы каноничности тех или иных книг Библии рассматривались на *Поместных соборах.
■ Деяния Вселенских Соборов, т.1–7, Каз.,1859–1873.
• Еп. Иоанн (Митропольский), История Вселенских Соборов, СПб., 19062; *Карташев А.В., Вселенские Соборы, Париж, 1963; *Лебедев А.П., История Вселенских Соборов, ч.1–2, в его кн.: Собрание церковно-исторических сочинений, СПб., 19043, т.3–4; Hefele J., Histoire de Conciles, d’après les documents originaux, vol.1–10, P., 1907–1913.