прот. Александр Мень

Источник

Це́рковь

Це́рковь и Священное Писание. Церковь предшествует Писанию. В православном церковном самосознании богословское определение Церкви слагалось постепенно, сочетая социальный подход к ней как к «обществу верующих во Христа» с мистическим пониманием, которое в русском богословии впервые было сформулировано *Хомяковым. Но даже если рассматривать Церковь только как исторический феномен (т.е. Общину), остается бесспорным тот факт, что в обоих Заветах община верных хронологически предшествовала книгам Священного Писания. Более того, именно в лоне Церкви был определен *канон священных книг.

а) Ветхий Завет. В период от Авраама до Моисея ветхозаветная Церковь существовала без Писания. Определенный и, видимо, немалый промежуток времени отделяет *кодификацию Моисеевых законов от канонизации всего *Пятикнижия, а также проповедь *пророков – от включения Пророческих книг в канон. Когда в 1 в. н.э. произошла канонизация *Учительных книг, история ветхозаветной Церкви насчитывала уже около 18 столетий.

б) Новый Завет. Христос Спаситель учил о Ветхом Завете как о богооткровенном Слове (Мф.5:18; 15:4; Мк.12:36), и если говорил о дополнениях к нему, то только в силу Своей высшей, Богочеловеческой власти. Следуя Господу, Христианская Церковь с самого начала своего бытия приняла ветхозаветную Библию как боговдохновенное Писание (2Петр.1:20–21; Рим.3:2; 2Тим.3:15–17). Что же касается книг Нового Завета, то они включались в Библию постепенно, в результате длительного отбора, критерием которого была верность той или иной книги апостольскому учению, Священному *Преданию Церкви (см. статью *Канон библейский).

1. Церковное учение о Библии.

а) Церковь Христова учит о Библии как о Божественном *Откровении, переданном через избранных пророков, *мудрецов и апостолов. Кроме вышеуказанных новозаветных свидетельств, мы имеем свидетельство древнейшего памятника святоотеческой письменности: свт.*Климент Римский называет Писание Ветхого Завета «истинными глаголами Духа Святого» (1 Kop.45).

б) Церковь, хотя и не сразу, приняла учение о *богочеловеческой природе Священного Писания (см. статьи: *Святоотеческая экзегеза; *Синергизм).

в) Церковь исповедует *единство Библии, ибо, как пишет свт.*Ириней Лионский, «Один и Тот же Дух Божий, Который чрез пророков возвещал, каково имело быть пришествие Господа, а посредством старцев хорошо истолковал то, что хорошо было сказано пророками, – Он же и чрез Апостолов проповедовал, что пришла полнота времен усыновления и приблизилось Царство Небесное, и живет в людях, верующих в родившегося от Девы Эммануила» (Против ересей. III, 21,4). *Историзм Священного Писания обусловливает цельность непрерывной традиции, связывающей два Завета. Отсюда осуждение Церковью доктрины *Маркиона, отрицавшего боговдохновенность всего Ветхого Завета. Большинство важнейших понятий новозаветного богословия (*Грехопадение, Искупление, Христос, Откровение, *Завет, Обетование, народ Божий, Церковь и многие другие) коренятся в Ветхом Завете и без него не могут быть уяснены во всей их полноте.

г) Священное Писание рассматривалось и рассматривается Церковью в контексте Священного Предания как его часть. К области Предания относится и вероучительная, догматическая интерпретация библейских книг св. отцами. Поэтому *Вселенские соборы (в частности, 19-е правило VI Собора) заповедали следовать этой интерпретации, что стало принципом как для православных, так и для католиков. Попытка протестантской экзегезы отсечь Писание от контекста Предания привела к безграничному субъективизму, который повлек за собой дальнейшие разделения среди самих протестантов. На крайних полюсах различных протестантских интерпретаций стояли рационализм *социнианской экзегезы, с одной стороны, и *вербализм различных деноминаций, исповедующих *фундаментализм, – с другой. Стремление представителей *либерально-протестантской школы обрести единство экзегетических принципов на основе лишь исторической науки и *критики библейской не дало желаемых результатов, т.к. чисто научный подход порождал нескончаемую разноголосицу гипотез и вел к стиранию грани между Библией и другими древними памятниками.

д) Со времен древних св. отцов Церковь признала возможность и необходимость применения научных (филологических, исторических и других) методов в толковании Библии; однако эти методы рассматривались как вспомогательные. Они не должны были подменять собой духовного и догматического восприятия Писания. «Слово Божие, хотя и может быть изучаемо как памятник, никогда не должно становиться только памятником, потому что в его исторически данной и временно обусловленной оболочке содержатся глаголы жизни вечной» (протоиерей *Булгаков).

2. Ветхозаветная экклезиология. Ветхозаветная Церковь создана не по человеческому замыслу, а по воле Господа, Который Сам закладывает ее основание. Родоначальники народа Божьего (патриархи) изображены в Книге Бытия не идеализированными героями, а людьми, которым свойственны многие слабости и недостатки. Этим подчеркивается, что избрание – не заслуга, а свободный дар Божий. Природа ветхозаветной Церкви характеризуется несколькими чертами.

а) Хотя в начале ее истории призыв и Обетование Божие обращены к одному человеку – Аврааму, Завет и Обетование уже тогда связываются с определенной общностью людей (исторически – с потомками Авраама по плоти, духовно, в новозаветной интерпретации, – со всеми верующими во Христа, грядущего и пришедшего; см. Гал.3:28 сл.). Таким образом, согласно Ветхому Завету, носителями Откровения и Обетования являются не просто отдельные личности, но единый народ Божий, единая Церковь. В *Пятикнижии она обычно называется «собранием» (евр. קהל, каха́л) и «обществом», или «общиной» (евр. עדה, эда́), что в *Септуагинте передано как έκκλησία, συναγωγή. В силу исторических условий эта единая Церковь промыслительно ограничивается сначала семейными, затем родовыми и, наконец, этническими рамками (см. статью *Универсализм и партикуляризм в Библии).

б) Первым шагом родоначальника ветхозаветной Церкви Авраама является его отделение от язычников, «исход» из родной земли (Быт.12:1 сл.). Второй «исход» совершает уже группа людей, поверивших Слову Божьему, возвещенному через Моисея. Образованный в процессе Исхода и странствия в пустыне новый народ получает особое предназначение: быть святым, т.е. всецело посвященным Богу (Исх.19:6). Эта *«святость» является не эмпирической данностью, а заданностью, призывом к участию в Домостроительстве Божием. И даже тогда, когда многие из нрода отступают от Завета, всегда сохраняется святой *«остаток», т.е. те, кто сберег верность Господу.

в) Вселенский характер Церкви, несмотря на ее первоначальную этническую ограниченность, предопределен уже в завете с Авраамом: «Благословятся в тебе все племена земные» (Быт.12:3). Проповедь пророков постепенно внедряет в сознание членов ветхозаветной Церкви универсальность сотериологических обетований. Они учат, что в грядущем богооткровенная вера найдет отклик среди всех народов (Ис.2:2 сл.). В *междузаветный период возникает коллизия двух тенденций: одна продолжает ограждать Общину во имя «святости», ведя ее к изоляционизму и самозамыканию, что в итоге определит характер постхристианского Иудаизма, а другая открывает двери *прозелитам, подготавливая почву для всемирной проповеди Евангелия.

г) Ветхозаветная Церковь есть Церковь Предания. В ней осуществляется живая преемственность веры, учения и обычаев. Моисей возвещает не нового Бога, а «Бога отцов», «Бога Авраама, Исаака и Иакова» (Исх.4:5). Пророки опираются на заветы Моисеевы (Ос.8:12; Ам.2:4; Мих.6:8; Мал.4:4). Предание раскрывается и углубляется в *мудрецов Писаниях и в *апокалиптической литературе. Разумеется, нередко в эту традицию проникали и «предания человеческие», вокруг которых шли дискуссии и споры среди учителей *иудейства.

д) Ветхозаветная Церковь жила чаянием Спасителя и тем самым была Мессианской Общиной. Этот ее аспект особенно сильно проявился в междузаветное время. Важно подчеркнуть, что грядущий Мессия – страждущий Агнец и *Сын Человеческий – открывался пророкам как таинственная *корпоративная Личность, объединяющая в Себе народ Божий, Церковь (см. *Служителя Господня Гимны; Дан.7:13–14,27).

е) Вступление в лоно ветхозаветной Церкви знаменуется посвятительным обрядом (обрезание). Хотя он был широко распространен в древнем мире, в Ветхом Завете он получает особое экклезиологическое толкование (причастность к народу Божьему). Членам Церкви заповедуются также определенные этические принципы, правила поведения и обряды, которые должны отличать их от язычников. Церковь совершает *богослужение, являющееся формой общения между Богом и Его народом. Этой же цели служат праздники; они напоминают о спасительных деяниях и заветах Господа.

ж) Хотя весь «народ святой» назван «царством священников» (Исх.19:6; Втор.7:6), т.е. служителей Божьих, в ветхозаветной Церкви существовали особые формы служения и харизматических призваний (священники, левиты, пророки и мудрецы-книжники). Таким образом, в ветхозаветной Церкви мы находим прообразы почти всех основных черт Церкви новозаветной, Христовой Церкви. (ср.1Петр.2:9).

3. Новозаветная экклезиология. Подобно ветхозаветной Церкви, Христова Церковь также создается по воле Божьей. Она есть Новый Израиль, на что указывает *символическое число Двенадцати апостолов, соответствующее числу 12 патриархов – родоначальников Церкви ветхозаветной. Как в Быт. подчеркиваются человеческие слабости патриархов, так и в Евангелиях не замалчиваются слабости учеников Христовых. Невозможно определить точный момент основания Церкви Христовой. В ответ на исповедание Петра Спаситель говорит: «Создам Церковь Мою», – т.е. Он имеет в виду будущее время (Мф.16:18). Одни толкователи считают этим моментом Евхаристию, *таинство заключения *Нового Завета, другие – сошествие Св. Духа в день Пятидесятницы.

Писание указывает на ряд свойств новозаветной Церкви.

а) Церковь Христова едина. Спаситель говорит не о «церквах», а о «Церкви». Ее единство не означает лишь внешней целостности. Оно есть мистическое, духовное единство, отображающее внутрибожественную тайну: «Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин.17:21). О необходимости для Церкви внутреннего единства и единодушия учат все новозаветные писатели. Евангелист Лука с восхищением говорит о иерусалимской первообщине, у членов которой «было одно сердце и одна душа» (Деян.4:32). Апостол Павел обличает разделения среди христиан, призывая их к единству во Христе (1Кор.1:10 сл.; см. также 1Петр.3:8; Рим.12:16; Флп.2:2). B (Еф.4:4–6) заповедь единства выражена в торжественных словах: «Одно тело и один Дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас».

б) Новый Завет учит о святости Церкви как нового народа Божьего. «Вы – род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Петр.2:9). B этом определении содержится развитие заповеди, данной в (Исх.19:5–6). Оно объясняет, почему первые христиане называли себя «святыми» (Рим.1:7; 2Кор.1:1).

в) Этническая ограниченность, свойственная ветхозаветной Церкви, в Христовой Церкви окончательно преодолевается. Хотя проповедь Евангелия обращена сначала к иудеям, а потом к эллинам (Рим.1:16), она является Благой Вестью для всех народов (Мф.28:19–20). Обратившиеся ко Христу, кто бы они ни были – иудеи или эллины (1Кор.1:24) – образуют вселенскую семью народов. В ней «нет различия между иудеем и еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его» (Рим.10:12).

г) В новозаветной Церкви сохраняется и роль Предания, которое восходит к ветхозаветной Церкви, ко Христу Спасителю и Апостолам (см. статью *Предание и Библия).

д) Новозаветная Церковь есть Мессианская община по преимуществу, Община, верующая во Христа – воплотившегося, распятого и воскресшего. Он – ее подлинное Основание, краеугольный Камень (Еф.2:20), Глава церковного Тела – этого живого богочеловеческого организма (Рим.12:5; 1Кор.12:12–27).

е) Знаком вхождения в Церковь Христову является Крещение (см. статью *Таинства), которое занимает место обрезания. Членам Церкви даны заповеди, превосходящие заповеди ветхозаветного Закона (Мф.5). В центре христианского богослужения стоит Евхаристия (1Кор.11:23–27). Церковь Христова сохраняет некоторые ветхозаветные обычаи (посты, возложение рук, общественная молитва, сопровождаемая проповедью, и т.д.), вносит в них изменения (суббота заменяется днем воскресным; ветхозаветная Пасха связывается с тайной Воскресения Христова и т.д.), а некоторые обычаи отменяет (например, деление пищи на чистую и нечистую).

ж) Сохраняется в новозаветной Церкви и различие служений. «Иных, – говорит апостол Павел, – Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки» (1Кор.12:28). Новый Завет знает три степени священства: епископов, пресвитеров и диаконов (и диаконисс, хотя этого слова нет в Новом Завете; см. Флп.1:1; Деян.15:4; Рим.16:1). Ho конкретно об их обязанностях и формах служения в апостольское время известно мало. Как отмечает Н.*Афанасьев, термины «епископ» и «пресвитер» в Новом Завете, очевидно, синонимы. Так назывались руководители общин, которые, по-видимому, возглавляли евхаристическое собрание.

Служители Церкви, служители Христовы, наделяются властью не внешней, а духовной, властью любви и самоотдачи (см. статью *Таинства). Они имеют призвание «связывать» и «развязывать», т.е. руководить общиной (Мф.18:18), но им запрещается господство, насилие, превозношение (Мф.20:25–27).

4. Церковь и Царство Божие. Царство Божье (или Небесное) как полнота совершения Домостроительства Господня не совпадает с эмпирической Церковью, в которой еще проявляется человеческое несовершенство. Но с того момента, когда Христос Спаситель возвестил о наступлении Царства (Мф.4:17), оно стало сокровенной реальностью, действующей в истории. Оно пришло вместе с Ним, хотя всецело осуществится лишь в *Парусии. Возрастание Царства совершается в недрах Церкви. Его созидает Дух Божий, однако в этом созидании принимают участие и люди: Апостолы Христовы и те, кто своей верой, свидетельством и жизнью становятся их «сотрудниками» для Царства Божьего» (Кол.4:11).

Вера христианина в действие Духа Божьего через Церковь обусловлена не ее внешним авторитетом. Она вытекает из свободного акта доверия ко Христу, из опыта молитвенной, сакральной и нравственной жизни внутри Церкви. Это Его Община, Его народ, Его Церковь, через которую христианин получает и само Писание. Таким образом, между Библией и Церковью постоянно существует «обратная связь», питающая и церковную жизнь, и понимание Слова Божьего.

Аквилонов Е.П., Новозаветное учение о Церкви, СПб.,1904; *Александр (Светлаков), Изложение учения Православной Церкви о Церкви, церковной иерархии, благодати и таинствах, Н.Новг.,1878; прот.*Афанасьев Н., Церковь Духа Святого, Париж, 1971; прот.*Булгаков С., Невеста Агнца, Париж, 1945; его же, Очерки учения о Церкви, «Путь», 1925–1929, №1–4,15–16; прот. Воронов Л., Слово Божие в жизни Церкви, ЖМП, 1987, №3–4; [Городенский Н.] Новозаветное учение о Царстве Божием в новейшей западной богословской литературе, ЧОЛДП, 1894, кн.10; Думский Ф., Церковь и Христос. Экзегетический анализ Еф.1:23, «Странник», 1900, №5; *Зом Р., Церковный строй в первые века христианства, М.,1906; архиеп.*Иларион (Троицкий), Очерки из истории догмата о Церкви, Серг.Пос.,1913; его же, Священное Писание и Церковь, М., 1914; Любак А. де, Тайна Церкви, «Символ», 1980, №3; митр. Макарий (Булгаков), Православно-догматическое богословие, СПб.,1849, т.1; Мансветов И.Д., Новозаветное учение о Церкви, М.,1879; Меллер И.А., Мистическое единство Церкви, «Символ», 1980, №3; *Пий ХII (папа), О мистическом Теле Христовом, пер. с лат., Буэнос-Айрес, 1954; *Соловьев Вл., Собрание сочинений, т.3–4, СПб.,19142; прот.*Соловьев И., Обетования и пророчества о Иисусе Христе и Его св. Церкви в книгах Ветхого Завета, М.,1913; Тернан П., Церковь, СББ; свящ. Тышкевич С., Церковь Богочеловека, Рим, 1958; *Тярк О.А., Созидание Тела Христова, БВс.,1968, №5,6; свящ. Флоренский П., Понятие Церкви в Священном Писании, БТ, 1974, сб.12; *Хомяков А.С., Сочинения, т.3 и отд.: Сочинения А.С.Хомякова. Богословские и церковно-публицистические статьи, Пг., 1915; *Воuуеr L., L’Eglise de Dieu, Р.,1970; *Сullmann O., La Royauté du Christ et l’Eglise selon le NT, Neuchâ tel, 1971; Johnston G., The Doctrine of the Church in the New Testament, PCB, p.719–723 (с библиографией); Lubac H. de, Méditations sur l’Eglise, P., 1953; *Rоbinsоn J.A.T., The Body, Chi.,1952; Schmidt J., Kirche, HTG, Bd.2, S.432–443; *Sсhnakenburg R., Die Kirche im NT, Freiburg, 1961 (англ. пер.: The Church in the NT, N.Y.,1965); см. также статью *Богословие библейское.


Источник: Библиологический словарь / Протоиерей Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 3. : Р-Я. - 525, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle