Ро́занов
Ро́занов Василий Васильевич (1856–1919), русский публицист и мыслитель. Родился в Ветлуге; окончил историко-филологический факультет Московского университета (1882). Работал провинциальным учителем, чиновником, журналистом. Выступал с критическими религиозно-философскими очерками. Контрасты в его взглядах, создававшие впечатление душевной патологии, позволяли сближать его то с «правыми», то с радикалами, то с представителями религиозно-эстетического модернизма (в связи с этим Розанов вынужден был печататься в органах, враждебных друг другу, под псевдонимами). Однако у этого яркого и оригинального стилиста прослеживается собственная независимая линия, прихотливо сочетавшая в себе несовместимое.
В центре его творчества стояла проблема связи религии с полом, характерная для рубежа 19 и 20 вв. Страстная любовь ко Христу уживалась в Розанове со столь же страстной ненавистью («узенькая правда Евангелия», «зло пришествия Христа», мир во Христе «прогорк» и т.д.). Культивируя, почти обоготворяя чувственность и «плоть», Розанов утверждал, что Евангелие враждебно природе, что «Христос невыносимо отягчил человеческую жизнь». В поисках принципа, освящавшего плоть, Розанов обращался к дохристианским религиям и Ветхому Завету, который он трактовал как гимн плоти (см. его Предисловие к переводу с древнееврейского А.Эфроса «Песни Песней Соломона», СПб.,1909).
Истоки и характер Ветхого Завета Розанов изображал совершенно фантастически, не считаясь ни с библейской наукой, ни с богословием. По словам протоиерея Г.Флоровского, «он находит в Библии только сказания о родах и рождениях, только песнь страсти и любви. Он читает эту ветхозаветную книгу не библейскими глазами, а скорее глазами восточного язычника, служителя какого-нибудь оргиастического культа». В свете этой односторонней интерпретации Ветхого Завета становится понятным, почему Р. принимал и любил бытовую сторону православия: он видел в ней возврат к ветхозаветному и языческому мироощущению. В то же время он ожесточенно нападал на все «историческое христианство», доходя в своих нападках до грубых кощунств, а его отношение к Ветхому Завету колебалось между восторгами и антисемитизмом.
Безответственность парадоксов Розанова привела к его публичному исключению из Религиозно-философского общества (1914). Умер Розанов в Сергиевом Посаде, перед смертью примирившись с Церковью.
♦ Нечто из седой древности, в книге: В.В.Розанов, Религия и культура, СПб.,18992; Место христианства в истории, СПб.,1904; Темный лик, Метафизика христианства, СПб.,1911; Люди лунного света, Метафизика христианства, СПб.,1911; Библейская поэзия, СПб.,1912; «Ангел Иеговы» у евреев, СПб.,1914; В соседстве Содома, СПб., 1914; Апокалипсис нашего времени, Серг.Пос.,1917–1918, вып.1–10; полной библиографии произведений Розанова еще не существует.
● *Бердяев Н., Христос и мир (ответ В.В.Розанову), в его книге: Духовный кризис интеллигенции, СПб.,1910; Гиппиус З.Н., Задумчивый странник, в ее книге: Живые лица, Прага, 1925, вып.2; Голлербах Э., В.В.Розанов. Личность и творчество, Пг.,1918 (там же указана библиография основных произведений Розанова); прот.Зеньковский В., История русской философии, Париж, 1948–1950, т.1; Лосский Н.О., История русской философии, пер. с англ., М.,1954, то же, М.,1991; *Тихомиров П.В., К истолкованию (Исх 20:14) (против г.В.Розанова), БВ, 1904, т.III, кн.12; прот.Флоровский Г., Пути русского богословия, Париж, 19812; ФЭ, т.4.