Уильям Д. Маунс

Источник

Глава 23. Указательные местоимения οὖτος, ἐκεῖνος

Прикосновение к экзегетике

Δικαιοσύνη – одно из самых замечательных слов в христианском богословии. В основном, оно означает «качество правоты или праведности». Данный термин используется для описания Бога. Он праведен в высшем смысле этого слова (Рим. 3:5,25). Этот термин также используется для описания праведной жизни верующего, то есть жизни, протекающей в послушании воле Божией (Рим. 6:13,16,18–20; Еф. 6:14 и т.д.).

Но самое важное употребление слова δικαιοσύνη в Новом Завете – для описания благодатного дара Божьего, посредством которого человек приобретает правильные взаимоотношения с Господом через веру в Иисуса Христа. Эти взаимоотношения не от закона, то есть они достигаются не посредством дел закона. Мы не можем приобрести их никакими поступками. Однако «закон и пророки», то есть ветхозаветные Писания, свидетельствуют о них. Часть Божьего искупительного плана состоит в том, чтобы даровать нам правильные отношения с Богом через Его Сына.

Лютер был прав, когда писал: «Ибо Бог желает спасти нас не по нашей собственной, но по «внешней» праведности, той, которая появляется не в нас, а исходит извне на нас».

Моя надежда держится на силе δικαιοσύνη и крови Христа.

Уолтер У. Вессел

Обзор

В этой главе вы узнаете:

– об указательных местоимениях «этот» и «тот»;

– о том, что они могут вести себя как прилагательные, за исключением того, что, выступая в роли определения, они стоят в предикативной позиции;

– о пятом и последнем падеже греческого языка, звательном, который употребляется при прямом обращении к кому-либо.

Русская грамматика

13.1. Указательные местоимения в русском языке: «этот», «тот», «такой», «таков», «этакий», «сей» и т. д. Такие местоимения выделяют из ряда окружающих предметов известный, обращая на него особое внимание. Например: «эта книга – лучший учебник греческого языка», «те студенты занимаются усердно».

Указательные местоимения изменяются по родам, падежам и числам. При этом они согласуются по роду, падежу и числу с определяемым словом.

Некоторые местоимения различают указание на близость или отдалённость в пространстве или во времени: «этот» – «тот»193.

13.2. Обычно указательные местоимения употребляются подобно прилагательным, как определение для имени существительного («это окно моё»). Но они могут использоваться и подобно личным местоимениям, замещая имя существительное («это моё»).

Греческая грамматика

13.3. Указательные местоимения в греческом языке – οὖτος («этот») и ἐκεῖνος («тот»). Они употребляются так же, как и соответствующие русские местоимения. Единственное значимое отличие состоит в том, что как собственно местоимение без определяемого слова русские местоимения употребляются гораздо реже194.

– Когда указательное местоимение употребляется как местоимение, его падеж определяется функцией в предложении, а род и число – антецедентом, как и у любого местоимения.

– Когда указательное местоимение употребляется как определение, его род, падеж и число зависят от определяемого существительного, как и в случае любого прилагательного.

13.4. Формы οὖτος


2 1 2
муж.р. жен.р. сред.р. перевод
им.п. ед.ч. οὖτος αὓτη τοῦτο этот эта это
род.п. ед.ч. τούτου ταύτης τούτου этого этой этого
дат.п. ед.ч. τούτῳ ταύτῃ τούτῳ этому этой этому
вин.п. ед.ч. τούτον ταύτην τοῦτο этого эту этот
им.п. мн.ч. οὖτοι αὖται ταῦτα эти
род.п. мн.ч. τούτων τούτων τούτων этих
дат.п. мн.ч. τούτοις ταύταις τούτοις этим
вин.п. мн.ч. τούτους ταύτας ταῦτα этих

13.5. Формы ἐκενος


2 1 2
муж.р. жен.р. сред.р. перевод
им.п. ед.ч. ἐκεῖνος ἐκείνη ἐκεῖνο тот та то
род.п. ед.ч. ἐκείνου ἐκείνης ἐκείνου того той того
дат.п. ед.ч. ἐκείνῳ ἐκείνῃ ἐκεινῳ тому той тому
вин.п. ед.ч. ἐκεῖνοv ἐκείνην ἐκεῖνο того ту тот
им.п. мн.ч. ἐκεῖνοι ἐκεῖναι ἐκεῖνα те
род.п. мн.ч. ἐκείνων ἐκείνων ἐκείνων тех
дат.п. мн.ч. ἐκείνοις ἐκείναις ἐκείνοις тем
вин.п. мн.ч. ἐκείνους ἐκείνας ἐκεῖνα тех

Особенности указательных местоимений

13.6. Форма. Указательные местоимения употребляются с обычными падежными окончаниями. Но есть три особенности, которые нужно хорошо выучить.

1. В им.п. и вин.п. сред.р. ед.ч. у них нулевое окончание, так что слово оканчивается на гласную основы (омикрон), а не на ον. То же самое имеет место в случае αὐτός, ἄλλος и ό.

2. Οὖτος всегда начинается с густого придыхания или тау. Считайте их взаимозаменяемыми. Это важно при различении формы жен.р. указательного местоимения (αὖται) и личного местоимения αὐτός, у которого всегда тонкое придыхание (αὐταί).

3. Первая гласная οὖτος зависит от последней гласной основы.

– Если последняя гласная альфа или эта, то в основе будет альфа (например, ταύταις, ταύτης).

– Если последняя гласная омикрон, то в основе будет омикрон (например, τούτου)195.

13.7. В качестве местоимения. В качестве собственно местоимения указательное местоимение не определяет другое слово, а замещает его.


οὖτος ἐκεῖνος
οὖτος этот (мужчина) ἐκεῖνος тот (мужчина)
αὓτη эта (женщина) ἐκείνη та (женщина)
τοῦτο это, эта (вещь и т. п.) ἐκεῖνο то, та (вещь и т. п.)
οὖτοι эти (мужчины/люди) ἐκεῖνοι те (мужчины/люди)
αὖται эти (женщины) ἐκεῖναι те (женщины)
ταῦτα эти (вещи и т. п.) ἐκεῖνα те (вещи и т. п.)

При таком употреблении может понадобиться вставить в переводе дополнительные слова, такие как в приведённой выше таблице.

Выбирайте самое подходящее слово с учётом естественного рода. Например, ἐκείνη нельзя перевести как «этот мужчина».

Профессор: Раз уж вы уже изучили местоимения, давайте попрактикуемся в их разговорном употреблении. Скажите кому-нибудь, что Иисус его любит. Если вы обращаетесь к одному человеку, это будет звучать так: ὀ Ίησος σε ὰγαπᾷ.

13.8. В качестве определения. Если указательное местоимение служит определением к имени существительному, оно ставится в предикативную позицию, но при этом играет ту же роль, что и определительное прилагательное.


οὖτος ό ἄνθρωπος этот человек
ό ἄνθρωπος οὖτος этот человек
ἐκεῖνοι oἰ ἄνθρωποι те люди

Это отличается от употребления прилагательных в предикативной позиции, так что не запутайтесь196.

Определяемое существительное всегда имеет артикль.

13.9. Иногда указательное значение у указательного местоимения ослабевает, и оно употребляется как личное местоимение.

οὖτος ἒσται μέγας καὶ υἰὸς ύψίστου κληθήσεται (Λκ. 1:32).

Он будет велик и Сыном Всевышнего будет назван.

Как вы могли заметить, имеется значительное пересечение значений у артикля, указательного местоимения и личного местоимения.

Профессор: Как сказать нескольким людям, что Иисус их любит? ὀ Ίησοῦς ύμᾶς ὰγαπᾷ.

Звательный падеж

13.10. Пятый и последний падеж – это звательный, «падеж прямого обращения». Существительное употребляется в звательном падеже, когда оно используется как обращение к кому-либо. В следующем примере человек обращается к Господу.

Οὺ πᾶς ό λεγων μοι, Κύριε κύριε, εἰσελεύσεται εἰς τὴν βασιλείαν τῶν οὐρανῶν (Μφ. 7:21).

Не всякий, говорящий Мне: «Господи, Господи», войдёт в Царство Небесное.

Формы звательного падежа по большей части просты. Обычно по контексту понятно, когда слово употреблено в звательном падеже197.

– Во множественном числе формы звательного и именительного падежей всегда совпадают.

ἄνδρες Γαλιλαῖοι, τί ἐστήκατε ἐμβλέποντες εὶς τὸν οὐρανόν; (Деян. 1:11).

Мужи Галилейские, что вы стоите, смотря на небо?

– В единственном числе 1-го склонения формы звательного и именительного падежей совпадают.

ἐρῶ τῇ ψυχῇ μου ψυχή, ἒχεις πολλὰ ὰγαθά (Лк. 12:19).

Скажу душе моей: «Душа, ты имеешь много добра».

– В единственном числе 2-го склонения обычное окончание звательного падежа – эпсилон.

ἄνθρωπε, ἀφέωνταί σοι αί ἀμαρτίαι σου (Λκ. 5:20).

Человек, прощены тебе грехи твои.

– В единственном числе 3-го склонения в качестве формы звательного падежа обычно используется просто основа слова. Иногда гласная в основе изменяется (аблаут).

Πάτερ ἠμῶν ό έν τοῖς ούρανοῖς (Μφ. 6:9).

Отче наш, который в небесах.

Есть ещё несколько форм звательного падежа, но приведённой информации пока достаточно. Обычно контекст подскажет вам, что существительное употреблено в звательном падеже198.

Профессор: Теперь подойдите к кому-нибудь, представьтесь и скажите, что Иисус его любит.

Вы: «Привет. Меня зовут_______. Как тебя зовут?»

Он: «Меня зовут______».

Вы: «Иисус тебя любит».

Он: «Да. Иисус меня любит».

Вы: «До свиданья».

Он: «До свиданья».

Не смущайтесь. Ставки в изучении небесного языка высоки. Или вы не знаете, что греческий – это небесный язык? Правда. Мы будем говорить на небесах по-гречески (1Кор. 13:1). Пока другие учат греческий язык, мы будем разговаривать с Иисусом!

Разные мелочи

13.11. Степени сравнения прилагательных. Прилагательные имеют три «степени».

– Положительная степень – это несравнительная форма прилагательного: «большой» (μέγας).

– Сравнительная степень употребляется, когда нужно показать, какой из двух объектов обладает указанным признаком в большей степени: «больший» (μείζων).

– Превосходная степень употребляется, когда нужно показать, какой из трех и более объектов обладает указанным признаком в наибольшей степени: «наибольший» (μέγιστος).

В греческом койне форма превосходной степени отмирала, и её функции переходили к форме сравнительной степени (см. BDF, #60). Например, иногда μείζων использовалось там, где формально требовалось μέγιστος. Как всегда, ключом к переводу является контекст.

13.12. Кразис. Так называют образование слова путём слияния двух слов. В данной главе вы встретите слово κὰγώ, которое является результатом кразиса слов καί и ὲγώ. Все формы кразиса в Новом Завете см. в Приложении ниже.

13.13. Πολύς. Также в данной главе вы встретите слово πολύς, имеющее значение «многочисленный», «большой». Его формы выглядят как нечто среднее между формами второго и третьего склонений.


2 1 2
муж.р. жен.р. сред.р.
им.п. ед.ч. πολύς πολλή πολύ
род.п. ед.ч. πολλοῦ πολλῆς πολλοῦ
дат.п. ед.ч. πολλῷ πολλῇ πολλῷ
вин.п. ед.ч. πολύν πολλήν πολύ
им.п. мн.ч. πολλοί πολλαί πολλά
род.п. мн.ч. πολλῶν πολλῶν πολλῶν
дат.п. мн.ч. πολλοῖς πολλαῖς πολλοῖς
вин.п. мн.ч. πολλούς πολλάς πολλά

Подведение итогов

1. Указательные местоимения – οὖτος («этот») и εκεῖνος («тот»). Формы οὖτος всегда начинаются либо с густого придыхания, либо с тау. В сред.р. ед.ч. им.п./вин.п. окончание нулевое.

2. Когда указательное местоимение употребляется вместо имени существительного, падеж определяется его функцией в предложении, а число и род – антецедентом. В переводе могут потребоваться дополнительные слова, выбор которых определяется естественным родом.

3. Когда указательное местоимение употребляется как определение к существительному, его род падеж и число согласуются с определяемым словом. Оно всегда стоит в предикативной позиции, хотя и переводится как определение.

4. Указательное значение у местоимения может ослабевать, и оно может употребляться в качестве личного местоимения.

5. Звательный – это падеж прямого обращения.

–Во мн.ч. во всех склонениях его форма совпадает с формой им.п.

–В ед.ч. 1-го склонения форма совпадает с формой им.п.

–В ед.ч. 2-го склонения обычное падежное окончание – эпсилон.

–В ед.ч. 3-го склонения обычно используется просто основа слова.

Лексический минимум


γυνή, -αικός, ή женщина; жена (215; *γυναικ)199 γυνή склоняется подобно σάρξ (n-3b [1]); ικ теряется в им.п. ед.ч.
δικαιοσύνη, -ης, ή праведность (92; *δικαιοσύνη)
δώδεκα двенадцать (75)200 Несклоняемое.
ὐαυτοῦ, -ῆς, -οῦ себя (319; *έαυτο) Это возвратное местоимение. Хотя данная форма в основном используется в 3-м лице, она может употребляться также и в случае 1-го и 2-го лица. В связи с особенностями значения этого слова оно не имеет формы им.п., так что в качестве лексической используется форма род.п. ед.ч. Данное слово склоняется как αὐτός.
ἐκεῖνος, -η, -ο тот (265; 2–1–2; *ἐκεινο)
или; чем (343) Не путайте с артиклем ή, у которого всегда густое придыхание.
κἀγω и я; даже я (84) Κἀγώ является результатом кразиса καί и ἐγώ. При подсчёте частоты употребления также учитывались формы κἀμε и κἀμοί.
μακάριος, -α, -ον блаженный, счастливый (50; 2–1–2; *μακαριο)
μέγας, μεγάλη, μέγα201 большой, огромный (243; 2–1–2; *μεγαλο)202
πόλις, -εως, ή город (163; *πολς)203
πολύς, πολλή, πολύ многочисленный; большой как наречие: часто (416; 2–1–2; *πολλο)204
πῶς как? каким образом? (103)205
σημεῖον, -ου, τό знак, знамение; чудо (77; * σημείο)206


Суммарное количество слов в Новом Завете 138167
Количество уже изученных слов 151
Суммарное количество слов из данной главы в Новом Завете 2245
Суммарное количество уже изученных слов в Новом Завете 88624
Процент уже изученных слов в Новом Завете 64,14%

Предыдущие слова


οὖτος, αὓτη, τοῦτο этот (1388; 2–1–2; *τουτο)

* * *

193

В связи с этим говорят о «ближних» и «дальних» указательных местоимениях.

194

Чтобы русский перевод звучал естественно, иногда приходится либо вставлять дополнительные слова, либо переводить указательное местоимение личным. Например, οὖτος переводят «этот человек» или «он», а не просто «этот». См. также 13.7 и 13.9.

195

Это замечание не так важно, как первые два, так как мы учимся лишь узнавать формы, а не заучиваем парадигмы.

196

Мы уже встречались с подобным явлением в связи с усилительным употреблением местоимения αὐτός и в связи с прилагательным πᾶς.

197

В Новом Завете 607 слов в звательном падеже. Чаще всего встречаются следующие: κύριε (121 раз), ὰδελφοί (106), πάτερ (или πατήρ; 29), πατέρες (6), ἄνδρες (32) и διδάσκαλε (31).

198

Все правила перечислены в MBG.

199

Гинекология – область медицины, связанная с женскими заболеваниями.

200

Додекаэдер – геометрическая фигура, правильный многогранник, составленный из двенадцати правильных пятиугольников.

201

См. парадигму данного слова в Приложении (a-1a [2a).

202

Мега – часто употребляемая приставка со значением «огромный», «сильный» и т.п.: мегафон, мегавольт. Мегалозавр – разновидность очень больших динозавров (σαῦpος означает «ящерица»).

203

Метрополия («город-мать») – в Древней Греции город-государство, имевший колонии. Впоследствии слово стало использоваться в отношении столичного или крупного города. Неаполь – портовый город Филипп (Деян. 16:11).

204

Поли – часто употребляется приставка со значением «много»: полиандрия, полигамия, полиглот, полигон.

205

Также существует слово πώς, означающее «как-нибудь», встречающееся 15 раз. Единственное отличие между этими двумя словами заключается в ударении.

206

Чудеса являются знаком того, кто такой на самом деле Иисус, особенно в Евангелии от Иоанна. Семиотика – наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем.


Источник: Основы библейского греческого языка : Базовый курс грамматики / Уильям Д. Маунс ; [Пер. с англ. И.А. Кумпяк, П.Б. Тогобицкий]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2011. - 471 с. : ил.

Комментарии для сайта Cackle