Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Библия

(Bible)

При рассмотрении Библии в целом можно выделить два аспекта: образы, характеризующие Библию, в том числе те, которые используются в самой Библии, и тематику, объединяющую Библию в единое целое.

Образы Библии. Самый распространенный образ, которым пользуются библейские авторы для обозначения сборника книг, ставших Библией, выражается в понятии слово. Библия – это «слово», в первую очередь, Божье Слово. При этом подразумевается, что содержание Библии доносится с помощью языковых средств, будь то устных или письменных. Подразумевается также, что это «слово» передает информацию, поскольку слова служат для объяснения смысла содержания слушателю или читателю. Наконец, в понимании Библии как Слова Божьего (как она неоднократно называется и в самой Библии) заложена мысль о величайшем значении Библии в жизни человека, основанном на авторитете ее авторов как представителей Бога и высшей власти ее основного Автора – Самого Бога.

Еще один распространенный термин для обозначения Библии – Писание или Писания. Он встречается только в Новом Завете (около пятидесяти раз). «Писание» – общее понятие, относящееся к чему-то написанному. Ветхозаветными аналогами этого новозаветного обозначения являются слова книга и свиток, встречающиеся несколько десятков раз и привлекающие внимание к материальной форме, в которой библейские писания сохранялись и передавались.

Распространенный ветхозаветный образ Библии выражается словом закон на том основании, что первые пять частей Библии, то есть Пятикнижие, в значительной степени посвящены изложению Моисеева закона. Таким образом, когда псалмопевец говорит, что благочестивый человек день и ночь размышляет о Божьем законе (Пс.1:2), он, по существу, имеет в виду то, что мы называем Библией. В Пс.118 упоминания о законе Божьем (и его синонимах) тоже относятся ко всей Библии. Наименование Библии как закона указывает также на факт, что в ней содержатся Божьи установления, касающиеся повседневной жизни, которым люди должны подчиняться.

Помощь в понимании содержащихся и выражающихся в Библии особенностей оказывают и другие термины, которыми мы обычно пользуемся, хотя в самой Библии они не употребляются. Слово Библия происходит от латинского слова biblia, означающего «небольшие книги» и указывающего на факт, что Библия представляет собой антологию сочинений, написанных разными авторами на протяжении многих столетий и охватывающих обычный круг жанров и стилей, которые мы ожидаем найти в антологии. Слово канон означает «норма» или «правило» (буквально «тростник» или «измерительный прут») и указывает на статус Библии как авторитетной и богодухновенной книги, отличающий ее от других книг. Из слов Петра о «прочих Писаниях» (2Пет.3:16) мы можем сделать вывод о существовании в его время канонической нормы, касающейся некоторых книг Библии. Кроме того, в этих канонических писаниях выражаются нормы веры и поведения, то есть принципы веры, которой Бог ожидает от нас, и Его нравственные предписания, касающиеся поведения в жизни.

Названия Ветхий Завет и Новый Завет появились после написания Библии, но в них тоже выражается дух Библии. Слово «завет» (testament) буквально означает «завещание», но применительно к названиям двух частей Библии оно приобретает значение завета как договора (covenant). В прилагательных ветхий и новый заложена мысль об изменении и преемственности.

Ветхий Завет показывает путь вперед, выход за рамки его самого; Новый же Завет представляет собой исполнение Ветхого. Вместе они образуют органичное целое, ни один из них нельзя до конца понять по отдельности. Для более полного понимания взаимосвязи между ними предлагаются разные определения. Новый Завет раскрывает то, что было скрыто в Ветхом Завете. Ветхий Завет показывает, Что Такое Христос; Новый Завет показывает, Кто Такой Христос.

Можно отметить еще два образных наименования Библии. В Новом Завете Ветхий Завет (или отдельные его части) называются «пророчествами» от Бога (Деян.7:38; Рим.3:2 {в первом случае – «живые слова», а во втором – «слово Божие»}), то есть Библия показывается как прямое послание от Бога, которое надо воспринимать как полностью богодухновенное. Отдельные части Библии называются также «откровениями» от Бога (Рим.14:25; Еф.3:5 {мысль об откровении передана словами «явлена» и «открыта»}), и при этом подразумевается, что слова Библии могли быть раскрыты только Богом, что они никак не могут исходить от человека или считаться его собственным изобретением.

Библейское представление о самой Библии. С учетом вышеизложенного становится очевидным, что в библейском взгляде на содержание самой Библии выражается одна из основных тем Библии. Даже в тех случаях, когда такое самопонимание распространяется лишь на отдельные части Библии, при правильном о нем представлении его можно применять к Библии в целом.

В некоторых библейских самоопределениях показывается особый статус Библии как Божьего откровения. Мы видим ссылки на «священные писания» (2Тим.3:15), на «пророчества», которые никогда не произносились «по воле человеческой», но которые изрекали «святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Пет.1:21), а также на факт, что Библию надо принимать «не как слово человеческое, но как слово Божие» (1Сол.2:13).

В других местах говорится о высоких достоинствах Библии, которая изображается Светильником на пути человека (Пс.118:105), «светильником, сияющим в темном месте» (2Пет.1:19), словом, «пребывающим в век» (1Пет.1:25), словом, которое «живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» (Евр.4:12), законом, охраняющим человека (Пс.18:12), необходимым для жизни условием (Мф.4:4), Зеркалом, в котором человек может рассмотреть себя (Иак.1:22–25). Один из немногих библейских авторов, отстаивавших творческий метод, обратил внимание на литературную замкнутость Библии на себе: «Кроме того, что Екклесиаст был мудр, он учил еще народ знанию. Он все испытывал, исследовал, и составил много притчей. Старался Екклесиаст приискивать изящные изречения, и слова истины написаны им верно» (Ек.12:9–10; ср. Лк.1:1–4).

В других местах показывается разносторонняя картина того, как люди должны относиться к исходящему от Бога Слову: они должны размышлять над ним (Пс.1:2 и многие другие места), наставляться им для получения спасения (2Тим.3:16), соблюдать его (2Пар.34:21; Лк.11:28; Ин.14:23), пребывать в нем (Ин.8:31), хранить его (Пс.118:67), слушать его (Иер.31:10; Еф.1:13), принимать его (1Сол.2:13), читать его (Мф.21:42; 2Кор.3:15), вселяться в него (Еф.3:17), верить в него (Ин.2:22), исследовать его (Ин.5:39), прославлять его (Деян.13:48) и сокрывать его в своем сердце (Пс.118:11). Кроме того, Слово само пребывает в верующих (Ин.5:38; 1Ин.2:14), распространяется (Ис.2:3; 55:11) и насаждается в верующих (Иак.1:21). Мы десятки раз читаем о слове Господа, обращенном к кому-то (особенно к пророкам). В соответствии со многими библейскими образами и мотивами, Слово нашло выражение во Христе – вечном Слове Божьем (Ин.1:1), Которое «стало плотию» (Ин.1:14).

Общая тематика Библии. Основные темы Библии – раскрытие природы Бога и природы человека. Но главное место занимает образ Бога – этой теме в Библии посвящено больше стихов, чем любой другой. На вопрос о том, что представляет Собой Бог, Библия отвечает в основном рассказами о Его делах, но, в то же время, есть и прямые указания на сущность Его личности. Тема самораскрытия Бога настолько всеобъемлюща, что ответ на вопрос, что Собой представляет Бог, дается почти на каждой странице Библии.

Наряду с этим большое внимание уделяется природе человека. В этом плане неоднократно повторяются темы о значении личности, значении взаимоотношений человека с Богом и обществом, двойственной природе людей (которые являются одновременно физическими и моральными/духовными существами), нравственной ответственности и способности человека делать нравственный и духовный выбор.

Темы о Боге и человеке обычно соединяются воедино и выливаются в мотив взаимоотношений Бога и человека. В Библии исследуются вопросы о неизбежной связи человека с Богом и о неизменном интересе, который Бог проявляет к человеческим делам. Чаще всего эти взаимоотношения изображаются в Библии в привязке к теме о завете. На всем протяжении библейского рассказа ясно показывается, что людей нельзя рассматривать в отрыве от их взаимоотношений с Богом и что эти взаимоотношения были нарушены грехом и нуждаются в восстановлении.

Важное место в Библии занимают также проблемы зла и страданий. Всю ее пронизывает искренняя нота человеческих страданий. Отчасти эти страдания вызваны отпадением рода человеческого и мироздания от состояния изначальной невинности. Страдания вызываются также саморазрушительным злом, которое люди сами навлекают на себя, или же страдания причиняются другими людьми и даже группами людей или народами.

Еще одна важная тема Библии – дела Божьи. Дела Божьи подпадают, в основном, под категории творения и промысла, искупления или спасения и суда. Божьи деяния сопровождаются в истории человеческими делами. Человеческие дела характеризуются проявлением добра или зла, добродетели или порока, и в Библии показаны примеры добродетели, дабы читатель следовал им, и примеры порока, чтобы он избегал их. Если соединить воедино Божьи и человеческие дела, составляющие сюжет Библии, общий рассказ принимает следующую последовательность: творение, грехопадение, заключение завета (Божьи обетования патриархам и народу Израиля), исход (в том числе откровение у горы Синай и завоевание Ханаана), монархия в Израиле, плен и возвращение из него, жизнь и учение Иисуса, спасение, зарождение христианской церкви и завершение истории.

Из всего вышеупомянутого содержания Библии вытекает необходимость единства веры. Библия представляет собой органичное целое, основанное частично на факте, что в Новом Завете исполнилось предвозвещенное в Ветхом Завете. На всем протяжении Библии показывается один и тот же Бог. Не меняется и взгляд на людей. От начала до конца присутствуют основные темы – Бог, природа человека, творение, промысел, добро и зло, спасение, эсхатология.

Сюжетное единство Библии. Библию объединяет не только общая система идей и тем, но и единство сюжетной линии. В Библии рассказывается определенная история. Она состоит из серии событий, имеющих начало, середину и конец (Аристотелево определение сюжета). Это подтверждается общей композицией Библии: она начинается с сотворения всего сущего, показывает действие зла (Быт.3), извилистую историю падшего человечества и, наконец, постепенный и болезненный процесс, ведущий к завершению истории, с конечным поражением зла и триумфом добра. Это типичный сюжет с падением, подъемом и счастливым завершением (см. КОМЕДИЯ, СЮЖЕТНАЯ СХЕМА).

Центральное место в рассказе занимает конфликт между добром и злом. В этом конфликте множество составляющих: противостояние Бога и сатаны, Бога и греховного человечества, благочестивых людей и нечестивцев, внутренних человеческих побуждений и добра и зла в том же самом человеке. В Библии почти каждая история, поэма и притча служит выражением этой общей сюжетной линии борьбы между добром и злом. В каждом человеческом поступке и в каждой человеческой позиции показывается движение в определенном направлении, будь то едва заметное или ярко выраженное, – к Богу или от Бога, в соответствии с выбором, который делает душа человека.

С темой конфликта связана необходимость для людей делать определенный выбор. Противоборство между Богом и силами зла проявляется в каждой сфере жизни. Нейтральной позиции быть не может. В каждом событии человеческой жизни выражается либо верность Богу, либо бунт против Него. В этой эпопее люди всегда находятся на перепутье. В Библии показан целый ряд нравственных и духовных альтернатив, которые встают перед людьми, несущими моральную ответственность, и выбор, который они делают. Кроме того, важное значение имеет ответ человека или народа на внешние ситуации. Сами по себе внешние обстоятельства не принуждают людей действовать так или иначе, они лишь предоставляют человеку возможность сделать определенный выбор.

В основной сюжетной линии, объединяющей Библию в единое целое, главным действующим лицом является Бог. Даже самые внешне малозначительные человеческие дела невозможно понять вне образа Бога. Раскрытие Божьих целей в истории представляет собой основание, на котором строится библейский рассказ, часто называемый «историей спасения». В этой истории основное внимание уделяется Божьему великому плану спасения людей от греха и от его неизменных последствий. В Библии человеческая история разворачивается на фоне провиденциальных Божьих деяний искупления и суда в ходе борьбы Бога со злом в мироздании.

Заключение. Несмотря на все свое разнообразие, Библия представляет собой однородную книгу. Названия, которые мы даем ей, и ее взгляд на себя самое привлекают внимание к Библии как к уникальной и священной книге, взывающей к нашей вере и к нашей жизни, как никакая другая книга. Единая система верований и целостность повествования придают ей еще большее внутреннее единство.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle