Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Опасные ситуации

(Danger, stories of)

Рассказы об опасных ситуациях привлекательны тем, что они завладевают вниманием читателя и воздействуют на его эмоции. Библия удовлетворяет этот глубоко укоренившийся в человеке интерес. Опасные ситуации показываются, в частности, в рассказах о библейских героях, где мужественные люди сталкиваются с необычайными обстоятельствами и преодолевают их. В рассказе о преодолении опасностей обязательно достаточно подробно показываются угрозы, которым подвергается главное действующее лицо, чтобы дать читателю представление о степени риска. В соответствии с общей библейской направленностью на главенство духовных вопросов, опасность часто бывает нравственной и духовной, а не физической.

Примеры опасных ситуаций неоднократно показываются в Бытии, библейской «книге начал». Когда Авраам, а затем Исаак находились в чужих странах вместе с женами, которые могли приглянуться царям этих регионов, они относились к опасным ситуациям со страхом и действовали соответственно (Быт.12:10–20; 20; 26:6–11). Агарь в пустыне подвергалась опасности смерти (Быт.16:7–14), а у Лота были основания беспокоиться о том, что с ним может произойти в нечестивом городе, когда на него изольется Божий суд (Быт.19). Иногда опасность бывает скорее мнимой, нежели реальной, как в случае, когда подавленный чувством вины Иаков готовился к встрече с Исавом, опасаясь мести со стороны брата, который безоговорочно простил его (Быт.32–33:14). Патриархом, подвергавшимся наибольшим опасностям, был Иосиф – его продали в рабство в чужую страну, он испытал сексуальные домогательства и был брошен в темницу по ложному обвинению.

Эпическое повествование Книги Исход с начала до конца строится на теме опасности. Угрозе подвергся весь народ, когда «восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа» (Исх.1:8; см. ФАРАОН). Моисей, будущий освободитель Израиля, столкнулся с опасностью смерти сразу после рождения (Исх.2:1–10). Когда начался переход через пустыню, рассказ превращается в перечисление опасных ситуаций – голод и нехватка воды, враждебно настроенные народы, змеи и хищники, напряженные отношения внутри кочующей общины, драматические проявления Божьего суда над грешниками, случаи гибели в пустыне. В Книге Иисуса Навина, где рассказывается о завоевании земли, опасности странствия сменяются опасностями, возникающими в ходе битв.

В Книге Судей, представляющей собой сборник рассказов об избавлении, естественно, показаны картины, когда люди подвергались большой опасности. Можно вспомнить об Аоде, совершившем дерзкое убийство в собственной горнице своего противника-царя, о Деворе, возглавившей войско в битве против превосходящих сил врага, о робком Гедеоне, разрушившем жертвенник Ваала и позднее совершившем ночной налет на внушавших страх мадианитян, о Самсоне, выступившем в одиночку против филистимлян, вместо того чтобы возглавить войско. Позднее жизнь Давида, когда он скрывался от Саула, не раз висела на волоске. Но самая мучительная для него опасность носила нравственный характер, когда он поддался искушению совершить прелюбодеяние и прикрыть его убийством.

Когда читаешь 3 и 4 книги Царств и 1 и 2 книги Паралипоменон, складывается впечатление, что основную опасность представляли не вторжения иноземцев, а идолопоклонство и другие формы греха, вызывавшие резкие проявления Божьего суда. Мы видим, как Соломон в последние годы жизни впал в идолопоклонство и стал потакать своим слабостям. Мы читаем раз за разом повторяющиеся осуждения царя, который «не сошел со своей худой дороги» (3Цар.13:33), а также обвинения в адрес другого царя и всего иудейского народа, который «делал неугодное пред очами Господа, и раздражали Его... что сделали отцы их своими грехами» (3Цар.14:22) и еще одного царя, который «предался тому, чтобы делать неугодное пред очами Господа» (3Цар.21:20). В этих исторических летописях мы вступаем в мир, в котором лев убивает пророка, не подчинившегося повелению Бога (3Цар.13), огонь Божий несколько раз одним ударом уничтожает группы из пятидесяти человек (4Цар.1), алчный слуга пророка и гордый царь мгновенно поражаются проказой (4Цар.5:20–27; 2Пар.26:16–21), а нечестивый царь поражается неизлечимой болезнью (2Пар.21:18). Пророки, доносившие до неправедных царей неудобное для них Божье слово, жили в постоянной опасности, и персонажи, демонстрировавшие, подобно Навуфею, образцовую добродетель, тоже подвергались риску в безнравственном обществе (3Цар.21). В том мире беспощадной политической борьбы на горизонте всегда маячила опасность быть обезглавленным (4Цар.10).

Условия жизни в плену тоже были опасными. В литературе этого периода мы видим рассказы о том, как евреям грозило истребление в результате заговора Амана (Книга Есфирь), как трех друзей Даниила бросили в раскаленную печь, и самого Даниила – в львиный ров (Книга пророка Даниила).

Та же атмосфера сохраняется и в Новом Завете. В евангелиях показано, что жизнь Иисуса периодически подвергалась угрозе, начиная с рождения и кончая успешно завершившимся заговором религиозных вождей, приведшим к распятию. Рассказы о Павле и других учениках Христа в Книге Деяний тоже представляют собой описание череды событий, в которых апостолы едва избегали опасности, перемежающихся случаями тюремного заключения и примерами мученичества.

В рассказах об опасных ситуациях высвечиваются некоторые особенности Библии. Одна из них – напоминание об опасностях жизни, представляющих собой общий удел, но принимающих в свете библейского реализма особую окраску. Вторая – побуждение не терять бдительности в жизни и осознавать, что опасности может подвергаться не только тело, но и душа. Третья – хотя библейские авторы не сочиняли вымышленных историй об опасных ситуациях, чтобы сделать свой рассказ более захватывающим и развлекательным, наличие опасных ситуаций в Библии связывает ее с народными сказаниями, которые составлялись веками, и тем самым предоставляет дополнительную возможность воспринимать Библию как литературное произведение.

См. также: БИТВЫ, СРАЖЕНИЯ, ВОЙНЫ; БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ; ВРАГ; ГЕРОЙ, ГЕРОИНЯ; ЗМЕЙ, ЗМЕЯ; ИЗБАВЛЕНИЕ; ЛЕВ; ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКИЕ ИСТОРИИ; ПУСТЫНЯ; СМЕРТЬ; СУД, НАКАЗАНИЕ, ПРАВОСУДИЕ; УБИЙСТВО.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle