Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Избавление

(Rescue)

Библия изобилует историями и образами избавления. Это настоящая антология историй об избавлении, рассказанных и записанных людьми, которые сами были участниками великого избавления и хотели, чтобы слушатели и читатели тоже восприняли их опыт. Фактически все библейское повествование от изгнания из Едемского сада до создания общины в новом Иерусалиме можно рассматривать как рассказ об избавлении. В Библии повествуется о том, как человечество сбилось с пути истинного и увлекло за собой все творение и как Бог прилагал усилия, чтобы отвратить Свое творение от своевольного и гибельного курса. Конкретными инструментами этой Божьей операции по избавлению стали Авраам со своими потомками и Израиль. Но Израиль тоже сбивался с пути, как и остальной мир, и главный герой, Иисус, доведший эту операцию до кульминации и завершения, появился в Израиле. Значительная часть Нового Завета посвящена объяснению значения креста и воскресения в этом великом избавлении и положения спасенного народа, который однажды унаследует избавленное от зла творение и будет жить в нем. Но в Библии содержится также множество более мелких эпизодов избавления, и некоторые из них служат предзнаменованием великого избавления посредством креста и воскресения.

Избавление во многих отношениях синонимично освобождению, но в образе избавления часто подразумевается непосредственная или нависшая угроза, опасное положение и смелые и решительные действия. Оно связывается с храбростью, силой, ловкостью и риском. Образ избавления вызывает в памяти более конкретные сцены, нежели освобождение или спасение. Многие американцы никогда не забудут показанного по телевидению человека, с риском для жизни бросившегося в ледяную воду Потомака для спасения члена экипажа из обломков разбившегося самолета. В образе избавления подразумевается наличие несчастной жертвы, увязшей в беде по горло и не имеющей возможности выбраться из нее своими силами. Она стоит перед лицом ужасной опасности, даже смерти. Избавитель тоже рискует. Он вынужден вступить в столкновение.

Теме избавления посвящено множество рассказов. Сюжет обычно развивается по U-образной схеме: от плоскости повседневной жизни до глубины далеких от идеала переживаний (опасности, страданий и т. д.) с последующим возвратом к прежнему уровню жизни, но с новым осознанием ее ценности. Или же избавление можно рассматривать как сюжет, сжимающийся до кульминационного пункта, а затем расширяющийся. Пожалуй, одним из лучших примеров в Библии служит воспевание Христа в Флп.2:6–11. U-образная схема находит здесь яркое выражение, хотя в данном случае речь идет об избавителе. Избавитель должен опуститься до самых глубин человеческих бедствий, чтобы затем привести жертвы к новой жизни. Иисус снисходит со Своего положения образа Божьего и равного Богу (Флп.2:6) и принимает подобие человека и раба вплоть до ужасной смерти на кресте (Флп.2:7–8), а затем «превозносится» до господства над всеми (Флп.2:9–11). Адам и Ева опустились от привилегированного положения (стремясь стать «как боги») до положения зависимости и рабства смерти. Избавитель Христос приведет детей Адама и Евы к превознесенному положению нового человечества. Как заметил Павел в другом месте, они теперь «сидят одесную Бога» (Кол.3:1). В этом гимне славного избавления Избавитель опускается с более высокого положения, чем Адам, до самых темных глубин для избавления тех, кто в противном случае безвозвратно пропал бы.

Первый большой библейский рассказ об избавлении – история спасения Богом Ноя, его семьи и животных от потопа (Быт.6–9). В этом рассказе мир показан безнадежно погрязшим в грехе, и Бог избирает одного человека и его семью как своего рода нового Адама, которого Он избавит от великого суда и доставит в безопасное место на другом берегу. Ной и животные продолжат мировую историю на новом основании. В Новом Завете это избавление понимается как предзнаменование конечного избавления Божьего народа от всеобщего и окончательного суда (ср. 1Пет.3:20–22; 2Пет.3:5–7). К сожалению, потомки спасенного Ноя подняли безбожный бунт, и суд у вавилонской башни раздробил человеческую семью на множество народов.

Избрание Авраама из числа народов и племен положило начало великой эпопее Божьего избавления через Израиль, продолжавшейся со времени патриархов, и завершившейся во Христе. Но на этом фоне мы видим множество других эпизодов и историй избавления. Авраам продемонстрировал твердость характера храбрым избавлением Лота и других из плена Кедорлаомера и его коалиции царей (Быт.14). В других случаях Богу пришлось выручать Авраама в безвыходных положениях, в которые он попадал из-за трусости и неверия в способность Бога оберегать его жизнь, как, например, в двух эпизодах, когда он солгал царю относительно своей жены (Быт.12:10–20; 20:1–18). Бог также спас племянника Авраама Лота во время суда над Содомом и Гоморрой (Быт.19; ср. 2Пет.2:6–8) и Агарь с ее сыном Измаилом от смерти в пустыне (Быт.21).

История Иосифа читается как захватывающий рассказ о Божьем избавлении. Сначала Иосиф спасся из рва и от кровожадных намерений своих завистливых братьев (Быт.37:19–30), а затем возвысился до положения главного управителя в доме египтянина Потифара (Быт.39:1–6). Не поддавшись на обольщение жены Потифара, он оказался в темнице и был обречен на погибель (Быт.39). Но Бог спас Иосифа, предоставив ему возможность использовать свой богоданный дар для истолкования снов фараона (Быт.41). Затем Иосиф возвысился до положения второго человека в Египте, и на него была возложена ответственность за подготовку к грядущему голоду. В конце Иосиф стал Божьим инструментом спасения всей семьи – обещанного семени Авраамова – от великого голода, обрушившегося на землю.

Самым выдающимся посредником избавления в Пятикнижии предстает Моисей, который сам в младенчестве спасся от смерти (Исх.2:1–10). Сначала Моисей защитил своего собрата израильтянина от египетского надсмотрщика (Исх.2:11–14), затем защитил дочерей Рагуила от враждебно настроенных пастухов (Исх.2:15–19) и, наконец, стал человеческим посредником Божьего избавления Израиля (ср. Деян.7:25). Порабощенный в Египте Израиль взывал к Господу (Исх.3:7). Бог сказал Моисею: «Я... услышал вопль его... Я знаю скорби его, и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед» (Исх.3:7–8). Моисей получил повеление: «Итак пойди... выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых... Я буду с тобою» (Исх.3:10, 12). В последовавшей истории, включающей в себя чудесный переход водного пространства и едва удавшееся бегство из рук фараона и его войска (ср. Исх.18:10), показан прототип образа, который встречается во многих других библейских рассказах об избавлении. Во время исхода угнетенная общность людей, безнадежно обреченная на рабский труд в сверхдержаве того времени, была спасена единым Богом, сформировалась как народ, получила в наследие землю и привилегию Божьего присутствия. Песнь избавления Моисея (Исх.15) звучит лейтмотивом и служит одним из наиболее ярких выражений темы избавления в Библии.

Во время странствий Израиля по пустыне на пути к обетованной земле произошла серия чудесных избавлений, предвосхищавших предстоящее вхождение в Ханаанскую землю. На уровне физического выживания рассказ представляет собой миниантологию эпизодов избавления, когда Бог посылал пищу и воду странствующему народу, подвергавшемуся одной опасности за другой. Вариацией на тему служит эпизод с ядовитыми змеями (Чис.21:4–9).

Другие случаи избавления во время исхода связаны с военными столкновениями (см. БИТВЫ, СРАЖЕНИЯ, ВОЙНЫ). В Чис.10:9 Бог наставляет израильтян, что когда они войдут в землю и пойдут на войну против наступающего врага, они должны «трубить тревогу трубами; и будете воспомянуты пред Господом, Богом вашим, и спасены будете от врагов ваших». Выглядит так, как будто серебряные трубы подают сигнал тревоги, призывающий на помощь великого Избавителя Израиля. Но Бог не всегда спасает по первому требованию. В Чис.14:39–45, когда Израиль самоуверенно выступил против амаликитян и хананеев, пересмотрев свою первоначальную реакцию на доклад Соглядатаев, он потерпел сокрушительное поражение. Господь не только не вступился за непослушный народ (Чис.14:43), а наоборот отдал его в руки врагов. Это стало для Израиля первым большим уроком «неизбавления». Надежды слишком полагавшихся на Бога не оправдались. Как позднее сформулировал Амос, для ожидающих дня Господа (то есть дня Божьей победы) этот день может обернуться днем «тьмы, а не света» (Ам.5:18).

Книга Иисуса Навина представляет собой историю военной кампании, в ходе которой жители обетованной земли были завоеваны, а сама земля поделена между коленами Израиля. Но эти военные рассказы можно рассматривать как эпизоды, в которых Господь спасал Израиль от врагов, когда он с послушанием входил в землю и противостоял ее жителям в, казалось бы, безнадежных ситуациях. Однако на первый план тема избавления выходит в Книге Судей.

Судьи были Божьими посредниками избавления в период родового общественного устройства, когда Израилю часто угрожали враги. Но в течение всего этого периода именно Господь «избавлял их из руки всех врагов, окружавших их» (Суд.8:34). Имена некоторых из судей связаны с яркими эпизодами, когда Израиль взывал о помощи и Бог воздвигал избавителя, освобождавшего его от угнетения противников в Палестине. Аод поразил тучного Моавитского царя своим хитроумно спрятанным мечом и избавил Израиль от угнетения моавитян (Суд.3:12–30). При Деворе Израиль был освобожден от угнетения Ханаанского царя Иавина и его военачальника Сисары (Суд.4–5). При Гедеоне, воине поневоле, Израиль был спасен от руки мадианитян (Суд.6–7). При Иеффае Израиль был избавлен от аммонитян (Суд.10:6–12:7). А с помощью колоритной фигуры Самсона Бог избавил Израиль от угнетения филистимлян (Суд.13–16). Удачным подведением итога этого периода служат слова Ездры в пространной молитве с пересказом истории Израиля: «И Ты отдал их в руки врагов их, которые теснили их. Но когда, в тесное для них время, они взывали к Тебе, Ты выслушивал их с небес и, по великому милосердию Твоему, давал им спасителей, и они спасали их от рук врагов их» (Неем.9:27).

В период управления Самуила Бог продолжал спасать Израиль от руки филистимлян (напр., 1Цар.7:8). При Сауле, первом царе Израиля, Господь тоже спасал Израиль (1Цар.11:12–13; 14:23), а воины Саула освободили Ионафана из рук этого своенравного царя (1Цар.14:45). Идеальный царь должен обладать способностью с Божьей помощью избавлять народ от врагов и других опасностей. Саул в конечном счете не выдержал испытания, а вот Давид стал образцовым царем, рассказ о нем как о пастыре Израиля начинается со спасения овец отца от льва и медведя (1Цар.17:35). Верные последователи Давида относились к нему как к человеку, который «освободил нас от рук Филистимлян» (2Цар.19:9). Но сам Давид признавал, что это Господь «избавил меня от врага моего сильного, от ненавидящих меня, которые были сильнее меня... вывел меня на пространное место, избавил меня; ибо Он благоволит ко мне» (2Цар.22:18, 20; Пс.17:18, 20).

Избавление Господом Израиля задает тон псалмам, в которых перечисляются могущественные дела Бога. В Пс.106 представлен целый ряд образов избавления: от странствий по пустыне, от заключения в темнице, от страданий, вызванных Непокорностью, и от опасностей в море. В каждом случае люди «взывали к Господу в скорби своей» (Пс.106:6, 13, 19, 28), и Он спасал их от бедствий. В Пс.90 речь идет о различных несчастьях – смертельной заразе и язве, ужасах в ночи и стреле, летящей днем, льве и аспиде, – которые могут обрушиться на человека. Но автор твердо заверяет, что любящие Господа будут избавлены от них (Пс.90:14–15). В Пс.21 псалмопевец пересказывает нападки в свой адрес со стороны врагов: «Он уповал на Господа, – пусть избавит его» (Пс.21:9; ср. Мф.27:43). В собственном вопле псалмопевца к Господу выражается вопль Израиля: «Спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов» (Пс.21:22; ср. Пс.34:17).

В Библии всего несколько морских рассказов, но история Ионы занимает среди них видное место. Иону бросили в море, чтобы утихомирить бурю, и там его поглотил кит. Попытка Ионы выбраться поставила его в опасное положение. Из чрева кита он воззвал к Богу с псалмом жалобы, и Бог освободил его. Но, как ни странно, собственное избавление Ионы не отразилось на его нежелании увидеть избавление Ниневии от суда.

Одни из наиболее ярких образов избавления в Ветхом Завете связаны с пророками. Илия, например, был чудесным образом спасен от смерти во время голода (3Цар.17). Он выступил в роли Божьего представителя для избавления народа Израиля от идолопоклонства в столкновении с пророками Ваала на горе Кармил (3Цар.18). Его спас огонь с неба, когда Охозия послал отряды воинов, чтобы схватить его (4Цар.1). Елисея тоже спас Бог, послав огненных коней и колесницы, которые наполнили гору, когда Елисей был окружен сирийцами в Дофаиме (4Цар.6:8–23). Избавление получали и люди, встречавшиеся с пророками, как, например, в случаях, когда Бог избавил Неемана от проказы (4Цар.5:1–14), Езекию от военной угрозы (4Цар.19) и болезни (4Цар.20), а жителей Самарии от осады Сирийского царя Венадада (4Цар.6:24–7:20).

В Книге Даниила представлены две памятные истории избавления, в которых Бог спасает верных израильтян от страшной опасности в чужой земле. Седрах, Мисах и Авденаго отказались поклоняться золотому истукану, поставленному царем Навуходоносором, и их связали и бросили в раскаленную печь. Они приняли наказание со словами: «Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит» (Дан.3:17). Ко всеобщему изумлению, их спас ангел, и когда царь увидел, как они ходят несвязанные и без всякого вреда среди огня, он выпустил их из печи и вознес хвалу Богу (Дан.3:19–30). Даниила бросили в львиный ров за отказ пойти на компромисс в своем преданном служении Богу. Царь, который слишком поздно понял, что пользующийся его уважением слуга стал жертвой завистливых врагов, с волнением сказал ему: «Бог твой, Которому ты неизменно служишь, Он спасет тебя!» (Дан.6:16). На следующее утро царь увидел Даниила здоровым и невредимым во рву; пророк был спасен ангелом, который «заградил пасть львам» (Дан.6:22; ср. Дан.6:20). Эти рассказы об избавлении праведных израильтян на чужбине демонстрируют силу Бога спасать верующих, с послушанием уповающих на Бога Израиля.

Возвращение из плена, как и исход из Египта, изображается эпохальным избавлением Израиля. Разнообразие способов, которыми пророки пользуются для выражения образа избавления, можно проиллюстрировать рядом примеров. Исаия пишет об обетовании Бога спасти Израиль, прикрыв его Своими крыльями, как птица птенцов (Ис.31:5). Но Божье спасение Израиля – это также вопрос выбора времени. Его сила сделать это не вызывает сомнений, ибо Он есть Бог исхода Израиля: «Разве рука Моя коротка стала для того, чтоб избавлять, или нет силы во Мне, чтобы спасать? Вот, прещением Моим Я иссушаю море, превращаю реки в пустыню» (Ис.50:2). Как ни странно это выглядит, но Исаия пишет также о будущем спасении Египта, взяв в качестве параллели исход Израиля из Египта: «они воззовут ко Господу по причине притеснителей, и Он пошлет им спасителя и заступника, и избавит их» (Ис.19:20).

В пророческих книгах встречается и мотив «неизбавления». У Исаии, например, описывается тяжелое положение лишенного Божьей поддержки Израиля, который изображен как «народ разоренный и разграбленный; все они связаны в подземельях и сокрыты в темницах; сделались добычею, и нет избавителя» (Ис.42:22). Осия и Михей тоже формулируют свои послания, пользуясь образом «неизбавления». Осия представляет Господа львом для Ефрема и дома Иудина, растерзывающим их на куски и уносящим прочь, и «никто не спасет» (Ос.5:14). А Михей видит остаток Иакова среди окружающих его народов в виде льва среди лесных зверей, попирающего и терзающего, «когда выступит... и никто не спасет от него» (Мих.5:8).

В Новом Завете величайшим образом избавления служит воскресение Иисуса Христа. Его арестовали, судили, распяли и опечатали в гробу, и Он был подобен Израилю, у которого «нет избавителя». Но Бог поднял Его из мертвых, превознес, посадил на престоле по правую руку от Себя и низложил всех врагов под ноги Его. Ключом для понимания этого великого избавления служат ветхозаветные рассказы о Божьем избавлении, особенно во время исхода и возвращения из плена. В показанном Иезекиилем видении поля, устланного сухими костями, которые возвращаются к жизни (Иез.37:1–14), выражается яркая метафора смерти и воскресения применительно к пленению и восстановлению Израиля. Но этот образ встречается и в других местах Библии, например, в описаниях увядания, распада, таяния и смерти природы и человечества, когда Небесный Воитель идет на войну (Ис.24:1–13; Мих.1:3–4; Наум.1:2–6; Авв.3:6, 8), и возрождения к жизни и «песни новой», когда Он одерживает победу (напр., Пс.95; 97). В смерти и воскресении Иисуса находит выражение история пленения и полного восстановления Израиля. На первый план выдвигается тема возвращения из плена, которое для Израиля не было полным. Избавление Иисуса от власти смерти – начаток осуществления пророческой надежды на искупление Божьего народа. Его избавление распространяется на всех, кто следует за Ним, – иудеев и язычников – и с Его избавлением весь сотворенный порядок обретает надежду на освобождение от смерти и рабства тлению (ср. Рим.8:18–23).

В Книге Деяний приведены эпизоды избавления от опасности лидеров ранней церкви. Ангел освободил апостолов из темницы (Деян.5:17–26) и Петра из темницы Ирода (Деян.12:1–19). Павел и Сила чудесным образом вышли из темницы в Филиппах, когда ее двери открыло землетрясение (Деян.16:22–28). Позднее Павел был спасен от руки врагов в Иерусалиме (Деян.21:27–23:35). Эти истории избавления подкрепляют тезис, что распространение Евангелия направляется Богом, для Которого не представляют непреодолимого препятствия никакие тюремные заключения или опасности.

Фактически все повествование в Евангелии от Луки и Деяниях строится на теме избавления, главное из которых произошло на стыке двух книг (Лк.23–24; Деян.1). В начале Евангелия гимн Марии (Лк.1:46–55) и песнь Захарии (Лк.1:67–79) открывают тему Божьего избавления праведных Израиля от их врагов (ср. Лк.1:74). Мотив избавления получает в Евангелии дальнейшее развитие в избавлении Иисусом многих больных и немощных. Но среди евангелистов только Лука демонстрирует в полном объеме размах нисхождения вниз и подъема вверх Иисуса: Его чудесное рождение в этом мире, Его спуск ко кресту и затем в могилу с последующим воскресением и вознесением на небо. В конце Книги Деяний Павел, главный глашатай Евангелия в этом рассказе, проходит собственные метафорические крестные муки и воскресение. Потерпев кораблекрушение и оказавшись покинутыми в штормовом и враждебном море, Павел и его товарищи по несчастью спаслись на Мальте (Деян.27). Избавление Павла подчеркивается и следующим эпизодом, когда апостол избежал смертельного укуса змеи (Деян.28:1–6). В конце концов Павел занял стратегически важное положение в Риме, где он проповедовал язычникам Благую Весть о великом Божьем избавлении (Деян.28:28–31) во исполнение обетования, данного ему воскресшим Господом: «Я для того и явился тебе... избавляя тебя от народа Иудейского и от язычников» (Деян.26:16–17).

Образом избавления Павел пользуется, говоря о служении Христа как о новом исходе. В Гал.1:4 он пишет о Христе, Который «отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века», а в Кол.1:13 о Боге Отце, «избавившем нас от власти тьмы и введшем в Царство возлюбленного Сына Своего». В образах «настоящего лукавого века» и «власти тьмы» выражается мысль об угнетенном состоянии, в котором пребывают мужчины и женщины, отчаянно нуждающиеся в избавлении. Из среды находящихся в рабстве «века сего» возвышается голос: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим.7:24). По сути этим криком Павел выражает вопль Израиля, находящегося под законом, в рабстве, из-за своей неспособности исполнять закон в условиях власти греха (ср. Рим.5:12–6:23). В Гал.4:1–5 Павел рисует картину Божьего избавления, в которой Израиль, порабощенный «вещественным началам мира», получает избавление благодаря посланному Богом Сыну, «Который... подчинился закону, чтобы искупить подзаконных» (Гал.4:4–5). Но, как и псалмопевцы, говорившие о Божьем избавлении как о не только национальной, но и личной реальности, Павел жил с убеждением, что «избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства» (2Тим.4:18). То же самое утверждается во 2Петра: «Знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконных соблюдать ко дню суда, для наказания» (2Пет.2:9).

В Книге Откровение содержатся последние зарисовки избавления в Библии. За многими образами вселенских битв стоит убеждение, что Христос освободил Своих последователей от власти сатаны, зла и смерти. Предпосылка всей книги заключается в том, что Христос «омыл нас от грехов наших Кровию Своею» (Откр.1:5). Когда бесовский дракон (см. ЧУДОВИЩА) угрожает погубить жену (Израиль) и ее младенца (Христа), оба чудесным образом спасаются от, казалось бы, неминуемой гибели (Откр.12:1–6). В образах искупленных на небе, встречающихся в разных местах (напр., Откр.5; 7; 14:1–5), выражается мысль, что они попали на небо благодаря избавлению, совершенному Божественным Агнцем. Когда силы зла поднимаются на решающий штурм, появляется Небесный Воитель (Откр.19:11–21; 20:7–10), останавливающий их.

См. также: БИТВЫ, СРАЖЕНИЯ, ВОЙНЫ; ВОССТАНОВЛЕНИЕ, ВОЗВРАТ; ВРАГ; ЗАВИСИМОСТЬ И СВОБОДА; ИСТОРИИ ОБ ИЗБАВЛЕНИИ; ИСХОД, ВТОРОЙ ИСХОД; ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ; СПАСЕНИЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle