Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Питье

(Drink, drinking)

В переносном смысле образ питья используется в Писании для выражения мысли о приобщении к чему-то или об испытании чего-то. Так, о сокрушенном духом можно сказать, что он пьет яд (Иов.6:4), сокрушенный сердцем может пить слезы (Пс.79:6), возлюбленные могут упиваться нежностями и любовью (Притч.7:18; Песн.5:1), а земля пьет дождь (Втор.11:11; Евр.6:7).

Вкушение вина на вечере Господней символизирует приобщение к благам, которые дала нам Его смерть (Мф.26:27; Ин.6:53–56; 1Кор.10:16; 11:25–29). И когда люди пьют или едят вместе, тем самым демонстрируются узы, связывающие тех, кто принимает участие в общем занятии. Тот факт, что на вечере Господней все пьют из одной чаши, служит символом общения как с Господом, так и с другими христианами. Такое общение, предупреждает нас Павел, не совместимо с идолопоклонством любого рода (1Кор.10:21). Кроме того, коль скоро в христианах пребывает один Святой Дух, они разделяют общий духовный опыт и можно сказать, что все напоены одним Духом (1Кор.12:13).

В некоторых случаях питье связывается со склонностью к дурному. О людях говорится, что они могут пить беззаконие (Иов.15:16), глумление (Иов.34:7) или хищение (Притч.4:17 {«терпит» соответствует Евр.«пьет»}). Нечестивые, пившие символически кровь святых, в последние дни будут обречены пить воду, обращенную в кровь, – напоминание о бедствии, посланном на египтян (Откр.16:6).

Испить из чаши, протянутой Господом, значит принять свой жребий. Эта метафора часто используется в пророческих писаниях для изображения плачевного конца нечестивых. У них нет другого выбора, кроме как испить из чаши Божьего суда и гнева (Иов.21:20; Пс.74:9; Ис.51:22; Иер.25:15–26; 49:12; Иез.23:32–34; Авд.1:16; Авв.2:15–16; Откр.14:8, 10). Тот же образ использовал Иисус, заявив о Своей готовности выполнить предназначенное для Него Отцом, в том числе принять страдания на кресте (Мф.26:42; Ин.18:11). Его ученики явно не вполне понимали, что Он имел в виду, когда сказали Ему, что тоже могут испить ту же чашу, хотя тем самым невольно предрекли собственную мученическую судьбу (Мф.20:22–23; Мк.10:38–39).

Питье может быть также занятием, приносящим удовлетворение и восстановление сил (Пс.109:7). Народ Божий изображается сосущим груди кормящей матери (Ис.60:16; 66:11). Пользоваться благословениями царства – все равно что пить новое вино, ради которого иудеи неохотно отказывались от старых обычаев (Лк.5:39). Именно поэтому Иисус призывал духовно жаждущих приходить к Нему и пить (Ин.4:9–14; 7:37–39; Откр.21:6).

Среди других случаев, связанных с питьем, можно отметить отказ Давида пить воду, ради которой его люди рисковали жизнью, поскольку это было бы равнозначно утолению жажды их кровью (1Пар.11:17–19). Языческий провидец Валаам сравнил непреоборимое продвижение израильтян с поведением льва или львицы, захватывающих добычу и пьющих кровь жертв (Чис.23:24). Бесполезные союзы Божьего народа с Египтом или Ассирией изображаются как попытки пить воду из Нила или из Евфрата (Иер.2:18). Потенциальный прелюбодей получает совет пить воду из своего водоема (Притч.5:15).

См. также: ВИНО; ВОДА; ЕДА, ПИТАНИЕ; ЖАЖДА; МОЛОКО; НЯНЬКА, КОРМИЛИЦА, СИДЕЛКА; ОПЬЯНЕНИЕ; ЧАША.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle