Библиотеке требуются волонтёры
Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Вино

(Wine)

В древности на Ближнем Востоке, где так мало воды, вино было скорее необходимостью, чем предметом роскоши. Поэтому оно стало символом поддержания сил и жизни. Исаак благословляет Иакова: «Да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина» (Быт.27:28). Возлюбленная из Песни песней Соломона упоминает об этом подкрепляющем свойстве вина, говоря: «Ласки твои лучше вина». Дополнительное значение этих слов – поцелуи возлюбленного опьяняют (эмоционально) сильнее, чем вино (Песн.1:1–2).

Из-за тесной связи с продолжением жизни народа вино становится, по ассоциации с зерном и оливковым маслом, специальным термином для обозначения благословений завета, которые обещаны Богом Израилю за повиновение и которых народ будет лишен в случае ослушания. Эти термины часто взаимосвязаны в тексте, и их присутствие или отсутствие обозначает заботу Бога или Его наказание, вследствие повиновения Израиля или нарушения им завета. Основание этого – благословения и проклятия завета во Втор.28–29. Если Израиль нарушит завет, они «виноградники будут садить и возделывать, а вина не будут пить»; на них будут посланы народы, которые «не оставят им ни хлеба, ни вина, ни елея» (Втор.28:39, 51). Пророки продолжают тему вина как признака благословений завета, которые выражаются в его присутствии или отсутствии. Иоиль объявляет, что казнь саранчи – проклятие завета, в таких словах: «Опустошено поле, сетует земля; ибо истреблен хлеб, высох виноградный сок, завяла маслина» (Иоил.1:10). Бог жалуется через Осию, что Израиль не знал, «что Я, Я давал... хлеб и вино и елей» (Ос.2:8), и провозглашает, что в наказание «гумно и точило не будут питать их, и надежда на виноградный сок обманет их» (Ос.9:2). Когда же израильтяне покаются, Он «услышит небо, и оно услышит землю, и земля услышит хлеб и вино и елей» (Ос.2:21–22).

Неудивительно, что вино как благословение завета обретает и эсхатологическое значение. Обилие вина становится распространенным пророческим образом эсхатологического благословения: «И будет в тот день: горы будут капать вином» (Иоил.3:18); «и горы источать будут виноградный сок» (Ам.9:13); «и сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин» (Ис.25:6).

Вино может быть также символом эсхатологического суда, как чаша, изливаемая на врагов Бога или которую они вынуждены будут выпить. Так, образ Божьего благословения становится и образом Его гнева. Иеремии Бог говорит: «Возьми из руки Моей чашу сию с вином ярости и напой из нее все народы, к которым Я посылаю тебя» (Иер.25:15). Исаия описывает Божий суд так: Бог заставляет народы испить Свой гнев (Ис.63:6).

Брожение вина связано как с положительными, так и с отрицательными образами. В отрицательном плане вино может приводить к злоупотреблениям и утрате самоконтроля. «Вино – глумливо, сикера – буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен» (Притч.20:1); «вино и напитки завладели сердцем их» (Ос.4:11–12); «не упивайтесь вином» (Еф.5:18).

В положительном плане вино становится важным образом радости, праздника и ликования, часто выражает идею обильного Божьего благословения. Хорошо известна история о вине на свадьбе в Кане в Ин.2. В псалме говорится: «Ты исполнил сердце мое веселием с того времени, как у них хлеб и вино умножились» (Пс.4:8). Автор Екклесиаста призывает читателей: «Иди, ешь с веселием хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим» (Ек.9:7). Эти образы, наряду с образом эсхатологического благословения, объясняют слова Иисуса на пасхальном ужине: «Сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие» (Лк.22:18).

См. также: ВИНОГРАД, ВИНОГРАДНИК, ЛОЗА; ОПЬЯНЕНИЕ; ПИР; ПИТЬЕ; ТОЧИЛО, ПРЕСС ДЛЯ ВИНОГРАДА; ЧАША.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle