Прозрение
(Epiphany, stories of)
Один из самых распространенных литературных сюжетов – переход от неведения к познанию. В литературе широкому распространению понятия прозрение, обозначающего кульминационный момент познания или откровения, способствовал писатель XX века Джеймс Джойс. Библейские рассказы насыщены образами прозрения, когда действующие лица получают внезапное озарение. По существу, лишь в немногих рассказах персонажи не раскрывают для себя что-то существенное, но термин прозрение лучше всего подходит к тем повествованиям, в которых все действие подводит к кульминационному моменту познания природы человека или реальности или (чаще) природы Бога.
Такой опыт пережили, например, Авраам и Исаак на горе Мориа, когда внезапно (как во сне) увидели запутавшегося в чаще овна (Быт.22:13), послужившего подтверждением сказанным ранее Авраамом словам, что «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения» (Быт.22:8), и побудившего Авраама назвать это место «Господь усмотрит» (Быт.22:14). Момент прозрения может быть трагическим, например, когда обманутый Исаак и одураченный Исав раскрыли хитрость Иакова в истории об украденном благословении (Быт.27:32–35). Когда в Вефиле Иаков получил благословение завета, пробудившись от сна, он сказал: «Истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!., как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные» (Быт.28:16–17). А когда Иаков боролся с ангелом Божьим, он постепенно приходил к пониманию сверхъестественного характера своего противника и затем сделал вывод: «Я видел Бога лицом к лицу» (Быт.32:26–30). Накануне бегства от Лавана Иакову во сне явился Бог, раскрывший ему, что пестрые и с крапинами овцы и козлы появились не в результате смехотворных попыток Иакова усовершенствовать поголовье скота, а по Божьему промыслу (Быт.31:11–13).
По ходу библейского рассказа список действующих лиц, признающих присутствие Бога в необычайных обстоятельствах, все больше пополняется. Агарь осознала всеведение Бога и нарекла Его «видящим меня» (Быт.16:7–14). Египтяне были вынуждены признать истинность Божьих пророчеств, когда во время десятой казни погибли их первенцы (Исх.12:29–36). Раав заявила, что ее соотечественники осознали всевластие Бога, когда узнали об освобождении, которое Он совершил у Красного моря (Нав.2:11). Слугу Елисея ужасала осада Дофаима, пока Бог не раскрыл ему глаза, чтобы он увидел, что «вся гора наполнена конями и колесницами огненным кругом Елисея» (4Цар.6:15–17). Божественное начертание на стене привело Валтасара к пониманию неизбежности его падения (Дан.5). Псалмопевец, рассматривавший возможность убежать от Божьего присутствия, пришел к пониманию, что Бог найдет его везде, даже если он убежит на небо (Пс.138:7–10) или во тьму (Пс.138:11–12).
К прозрению часто приводят искания, когда ищущий достигает своей цели. Действие всей Книги Иова, в которой герой ищет объяснение природы своих страданий, движется к кульминационному пункту – раскрытию высшего знания и неодолимой силы Бога через голос из бури (Иов.38–41). После поиска смысла жизни и удовлетворения во всякого рода неподходящих местах автор Екклесиаста постигает «сущность всего», и прозрение его выразилось в наставлении: «Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека» (Ек.12:13). Стремление Илии привести народ к покаянию достигло временного результата на горе Кармил, где весь народ стал свидетелем факта, что Иегова есть единственный истинный Бог (3Цар.18). Искания псалмопевца, размышлявшего о проблеме зависти процветающим нечестивцам, привели к внезапному прозрению, когда он вошел в святилище Божье (Пс.72:16–17).
В центре большинства рассказов о прозрении стоит осознание природы или дел Бога, однако постижение может происходить и на более человеческом уровне. Так, братья Иосифа пережили момент прозрения, когда Иосиф в Египте раскрыл им свою личность (Быт.45:1–15), а у ничего не подозревавшего поначалу Вооза раскрылись глаза во время полуночной встречи с женщиной (Руф.3:8–12). Туго соображавший Илий пришел к пониманию, до какой степени он заблуждался в оценке поведения Анны. Хитрец Иаков, ловко извлекавший для себя выгоду из пристрастий членов семьи (Быт.25:29–34; 27), получил встряску, когда утром после свадьбы обнаружил рядом с собой Лию, а не Ревекку (Быт.29:25).
Библейские персонажи могут также приходить к осознанию собственной греховности. В качестве примеров можно привести Исаию во время его призвания стать пророком (Ис.6:5), Петра при отречении от Иисуса (Мф.26:74–75; Мк.14:71–72; Лк.22:60–62) и Иуду Искариота, осознавшего, что он сделал, предав Иисуса (Мф.27:3–5).
Новый Завет представляет собой настоящую антологию рассказов о прозрении, в которых действующие лица постоянно приходят к осознанию Божественности Иисуса и Его роли в их спасении. В определенном смысле жизнь воплощенного Иисуса описывается именно через рассказы о прозрении. Первыми Мессией Его признали Захария (Лк.1:67–80), Симеон (Лк.2:25–35) и Анна (Лк.2:36–38). На конечном этапе земной жизни Иисуса мы видим сотника, воскликнувшего при Его смерти: «Воистину Он был Сын Божий» (Мф.27:54; ср. Лк.23:47). В промежутке между этими событиями Спасителем Иисуса признало множество людей, в том числе самарянка и жители ее города (Ин.4:1–42), спасенный из воды Петр (Мф.14:33), три ученика, бывшие свидетелями преображения (Мф.17:1–13; Мк.9:2–13; Лк.9:28–36), Закхей (Лк.19:1–10), ученики, присутствовавшие при совершении Иисусом первого чуда (Ин.2:11), Иоанн Креститель при крещении Иисуса (Ин.1:29–34), прозревший слепорожденный (Ин.9:35–38) и покаявшийся разбойник, попросивший на кресте спасения у Иисуса (Лк.23:39–43). Совершавшиеся Иисусом чудеса обычно сопровождались постижением присутствовавшими божественной силы Иисуса. Явления Иисуса Своим последователям после воскресения тоже несли в себе откровение и давали прозрение.
Аналогичные примеры есть и в Книге Деяний, где рассказывается, как люди приходят к вере в Христа как Спасителя. Это обращенные в день Пятидесятницы (Деян.2:37–42), исцеленный хромой (Деян.3:8–11), Симон-волхв (Деян.8:12–13), евнух ефиоплянин (Деян.8:34–38), Павел, у которого с глаз спала как бы чешуя (Деян.9:1–19) и многие другие обращенные.
Цель Библии заключается в том, чтобы привести читателей к прозрению – осознанию своего состояния, природы реальности, и прежде всего, возможности искупления, совершаемого Богом. Рассказы о прозрении подтверждают эту общую тенденцию Библии.
См. также: ИСКАНИЯ, ПОИСК, ПОЗНАНИЕ КАК ОТКРОВЕНИЕ.