Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Вздохи, воздыхания, стенания

(Sigh, sighing)

Если радость и пение – основные средства выражения человеческих чувств на небе, их аналогами здесь, на земле, служат вздохи и стенания. Это может показаться крайне пессимистическим взглядом на вещи, но в Писании ничто не показано столь ясно, как факт, что в Едеме произошло нечто поистине трагическое и что вполне понятная человеческая реакция выражается во вздохах или стенаниях (см. САД). Пророк Исаия приводит сравнение: «И возвратятся избавленные Господом, и придут на Сион с пением, и радость вечная над головою их; они найдут радость и веселие; печаль и вздохи удалятся» (Ис.51:11). Павел пишет об этом в Новом Завете так: «Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище» (2Кор.5:2). Следовательно, стенание – глубоко укоренившееся человеческое переживание.

Один из первых случаев использования слова стенание в Писании встречается в Исх.2:23: «И стенали сыны Израилевы от работы и вопияли, и вопль их от работы восшел к Богу». Живя в демократическом обществе, мы глубоко сопереживаем израильтянам, потому что мы вкусили и оценили определенную личную свободу, порой даже чрезмерную. Но в Библии неоднократно выражается мысль о более глубокой, более всеобъемлющей форме рабства, затрагивающей любого человека, независимо от государственного строя и общественных институтов, действующих при его жизни. Это подтверждают слова Иисуса. Отвечая на самонадеянные претензии фарисеев на свободу, Иисус сказал: «Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин.8:34). Когда мы постигаем этот факт, будь то через откровение или произошедшую трагедию, мы отвечаем глубоким, душераздирающим стенанием. Было бы искажением Писания считать, что человек переносит страдания в результате грехопадения стойко и мужественно, крепко стиснув зубы. В библейских книгах, в каждой из которых откровенно говорится о страданиях, такой стоицизм не показан. Иов не стыдился и не боялся выражать свою скорбь Богу (Иов.3:24) и горько жаловался на то, что считал Божьим безразличием (Иов.23:2; 24:12). Псалмы, в которых прекрасно отражается весь диапазон человеческих эмоций, наполнены образами вздохов и стенаний (Пс.5:3; 6:7; 11:6; 21:2; 30:11; 31:3; 37:9–10; 76:4; 78:11; 89:9; 101:6, 21). А в Евангелии от Марка показано, что Сам воплощенный Господь, глубоко страдавший в Своем человеческом состоянии, воздыхал по крайней мере в двух случаях: когда Он исцелял глухонемого в районе Десятиградия (Мк.7:34 «и, воззрев на небо, вздохнул») и когда Он отвечал на циничное требование фарисеев у Далмануфы (Мк.8:11–12 «И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения?»). Господь испытывал боль, находясь в положении человека в период между грехопадением и грядущим искуплением, и это отражалось в Его вздохах.

Но к счастью для нас, Господь милостив и отвечает на наши стенания, поэтому у нас есть надежда даже при тяжких вздохах. В Книге Исход читаем, что «услышал Бог стенание их, и вспомнил Бог завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом» (Исх.2:24). Во времена судей Бог тоже неоднократно проявлял сострадание к Своему народу, когда он томился под гнетом одного врага за другим (Суд.2:18). Даже псалмопевец, который не побоялся спросить Бога, почему слова его вопля остаются далекими от Него (ср. Пс.21:2), без колебаний провозглашает: «Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасности того, кого уловить хотят» (Пс.11:6).

В конце Рим.8 апостол Павел рассматривает оба аспекта стенаний, их значение и их разрешение. В Рим.7 Павел почти впадает в отчаяние от той силы, которую грех как будто бы имеет над ним, но теперь он торжествует в нашей общей надежде во Христе: «Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает... и не только она, но и мы сами... стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо, если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении» (Рим.8:22–25). Для Павла стенание и надежда – две стороны одной медали. Если мы не стенаем, надежда бессмысленна. Далее он делает любопытное заявление: «Также и Дух подкрепляет (нас) в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим.8:26). Что бы ни значили воздыхания Божьего Духа (см. СВЯТОЙ ДУХ), это ясно указывает, что Он стоит рядом с нами и возносит наши печали на небо. Воздыхания Духа – высшее знамение Христа, что «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:20).

См. также: ДЫХАНИЕ; НАДЕЖДА, УПОВАНИЕ; ПЕЧАЛЬ; СКОРБЬ, ГОРЕ; СТРАДАНИЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle