Азбука верыПравославная библиотекаСектоведениеСправочник по ересям, сектам и расколам


С. В. Булгаков
Справочник по ересям, сектам и расколам

Аароново согласие, или Онуфриевщина

Содержание

Предисловие

I раздел. Расколы, ереси, секты и пр. Краткие сведения о существовавших и существующих расколах, ересях, сектах, новейших рационалистических учениях и пр.

А

Аароново согласие, или ОнуфриевщинаАбиссинцыАввакумовщинаАвелитыАвтортодокетыАгноэты, или ФемистианеАдамантовых сектаАдамитыАдвентистыАдопцианеАкефалитыАктиститыАкулиновщинаАнабаптистыАномеиАнтиномистыАнтитантыАнтитринитарииАнтропоморфитыАнфинганыАполлинарияАпостоликиАпотактитыАрианствоАристовцыАрминианеАрмия спасенияАрмянеАссидеиАфиногеновщина

Б

БабушкиныБаптистыБашкина ересьБеглопоповцыБелоризцыБеседникиБесоперевоплощенцыБеспоповцыБессмертники или ВоскресникиБогемские братьяБогомилыБогомилы новоявленныеБоносияне, или ВоносиянеБратья и сестры свободного духа, или ВольномыслящиеБрачники

В

ВалезианеВалентианеВальденсыВардесанистыВарламитыВасилидианеВейгелианеВетковцыВодяникиВоздыханцыВоскресники

Г

ГайнитыГермогенианеГернгутерыГерыГностикиГодескалькионыГолубцыГусситы

Д

ДаниловщинаДемониакиДесного братства сектаДиаконовщинаДиссиденты (dissidentes – несогласные, разномыслящие)ДокетыДонатистыДульсинистыДухоборцыДуховный союз ТатариновойДушителиДырникиДэбристы, или Плимутские братья

Е

ЕвионитыЕвхиты, или МессалианеЕноховцы, или нововерыЕпифаново согласие (или Епифановщина)Ессеи, или Иессеи

Ж

Жидовствующие

И

ИаковитыИеговистыИконоборчествоИрвингианеИудаитыИудействующие

К

КаинитыКалиновцыКараимитыКафары, или АльбигойцыКвакеры, или ДрузьяКвиетистыКеринфианеКоптыКугу-сорта

Л

ЛубковцыЛужковцыЛучинковцыЛюбушкино согласие

М

Македонианство, или ДухоборчествоМалеванщинаМанихействоМаркелла ересьМаркионитыМаронитыМарьяновская сектаМельхиседекиМенадрианеМеннонитыМетодистыМолоканеМонофелитствоМонофизитство, или ЕвтихианствоМонтанизмМонтаныМормоныМормоны самарские

Н

НазареиНемолякиНеплательщикиНесторианствоНетовцы. Нетовщина глухая, или Спасово согласиеНиколаитыНовацианеНововерыНовоженыНовоменнонитыНовоспасово согласиеНовохлыстыНовый Израиль, или Лубковцы

О

Общих сектаОнисимовщинаОнуфриевщинаОсиповщинаОфиты

П

ПавликианеПанетыПаниашковцыПасхальникиПашковцыПелагианствоПеревертанцыПерекрещенцы и неперекрещенцыПеремазовщинаПетрубосианеПиетизмПодгорновцыПоморский толк, или ДаниловщинаПоповцы и БеспоповцыПоповцы, управляемые уставщиками, или ЧасовенныеПресникиПрискиллианеПротивоокружники и ОкружникиПрыгуныПустынники

Р

РедстокизмРябиновцы

С

СаддукеиСамарянеСамокрещенцыСвятодуховцыСерафимовцыСерые голубиСимонианеСионская весть, иначе Иеговисты (Еговисты), или Десное братствоСиро-халдеи, или халдеиСкакуныСкопцыСоциниане, или унитарииСпасово согласиеСредникиСтарообрядчествоСтефановщинаСтранники, или бегуны, иначе подпольникиСтранники-иерархиты, или статейникиСтригольникиСубботники и воскресникиСубботники, или жидовствующиеСуслово согласиеСциентистыСютаевцы

Т

ТелешиТитловщинаТолстовцыТрибожникиТропарщики

У

Ушковайзет

Ф

ФарисеиФедосеевщинаФедосеевцы польскиеФедосеевцы рижскиеФерапевтыФилипповцыФилипповцы орловскиеФилипповцы нечадородные и чадородныеФилипповцы, не молящиеся с приглашеннымиФомитыФотина ересьФталтолатры

Х

ХехулитыХилиазмХлыстыХлысты-киселевцыХристовщина

Ч

ЧасовенныеЧернобольцыЧитающие

Ш

ШалопутыШведенборгианеШтундизмШтундомолоканеШтундохлыстыШэкеры

Я

ЯзычествующиеЯнсенисты

II раздел. Преимущественно философские и некоторые религиозные и другие противные христианству и православию учения, направления и мнения

АнтиномизмАтеизм, или безбожиеВегетарианствоДарвинизмДеизмДетерминизмЕвдемонизмИезуитизмИллюминатствоИндифферентизм, или безразличие в вереКоммунизмКосмополитизмМасонствоМатериализмМистицизмНатурализмНигилизмОптимизмПантеизмПессимизмПозитивизмРационализмСкептицизмСоциализмСпиритизмТеософы (современные)ТолстовствоТрадиционализмУтилитаризмФатализм (от fatum – судьба, рок, предопределение)Филантропия и гуманностьЭволюционизм

III раздел. Западные христианские вероисповедания

КатоличествоПротестантствоЛютеранствоРеформатствоАнгликанство

IV раздел

Соборы Западной церкви
 
 
Предисловие
Книга С.В.Булгакова состоит из двух частей: первая часть – «Православие», и вторая часть – «Расколы. Ереси. Секты. Противные христианству и православию учения. Западные христианские вероисповедания. Соборы Западной церкви». В данном справочном издании представлена вторая часть книги, посвященная расколам, ересям, сектам, а также характеризующая антихристианские учения и западные вероисповедания.
В первых двух разделах этой части рассматривается сущность, обряды, обычаи 209 расколов, ересей и сект, дано определение 32 философским, «противным христианству» направлениям.
Разграничение терминов «секта», «ересь», «вероисповедание» довольно условно, установилось оно в новое время (после Реформации). Сектой принято считать организованное общество людей, взгляды которых согласуются между собой и противостоят господствующей Церкви. Данное слово обычно употребляют по отношению к совокупности лиц, следующих определенному учению. В слове «ересь» обозначено, скорее, содержание самого учения. В ереси первых веков христианства начинались не с отрицания церковного учения как такового, но с попыток поставить под сомнение какой-либо пункт учения. Инициаторы и последователи ересей не осознавали себя в оппозиции к Церкви, ее авторитету, а, наоборот, являлись, по их собственному мнению, истинными выразителями и продолжателями христианства. В случае разрыва с Церковью, в процессе дальнейшего обособления противостояние приобретало характер несогласия не в каком-либо частном пункте, но уже касалось учения в целом. Выделившись из Церкви, ереси, как правило, дробились на отдельные толки с более замкнутой организацией. Поэтому употребление термина «секта» по отношению к ересям допустимо, вероятно, лишь к этой второй стадии их развития.
Не существует резкой границы и между понятиями «секта» и «вероисповедание». История борьбы различных религиозных движений знает немало примеров, когда секты добивались признания за ними права называться церквами, или вероисповеданиями. Даже в официальных документах, принадлежащих одной исторической эпохе, одна и та же община могла именоваться и сектой, и церковью, в зависимости от отношения к ней правительства.
Во втором разделе представлены «учения, противные христианству и православию». Думается, особый интерес у читателя вызовут очерки, посвященные материализму, социализму, коммунизму. Будучи возведенными в СССР в ранг официальной и единственно допустимой системы взглядов, они во многом определили сознание людей, способствовали созданию нового социокультурного типа – советского человека. Подробно останавливаясь на характеристике этих течений, Булгаков показывает порочность их исходных посылок и принципов, несовместимость с христианским пониманием мира.
Третий раздел заключает в себе характеристику западных вероисповеданий – католицизма, протестантизма, лютеранства и др. Сохравая в основном ортодоксальные положения христианской догматики, эти направления отличаются друг от друга своеобразной трактовкой некоторых догматов, отдельными особенностями культа. Приведенные Булгаковым данные позволяют наглядно представить то общее, что лежит в основе этих христианских направлений, а также те различия, которые они имеют.
Завершает вторую часть книги раздел «Соборы Западной церкви». В Католической церкви соборы представляют собой собрания епископов, прелатов и докторов под председательством митрополита, примаса и патриарха, или папы, или уполномоченных от него. Католики считают источником своего вероучения как Священное Писание, так и Предание, церковную традицию. В нее они, в отличие от православных, включают не только решения первых вселенских, но и последующих (то есть тех, о которых идет речь в данном разделе) соборов, а также суждения пап.
В заключение хотелось бы выразить надежду, что настоящее издание вызовет интерес читателя, расширит его представления о православии и других религиозных течениях.
Александр Буганов


Аароново согласие, или Онуфриевщина