Шлегель Уильям

Персидский, хасмонейский и греческий периоды

Персидская империя 538–332 до Рождества Христова

Кир Великий из Персии основал государство, которое стало самой большой империей из всех, какие существовали на территории Древнего Ближнего Востока. До завоевания в 539 году до Р.Х. Вавилона Кир подчинил себе Мидию и большую часть Малой Азии (современная Турция). Его сын Камбис покорил Египет. К тому времени, как Есфирь стала царицей, владычество Персии простиралось от Индии до Фракии в Европе и Эфиопии в Африке – «127 областей» (Есф. 1:1; 2:16; 8:9).

Цари Персии

Кир Великий 550–530 гг. До Р.Х.

Камбис 530–522 гг. До Р.Х.

Гаумата (Смердис) 522 г. до Р.Х.

Дарий I 522–486 гг. до Р.Х.

Ксеркс (Ахашверош) 486–465 гг. до Р.Х.

Артаксеркс I (Лонгиманус) 465–424 гг. до Р.Х.

Дарий II 424–404 гг. до Р.Х.

Артаксеркс II 404–358 гг. до Р.Х.

Артаксеркс III 358–338 гг. до Р.Х.

Дарий III 336–331 гг. до Р.Х.

Во дни Персидской империи было три основных периода восстановления возвращавшихся евреев:

1. Возвращение при Кире Великом

2. Завершение храма при Дарии I

3. Труд Ездры и Неемии при Артаксерксе I (Лонгиманусе)

Возвращение из плена при Кире Великом

В отличие от ассирийской и вавилонской практики депортации побеждённых народов, Кир Великий разрешал сосланным народам возвращаться на родину и отстраивать храмы своим богам (ANET 315–316). Эта политика имела большое значение для изгнанных евреев. Конкретный эдикт царя Кира для евреев записан в двух местах в Библии:

«Так говорит Кир, царь персидский: „Все царства земли дал мне Господь, Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас – из всего народа Его – да будет Господь, Бог его, с ним, и пусть он туда идёт“» (2Пар. 36:22–23; ср. Езд. 1:1–4).

Пророк Исаия назвал Кира по имени как того, кого Господь помазал стать мировым правителем и осуществить возвращение евреев на родину (Ис. 44:28; 45:1). С библейской точки зрения, успехи Кира были итогом действий Бога Израиля в его жизни. Кир, разрешая плен- никам-евреям вернуться в Игуд (Иудею), область Персии «За рекой», несомненно, преследовал политические цели. Сторонники Персии из иудеев должны были обеспечить контроль над Игудом в преддверии проведения персидских кампаний в Египет.

Хотя большинство евреев осталось в Вавилоне, немало (42360 человек) вернулось (Езд. 2:64). Ими руководили Шешбацар и Зоровавель из рода Давидова и священник Иисус. Но время было трудным, и возникла необходимость расселения десятков тысяч переселенцев. Были построены жертвенник и основание нового храма, но затем работа остановилась (Езд. 5:16). И здесь дом Давидов не отличался от остальных соплеменников.

Завершение храма

К 522 году до Р.Х. во многих местах Персидского царства прошли восстания. Первые два года своего правления царь Дарий I постоянно воевал, стремясь подавить эти восстания (надпись 15 х 25 м в память о его победах была высечена на скале в Бехистуне между Вавилоном и столицей Мидии Екбатаной). По иронии политическая нестабильность в Персии в это время поспособствовала возобновлению строительства Иерусалимского храма. Во второй год царя Дария (520 г. до Р.Х.), прежде чем он преуспел в подавлении своих врагов, пророки Аггей и Захария энергично призвали евреев завершить работы в храме (Агг. 1:1; Зах. 1:1). О работах в храме сообщили Дарию, который не мог допустить ещё одного восстания в своём царстве. Было ли восстановление храма актом сопротивления по наущению Египта? Возможно. При изучении персидских архивов в Екбатане был найден указ Кира. Дарий пришёл к выводу, что работа евреев над Иерусалимским храмом не являлась восстанием против персидского правления. Рассматривая евреев как верных вассалов, Дарий оказал данному проекту царскую поддержку (Езд. 5:6). В 516 году до Р.Х. Второй иудейский храм был завершён.

Ездра и Неемия

Одним из самых важных этапов восстановления Иуды при персидском царе Артаксерксе I (Лонгиманусе) руководили Ездра и Неемия. Время правления Артаксеркса соответствовало Золотому веку в Афинах, когда в Греции жил Сократ. Потери персов в Средиземноморье и восстания в Египте вынудили Артаксеркса посмотреть на Иуду как на удобный путь в Египет и порт для Средиземноморья. Поэтому он поддержал заселение Иудеи евреями. Ездра пришёл в Иудею в 458 году до Р.Х. (седьмой год Артаксеркса) как наместник персидского правительства, как «министр по еврейским делам» (см. Езд. 7). Неемия пришёл из столицы, Суз, и действовал как персидский губернатор в Иудее в 444–433 годах до Р.Х. (Неем. 1:1; 2:1; 8:9). Хотя Ездра и Неемия столкнулись с местной оппозицией, вместе они достигли религиозного и политического прогресса. Полуразрушенная стена вокруг Иерусалима была восстановлена за 52 дня (Неем. 7:15).

Во время персидского периода нёс служение Мала- хия, последний пророк Ветхого Завета (прибл. 400 г. до Р.Х.). Пророчества Малахии не заканчивают историю Божьего спасения, а оставляют читателя в предвкушении чего-то большего (Мал. 3:1–2; 4:5–6). Но прежде чем история получила продолжение, в Израиле правили ещё три царства – Греция, Хасмонеи и Рим.

Конец Персидской империи

Персидская империя просуществовала чуть более 200 лет, до 333 года до Р.Х. Причиной её заката стала первая западная империя, правившая на Ближнем Востоке, – империя Александра Македонского.

Возвращение и востановление 530–400 до Рождества Христова

Возвращение из Вавилона

Изгнание закончилось, когда Вавилон завоевали персы, и персидский царь Кир объявил, что евреи могут вернуться на родину (Езд. 1:1–4). Вавилонский плен был следствием непослушания Израиля Богу и имел цель переломить это непослушание. Израиль должен был очиститься от идолопоклонства и вернуться к взаимоотношениям только с Яхве. Иеремия предсказал, что изгнание продлится 70 лет (Иер. 25:11–12; 29:10; 2Пар. 36:21). 70 лет можно высчитать в событиях и политического плана, и религиозного: в политическом плане – от первых высылок (прибл. 605 г. до Р.Х., включая Даниила) до возвращения пленников после указа Кира в 538 году (Дан. 9:2); в религиозном – от разрушения храма в 586 году до его восстановления в 516 году. Прослеживается три основных периода возвращения евреев в Обетованную Землю (карта 8–1). Ив каждом из них персидские цари оказывали им помощь, поскольку рассматривали вассалов-евреев как поборников персидских интересов.

География Игуда

Восстановленную область евреев по-арамейски назвали Игудом (евр. Иуда). Она была частью большей персидской области, называемой «За рекой», – территории Леванта на запад от реки Евфрат до границы с Египтом (Езд. 4:11; Неем. 2:7; карта 8–1). Границы Игуда легко определить по списку имён и заселённых городов во 2 главе Ездры и 3, 7 и 11 главах Неемии. Дополнительную информацию дают монеты и глиняные печати с надписью «Игуд», найденные при раскопках. Игуд с Иерусалимом как центром состоял из Нагорной местности, пустыни и Шефелы Иудеи. На огромных просторах Персидской империи это была относительно небольшая местность (ок. 50 км2). Но значимость Игуда в Персидской империи намного превосходила его размеры. Во-первых, Игуд был дверью в Египет, которую Персия хотела держать открытой, а, во-вторых, он имел длинную и иногда выдающуюся историю царей, правивших в его столице – Иерусалиме.

Характеристики иудаизма периода Второго храма

Персидский эдикт 538 года до Р.Х., позволявший евреям восстановить храм, открыл так называемый период Второго храма, длившийся до разрушения храма римлянами в 70 году по Р.Х. Ниже приводятся некоторые основные характеристики иудаизма этого периода:

Отсутствие чудес. В отличие от египетского рабства, когда Бог вывел Израиль посредством чудес, восстановление после изгнания в Вавилон не сопровождалось чудесами. Да, оно было предсказано пророками (Ис. 11:12; Иер. 30:10; Иез. 11:17), являясь доказательством Божьего вмешательства, но, в отличие от чудесного вмешательства в Египте, теперь Яхве использовал земные механизмы в виде Персидской империи как Его посредника в отношениях с Израилем (Ис. 44:28). Господь ни разу не упоминается в книге Есфирь, события в которой происходят в дни правления персидского царя Ахашвероша (Ксеркса). Однако очи веры видят полновластие Яхве, пронизывающее всю историю Есфири. Само уже существование евреев доказывает их связь с вечным Богом.

Прекращение пророчеств. Во время периода Второго храма не было ветхозаветных пророков, провозглашавших: «Так говорит Господь». Аггей и Захария пророчествовали приблизительно в 520 году до Р.Х., а Малахия не позже 400 года – вся их деятельность приходится на персидский период. После Малахии наступило 400– летнее пророческое молчание. Однако прекращение прямого обращения Бога к человеку дало возможность составить канон Ветхого Завета (Иосиф Флавий, «Против Апиона», 1:8). Добавления к канону не приветствовались. Пророки и пророчества воспринимались с подозрением (Зах. 13:3–6; 1 Макк. 9:27; 14:41). Определение Божьей воли стало итогом чтения и толкования принятого священного текста. В начале этого периода Ездра пришёл с властью персидского правительства создать нечто наподобие объединённого или нормативного иудаизма. Но при правлении Греции, Хасмонеев и Рима различные толкования текста – и разная реакция на меняющийся политический строй – привели к разделениям. Большую часть периода Второго храма иудаизм был каким угодно, но не единым. Греческий и хасмонейский периоды способствовали росту сектантских групп саддукеев, фарисеев и ессеев. В римский период появились зилоты.

Территориальные и политические завоевания. Пе считая периода Хасмонеев, Игуд в период Второго храма был маленькой областью, завоёванной огромными империями. Эта реальность стала дилеммой для евреев, веривших, что Яхве был Царём вселенной и однажды должен был поставить сына Давида во главе всех народов. При любом повороте в международных событиях евреи думали, не пришло ли время, когда Бог восстановит царство Израилю (Деян. 1:6).

Руководство. Потомки Давида ничем не проявляли себя и даже таинственно исчезли с политической сцены. Руководство периода Второго храма перешло к книжникам и, особенно, к священникам, вероятно, потому, что иностранные власти не рассматривали последних как тех, кто будет раздувать политические бунты. Но надежда евреев на восстановление династии Давида не умерла. Проходили годы. Иногда надежда превращалась в разочарование, но чаяние прихода Мессии жило от дней персов до дней римлян (Лук. 3:15).

Иисус из Назарета

Явление Иисуса из Назарета и возникновение христианства – ещё одна из характерных особенностей периода Второго храма. В полном контрасте выше описанным характеристикам Иисус творил чудеса в такой степени, в какой ничего подобного ранее в Израиле не видели (Матф. 9:33). Он говорил с властью Божьей (Матф. 7:28–29; Иоан. 12:49) и был потомком Давида (Матф. 1:11), Который будет править как Властелин над всеми народами (Лук. 1:32–33; Иоан. 18:36–37).

Сосуществование диаспоры и еврейского населения в Израиле. В период Второго храма большинство евреев жили в рассеянии, то есть за пределами Израиля. По мере привыкания к потере иерусалимского храма как центра совместного поклонения, молитвы и обучения в иудаизме стали развиваться синагоги. Даже после восстановления храма иудаизм продолжал процветать в синагогах. Это была децентрализация власти. В дни Иисуса саддукеи управляли в храме, но фарисеи сосредоточили свю власть над большинством синагог. Демографически, еврейское население в Обетованной Земле восстановилось, начиная с персидского периода, и особенно в дни хасмонеев. В дни Иисуса Иудея, Галилея и Перея («за Иорданом») были, в основном, еврейскими.

Александр Македонский, Греческая империя 334–167 до Рождества Христова

До своей смерти в 336 году до Р.Х. Филипп И, царь Македонии, подчинил себе Грецию и Фракию. Он приготовил сцену для величайших достижений своего сына Александра, названного Македонским. За 12 лет своего правления (334–323 гг. до Р.Х.) Александр завоевал всю Персидскую империю и установил греческое правление и культуру на всём Ближнем Востоке от Египта и вплоть до Индии.

Завоевание Малой Азии, Леванта и Египта, 334–331 гг. до Р.Х.

В 334 году 20-летний Александр всего лишь с 35-ты- сячным войском пересёк Дарданеллы и вторгся из Европы в Азию (красные стрелки). Персидские войска не смогли остановить его на реке Граник в Лидии. Александр продвинулся на юг через Мисию, Карию, Ликию и Памфилию, нейтрализовав доступ персов к портам на эгейском и средиземноморском побережьях. От Сиде в Памфилии он повернул на север в сердце Малой Азии: Гордион и Анкиру в Каппадокии. Затем он направил свои войска на юго-восток и через Киликийские ворота в горах Тавра направился к Тарсу. Дарий III, последний царь Персии, собрал свои войска, чтобы остановить Александра у Исса на северо-восточном краю Средиземного моря. В битве у Исса в 333 году персы превосходили македонцев числом, но умелое использование Александром кавалерии обратило войско персов в бегство. Дарий бежал, бросив мать, жену и детей как пленников – совершив, наверное, один из самых нерыцарских поступков, ставших достоянием истории.

Вместо того, чтобы преследовать царя Дария, Александр, желая укрепить свои позиции на средиземноморском побережье и в Египте, повёл свои войска на юг в Левант. Тир оказал Александру сопротивление. Для персов Тир был стратегически важным портом на Средиземноморье, а поэтому стал для Александра важным приоритетом в завоевании и покорении. Александр взял город только после продолжительной семимесячной осады, включавшей строительство моста к крепости Тира, находившейся на острове (Иез. 27). Во время осады Тира самаряне оказали войскам Александра военную поддержку, за что и были вознаграждены. Он разрешил им построить храм на горе Гаризим. Однако иудейский первосвященник в Иерусалиме всё ещё оставался верным Дарию (Древн. XI.8.3–4).

Взяв Тир, Александр по средиземноморскому побережью двинулся на юг. Желающая независимого доступа к средиземноморской торговле Газа сопротивлялась два месяца, но безуспешно. Иосиф Флавий пишет, что после взятия Газы Александр направился к Иерусалиму. Город беспокоился, что Александр отомстит евреям за их верность Персии во время осады Тира. Иудейский первосвященник открыл городские ворота и вышел приветствовать Александра с процессией, достойной встречать царя. На удивление, вместо немедленной расправы Александр уважительно поприветствовал первосвященника. Когда один из его генералов решил осведомиться о причине такого уважения, Александр ответил, что, ещё находясь в Македонии и готовясь к вторжению в Азию, он увидел во сне человека в одежде иудейского первосвященника, который заверил его в победе над персами. Дальше Иосиф Флавий пишет, что первосвященник показал Александру пророчества из книги Даниила, где написано, что греки разрушат Персидскую империю (Древн. XI.8.5; ср. Дан. 7:6; 8:3–8, 20–22; 11:2–3). Конечно, большинство современных учёных отрицают подлинность слов Иосифа Флавия. Однако это, как минимум, свидетельство с I столетия по Р.Х., подтверждающее, что книга пророка Даниила была написана до 333 года до Р.Х. (т.е. не после Хасмонеев).

Покорив Обетованную Землю, юный завоеватель открыл себе путь в Египет. Там он встретил незначительное сопротивление и был принят скорее как освободитель, чем завоеватель. Начались работы над основанной им Александрией, портом в дельте Нила, названным в его честь. Завоевав Египет и отрезав доступ Персии к Средиземному морю, Александр, таким образом, обезопасил свой западный фланг.

Завоевание от Месопотамии до Индии, 331–323 гг. до Р.Х.

В 331 году до Р.Х. Александр Македонский выступил из Тира на завоевание остальной Персидской империи (синие стрелки). Царь Дарий III собрал персидскую армию восточнее реки Тигр возле Гавгамелы, но персы опять потерпели поражение. Дарий на время бежал в Мидию. Александр повернул на юг и завоевал персидские областные центры Вавилон, Сузы и Персеполь. Затем он двинулся на север в Мидию. Но, прежде чем он пришёл туда, Дарий был убит одним из своих правителей южнее Каспийского моря. Александр отправился далее на восток, пересёк горы Гиндукуш в современном Афганистане и дошёл до реки Инд, что в современном Пакистане. Он намеревался пересечь Индию, но его армия, проведшая в битвах 12 лет, подняла мятеж. Это вынудило Александра вернуться в Вавилон. В 32 года он завоевал почти весь мир, но внезапно умер в Вавилоне от малярии в 323 году.

После смерти Александра какие-либо надежды на сохранение единого Греческого царства быстро рассеялись. Просто Александр Македонский завоевал слишком большую территорию, чтобы осуществлять контроль единой центральной властью. Между его генералами начались распри. Для библейской истории интерес представляют Селевкиды и Птолемеи. Династия Селевкидов контролировала восточные территории: Персию, Мидию, Месопотамию, Сирию и большую часть Малой Азии (бежевый фон). Династия Птолемеев с центром в Египте контролировала Обетованную Землю до границ Дамаска и дальше Тира (тёмный фон). Но граница между династиями Селевкидов и Птолемеев оставалась предметом споров, и в III столетии до Р.Х. Израиль оказался в центре войны (ср. Дан. 11).

Значение греческих завоеваний для изучения Библии

Завоевания Александра Великого впервые принесли западное господство на весь Ближний Восток. С возникновением большого количества греческих городов (полисов) распространились греческий язык, культура и цивилизация (т.н. еллинизм). Для евреев в Обетованной Земле еллинизм представлял большую угрозу, поскольку идеология и образ жизни еллинизма противоречили иудаизму. Сначала греческие цари разрешали исповедовать иудаизм, но конфликт между еллинизмом и библейским мировосприятием был неизбежен. В 167 году до Р.Х., когда греческий царь Антиох IV из династии Селевкидов, попытался уничтожить поклонение Яхве, конфликт вылился в открытую войну. В Обетованной Земле восстали иудеи под руководством семьи Маккавеев (Хасмонеев).

Восстание Маккавеев 167–164 до Рождества Христова

Вначале захват греками Израиля носил мирный характер (карта 8–3). Большинство евреев не сопротивлялись политике Александра Великого, а некоторые даже служили в его армии. Около 120 лет по смерти Александра (323–200 гг. до Р.Х.) Иудеей правили из Египта греки Птолемеи. Перевод еврейской Библии на греческий язык (Септуагинта) в это время (прибл. 280–250 гг. до Р.Х.) свидетельствует о неплохих, в целом, отношениях, сложившихся между евреями и языческими правителями Иудеи из династии Птолемаидов. Однако приблизительно в 200 году до Р.Х. после решающей битвы в Па- ниасе близ горы Ермон правителями Иудеи становятся греки из династии Селевкидов, столица которых находилась в Антиохии Сирийской. С их приходом политика по отношению к иудеям изменилась. Интерес к евреям как «нации философов» прошёл. Сирийский царь Антиох Эпифан IV Селевк (175–164 гг. до Р.Х.) решил уничтожить иудаизм и еллинизировать Иудею. Обрезание, субботы, хранение и чтение Библии карались смертью, а посредством греческих школ (гимназий) насаждалась еллинистическая мысль и культура. В 167 году до Р.Х. Антиох лишил храм в Иерусалиме его сокровищ, запретил приносить жертвы Яхве и заколол на алтаре храма свинью в жертву Зевсу. В Иерусалиме была построена греческая военная крепость, а сам город был переименован в Антиохию.

1. Начало восстания Хасмонеев, 167 год до Р.Х., 1 Маккавейская 2

История восстания Хасмонеев записана в 1 и 2 книгах Маккавейских и в трудах историка Иосифа Флавия. Чиновники Селевкидов пришли в Модин, город в северной части иудейской Шефелы, с целью укрепления ел- линистской политики царя. В знак своей верности евреи должны были принести жертвы греческим богам. Мат- тафия, еврей из священнического рода и патриарх семьи Хасмонеев, отказался принести жертву. Когда другой еврей осмелился сделать это, Маттафия убил и его, и царского чиновника. Это положило начало восстанию Хасмонеев. Первое время Маттафия и пятеро его сыновей, Иоанн, Симон, Иуда, Елеазар и Ионафан, укрывались в отдалённых местах пустыни и в нагорной местности на юге Самарии. К ним стали присоединяться другие евреи, недовольные политикой еллинизации. Отряд защищался от нападений греков и сам нападал на евреев, которые приняли политику еллинизации Эпифана. Восстание Хасмонеев, особенно на его начальных этапах, было борьбой иудеев, преданных Торе, с еллинизирован- ными иудеями.

2. Иуда убивает Аполлония, 1 Маккавейская 3:10–12

Примерно через год после начала восстания умер патриарх семьи Маттафия. Греческий правитель Самарии Аполлоний собрал большое войско, чтобы покончить с сопротивлением мятежников (чёрно-жёлтая стрелка). После смерти Маттафии предводителем стал его сын Иуда Маккавей (букв. «Молот»), показавший себя весьма способным военачальником (синяя стрелка). В одной из атак Иуда захватил меч Аполлония и пользовался им всю свою жизнь.

3. Битва у Вефорона, 1 Маккавейская 3:13–26

После этого греки направили армию под командованием Сирона через горный перевал Вефорон. Маленький партизанский отряд Иуды Маккавея наблюдал за большой греческой армией, поднимавшейся по этому важному маршруту, связывавшему Прибрежную равнину с Нагорной местностью. В атаке, напоминавшей о библейских победах Иисуса Навина (Нав.10:10) и Ионафана (1Цар. 14:31) в этой же местности, отряд повстанцев неожиданно атаковал и разгромил греков. С этого момента к восстанию Хасмонеев стали относиться серь- ёзно. «Начал страх перед Иудой и братьями его и боязнь нападать на всех окрестных язычников» (1 Макк. 3:25).

4. Битва у Эммауса, 1 Маккавейская 3:38–4:25

Когда Антиох IV услышал о поражении близ Вефорона, он поклялся сделать всё, чтобы стереть с лица земли даже память о евреях. Но проблемы в Иудее не были единственной его заботой. Антиоха беспокоили также восстания на востоке. Он смог отправить большую армию в Иудею под командованием Горгия (в 1 Макк. 3:39 упоминается 40 тысяч пехоты и 7 тысяч кавалерии). Военачальник Горгий поставил свой главный лагерь в Эммаусе, находящемся у западного входа в Нагорную местность. Всё в этот момент было на стороне греков. Торговцы даже пришли туда, чтобы покупать рабов-евреев.

Как сделал когда-то пророк Самуил (1Цар. 7:4–7), Иуда Маккавей тоже собрал свои войска у Массифы в Нагорной местности. Горгий поднялся по холмам, чтобы ночью неожиданно напасть на Иуду, но нашёл его лагерь пустым и решил, что евреи бежали. Но отряд Иуды спустился вниз и стал станом южнее основного лагеря греков в Эммаусе. Напав на Эммаус на рассвете, он обратил войско греков в бегство в сторону Газера, Иамнии, Азота и Идумеи.

5. Битва у Беф-Цура, 1 Маккавейская 4:26–35

Весть о сокрушительном поражении у Эммауса дошла до Лисия, которого Антиох IV поставил руководить всеми делами в землях западнее Евфрата. Лисий лично выступил с большой армией (1 Макк. 4:28 называет цифру в «шестьдесят тысяч избранных мужей и пять тысяч всадников») в Марису на юге Шефелы, затем перешёл в Беф-Цур в Нагорной местности. Прежние потери греков на подходах в Нагорную местность с севера и с запада оставили открытым только этот путь с юга. К тому же Мариса была на территории едомлян, потомков Исава, бывших союзниками греков. Однако снова боевой настрой маленького отряда Иуды оказался сильнее греческой армии.

6. Повторное посвящение жертвенника и храма, 1 Маккавейская 4:36–61

Ослабив военное давление греков, Иуда обратил своё внимание на Иерусалимский храм. Он отразил все нападения греков в крепости и взял под контроль Храмовую гору. Но евреи увидели, что «святилище [храма было] опустошено, жертвенник осквернён, ворота сожжены» (1 Макк. 4:38). Во дворах храма всё заросло и пришло в запустение. Поэтому был произведён ремонт, и затем в храм внесли новые священные сосуды. В 25-й день месяца Хаслева, в 164 году до Р.Х., ровно три года спустя после осквернения Антиохом IV жертвенника, на вновь сооружённом жертвеннике были принесены жертвы. Осквернённый жертвенник был разобран и положен в помещении на Храмовой горе на хранение до прихода пророка, который сказал бы, что с ним делать. В память о посвящении храма и жертвенника и был учреждён восьмидневный праздник Посвящения, известный как Ханука (ср. Иоан. 10:22).

Завоевания Хасмонеев: итоги 167–76 до Рождества Христова

Иуда, 167–160 гг. до Р.Х., 1 Маккавейская 8:1–9:22

Иуда заключил договор с Римом, поскольку искал поддержки и помощи в своих продолжающихся войнах против греков Селевкидов. Рим, глядя на греческие территории как на объект своих устремлений на западе, рассматривал появившихся на политической арене Маккавеев стратегически выгодными союзниками против общего врага – Селевкидов. Римско-маккавейский договор сделал Иуду игроком на международной арене, но, по иронии судьбы, привёл его к падению. Возмездие Селевкидов было быстрым и жестоким. Иуда Маккавей был убит в битве у Елеасы, севернее Иерусалима. Братья похоронили его в семейной гробнице в Модине.

Ионафан, 160–142 гг. до Р.Х., 1 Маккавейская 9:23–12:53

Вождем стал брат Иуды Ионафан. Сначала он жил как беглец в пустыне близ Фекои. Но к 156 году до Р.Х., устав от жизни в бегах, он заключил мир с греками и получил взамен Махмас (то же селение, где его тёзка Ионафан, сын Саула, одержал победу над филистимлянами). Вскоре Ионафан с выгодой для себя смог воспользоваться нестабильностью в царстве Селевкидов. Претенденты на греческий престол наперебой стремились заручиться его поддержкой, и из вождя Махмаса Ионафан превратился в первосвященника и правителя всей Иудеи. Конкурирующие между собой греческие властители добавили к землям Ионафана территорию вокруг Аккарона (Екрона) на юге Самарии и в Перее (коричневое затенение).

Симон, 142–135 гг. до Р.Х., 1 Маккавейская 13–16

Симон был последним из братьев Хасмонеев первого поколения. Когда он пришёл к власти, империя Селевкидов из-за междоусобных войн царей всё больше и больше приходила в упадок. Греческий царь, а затем и евреи подтвердили статус Симона как вождя и первосвященника (1 Макк. 14:35–41). Даты на документах ставились согласно годам его правления. Симон Маккавей возглавил торжественное шествие в Иерусалим с пальмовыми ветвями и праздничными песнями. Он получил полную свободу от уплаты дани грекам. К 140 году до Р.Х. было «снято иго язычников с Израиля» (1 Маю:. 13:41), ознаменовав обретение первой политической независимости евреев за более чем 440-летний период. Частью Иудеи стали земли вокруг Газера и порт Иоппия, имевшие важное стратегическое значение.

Иоанн Гиркан, 135–104 гг. до Р.Х., «Иудейские древности», XIII.8–10

Гиркан был хасмонейским правителем второго поколения. Считая себя «вторым Иисусом Навином», он верил, что его долг состоял в завоевании Земли. На его счастье, империя Селевкидов рушилась, и пока она приходила в упадок, Гиркан присоединял земли к растущему еврейскому государству (серое затенение). Первым его завоеванием стала местность за Иорданом в районе Плоскогорья, вокруг Медевы. Это позволило ему получить доступ на заиорданскую Царскую дорогу. В 129 году Гиркан завоевал юг Самарии и разрушил самарийский храм на горе Гаризим. Затем он покорил Идумею (Едом) на юге. Побеждённые народы, как едомляне, были вынуждены принимать иудаизм (Ирод Великий был потомком обращённых едомлян). Наконец, Гиркан завершил завоевание Самарии, взяв греческие города Скифополь (Беф-Сан) и Самарию, и открыв дверь для последующей экспансии в Галилею.

Аристовул, 104–103 гг. до Р.Х., «Иудейские древности», XIII.11

Аристовул, сын Иоанна Гиркана, был первым из третьего поколения хасмонейских правителей. Хотя он правил страной всего лишь один год и умер от болезни, но он успел покорить Галилею и подчинить её жителей, евреев и неевреев, иудейским законам (красно-коричневое затенение). Начиная с Аристовула, Иосиф Флавий отрицательно говорит о Хасмонеях. Хасмонейские правители оказались не на много лучше греческих, правивших перед ними. В страстном стремлении к власти Аристовул убил своего брата Антигона.

Александр Яннай, 103–76 гг. до Р.Х., «Иудейские древности», XIII.12–15

При правлении Александра Янная, ещё одного сына Иоанна Гиркана, территориальные завоевания Хасмонеев достигли своего пика. К хасмонейскому царству были добавлены следующие территории (жёлтое затенение): 1) северный прибрежный район от Башни Стратона до горы Кармил; 2) на юге от Газы до потока Египетского; 3) северо-восток Заиорданья, включая Галаад и Голан; и 4) юго-восток региона Мёртвого моря до границ с Наватеей. Однако территориальные успехи Александра Янная были омрачены внутренними беспорядками, переросшими в гражданскую войну. Праву Хасмонеев на правление был брошен вызов. Хотя Хас- монеи и были выходцами из священнической семьи, но по мнению многих евреев их претензии и на священничество, и на царство зашли слишком далеко. Соперничавшие между собой политико-религиозные группы, появившиеся в этот период (фарисеи, саддукеи и ессеи), либо поддерживали сыновей Александра Янная, либо воевали с ними. Этой внутренней враждой воспользовались римляне. В 63 году до Р.Х. римский генерал Помпей вошёл в город и даже в Святое святых Иерусалимского храма. Это было начало римской оккупации. Впоследствии римляне сместили Хасмонеев с престола в пользу идумея Ирода.

Итоги

Хотя книги Маккавейские приписывают первые успехи Маккавеев и их политическое усиление верности Богу и Закону, однако хасмонейская экспансия совпала с упадком греческой династии Селевкидов. В Антиохии в 165–135 годах до Р.Х., сменяя друг друга, правили семь царей Селевкидов, что свидетельствует о значительной нестабильности. В то же время не было никакой другой власти, готовой отнять земли у греков. Рим только начинал расправлять крылья. Иудейская автономия стала возможной, поскольку никакая другая империя не могла навязать ей свой контроль. В сохранении евреев как нации, а также в их пребывании в обещанной предкам Земле очи веры видят действие полновластной руки Божьей. Хасмонеи практически заполнили вакуум власти между греческим и римским периодами продолжительностью почти в 80 лет, в зависимости от. исчисления (141–63 гг. до Р.Х.).

Правление Хасмонеев полностью никогда не поддерживалось евреями. Первое и второе поколения Хасмонейских правителей избежало проявления инакомыслия в обществе, но в третьем и четвёртом – возникла сильная оппозиция правящей власти. Десятилетия гражданской войны привели многих евреев к тому, что они готовы были принять чужеземное правление, которое позволило бы им практиковать свою религию. Это с радостью осуществил Рим.


Вам может быть интересно:

1. Собрание сочинений. Том 3 – Речь к студентам Харьковского Технологического Института, пред его открытием, 15 сентября 1885 года. архиепископ Амвросий (Ключарев) 25,1K 

2. Слова в Великий пост святитель Илия Минятий 9,3K 

3. Мои дневники. Выпуск 7 архимандрит Никон (Рождественский) 1,6K 

4. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том I – Азадан профессор Александр Павлович Лопухин 164,1K 

5. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том I – Арнон, река профессор Александр Павлович Лопухин 164,1K 

6. Толкование на Апокалипсис св. Иоанна Богослова – Глава 36 святитель Андрей Кесарийский 2,3K 

7. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов) 8,4K 

8. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов) 8,4K 

9. Письма – 204. Лучшее средство в скорбях – молитва и терпение преподобный Антоний Оптинский (Путилов) 18,3K 

10. Письма – 199. Для духовного наставника наибольшая радость – когда чада живут в послушании преподобный Антоний Оптинский (Путилов) 18,3K 

Комментарии для сайта Cackle