Источник

Часть вторая: молитва

«Отче наш, иже еси на небесех». (Мф.6:9).

Тексты

«Благо есть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека: благо есть уповати на Господа, нежели уповати на князи». (Пс.117:8–9).

«Благословен человек, который надеется на Господа и которого упование – Господь». (Иер.17:7).

«Не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас? Почему же мы вероломно поступаем друг против друга?» (Мал.2:10).

«Будь превознесен выше небес, Боже; над всею землею да будет слава Твоя». (Пс.107:6).

«Истинно говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небеснаго». (Мф.18:19).

«И отцем себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах». (Мф.23:9).

«Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня». (Ин.14:6).

«Много может усиленная молитва праведного». (Иак.5:16).

«Ибо и освящающий и освящаемые, все – от Единаго; поэтому Он не стыдится называть их братьями, говоря: возвещу имя Твое братьям Моим... И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог». (Евр.2:11–13).

Изречения

«Не так отец до детей, как Бог до людей». (Пословица).

«Не хлебом живи, а молитвою». (Пословица).

«Не для Бога молитва, а для нашего убожества». (Пословица).

«Свет в храмине от свечи, а в душе от молитвы». (Пословица).

«Оставаться без молитвы это то же, что осудить душу на голодную смерть». (Преп. Макарий Овручский).

«Молитва – дочь веры, но такая, которая питает свою родительницу».

«Если бы в какой час или день не донеслось молитвы к Творцу вселенной, то этот час или день были бы последними для вселенной».

«Молитва есть дело такой важности в жизни духовной, что если бы кто хотел разрешить, находится ли он на пути к совершенству жизни духовной, то ему надлежало бы примечать, имеет ли он какой успех в молитве». (Филарет, м-т Моск.).

«Молитва есть простертая рука для принятия благодати Божией». (Филарет, м-т Моск.).

«Молитва есть то же для души, что пища для тела; как отсутствие аппетита указывает на болезнь нашего телесного организма, так недостаток молитвенного расположения обнаруживает болезнь души». (Златоуст).

«Кто хочет услышан быть от Бога в молитвах своих, тот должен слушать Бога в заповедях Его». (Златоуст).

«Как из облака – молнии, так и из молитвы – свет истины и разумения». (Златоуст).

«Помню, у Василия Великого вопрос о том, как апостолы могли непрестанно молиться решается так: они при всех своих делах о Боге помышляли и жили в непрестанной преданности Богу. Главною заботою занятых людей должно быть то, чтобы не допускать неправых чувств при делании дел и всячески стараться все их посвящать Богу. Это посвящение превратит дело в молитву. Делайте, что под руку попадется в вашем кругу и в вашей обстановке, и верьте, что это есть и будет ваше настоящее дело, больше которого от вас и не потребуется. Большое заблуждение думать, будто для неба надо предпринимать большие и громкие дела. Надо только делать все по заповедям Господним». (Еп. Феофан Говоров).

«Молиться могут все: тот, кто ходит по торжищам, и тот, кто заседает в совете. Можно спасти свою душу, не покидая своей мастерской, – своего ремесла. Раб, на обязанности которого лежат разные покупки, повар, который должен то приходить, то уходить, и им подобные люди могут даже и тогда молиться, когда время не позволяет им посещать собрания верующих, ибо Господь не смотрит на место молитвы и требует лишь одного благоговейно расположенного сердца и душевного смирения». (Златоуст).

«У искренних христиан молитва всегдашняя, потому что всегда грешим; благодарение – всегдашнее, потому что ежедневно, ежеминутно получаем новые милости Божии, а и старых без числа много; славословие – всегдашнее, потому что всегда видим славу дел Бога нашего в нас и в мире, особенно славу Его безконечной любви к нам». (Иоанн Сергиев, протоиерей).

«Се стою при дверех и толку». (Откр.3:20). Это значит, что Господь постоянно стоит при дверях нашего сердца, запираемого для Него грехами или разными пристрастиями. «Вот стою». Вы молитесь, а Он у самого сердца вашего стоит и внимает каждому вашему сердечному движению и чувству». (Прот. Иоанн Сергиев).

«Человек – малый мир. Как душа в теле, так Бог в мире. Оставит душа тело, и оно сейчас распадается. Оставит Дух Божий мир, и он тотчас распадется. Душа в теле везде, но особенно в сердце (и в голове), и Бог в мире везде, но особенно на небесах и в храме. И так на каждом шагу признавай присутствие Божие». (Прот. Иоанн Сергиев).

«Небо, Царство Божие, Царство Небесное суть выражения, которые в учении Спасителя обозначают, в противоположность бедствиям нашей земной жизни, духовно святое и блаженное общество, о создании которого мы призваны стараться, общество, которое должно начаться здесь, чтобы достигнуть полного расцвета в другом строе жизни». (Э. Навиль).

«Небо – это та часть мироздания, которая уже приведена к Богу. Небо это совокупность существ, уже победивших грех; земля – это жилище существ, которые еще находятся в борьбе. Небо – цель, земля – стремление к цели». (Свящ. М. Менстров).

«Иже еси на небесех» – равносильно: «небесный». Такое выражение Христос употреблял для отличия Бога Отца от отцев земных, а не в смысле указания на местопребывание. Так и в молитве Св. Духу употреблено выражение: «Царь небесный» в отличие от царей земных.

"Вопрос·. Для чего в призывании должно говорить: «иже еси на небесех?»

Ответ·. Для того, чтобы при вступлении в молитву оставить все земное и тленное и вознести ум и сердце к небесному, вечному и божественному». (Из простр. катихизиса м-та Филарета).

Пространственные определения к Богу не применимы. Он – над всем и во всем. Человекоподобные выражения в Ветхом Завете, перешедшия и в Новый (Мф.23:22; Деян.7:55–56 и др.), нужно понимать иносказательно. Даже и в Ветхом Завете небо признавалось не жилищем Бога, а только седалищем Его: «так говорит Господь: небо – престол Мой, и земля подножие ног Моих, – где же построете дом для Меня и где место покоя Моего?» (Ис.66:1). Бог так велик, что и небо небес не вмещает Его». (3Цар.8:27).

Если под землей понимать не поверхность и природу ее, но людей, Церковь Христову, христиан, которых тела – храм Духа Святого, то и на земле нужно признать непрестанное, особенное пребывание Бога Отца. Невместимый, – Он легко вмещается в сердце смиренного человека.

«Где бы я ни был, но лишь возведу сердечное око в скорби моей к Богу, Человеколюбец отвечает тотчас же на мою веру и молитву, и скорбь сейчас проходит. Он на всякое время и на всякий час близ меня. Только не видишь, а живо чувствуешь Его сердцем». (Прот. Иоанн Сергиев).

«Глуп был бы пахарь, если бы он тотчас после сева пошел искать плода. Но в духовном сеянии иной говорит: «о, я долго и усердно молился и не вижу последствий». Глупец! подожди времени жатвы! Разве тебе не довольно четырех побуждений к молитве: повеления Христа, Его обещания, Его богатства и твоей немощи?»

«Плоды искренней молитвы: простота, любовь, смиренномудрие, постоянство, незлобие и все тому подобное, что труд усердного к молитве, прежде вечных плодов, произрощает здесь в продолжение жизни. Такими плодами украшается молитва. А если не имеет оных, то – напрасный труд». (Преп. Макарий Египетский).

«Сила молитвы погашала силу огня, обуздывала ярость львов, останавливала войны, прекращала сражения, утишала бури, прогоняла демонов, отверзала врата неба, расторгала узы смерти, отгоняла болезни, отражала злобу, укрепляла колеблющиеся города; и свыше посылаемые удары, и человеческия козни, и все вообще бедствия отклоняла молитва». (Златоуст).

«Что мы делаем без молитвы и не возложа упования на Бога, то оказывается в последствии вредным и погрешительным». (Марк Подвижник).

Примеры

Молитва для всех. На последнем заседании конгресса религии в Чикаго участники конгресса пожелали в заключение помолиться одною молитвою, и раввин поднялся и прочел молитву: «Отче наш».

Отец небесный. «Ты не будешь более звать меня: Ваали». (Ос.2:16). Предсказанный день уже наступил. Мы не считаем Бога Ваалом, то-есть тиранническим Повелителем. Мы не под законом, а под благодатью. Бог для христианского народа – то же, что муж для любящей жены, ближайший родственник, связанный с народом взаимными священными узами. От этой близости не убавилось наше к Нему почтение, но умножилась любовь. Мы не менее верно творим Его волю, но уже не по страху и принуждению, а по свободе. Мы не трепещем под бичем Ваала, но наслаждаемся ласками Бога любви. Раб превратился в сына, и обязанности – в удовольствие.

Достиг ли я этого вполне? Изгнала ли благодать рабский страх и насадила ли детскую любовь? Какое бы это было для меня счастье! Праздник для меня был бы в радость, богослужение меня не утомляло бы. Молитва была бы наградой, а славословие ликованием; повиновение – небом, жертва на дело Божие – радостью. Все обновилось бы. Уста наполнились бы хваления.

Хвала небесному Мужу христианской Церкви во веки веков!

Бог любит и нехороших детей.

– Каких детей любит Господь? – спросил учитель воскресной школы своих питомцев.

– Благонравных, добрых! – дружно и уверенно воскликнули школьники. Но учитель выжидательно смотрел на детей, не ответит ли кто по-иному. Но дети с недоумением переглядывались.

– Бог любит и недобрых детей, – сказал наконец сам учитель. Смущение детей усилилось, и одна девочка спросила:

– Возможно ли это?

– Это вне сомнения, – сказал учитель. В Писании сказано, что Бог возлюбил мир, но в том же Писании сказано и подтверждено, что «нет праведного ни одного; нет разумевающаго; никто не ищеть Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного». (Рим.3:10–12. Ср. Пс.13).

Возражательница разразилась слезами и, всхлипывая, проговорила:

– Я плачу от радости, потому что я дурная, это мне и другие говорили и сама я замечаю. Но теперь я знаю, что Бог любит и таких, как я.

Так благовестие о Божией благодати заронило в душе неисправной девочки искру новой жизни. Да, и плохеньких детей Бог любит, конечно, не за то, что они плохи, но ради доброты Своей, потому что Бог – любовь. И между детьми, которых обнимал и ласкал Господь, были испорченные, упрямые. Однако Христос не говорит: «пустите ко Мне добрых детей», но приближает их всех без различия. Теперь нет на земле в человеческом образе Сына Божия, но и ныне дети могут к Нему приходить: Он взирает на них, слушает их, любит и зовет к Себе.

Общая молитва. Полезно громко молиться, потому что это увлекает и других к молитве. Утреннее чирикание одной птички пробуждает весь пернатый мир и оживляет лес.

Человек, предающийся сердечной молитве, пробуждает из холодности и других окружающих его. Особенно часто это бывает в церковном собрании. Поэтому, когда видишь разсеянность стоящих в храме, помысли: не на тебе ли вина этой разсеянности? Сколь внимательна твоя молитва?

Тайная молитва спасительна, но и открытая молитва благоприятна, если она исходит от пламенного сердца. Хорошее дело прогнать естественную робость, которая нередко сковывает уста молитвенно настроенного человека.

Зачем негр ходил в храм. Чернокожий слуга одного американского поселянина каждое воскресение посещал далеко отстоящую миссионерскую церковь. Хозяину это не нравилось, и он спросил слугу: «Для чего нужно такое частое посещение храма? Разве Бог не услышит домашнее пение и молитву так же хорошо, как и церковные?» Вместо ответа, слуга взял пылающий уголь из печки и положил его на плиту. Когда минуты через две он почернел, слуга опять положил уголь в печь, и там он быстро покраснел. «Вот мой ответ, сказал слуга. Я хожу в церковь, чтобы воспламениться. Поэтому-то я не худо служу тебе. Если я перестану посещать храм, то ты скоро будешь иметь причины гневаться на меня»!

Фабричный и простолюдин. Крестьянин шел в церковь. Фабричный спросил его: «что ты там будешь делать?» «Поклоняться Богу», ответил спрошенный. «А каков твой Бог?» насмешливо продолжал спрашивать фабричный. «Бог так велик, отвечал крестьянин, что небо не вмещает Его; но Он так мал, что может обитать в моем сердце».

Сила в немощной.В Германии четырнадцатилетняя девочка, член одной бедной и одичавшей семейки, узнала в школе правила веры и доброй жизни. Пришла ей святая решимость и родителей своих вывести из состояния одичания. Она предложила своим семейным совершать по вечерам общие молитвы, что заведено в Западной Европе в благочестивых семьях. Заявление девочки не встретило ни отпора, ни согласия. Такое равнодушие не обезкуражило девочку; она взяла Библию, вслух прочла из нее главу, затем помолилась за себя и за семейных, которые, не обращая внимания на девочку, спокойно занимались своими делами. Так и с таким же успехом девочка стала совершать чтение и молитву каждый вечер. Но Бог видел скорбь детского сердца о родных и слышал ее нежный голосок. Она дождалась вечера, в который один из членов ее семьи присоединился к ней во время чтения Библии, а затем с нею рядом стал на колени. Через несколько недель и вся семья соединилась около Библии и молитвы, читаемых детским чистым и проникновенным голоском.

Главная квартира. Один законоучитель спросил детей, почему в молитве Господней Бог называется Отцом небесным, хотя Он пребывает везде? – «Небо – главная квартира Божия», отвечал один малыш.

Везде Господь. Нам нужно не умом только, а и сердцем чувствовать эту истину. Тогда мы осторожнее будем ходить в жизни своей. Тогда не станет среди нас пьяниц горьких, воров бессовестных и злых ругателей. Тогда мы будем помнить, что мы на глазах у Бога и за все должны будем дать отчет. В своем размышлении о вездесущии Божием мы приблизимся тогда к святоотеческим образцам.

Разсказывают, что Авва Даниил шел однажды с Аввой Аммоем. – Авва Аммой сказал: «когда мы, отец, будем в келье?»

Авва Даниил отвечал: «кто же теперь у нас отнимает Бога? И в келье Бог и вне кельи так же Бог».

Если бы такое же сознание горело всегда в душе нашей, мы избегали бы греха и старались непорочно, жить пред Господом.

Борьба с помыслами. Полицейский, возстанавливающий тишину, нередко шумит сильнее тех, кого усмиряет. Так иногда бывает во время богослужения в великие праздники. Гораздо лучше не предпринимать никаких мер, чем шуметь для прекращения шума.

Сатана во время молитвы смущает нас непристойными мыслями и пустыми воспоминаниями. Самая лучшая тактика при этом – не обращать внимания на сатанинские ухищрения и спокойно продолжать свое дело. Как слепой Вартимей тем громче кричал, чем усерднее останавливали его окружающие (Мк.10:46), так и мы должны быть тем усерднее в наших молитвах, чем сильнее диавол отвлекает нас от моления. Если он стучится к нам, то мы покрепче припрем дверь: пусть стучится, пока не устанет! Мы имеем дело с Господом и к беседе с Ним должны устремлять все внимание; но если мы отвернемся, чтобы отразить диавола, то диавол уже достиг своей цели, отвлек нас от лица Господня, хотя бы на один только миг. Если диавол представляет отвлекающие наше внимание картины, а мы не глядим на них, то он прекратит свой бесполезный труд и отойдет к глупцам, которые оставляют молитву, чтобы выслушивать его гадкие внушения. Пусть он воет, сколько хочет; если мы не слушаем этого воя, то наше невнимание для него больней всякого удара. Сатана дрожит от муки, когда он видит слабейшего из христиан, в молитве преклоняющего колена. От этого и козни его на молящихся.

Самая трудная добродетель. Авву Агафона спрашивали ученики его:

– Какая, отец, добродетель в подвижничестве труднее других?

Этот же вопрос задают себе часто современные христиане. Многие из них не довольствуются обычною доброй жизнью, а ищут особенных подвигов для угождения Богу.

Между тем Авва Агафон предложил такой ответ братьям, который разрушает ходячие представления о более трудных и сравнительно легких добродетелях.

Авва Агафон говорил:

– Я думаю, нет еще такого труда, как молиться Богу...

Как? спросят благочестивые люди. Молитва для души – что мед для тела. Молитва дает покой совести. Молитва избавляет нас от скорбей. А потому молиться необходимо и приятно...

Послушайте же, что говорил Авва Агафон в оправдание своих слов:

Всегда, когда только захочет человек молиться, враги стараются отвлечь его, ибо знают, что ничто так им не противодействует, как молитва к Богу...

Это разъяснение, предназначаемое нам св. Аввой, устраняет все сомнения касательно трудности подвига молитвенного. – В самом деле, чего требует от нас усердная молитва к Богу?

Она требует от нас прежде всего веры в Бога, – веры в возвышеннейшей и напряженной. Молитва предполагает в нас убеждение, что мы, во всех своих состояниях безусловно зависим от Бога. Бог есть наш Промыслитель и Спаситель. Без Его воли даже волос с головы нашей упасть не может.

Но легко ли содержать такую веру в Бога, когда люди привыкли полагаться во всем на свое богатство, свои силы, – на знатных заступников? Легко ли и веровать в Бога вообще, когда страсти греховные влекут нас к земле и плотским страстям?..

Дальше. Люди нередко враждуют друг с другом, ненавидят один другого. А как в таком состоянии они будут молиться? Ведь Христос заповедал нам, чтобы становясь на молитву, мы прощали обиды своим ближним, – чтобы, молясь, мы не имели ни на кого зла.

А разве легко со всеми братьями жить в любви и ни на кого из них не гневаться?

Истинно трудно, а потому безмерно труден и подвиг молитвенный. А потому, становясь на молитву, мы пламенно должны просить у Бога умножения нашей веры в Него.

Разговор о молитве. В беседе с бароном Коттвицем Иоанн Готтлиб Фихте, философ, высказался, что молиться – свойственно детям, а взрослый должен хотеть. Коттвиц на это отвечал:

– Когда я утром просыпаюсь и представляю себе свои обязанности в наступающем дне, а также припоминаю свои слабости и то, как много мне недостает в любви, терпении и мудрости, то я не могу не воззвать: Господи! помоги мне. Когда я вечером пред отходом ко сну припоминаю ошибки и опущения, бывшия в течение дня, то я говорю небесному отцу: «прости меня». Фихте выразил сожаление, что он не имеет такого настроения души.

Мудрый наставник. У Гиллела, мудрого учителя в Израиле, был ученик, по имени Маймон. Гиллел радовался блестящим способностям молодого человека и его понятливости. Вскоре, однако, он услыхал, что Маймон, слишком полагаясь на свой ум, совершенно перестал молиться. Молодой человек говорил в сердце своем: «к чему молиться? Разве Всеведущий нуждается в наших словах, чтобы помочь нам и дать что-либо? В таком случае он походил бы на ребенка. Разве человеческие просьбы и слезы в состоянии изменить решение Предвечнаго? Разве Всеблагий не может дать нам Сам хорошее и полезное?.. Так разсуждал молодой человек.

Но Гиллел страдал нравственно оттого, что Маймон вообразил себя мудрее Слова Божия, которое заповедует молиться, – и решил дать ему урок.

Однажды, когда пришел к Нему Маймон, Гиллел сидел в своем саду, в тени пальм, задумавшись и подперев голову рукой. Маймон спрасил его: «о чем ты думаешь, учитель?»

Гиллел приподнял голову и сказал следующее: «у меня есть друг, который живет доходами со своего поля. До сих пор он тщательно обрабатывал его и труды его всякий раз были награждаемы щедро. Но вдруг пришла ему странная мысль – бросить плуг и оставить поле без возделывания. Жаль мне его, он обнищает и будет нуждаться ».

– Что такое сделалось с ним? Мрачное ли негодование овладело его душою, или он совсем стал глуп? – спросил молодой человек.

– Нет, – отвечал Гиллел, – он довольно сведущ в божественной и человеческой мудрости, и нрава кроткого и спокойного, но он говорит: «Господь всемогущ, так Он легко может дать мне пищу и тогда, когда я не буду наклонять головы своей к земле и возделывать мое поле; и Он же благ, поэтому всегда будет благословлять мою трапезу и отверзать мне щедрую Свою руку: – Что сказать ему против этого?

– Как – сказал молодой человек: – да не значит ли это искушать Господа Бога? Сказал ли ты ему это, равви?

Гиллел улыбнулся и сказал: я скажу ему это – Ты, любезный мой Маймон, ты тот «друг, о котором я говорю». «Я?» – сказал молодой человек и весь изменился в лице. Но старец отвечал: не искушаешь ли и ты Господа Бога? Разве молитва менее значит, чем работа? И духовные дары маловажнее ли полевых работ? Не тот ли Кто велит тебе наклонять голову к земле для плодов земных, не Тот ли заповедует тебе и воздевать ее к небу для принятия небесного благословения?.. О, сын мой, смирись, веруй, молись!»

Так говорил Гиллел и смотрел на небо. – И слова его, как доброе семя, пали на добрую землю и принесли обильный плод. (Круммахер).

Прозревшее дитя. От болезни дитя ослепло, и его безуспешно лечил один врач. От этого врача родители прибегли к другому, который попытался лечить ребенка иными способами. Семь недель он прохлопотал около несчастного, но без всяких последствий. Окончательно изверившись в пользе лечения, врач спросил ребенка:

– Знаешь ли ты Бога?

– Мне Его не показывали.

Врач, как мог, сообщил больному о Боге и Христе и добавил, что Бог лучше всех врачей помогает просящим Его о здоровье. Ребенок возразил:

– Я не умею Его просить, меня этому не учили.

Врач заставил ребенка несколько раз произнести слова: «Господи Иисусе, сыне Давидов, сжалься надо мною и возврати зрение очам моим». Эти слова ребенок стал повторять очень часто и на восьмой день он увидел свет.

Нужна ли молитва? Молитва – первый признак духовной жизни и средство для поддержания ее.

Есть особая порода животных – китородные, живущия в глубинах морей; они не покидают родной стихии, не выходят на берег. Но время от времени они поднимаются над водами подышать воздухом. Это для них необходимо.

Столь же необходимо для нормальной жизни души человеческой общение с Богом в молитве.

Исправление молитв. Малютка захотел в саду нарвать букет цветов для поднесения отцу. Но по недостатку опыта он, вместе с цветами, нарвал и трав, неблагоуханных и некрасивых, частию даже ядовитых. В дверях его встречает мать. Она берет букет выкидывает из него все непригодное, так располагает в нем все хорошее, что букет становится неузнаваемым.

Подобно этой матери, и Христос, принимая наши молитвы, освобождает их от всех примесей своекорыстия, малодушия, лености и маловерия, и в улучшенном виде восходят наши молитвы пред трон Отца небесного. (По св. Амвросию М.).

Отчего он нехорош? В одной оживленной беседе принимал горячее участие пользовавшийся известностию оригинальный и религиозный интеллигент. Вдруг один из собеседников сказал ему: «Послушай, ведь, ты ныне совсем нехороший». Разговор прекратился, и наступила неловкая пауза. Помолчав, уличенный сказал с смущением: – моя жена то же самое мне сегодня говорила, а дочери сегодня уже плакали, потому что я зло с ними обошелся. Знаете отчего это? Оттого,что я сегодня против обыкновения не молился.


Источник: Православное учение в изречениях и примерах : (Для проповедников, законоучителей и любителей духов. чтения) : В 4 ч. Т. 1-2 / Прот. Стефан Остроумов. - Санкт-Петербург : тип. Александро-Нев. о-ва трезвости, 1913. / Т. 1. Ч. 1-2. - 137 с.

Комментарии для сайта Cackle