Источник

Второй член символа веры

(Верую) «и во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век, света от света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, имже вся быша».

Тексты

«Господь сказал Мне: Ты – Сын Мой; Я ныне родил Тебя». (Пс.2:7). Сравни: Деян.13:33.

«Все Мне предано Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына». (Мф.11:27).

«Симон Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога живаго» (Мф.16:16).

«Прежде, нежели был Авраам, Я есмь». (Ин.8:58).

«Я – свет миру». (Ин.9:5).

«Я и Отец – одно». (Ин.10:30).

«Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?» (1Ин.5:5).

«Иисус Христос вчера, и сегодня, и во веки тот же». (Евр.13:8).

Изречения

«Сын – видимое Отца, Отец – невидимое Сына». (Св. Ириней Лионский).

«Неизъясним образ бытия Единородного Сына, Который превышает понятие не только евангелистов, но и ангелов». (Св. Афанасий Великий).

Отец – незримый источник, Сын – родник, Дух Святый – ручей, текущий от родника. Бог – три звука образуют одно Существо. Три тона сливаются в один аккорд. Три способности души: сознание, желание и чувствование образуют одну душу. И при своем различии они не разделимы друг от друга, как три стороны треугольника. Вид, цвет и запах цветка – различное, но объединенное во едином существе. Вода является в трех состояниях.

«Сила ума нашего по естеству способна к познанию телесных и безтелесных существ; о святой же Троице ведение приемлет она по единой благодати, веруя только, что Она – есть, но отнюдь не дерзая пытать, что она есть по естеству, как это делает демонский ум». (Максим Исповедник).

Это сказано о естестве Троицы, но самая «идея триединства Божия, будучи столько же истиною умозрительного разума, как и Откровения, никогда не встречала возражений со стороны наиболее глубокомысленных представителей философии; напротив, они относились к этой идее не только с признанием, но и с энтузиазмом, как к величайшему торжеству умозрительной мысли. Непонятною же или просто нелепою являлась эта идея лишь для внешнего, механического разсудка». (В. С. Соловьев).

Блаж. Августин находил в человеческом духе триединство: бытие, знание и волю, и при том каждый из этих актов заключает в себе два других. («Confessiones»).

Лейбниц (философ) указывал триединство в акте самосознания; в этом акте объединены сознающее и сознаваемое; третьим членом этого единства является разум в действии, и ни одного члена из этой триады нельзя изъять, чтобы не распалось единство.

Тайна Троицы до раскрытия ее в христианстве предчувствовалась неоплатонической школой в язычестве и в особенности Филоном.

Учение о Троице так возвышенно, что не могло быть измышлено человеческим умом.

«Приемлемою окажется тайна Троичности, если ты свой ум настроишь на широту этого учения, насколько сможешь, но она – неприемлема, если это возвышенное учение будешь втискивать в рамки твоего узенького разсудка». (Бакон Веруламский, † 1626).

Три – не одно и одно – не три, это – мерка земных вещей и земных материальных отношений. Уже дух человеческий превосходит эту мерку; он не имеет таких определенных границ, какия примечаются в вещах и явлениях мира материального. Душе доступны состояния, когда жизнь другого лица или лиц вторгается в мое Я и исчезает разница между Ты и Я. Таковы в особенности состояния любви, когда о людях говорят: «они живут душа в душу, у них одна душа».

В человеке такое сверхличное состояние никогда не достигает полноты и постоянства, но «Бог – любы есть», любовь Его существенное свойство. Лица Божества – не наименования обособления, а имя единения, означение внутренней непостижимой жизни Божества.

Как понятие, Троица постижима, но, как существование, она превышает силы человеческого разума. Но и вообще-то разум человеческий обладает только понятиями, но не постигает существования чего-либо, хотя бы доступного внешнему опыту. Например, материя вообще или отдельная вещь, как лист древесный, не постигаются человеком в их существе. (В. С. Соловьев, – не буквально).

«Никто не может верить в Бога или Христа без серьезного напряжения воли». (Ромэнс).

Примеры

Высший дар. Альфонс, король Кастильский, пользовался всяким случаем засвидетельствовать пред миром, как высоко он ценит принадлежность к Христовой Церкви. При упоминании об этом он нередко проливал слезы и прибавлял:

– Непрестанно благодарю Бога не за то, что я – король, но за то, что я – христианин.

Памятливый священник. Умерший в девяностолетнем возрасте американский проповедник за долго до смерти совершенно лишился памяти. Последние годы жизни он проводил в доме сына, нежно любившего своего родителя. Пред кончиной старца посетил его товарищ, но не был им узнан.

– Никогда я не был с вами знаком, повторял старик на все попытки напоминания.

Заговорил о себе сын старца.

– Не было у меня такого сына, перебил сухо и уверенно старик.

О чем не заговаривали со стариком, ото всего он отрицался, все ему стало чужим и незнакомым. Тогда его спросили: «помнит ли он Господа Иисуса Христа?» Очи умиравшего как бы оживились, он приподнял руку и с возбуждением воскликнул:

– О, я помню, всегда помню Господа Иисуса. Он – мой Спаситель и Бог! Чрез Него я получу блаженство!

За этим восклицанием последовала смерть.

Смотри на Иисуса. Три пахаря у одного землевладельца взялись на спор провести самые правильные борозды на ниве. Осмотрев работу, хозяин спросил перваго:

– Ты на что смотрел, когда пахал?

– На ручку плуга.

– От этого твои борозды вышли волнисты и кривы.

Второй пахарь на вопрос хозяина ответил:

–  Я смотрел на свои борозды.

–  И тебе они не вполне удались, заметил хозяин.

Третий сказал: «я вел плуг глядя на вершину березы, которая за рекой».

Борозды третьего были лучшими из всех.

Тот и в жизни своей проведет лучшую борозду, кто будет смотреть не на себя и не на свои дела, но на Господа Иисуса.

Как смотреть на Иисуса Христа? В Копенгагенскую церковь, называемую женскою, пришел немецкий богослов лицезреть знаменитое изображение Иисуса работы Торвальдзена. Но ожидаемого впечатления лик Иисуса не произвел на богослова. Видя разочарование посетителя, прислужница храма подошла к нему и сказала:

– Сударь! вы не так смотрите: нужно подойти к иконе ближе и смотреть на коленях, снизу вверх.

Став в указанное положение, богослов был восхищен дивным величием лика Христова.

Чтобы созерцать божественную красоту Сына Божия, мы должны приблизиться к Нему и смотреть снизу вверх.

Участь хулителей. Близ Манфельда жил человек, осмеивавший Лютеров гимн Спасителю; он называл этот гимн нечестивым. Когда насмешника увещевали образумиться, он возражал:

– Пусть меня накажет сам Бог, если это не безбожная песенка. У Бога не может быть Сына.

Этот хулитель вскоре в припадке безумия бросился в колодезь.

В одном местечке в провинции Позен возобновлялась кирка. Строители заспорили о Христе, был ли Он Сын Божий или только великий человек. Один из споривших вошел в такое исступление, что стал изрыгать хулы на Спасителя и, схвативши молот, ударил по алтарному Распятию. Четвертый и пятый пальцы Спасителя упали на пол. На укоризны товарищей рабочий отвечал дерзостями. Несколько дней спустя, хулитель сорвался с крыши и переломил четвертый и пятый пальцы правой руки, так что их пришлось отнять.

В тюремном замке после богослужения пастор произнес проповедь на текст: «если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин.8:36). Выйдя из храма, один узник сказал: «покажу я этой рясе, что и без Сына можно получить свободу». Заранее он подпилил оконную решетку и ночью стал спускаться на веревке, скрученной из простынь. Веревка оборвалась, и на утро нашли свободолюбивого узника с переломленной спиной.

 


Источник: Православное учение в изречениях и примерах : (Для проповедников, законоучителей и любителей духов. чтения) : В 4 ч. Т. 1-2 / Прот. Стефан Остроумов. - Санкт-Петербург : тип. Александро-Нев. о-ва трезвости, 1913. / Т. 1. Ч. 1-2. - 137 с.

Комментарии для сайта Cackle