Источник

Седьмой член символа веры

(Верую в Господа Иисуса,) и паки грядущего со славою судити живым и мертвым, Его же царствия не будет конца.

Тексты

«Что такое человек, чтоб быть ему чистым, и чтобы рожденному женщиною быть праведным? Вот Он и святым Своим не доверяет, и небеса не чисты в очах Его: тем больше нечист и растлен человек, пьющий беззаконие, как воду». (Иов.15:14–16).

«Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего». (Пс.89:8).

«Вспоминал суды Твои, Господи, от века, и утешался. Семикратно в день прославляю Тебя за суды правды Твоея». (Пс.118:52,164).

«Тогда явится знамение Сына человеческаго на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один». (Мф.24:30,36).

«И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот жених идет, выходите навстречу ему». (Мф.25:5–6).

«Истлеет все небесное воинство (т. е. звезды); и небеса свернутся, как свиток книжный; и все воинство их падет, как спадает лист с виноградной лозы». (Ис.34:4).

«И тогда воздаст каждому по делам его». (Мф.16:27).

«Он (Иисус) будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца». (Лк.1:32–33).

«Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк.18:8).

«И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения». (Ин.5:27–29) (Ср.: 2Кор.5:10).

«Не оставлю вас сиротами; приду к вам». (Ин.14:18).

«Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». (Деян.1:11).

«Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят». (2Пет.3:9–10).

«Каждый из нас за себя даст отчет Богу». (Рим.14:12).

«Вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа, Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа». (1Кор.1:7–8).

«Посему не судите никак прежде времени, пока не приидет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога». (1Кор.4:5).

«Когда же все покорит Ему (т. е. Отец Сыну), тогда и сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем». (1Кор.15:28).

«Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Ииисуса Христа и о нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом.., будто уже наступает день Христов.., ибо день тот не приидет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею...» (2Сол.2:1–4).

«Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр.22:11–12,20).

Изречения

«Бог действует на временную жизнь человека, поврежденного грехом, не только в качестве Судии, чему еще будет особенное время в конце веков, но также, и преимущественно, в качестве Врача, чему теперь-то и есть время. Посему Он определяет человеку меру бедствия и скорби, как прием врачевства, способный победить силу греховной болезни». (Филарет, м-т Моск.).

«Последний день Господь скрыл от нас, чтобы мы были внимательны ко всем дням».(Бл. Августин).

«Спрашивают, где и в каком месте будет геенна? Но что тебе до этого за дело? Нужно знать, что она есть, а не то, где и в каком месте скрывается. Будем доискиваться не того, где она, но как избежать ее». (Златоуст).

И Спаситель, и ап. Петр в потопе всемирном указывали подобие будущего суда. Тогда сыны Божии, потомки Сифа, соединились с дочерьми человеческими, внучками Каина, и плодом этого смешения были исполины, «сильные, издревле славные люди» (Быт.6:4), но развращенные, так «что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт.6:5). Церковь Христова подобным образом омирщилась, принизилась чрез соединение с язычеством и чрез свое порабощение мирским властям. Но внешние плоды этого соединения – славны. Сильнейшие государства – христианизованные. И отдельные лица тогда достигают успехов, когда соединяют христианство с миром, привлекают небо на службу земле. Поразителен прогресс, блистательны успехи наук и искусств в христианских странах. Люди стараются, как можно удобнее, устроиться на земле, а о конце, о суде не думают. Угроза суда встречается неприязнью и насмешками, как во времена Эноха и Ноя. И в те времена, и в наши мало раскаяния, мало внимания к посещениям Божиим, умаление страха Божия и пренебрежение к строгой проповеди о суде. «И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть» (Быт.6:3). Эта нераскаянность не умалится, когда Бог отнимет от земли Свою благодеющую руку. Напротив, люди будут хулить «Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаются в делах своих». (Откр.16:11).

(Сокращено по Тиршу).

«Четыре степени духовного состояния христианина: первая – ни страха, ни любви; вторая – страх без любви; третья – страх и любовь; высшая – любовь без страха». (Бенгель).

«Я боюсь трех событий: когда душа моя будет выходить из тела, когда предстанет Богу и когда будет произнесено последнее определение о мне». (Авва Илия).

«Множества содеянных мною лютых помышляя, окаянный, трепещу страшного дне суднаго». (Из песни Постной Триоди).

«Суда Твоего, Господи, боюся и муки безконечные, злое же творя не престаю. Тебя, Господа Бога моего, всегда прогневляю». (Из молитвы св. Иоанна Дамаскина).

«Дивен суд Божий! Наказание с преступлением измеряется одною и тою же мерою. «Если человек постыдится Христа» – вот преступление. «Христос постыдится человека» – вот наказание». (Филарет, м. Московский).

«Как зачатки будущих мук сокрыто присущи душе грешника, так зачатки будущих благ присущи в сердцах праведников и действуют духовно. Ибо Царство небесное есть добродетельное житие, как мучение адское – страстные навыки». (Св. Григорий Синадский).

«Источник блаженства – один для всех, но каждый будет почерпать из него столько, на сколько здесь приуготовил и предочистил сосуд души своей ». (Сергий, м-т Москов.).

«Люди в продолжение всей земной жизни всего ищут, кроме Христа-Жизнодавца, – оттого и не имеют жизни духовной, оттого и преданы всяким страстям: безверию, маловерию, корыстолюбию, зависти, ненависти, честолюбию, удовольствиям пищи и пития. Только при конце всей жизни ищут Христа – в причащении, и то по вопиющей необходимости, и то как бы по принятому другими обычаю. О, Христе Боже! до чего мы осуетились, до чего мы ослепли!» (Прот. И. Сергиев).

«Второе пришествие Господа столь же достоверно, как и первое. Второе удостоверяется первым. Кто в божественном истощании приходил послужить, Тот придет собрать плоды Своей службы. Это – наша светлая надежда, потому что мы будем участниками Его радости. Сегодня мы – в тесноте и унижении, как и Он в первое Свое пришествие на землю. Но когда Он вновь придет, и мы прославимся с Ним и чрез Него. Умершие святые во мгновение ока оживут при Его голосе. Оклеветанные и презренные просветятся, как солнце, в царстве правды. Тогда для нас окончатся дни печали: святые будут царями и архиереями, они будут судить ангелов и человеков. Долгий отдых и неизреченный блеск тысячелетнего царствования будет заменой веков мученичества и борьбы. Господь – на пути, и время сокращается. Звуки Его подхождения, как музыка, отзываются в сердцах наших».

Примеры

Религия и одежда. Христианин в Марокко одевался по-магометански. Один умный магометанин ему заметил: «уже по одному тому вы не должны носить нашу одежду, что она дана нам Аллахом и выражает свойства нашей веры. Одежда наша длинна и широка, с просторными рукавами и мягкой обувью. Такова и вера наша: мы можем воровать, лгать, обманывать, блудить и много другое незаконное совершать, и быть уверенными в славной участи. Наш пророк к последнему дню все исправит. Но вы, несчастные христиане, носите узкие жилеты, штаны и сюртуки: такова и вера ваша. Если вы грешите и лжете, то должны непрестанно страшиться гнева Божия».

Действительно, одна христианская религия сдержанна в обещаниях и непроклонна в требованиях. Это – одно из многих доказательств ее небесного происхождения.

Возмездие. «Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». (Мф.7:2). Это оправдывается еще здесь, на земле. Император Максимин приказал выкалывать христианам глаза, и вскоре между язычниками распространилась страшная глазная болезнь, от которой умер и сам гонитель. Папа Александр VI-й приказал отравить вино для недруга, но по ошибке сам вкусил от этого вина и отдал душу... Разбойник хотел столкнуть женщину в ущелье, но, оступившись, сам устремился туда. Поселянин тайно застрелил своего соседа, и сам был нечаянно застрелен сыном этого соседа. Конечно, не всегда наблюдается это возмездие: иногда злодеи проводят жизнь безнаказанно, но если бы возмездие совершалось всегда, тогда не нужен был бы и страшный суд. Наоборот, если бы возмездие совсем не наблюдалось в мире, то многие утратили бы веру в Промысл и в день отчета.

Нередко встречается возмездие и за добро. Вот пример. Английский студент, приехавший для научных занятий в Германию, при покупке билета на обратный путь с ужасом заметил, что у него не достает средств не только на обратный проезд, но и на дорожное продовольствие. Студент сообщил об этом кассиру. Этот с строгим видом потребовал от студента его адрес и имя его отца. При прочтении записки студента лицо кассира смягчилось. «Возможно ли... бормотал он. Кто-бы мог это подумать?» Затем он дал студенту билет на проезд и денег на дорогу, прибавив, что о возвращении этой ссуды студенту не следует заботиться. Удивленному этой любезностию студенту кассир объяснил, что лет 15 назад его, кассира, мать, овдовев, находилась в безвыходном положении, и отец студента щедро помог ей.

Приехав домой, студент рассказал о случившемся отцу, добавив: «какое счастие – иметь доброго отца». На это отец возразил, что не от доброты он помог вдове, но по чувству обязанности: этим даянием он отплатил за помощь, оказанную ему в черный день одним лицом. «Смотри, и ты не оставайся должником», добавил отец. Чрез некоторое время студент помог проезжавшему юноше в его дорожной безвыходной нужде. Прощаясь со студентом, юноша крикнул:

– Никогда я не забуду вашей доброты; полученное от вас передам далее.

Путь нечестивых. Предание разсказывает о Пилате, что он чрез несколько лет по распятии Христа был лишен должности и сослан на берег Роны (ныне – во Франции) и заключен в башню. Эта башня существует по-ныне и называется Пилатовой. От долгого одиночного сидения у игемона отросли ногти, как у орла, и волосы его спутались и огрубели. Полный отчаяния, он метался по башне, мучимый воспоминанием о неповинно осужденном и распятом Страдальце. В припадке безумия Пилат бросился в Рону, и его обезображенный труп всплыл на море.

Искатель свободы. В тюремном храме была проповедь на текст: «если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин.8:36). Идя из храма, один узник говорил товарищу: «покажу я этой рясе, что и без Сына можно получить свободу». Узник перепилил решетку и стал спускаться на веревке из простынь. Веревка оборвалась, и на утро узника нашли на мостовой с переломленой спиной.

Далеко ли до ада? Один, привыкший к сквернословию, офицер осматривал шахты. В проводники ему дали серьезного рудокопа, возмущавшагося гнилой «словесностью» военного человека. По окончании осмотра шахт, рабочий и офицер сели на подъемную площадку и дали знак к подъему. Подъем был медленный и нетерпеливый офицер начал браниться. Наконец офицер в нетерпении сказал спутнику:

– Если так глубоко шахты, то сколько же времени надобно спускаться до ада?

Рабочий спокойно ответил:

– Я не знаю, как глубоко ад, но уверен, что до него вы достигнете в минуту, если веревка оборвется.

Ответ смутил офицера. Впоследствии офицер сознавался, что воспоминание о близости ада часто останавливало поток военного красноречия.

В чем застану, в том и сужу. В школе, где учился Людвиг Гонзаго (впоследствии канонизованный), спросили в перемену учеников, что они сделали бы, если бы чрез минуту пришел Господь. Одни говорили, что стали бы исповедываться, другие – молиться, третьи – стали бы пред иконой Мадонны. Гонзаго ответил: «я продолжал бы отдыхать».

Действительно, важно не то в последнюю минуту жизни или при пришествии Господа, что делает в этот момент человек, а каково его душевное настроение, как результат всей предшествующей жизни.

Разные люди. «Важнейшая мысль, какая когда-либо приходила мне в голову, это – мысль о моей ответственности пред Богом». Такой ответ дал на соответствующий вопрос американский государственный человек Вебстер.

Эта «мысль» тревожила и Вюртембергского герцога Эбергарда. Умирая, он сказал:

–  Господи! немощные мы люди, грехами опутанные. Если я в чем худо правил вверенным мне народом и был ему в тягость, то накажи меня здесь, а там пощади!

Но встречаются и такие грешники, которые признают себя грешными только формально, в силу обычая. Один из таких, заболев, призвал священника и сказал ему:

–  Ах, батюшка, великий я грешник.

–  Я так и думал, сказал священник: и ждал вашего обращения и раскаяния в вашей жестокости и ску...

–  Как? с раздражением перебил больной духовника: вам кто-нибудь наврал на меня, а вы и поверили?

Суд. В этом слове есть что-то тревожное. Даже и тогда, когда ты уверен в своей правоте или являешься на суд не ответчиком, а истцом или свидетелем, не спокойна твоя душа, и накануне суда сон бежит от твоих очей.

Как же мы будем себя чувствовать пред последним судом? Предметом суда будет не один только случай, не одно дело...

Я каждое воскресение свожу недельные счеты, шутливо сказал один неверующий человек.

– Милостивый государь! возразил ему собеседник: и в последний день вы будете сводить счеты всей вашей жизни.

С мыслию об этом дне кончил жизнь свою император Карл 5-й. Пред последним вздохом он произнес:

– Господи! не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобою ни один из живущих (Пс.142:2).

Кто не видит во Христе Спасителя ныне, тот тогда непременно признает в Нем судию своего. Ныне Бог обнаруживает только часть зла, совершаемого человеком. Тогда обнаружится все зло, неправды целой жизни.

Молодой христианин из жителей Сандвичевых островов в одном собрании беседовал с неверующим юристом, который старался привести в замешательство простодушного христианина трудными вопросами. Наконец, огорчившись, недавний дикарь сказал:

– Я был жалким язычником. Не удивляюсь, что мои ответы на английском, трудном для меня, языке вызывают смех в образованных людях. Но скоро составится большее собрание, чем ныне, и мы, без сомнения, будем в нем находиться. Тогда нам всем дадут один и тот же вопрос: «любишь ли ты Господа Иисуса?» Так вот, сударь, на этот вопрос я отвечу: «да». Но как вы ответите?

Присутствующие притихли. И сам юрист ушел из собрания в глубоком раздумье.

Самое дорогое. В конце 10-го в. Немецкой землею правил Оттон III-й, благородный, но, к сожалению, почти последний отпрыск знаменитого рода саксонских королей. Мальчиком Оттон вступил на трон и юношей сошел в могилу. Большую часть своей короткой жизни он провел в Италии. Там в то время жил почитаемый за святость монах Нил. Посетил его юноша царь и, побеседовав с отшельником, спросил его, не имеет ли он какой просьбы до него.

Монах подошел к государю, положил ему на грудь руку и сказал:

– Ваше величество не можете сделать мне ничего более приятного, как если вы будете обращать внимание на душу, живущую в этом теле, чтобы она не погибла. Хотя вы и достигли императорского сана, но все же вы умрете, как и всякий обыкновенный человек, и дадите ответ за всю жизнь пред престолом Божиим.

Юноша-царь в слезах вышел от отшельника.

Промысл. На севере Шотландии переезжал вершину горы всадник. Там дети играли в шары, и пущенный одним мальчиком шар попал в палец ноги всадника. Мальчик испугался и убежал. Палец всадника страшно ныл. Приехав в ближайший город, всадник пригласил врача, и тот, по исследовании повреждения, заявил, что нужно отрезать палец. Раненый не был расположен к операции, и поехал далее. В Лондоне врач ему сказал, что нужно отрезать всю ногу. На это не было дано согласия, и к утру вся нога была в антоновом огне, который в несколько дней сообщился туловищу. Доктор Лаке спросил обреченного на смерть пациента, знает ли он, чей мальчик попал ему шаром в палец? Больной ответил:

– Десятью годами ранее я ехал по этой же горе, где недавно получил повреждение пальца; со мною повстречался старик с малюткой, и этот старик со слезами умолял меня что-либо дать ему, так как он очень голоден. Я отказал, но старик не переставал просить; я замахнулся кнутом, но и это не подействовало. Тогда я выхватил кинжал и раскроил череп старику. Малютка ужасно завопил: «Тятя, мой тятя, тятя!» Черты этого мальчика врезались мне в память, и я с одного взгляда узнал, что этот самый мальчик попал в меня шаром.

Возмездие. Преп. Ефрем Сирин в молодости был заключен с двумя мужчинами в тюрьму по несправедливому подозрению. Юному узнику во сне было внушено обдумать свое прошлое, так как люди не страдают несправедливо. И он вспомнил, что в этом же селении, где он был несправедливо заподозрен в содействии к краже овец, он «на поле, среди ночи с злым намерением выгнал из загона корову одного бедного странника. Она обезсилела от холода и оттого, что была непраздна: ее настиг там зверь и растерзал». И другие два узника, возбужденные разсказом Ефрема, сообщили, что и в их жизни были проступки, в свое время ненаказанные, за которые они теперь страдают, обвиняемые в чужих проступках.

Испытание нечестивых. Английский проповедник Эрскин совершал морское путешествие с неверующими людьми, которые терзали его слух дерзкими речами о божественном. Выведенный однажды из терпения, он подбежал к мачте, кинул вверх шляпу и воскликнул:

–  Тревога!

Пассажиры пришли в смятение и подбежали к проповеднику узнать, что за несчастие случилось.

Негодующий служитель Христов громко сказал:

–  Тревога: Господь не оставит ненаказанными нечестивых, поносящих Его имя.

Громким смехом ответили пассажиры на это предостережение. Особенно изощрялась в богохульстве одна женщина. Вскоре ветер стал крепчать и началась сильная буря. Море ревело, выло, как зверь в клетке. Капитан объявил, что он не в состоянии более управлять кораблем. Смерть витала над плавателями. Произошла паника. Наглее всех хулившая Бога и издевавшаяся над проповедником женщина ухватилась за плечи Эрскина, крича, как безумная:

–  Если умирать, то всего лучше умереть с тобою.

К общему изумлению корабль и все, бывшие на нем, остались невредимы. Прибывши на пристань, пассажиры выразили проповеднику глубокое почтение и сказали, что этого урока они не забудут.

Божий приговор. Корабль несся в Багдад. Матросы для забавы запутали в цепи одного спящего пассажира, но когда хотели его освободить, ключ от цепей оказался утерянным. По прибытии в Багдад, матросы объяснили коменданту города, по какому случаю пассажир оказался в кандалах. Но тот не поверил объяснению и арестовал пассажира, сказав, что «начальство разберет». Когда пассажир приведен был в залу суда для допроса, и туда собралось много горожан, привлеченных любопытным случаем, на закованного бросился один горожанин и стал душить его, крича: «этот шельма ограбил и убил моего брата, я два года его ищу».

Разследование подтвердило справедливость обвинения, и преступник, указанный ранее десницею Божиею, был казнен.

Основательный страх. Печален и молчалив однажды был венгерский король. Его брат – беззаботный вельможа – спросил короля о причине печали.

– Брат, ответил венценосец: я – великий грешник пред Богом и не знаю, как я по смерти явлюсь пред Его троном на суд.

Вельможа пошутил над страшливостию брата.

В то время был обычай, что пред дверью осужденного на казнь трубил трубач, и осужденный немедленно был ведом к лобному месту.

На утро после описанной беседы трубач по приказу короля затрубил пред подъездом королевского брата. Смертельно напуганный весельчак, увидав вестника смерти, побежал к королю и, рыдая от скорби, просил брата открыть, какая за ним вина.

Король отвечал:

–  Вот, брат: ты предо мною ни в чем не виноват, и то испугался трубного звука. Как же мне не страшиться предстать пред лицо моего Судии, Которого я постоянно оскорбляю?

Куда идем? Каждое наше действие имеет ближайшую цель: куда-нибудь идем, чего-нибудь ожидаем и добиваемся. Но какая цель всей совокупности наших действий и стремлений, какая цель всей нашей жизни? Если жизнь есть движение, то к какой точке ведет это движение, каков его конец? Об этом немногие задумываются.

Проповеднику Малану (в Генфе, умер в 1864 г.) представили одну даму.

–  Куда вы направляетесь, спросил Малан новую знакомую.

–  Мой путь лежит в Рим, отвечала дама.

Проповедник серьезно поглядел на даму и возразил:

– Вы меня не поняли: я интересуюсь знать, куда ведет вас ваш жизненный путь – к небу или к аду ?

Не лишне будет, если мы каждый день и даже несколько раз на дню будем предлагать себе этот вопрос.

Ошибочная надежда. Откладывающий исправление свое в ожидании старости подобен тому крестьянину Эзоповой басни, который сидел на берегу и утешался:

– Вода-то все течет, немного спустя она вся убежит; тогда я перейду реку, не замочив ног.

Дни протекали, а река оставалась попрежнему глубока. Время нам не поможет, если мы им не пользуемся, упускаем его. Раскаяние с накоплением душевной нечистоты будет не легче, а тяжелее.

Адские часы. Есть и в аду часы, но только без боя. Не слыхавши боя, ты не скажешь: «слава Богу, – миновал еще час». В аду нет дней, ночей, суток, лет, веков, но только длинная, молчаливая, тоскливая, темная вечность. На адских часах нет циферблата, а только огромный маятник. Этот маятник, двинувшись в одну сторону, тикает: «навсегда», в другую – «никогда». To-есть, навсегда – плен, никогда – свобода. А в существе своем ад есть полнота своекорыстия. Своекорыстный еще здесь раздувает в сердце своем тот огонь, который в аду разойдется в неугасимое пламя; еще здесь откармливает червя, который, в аду станет неумирающим.

Один негритенок спросил свою мать: где Бог добудет смолы, чтобы поддерживать вечный огонь для грешников? Мать промолчала, но бабушка ответила:

– Этой смолы у каждого грешника довольно запасается в течение жизни.

Награда по усердию. Для хорового пения тот хорош, кто поет правильно, не фальшивя. Басом поет он, или дискантом, – за это его не укорят, лишь бы пел хорошо. Если же он поет фальшиво, то не похвалят его ни за бас, ни за дискант. Так и Бог разценивает людей по их заслугам, не взирая на то, богаты они или бедны, высоки или низки, учены или темны.

Наше достоинство – не в нашем звании и состоянии, но в том, как мы исполняем свои обязанности. У кого музыка жизни согласна с партитурой его долга, тот не будет порицаем за слабость голоса.

Пусть из работников на ниве Христовой никто не унывает и не жалуется на свое слабосилие; работа будет оплачена не по количеству ее, а по усердию делателей.

И Суд не без милости. Св. Карп, ученик ап. Павла, раз был очень возмущен одним язычником, который совратил в нечестие христианина. Он встал в полночь на молитву, но молитва не согревала его сердца. Карп думал: «неужели это согласно с правосудием Божиим, что нечестивые люди спокойно живут на земле и развращают пути Господни?» И потом стал просить Бога, чтобы Он послал огонь с неба для истребления с земли и язычника и совращенного им. Во время этой молитвы было Карпу видение: потрясся дом, кровля раскрылась и увидел Карп небо отверстым и на нем Господа Иисуса, окруженного ангелами. Когда же Карп опустил очи долу, то увидал разседающуюся землю и глубокую темную пропасть, на краю которой стояли язычник и совращенный им в языческое нечестие христианин. Видя их, Карп снова стал просить им гибели. Они же стояли в ужасе, и какие-то мужи били их и влекли в пропасть, на дне которой был великий и страшный змий. Карп радовался этому и снова просил Бога об ускорении гибели осужденных. Когда же Карп поднял глаза на небо, то увидел, что Господь встал с Своего престола, подошел к устью пропасти и подал руку помощи погибавшим. И тогда ангелы взяли людей тех, стали их ободрять и отвели от пропасти. И сказал Карпу Иисус: «Что же? если хочешь, снова бей Меня! За спасение человеческое Я готов снова распятым быть, только бы люди возненавидели свои грехи. И неужели ты думаешь, что Мне приятнее, чтобы люди с змием в пропасти жили, нежели с Богом и Его благими и человеколюбивыми ангелами?» Этим видение кончилось.

По истине изумительна высота неба, поразительна глубина моря, необъятно пространство вселенной; но еще изумительнее милосердие Господа! Мы оскорбляем Его, а Он подает нам руку и избавляет от гибели! Мы прогневляем Его, а Он посылает ангелов Своих, чтобы отвести нас от преисподней! Мы наносим Ему раны грехами, а Он готов претерпеть крест и смерть, только бы мы возненавидели свои грехи. Неужели и при этом мы не тронемся любовью божественной?

Милости, а не правосудия. В 1461 году венские граждане взбунтовались и осадили королевский дворец. Стрельбу свою они направляли главным образом в ту комнату, где жили супруга и сын короля. Пришлось перевести их в подвал. По умиротворении города королю доложили, что нужно строго наказать бунтовщиков за дерзкую стрельбу. Король ответил:

– Я сам – грешник и каждодневно молю Бога не о правосудии, а о помиловании. И подданным своим я дарю милость, вместо правосудия.

Время суда. Папа Лев X присутствовал при споре двух богословов, из которых один доказывал близость последнего Суда, а другой опровергал первого. Папа сказал первому: «твоя речь близка к истине, но слова твоего противника приносят отраду и облегчение».

Как это признание отдаляет духовного вождя самого распространенного исповедания от апостола Иоанна, восклицавшаго: «Ей, гряди, Господи!»

Вечность. Если бы птица каждое тысячелетие брала по песчинке с горы и бросала бы эти песчинки в океан до тех пор, пока гора не сравнялась бы с долиной, то этот длинный, длинный ряд тысячелетий был бы только секундой вечности.

Один друг детей часто посещал приют глухонемых и занимался там с детьми. Однажды он написал для старшего воспитанника на доске вопрос: что такое вечность.

Мальчик на минуту задумался, но вскоре лицо его просветлело и он написал ответ: долгота жизни Всемогущего.

Малоплодное раскаяние. Последнему напутствию у нас придается важное значение в ущерб целожизненному приготовлению к смерти. Напутствуемые, угнетаемые тяжкими недугами, вяло раскаиваются в своих грехах и охотнее жалуются на муки тела, чем на язвы души. Надежно ли раскаяние и тех больных, которые под страхом смерти дают обещание, в случае выздоровления, оставить пороки? Ответом на этот вопрос может служить подсчет английского проповедника Карла Сперджона († 1891 г.). Он записал тысячу лиц, которые стояли на краю могилы и выздоровели. Из этой тысячи только трое стали вести более христианскую жизнь, чем прежде.


Источник: Православное учение в изречениях и примерах : (Для проповедников, законоучителей и любителей духов. чтения) : В 4 ч. Т. 1-2 / Прот. Стефан Остроумов. - Санкт-Петербург : тип. Александро-Нев. о-ва трезвости, 1913. / Т. 1. Ч. 1-2. - 137 с.

Комментарии для сайта Cackle