Источник

Восьмой член символа веры

(Верую) и в Духа Святаго, Господа животворящаго, иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном споклоняема и славима, глаголавшего пророки.

Тексты

«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и Дух Божий носился над водою». (Быт.1:1–2).

«О, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них». (Чис.11:29).

«Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения». (Иоил.2:28 ср. Деян.2:17–18).

«Если же кто скажет на Духа Святого, не отпустится ему ни в сем веке, ни в будущем». (Мф.12:32).

«Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». (Мф.28:19).

«Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие». (Ин.3:5).

«И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет». (Ин.14:16–17).

«Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам». (Рим.5:5).

«Кто Духа Христова не имеет, тот и не Его». (Рим.8:9).

«Дух все проницает и глубины Божии». (1Кор.2:10).

«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия». (1Кор.2:14).

«Вы – храм Божий и Дух Божий живет в вас». (1Кор.3:16).

«Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым». (1Кор.12:3).

«Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». (Гал.5:22–23).

«Не оскорбляйте (грехами) Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления». (Еф.4:30).

Изречения

«Закон – узда, Евангелие – крылья».

«Алмаз режет алмаз, – это правило ювелиров. Кто хочет лучше понять слово Божие, должен его изучать во свете Писания». (К. Сперджон)4.

«Глупо не верить пророкам в отношении к тому немногому, что еще не исполнилось когда так много исполнилось из того, о чем они пророчествовали». (Бл. Августин).

«С Богом в сердце, с Библией в руках безопасно пройдем моря и земли».

«С одним Евангелием или Новым Заветом можно целый век прожить и все читать, и до конца не дочитаешь. Сто раз прочитай, а там все больше останется недочитанного». (Еп. Феофан Говоров).

«К писанию приложимы слова Сократа о сочинениях Гераклита: «то, что я понимаю в них так прекрасно, что я не могу без удивления относиться и к тому, чего не понимаю».

«В законе человеку дано повеление быть святым. В Евангелии дана возможность быть святым».

«Буквально нельзя считать Библию Словом Божиим. Славянская или русская Библия – только перевод, и перевод не объявленный непогрешимым, перевод не с подлинных рукописей, не дошедших до нашего времени, но с копий, и не с одной копии, но с нескольких. Буквально совпадающих между собою древних списков Ветхого и Нового Завета нет, все они сколько-нибудь рознятся между собою. Перевод Ветхого Завета 70-ти весьма много отличается от принятого текста еврейского. Существуют научные приемы для определения подлинного текста, но и научное чутье нельзя назвать непогрешительным, безошибочным».

«Многое разсказано в Писании сообразно понятиям времени, когда то или другое происходило, но не сообразно с безусловной истиной». (Св. И. Златоуст).

«Наитие Св. Духа, как и все дело спасения человеческого, происходит без нарушения свободы человека, без подавления личных свойств пишущего. «Противно обетованию Божия наития – богодухновенного делать исступленным, так чтобы он, когда исполняется божественных наставлений, выходил из свойственного ему разума. Сообразно ли сколько-нибудь с разумом, чтобы Дух премудрости делал человека подобным лишенному ума и Дух ведения уничтожал в нем разумность?» (Св. Василий Великий).

«Благодать для человека – то же, что для возделанного поля солнечный свет и тепло, для дров – искра огня, для мельницы – вода или ветер».

«Дух Божий подобен ветру, который оздоровляет воздух, приводит в движение мельницы, а в тихом веянии напоминает о любви Божией; Он подобен солнцу, оживляющему природу, – огню, согревающему, делающему пищу удобоваримою, движущему машину, очищающему руду от шлака; – маслу, утишающему боль, поддерживающему свет, маяку, указующему путь кораблям».

«Кто построил себе дом, тот по всему праву и жить должен в нем. Мы – домы нашего Создателя. Он нас создал для Себя, ибо Он все соделал Себе ради. Он и жить должен в нас, а не диавол, этот убийца, вор, хищник, этот обманщик». (Прот. И. Сергиев).

«Царю небесный! прииди и вселися в ны».

«Библия – это наковальня, о которую разбились сотни молотов, не нанеся ей существенного вреда».

Гексли в одной из речей сказал, что хотя он вполне стоит за светское образование, но он не в состоянии указать, чем заменить Библию, потому что нет другой книги, в которой самые высокие мысли были бы так доступны и так привлекательны уму ребенка, как в Библии.

«Пусть мир развивается сколько ему угодно, пусть все отрасли человеческого исследования раскрываются до высшей степени, ничто не может заменить Библию, – это основание всякого развития и всякого образования». (Гете).

«Что за книга! великая и обширная как мир, укоренившаяся в глубине вселенной и восходящая до таинственной лазури небес! Воистину, это Божие Слово, тогда как все другие книги высказывают только человеческое искусство. В Библии нет и следа искусства». (Гейне).

«Мучение души, производимое сознанием многих ошибок и упреками совести, облегчается только христианством; пред его учением об очистительном искуплении исчезает безотрадное горькое сознание, что мы – жертвы слепой случайности; светом его учения о всегда защищающей и покровительствующей силе Провидения печаль, скорбь, мрак ночи земной жизни нашей озаряется лучами надежды на вечное бессмертие и небесное блаженство». (Штраусс – в последние годы жизни).

«Мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания. Народ предпочитает религиозные книги, не разсуждая о их нравственном значении, они просто нравятся народу. И его вкус становится понятным, когда начинаешь читать Писание, потому что в нем находишь всю человеческую жизнь. Англичане правы, что дают Библию детям. Мои дети будут читать вместе со мною Библию по-славянски». (А. С. Пушкин).

Примеры

Действие Духа. Оно подобно действию росы на знойном востоке. В царстве благодати без Духа – я сухая и истощенная вещь. Томлюсь, вяну, умираю. Но как природу оживляет роса, так освежает меня веяние Духа. Я сразу делаюсь полон жизни и стремлений, силен, возвышен. Дух приносит мне жизнь и с нею все потребное. А без Животворящего ничто не имеет для меня значения: слушаю, читаю, молюсь, пою, хожу к литургии и не нахожу в этом благословения, пока не оросит меня веяние Духа. Тогда всякое посредство становится приятным и благотворным. «Небеса Его каплют росу» (Втор.33:28). Какое радостное в этих словах обещание для христианина! Он не предоставлен сухости собственной природы, или жгучему зною мира, или иссушающему ветру сатанинского искушения. Да снидет и на меня ныне, сию минуту эта нежная, тихая, успокоительная роса Господня. Кто создал зелень полевую, создал и меня. Траву Он освежает росою без ее просьбы, а я прошу, умоляю, верую, что Он не оставит без ответа Свое творение.

Утешение неречистым. «Итак пойди, и Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить» (Исх.4:12). Иной призванный на пастырское служение не обладает даром слова и, когда приходится ему защищать дело Божие, он чувствует смущение и страх повредить правому делу слабой защитой. Пусть он вспомнит при таком случае, что и неречистый язык создан Богом. Неодобрительно порицать творение Божие! Некрасноречивый человек может говорить на пользу слушателям, как и красноречивый – во вред им. Немного слов иногда приносят большее благословение, чем целый водопад их. Спасительная сила Евангелия состоит не в человеческой риторике с ее обточенными фразами, умными сравнениями и высокими словами, но в веянии Духа Божия. Недостаток плавности речи – неважное дело.

Если Дух будет при наших словах, то это гораздо полезнее, чем звенящая медь риторики и благошумные колокола красноречия. Фараон более имел оснований бояться заикающегося Моисея, чем всех египетских краснобаев, так как в нескладных речах Моисея слышалась сила Духа. Заикание одного видного профессора5 русской истории только усиливало впечатление от его речи, потому что эта речь была убежденная и согретая огнем чувства. Но если нашей мало-способности придет на помощь Дух Истины, то мы будем препоясаны нечеловеческою силой. Будем же смело ратовать за Иисуса, не смущаясь своею слабостию.

Из царского сада. Бедная женщина проходила мимо царского сада и грустным взором глядела на кисти превосходного винограда. У ней болел горячкой единственный сын, и как усладительно было бы ему проглотить несколько ягод. Она поспешила домой, захватила мелкую монету и просила садовую стражу продать ей для больного сына несколько ягод.

– Здесь нет продажи. Проходи мимо! – был ответ.

Женщина опять пошла домой, прибавила три последния монетки и снова явилась с своей просьбой пред воротами сада. Опять получила отказ, только в более резкой форме и приправленный угрозой. Разговор стражи с женщиной на этот раз обратил на себя внимание царской дочери, и она спросила в чем дело. Получив объяснение от стражи, царевна приблизилась к женщине и сказала:

– Отец мой не торгует плодами, но дарит их.

С этими словами она шедро наделила женщину виноградом.

Не в таком ли положении и мы пред Духом Святым? Часто мы надеемся приобресть Его благодать малоценными подвигами или внешней обрядностию. Но для получения благодати нужны не подвиги, а смиренное верующее сердце.

Возрождение. Английский проповедник спешил в храм на проповедь. По пути к нему подошел незнакомец с письмом в руке. Он сказал: «весьма важное для вас письмо. Просят вас, чтобы прочли его прежде проповеди». Проповедник исполнил просьбу. В письме ему делались сильные упреки на счет его прежней необузданной жизни. Письмо заканчивалось следующими словами: «так как вы не можете отрицать справедливости изложенного, то как вы смеете выступать пред народом, молиться и проповедывать?» Проповедник спокойно сунул письмо в карман и взошел на кафедру. После молитвы он вынул письмо, громко и дословно прочел его и сказал:

– Все, что здесь написано, полная правда. Письмо верно обрисовывает грешника, каким я себя признаю. Но в том именно и состоит чудная благодать Божия, что она мне, грешнику, мертвому по своим делам и преступлениям, показала новую жизнь.

Так и ап. Павел писал: «ибо я наименьший из апостолов, и недостоин называться апостолом. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь».

Проявление даров Духа. Дух, жизнь подающий, не может остаться незасвидетельствованным. Имеем ли мы Духа, – на это нам нет нужды отвечать словом. Все наше существо, взор, движение, дело, образ мыслей, настроение дают на это положительный или отрицательный ответ, независимо от нашей воли. Присутствие серебра в колокольчике узнают по звуку, а не по уверению продавца. Так и свидетельство о нашей духовности должно быть не внешнее, а внутреннее, отражающееся во внешнем. «Аще живем духом, духом и да ходим» (Гал.5:25), т. е. внутренняя одухотворенность должна проявиться в соответствующих внешних выражениях. В каких же? «Плод же духа – любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22–23).

Благодатное служение. Сестра милосердия, промаявшись с больными целую ночь, после часового отдыха снова отдается своему служению, бодрая и веселая. Ее спрашивают: «чем вы подкрепляете свои силы?»

– Это – благодать, отвечает труженица Христова.

Такая духовная сила не укрылась от одного неверующего врача.

– Странно, говорил он: только подведу я к беспокойному больному сестру, он тотчас успокаивается.

Врачу возразили: «ведь, не все сестры обладают такой силой».

– Все, кроме одной.

И врач назвал имя сестры, уже пожилой, сменившей много мест и утратившей детскую веру...

Два товарища. Знаменитый Голландский врач Боргэв, вскрыв в лаборатории пред студентами труп казненного преступника, вдруг побледнел и задрожал. Студенты с недоумением смотрели на своего профессора, ранее обладавшего при анатомировании полным спокойствием. Оправившись, Боргэв сказал:

– Милостивые государи! этот труп принадлежал товарищу моих юных лет. А теперь я – препрославленный Боргэв, а он – казненный преступник. Но позвольте вам признаться, что, кроме Божией благодати, ничто не могло бы меня отвести от участи моего товарища.

Дух животворящий. Без Него мы похожи на судно, которое приливом поднято на берег и остается там недвижимым, пока не поднимет его новый прилив воды и не увлечет за собою в море. Без духа мы подобны кораблю, стоящему во льдах Северного океана. Пока Дух не повеет теплом в нашей душе, – мы недвижимы, холодны, безотрадны, безсильны, безжизненны. Под белым покровом зимы замирает растительность, но когда весна повеет своим живительным духом, земля сбрасывает свою белую мантию, одевается в разноцветную одежду, распухают почки, распускаются цветы. Такая зима бывает не для отдельных только душ, но и для церкви, пока Господь не пошлет весну...

Пророчества. В вагоне железной дороги сидел человек, хуливший св. Писание. О пророчествах он сказал, будто они написаны после событий, к которым относятся. Доселе молчавший священник позволил себе вмешаться в речь отрицателя:

– Милостивый государь! сказал он: без сомнения, вы дозволите сделать исключение для одного примечательного пророчества, которое читается так: «прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие, где обетование пришествия Его». (2Пет.3:3,4).

Отрицатель смутился и замолчал.

Умственная слепота. Заблуждений ума должно столь же остерегаться, как и пороков. Слепой глаз не лучше хромой ноги. Слепой легко может споткнуться и охрометь.

Люди воображают, что их умственная деятельность в полном их распоряжении и что они могут разсуждать и верить, как хотят. Это – заблуждение. Кто освобождал наш ум от власти Божией? Есть истины откровенные, Духом открытые: можем ли мы по своему произволу их отвергать? Послушав мудрецов века, подумаешь, будто Бог не знал, что Он делал, когда вдохновлял писавших Библию, или что божественное Откровение устарело, как календарь времен царицы Екатерины, и на смену устаревшему Откровению пришло скороспелое учение новейших мыслителей.

Ложные учения влекут за собой распущенность жизни. Не оттого ли так низок уровень нравственности нашего, так называемого, «образованного» общества, что оно неспособно критически относиться к отрицательным доктринам?

Худо быть хромым, но и слепым быть опасно.

Стоимость Библии. «Сколько заплатили тебе белые обезьяны за переход в их веру? Не 20 ли долларов?» Так спрашивал китаец своего принявшего христианство земляка.

–  Клянусь Буддой! Что же они тебе дали?

–  Гораздо больше, ответил спрошенный.

–  Ужели 1000?

–  Еще больше. Более, чем стоила быгора из чистого золота.

–  Клянусь Буддой! Что же они тебе дали?

–  Вот эту книгу, сказал христианин, показывая Библию: книгу которая сообщила мне о Боге и о Христе, о вечной жизни, ожидающей меня на небе. Верь мне, эта книга дороже золота и серебра всей вселенной.

Обращение. В Шведской деревушке молодой работник мельника упал в реку и с большими усилиями, сверх чаяния, избавился от смерти при помощи мельничного колеса. Благодарный Богу за чудесное избавление работник купил Библию и твердо стал на пути благочестия. Хозяйский сын хотел опять сманить работника к беспутной жизни. Когда это ему не удалось, он решил в отместку бросить Библию в реку. Случайно раскрыв книгу, он прочел в ней:

– Две мелющия в жерновах: одна берется, а другая оставляется. (Мф. 24:41).

Гуляка остолбенел. Слова прямо относились к нему и к его работнику. Библию он не бросил, но с этих пор стал в нее заглядывать и нашел, что в ней многое относится к нему.

«Дух и жизнь». Так Спаситель назвал Свои слова (Ин. 6:63). Поэтому недостаточно умом понимать слова Евангелия, – нужно воспринимать их духом, сердцем. Ухо и ум без участия сердца могут и не проникнуть далее буквального смысла слов. Один пастырь сообщил холодному к вере человеку некоторую истину из Писания. Тот сказал: «я этого не понимаю». Пастырь повторил истину в упрощенной форме. Собеседник возразил: «опять я ничего не понимаю». Тогда пастырь начал изъяснять изречение в словах и примерах, доступных и детскому разумению. Собеседнику стало жаль пастыря, что он бесплодно так трудится, и он открылся пастырю:

–  Вы предполагаете, что я не понимаю слов изречения. Слова-то я понимаю, но мне не по вкусу то, что они выражают, и я не согласен с тем, на что они зовут.

Безсмертная книга. В конце 18-го века дух неверия взял засилие в Америке. В это время один христиански настроенный человек зашел в книжный магазин в Филадельфии и спросил Библию.

– Я не держу этой книги, заявил хозяин магазина: да и во всем городе вы не найдете ее, а чрез 50 лет она повсюду подвергнется забвению.

Покупатель на это возразил:

– Множество Библий сохранится и чрез 1000 лет после того, как вы умрете и направитесь в ад.

И Вольтер допускал только столетнее существование Библии и самого христианства.

Эту ошибку часто повторяют неверы: они смотрят глазами своего века и позабывают, что христианство – религия жизни, а Библия – книга, содержащая слова жизни.

Свидетельство от опыта. Одному негру сказали, что не все, знающие Библию, признают ее за чистую истину.

– Как это возможно? удивился негр: с тех пор, как эта книга в моем доме, я читаю ее, и она веселит мое сердце. Может ли лгать книга, увеселяющая сердце? Я был пьяница, вор и обманщик, а эта книга переменила меня на лучшее.

Лучший перевод Библии. Ученый богослов пространно толковал о достоинствах различных переводов Библии. Один из слушателей, уже пожилой человек, сказал на это:

– Лично я предпочитаю перечисленным переводам перевод моей матери.

– Как? изумились присутствующие: ваша мать перевела Библию? Что вы хотите этим сказать?

– Да, подлинно мать моя переводила Библию для меня с раннего детства ежедневным примером живой христианской жизни. В ней я видел олицетворение того, чему учил Господь Своих учеников: святую жизнь, сообразную божественному учению Его. Таким образом я легко мог усвоить учение Христа. Жизнь полную веры, покорности и любви легко может понять даже и ребенок. Лучшего перевода нельзя сделать.

Утешение скорбящим. «Я, сообщает Н. С. Коханская, однажды переживала тяжелое, томительное душевное состояние страшной тоски. Жизнь как бы остановилась... какая-то бездна пустоты, онемение и томление духа. Но вот под праздник Пасхи вздумала читать Евангелие по порядку с первого листа. И что же? Я не могу передать вам той удивительной новости, которая встретила меня. Все – старое, все – давно знакомое, а все так неслыханно шевелит сердце. Я не долго читала. Скоро я стала на колени; слезы, как зерна, падали, и свет от Лика Спасителя лился, лился на мое поднятое к Нему лице. У меня выросли крылья, я снова стала жить».

Польза слышания и чтения Писания. У старца были два пустых кувшина; старец сказал брату: «поди, возьми один кувшин, налей в него воды, вымой, воду вылей и кувшин поставь к верху дном». Сделал это брат по приказу старца трижды. Тогда старец спросил: «который из двух сосудов чище»? Брат отвечал: «тот, в который я наливал воду». На это старец объяснил: «так и та душа, которая часто слышит слово Божие, хотя не удерживает в памяти ничего из слышанного, однако более очищается нежели та, которая никогда не вопрошает и не слышит слова Божия».

Земля без тюрьмы. На север от Европы есть островок Исландия. При холодном климате там веет теплый дух истинного христианства. Там нет семейства, в котором бы не читалась ежедневно Библия. Зато при 7000 населения нет ни тюрьмы, ни театра, ни окружного суда, ни мировых учреждений.

Солнце и Божие слово. Итальянская торговка фруктами в свободные от продажи минуты углублялась в Библию. Один покупатель, приметив это, спросил торговку, что она читает?

– Божие слово.

– Кто вам сказал, что это Божие слово?

– Сам Бог.

– Вы говорили с Ним?

– Молилась.

– Он ответил?

– Не один раз.

– Докажите мне это.

Малоученая женщина пришла в минутное затруднение. Наконец, она спросила собеседника:

– Можете ли вы мне доказать, что на небе есть солнце?

– Доказать? Разве это не доказательство, что оно светит мне и согревает меня?

– Точно тоже совершает для меня Библия, радостно ответила женщина: она освещает мой темный ум и согревает небесной любовию мое сердце. Это меня и уверяет, что Библия – Божие слово.

Три ступени. Муж и жена начали чтение Библии по вечерам. После нескольких недель чтения муж сказал: «если в этой книге – правда, то мы часто поступали не по правде».

Прошло еще несколько недель, и муж сказал: «если права эта книга, то мы погибли».

Чтение продолжалось, и, ознакомившись с Новым Заветом, муж радостно воскликнул: «Любезная супруга! в книге правда, и эта книга ведет нас ко спасению».

Сокровище. Усталый путник зашел в избу спросить воды. Там царил беспорядок и нищета, неприбранная, немытая... Муж и жена жестоко перебранивались, а напуганные дети прятались по углам. Напившись, путник спросил о причине безотрадного положения семьи. Хозяин объяснил это безвыходною бедностию и малым заработком. Заметив в углу на полке Евангелие, путник сказал: «дело это поправимое. В вашей избе есть сокровище: ищите его». Сказав это, путник ушел. Несчастные супруги готовы были принять слова странника за насмешку. Но почтенный вид его и серьезный тон оставили супругов в недоумении. И вот, когда жена уходила собирать сучья в лесу, муж принимался за поиски. Когда муж уходил на работу, жена начинала искать сокровище. Но сознаться друг другу в поисках оба стыдились. Однажды глаза жены упали на Евангелие. Какое-то предчувствие побудило ее раскрыть книгу и на крышке ее она прочла слова, писанные рукою ее матери: «благ мне закон уст Твоих более тысяч золота и серебра». Эти слова поразили женщину, так как под дорогим сокровищем разумели закон Божий. Она стала читать страницу за страницей, и слезы закапали у нее из глаз. Она стала читать Евангелие каждодневно, начала молиться и учить детей молитве. Но мужу о найденном «сокровище» она еще не сообщала. Однажды он пришел, выпивши, и начал браниться и бушевать. Но жена говорила с ним тихо и ласково. Он с удивлением посмотрел на нее.

Она сказала:

– Муженек! мы долго ошибались и причиняли сами себе горе. Нужно нам зажить по иному.

– От кого ты научилась таким речам? Жена встала, взяла Евангелие и с подступившими к горлу слезами сказала: «вот – то сокровище, я нашла его». Муж уселся на скамью и стал слушать чтение жены. И его сердце тронулось. Чтобы скрыть волнение и слезы, которых он стыдился, он поспешно вышел. На следующий день он вновь просил жену читать Евангелие. Чрез два месяца изба их преобразилась и сами они выглядывали не по-прежнему. До богатства было еще далеко, и заработок не увеличился еще, но не было беспорядка, нечистоты, лохмотьев, брани, печальных лиц и запуганных детей.

Отроки в раскаленной печке. Это чудо известно всем грамотеям: оно каждую утреню прославляется в ирмосах канонов. Но насколько оно правдоподобно? В наш век сомнения и неверия такому вопросу не нужно удивляться. Ответ на вопрос мы находим в записках известного химика Либиха.

– Мы, пишет ученый, так привыкли к чуду, что часто ему не дивимся. Мы заставили солнечные лучи рисовать на бумаге, мы перебрасываем наши думы на тысячи верст с быстротою молнии. Мы расплавляем медь в воде и на морозе отливаем из нее статуи. В раскаленных до-красна плавильниках мы морозим воду, и ртуть доводим до твердого состояния. Для нас возможно ярко осветить целый город лампами без фитилей, без пламени, без огня, без притока в эти лампы воздуха. Мы можем заморозить воду в растворе серной кислоты, помещенном в раскаленный до-красна платиновый плавильник.

Со времен Либиха наука сделала еще большие и более удивительные открытия. Но если мы, люди, охлаждаем воду и замораживаем ее при невообразимо знойной температуре, то ужели трудно Творцу миров спасти в обыкновенной печке святых юношей?

Нечаянная помощь. «Возьму с собою старую мамину Библию». Так говорил мальчик, круглый сирота, собираясь в город для приискания службы и укладывая в мешочек свои пожитки. В городе у него не было ни родных, ни знакомых. Прибыв туда, он стал ходить из улицы в улицу, из мастерской в мастерскую, из конторы в контору. Удачи не было. Заныли от усталости ноги мальчугана, и духом он приуныл. Парня без одобрений (рекомендаций), без предшествовавшей службы никто не желал брать. На одной лестнице он сел отдохнуть. Чрез несколько минут поднялся, сказавши себе:

–  Еще разик попытаюсь.

Он пошел в контору, но ему сказали:

–  У нас много служащих и без тебя.

Чувство одиночества сжало сердце мальчика, он вышел и сел на тумбу. Людей на улице было много, но никому не было дела до мальчика. Пришло ему на ум вынуть из сумки Библию: не укажет ли она исхода? Раскрыл он дар матери и начал читать.

Только что отказавший ему хозяин, выйдя из конторы и увидавши, что мальчик читает Библию, сказал ему:

–  Ты ныне же поступаешь в мою контору.

С этой поры жизненный путь сироты определился.

Прозрение. В Бразилии некто Антонио читал однажды дома Библию, благодаря кототорой он стал христианином. К нему пришел сосед отличавшийся крайне вздорным характером, Антонио спросил у соседа, не прочесть ли ему что-нибудь из Библии. Заручившись согласием, Антонио начал читать из Евангелия. Чрез несколько времени он остановился, но слушатель просил его продолжать, уверяя, что если бы он раньше слышал это, то был бы другим человеком. Час за часом читал Антонио, и поздно ночью ушел от него сосед, прося позволения опять придти. Вскоре он пришел и слушал целый день. Так как и он, и семья его были неграмотны, то он выпросил позволения приводить своих домашних на чтение Библии. Поразительная перемена произошла в характере этого человека: из грубого и бранчивого спорщика он сделался человеком мягким и ласковым. Он сравнивал себя с человеком, блуждавшим в темном Бразильском лесу, а теперь вышедшим на светлую поляну. Пример этого человека увлек другого человека, именем Генриха, который на старости лет купил очки, нанял учителя и стал вместе с сыновьями учить азбуку, чтобы самому читать Библию. Этот Генрих по ознакомлении с Библией стал пользоваться большим уважением в окрестности, как человек, ходящий в истине.

Что дает Библия. Фридрих Великий спросил генерала Шмидта: «скажите мне, почему вы всегда обращаетесь к Библии?» Спрошенный ответил:

– Потому, что Библия открывает мне Отца, Который даже волосы на моей голове считает; потому, что Библия открывает мне Спасителя, Который Своею кровию искупил каждый из моих грехов; и потому, что Библия открывает мне небо, где я буду вечно блаженно существовать.

"Он». Проповедник Гордон разсказывает о старушке, жившей непоколебимой надеждой на Бога. Она знала наизусть целые отделы Библии и читала их на память. Но с годами память ее слабела и слабела до того, что она сохранила лишь один кусочек от прежнего богатства знания. Это был стих: «я знаю, в Кого я уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день». Но увы! и от этого кусочка стали отпадать частицы и старушка могла только повторять: «Он силен сохранить». Последние дни ее жизни слабость усилилась, но старушка шевелила губами. Родные думали, что она пытается высказать желание, и нагибались разслышать ее слова. Но они слышали только одно: «Он, Он, Он». Из ее памяти исчезла вся Библия, кроме этого слова. Но не в нем ли и вся Библия? Если мы живо верим, что есть Он и что Он сохранит,то чего убоимся?

Нечаянный защитник Библии. В 18 веке знаменитые отрицатели того времени энциклопедисты собрались в доме барона Гольбаха и порешили позабавиться отыскиванием «нелепостей» в Священном Писании. Сначала в этом занятии участвовал и Дидро, но он же положил и конец забаве, сказавши:

– Примечательно, господа, что я ни во Франции, ни в другой стране не знаю человека, который мог бы писать и говорить с большим искусством и талантом. Не смотря на то дурное, что мы без колебаний и с убеждением высказали об этой книге, я уверен, что никто из всех нас не в состоянии написать рассказа столь простого и возвышенного и трогательного, как рассказ о страданиях и смерти Иисуса Христа, – разсказа, который производил бы такое влияние и впечатление и не утратил бы своей силы по истечении многих веков.

* * *

4

По другой транскрипции Спуржон (Spurgeon).

5

В. О. Ключевского, умершего в 1911 г.


Источник: Православное учение в изречениях и примерах : (Для проповедников, законоучителей и любителей духов. чтения) : В 4 ч. Т. 1-2 / Прот. Стефан Остроумов. - Санкт-Петербург : тип. Александро-Нев. о-ва трезвости, 1913. / Т. 1. Ч. 1-2. - 137 с.

Комментарии для сайта Cackle