Приходская благотворительность в Петербурге

Источник

Содержание

Предисловие

I. Священник А. В. Гумилевский, организатор приходской благотворительности в Петербурге II. Христорождественское Александро-Иосифовское братство на Песках III. Общество вспомоществования приходским бедным при Благовещенской, на Васильевском острове, церкви IV. Благотворительное общество для вспоможения приходским бедным при Владимирской церкви V. Общество вспоможения бедным в приходе Входоиерусалимской Знаменской церкви VI. Общество вспомоществования бедным Пантелеймоновского прихода. VII. Общество вспоможения бедным при Симеоновской церкви, что в Моховой улице VIII. Сергиевское братство IX. Общество вспоможения бедным в приходе Андреевского собора X. Общество вспомоществования бедным прихода Казанского собора XI. Общество попечения о бедных в приходе церкви Вознесения Господня. XII. Общество вспоможения бедным в приходе церкви Святой Троицы лейб-гвардии Измайловского полка XIII. Общество вспоможения бедным в приходе морского Богоявленского Николаевского собора XIV. Общество вспомоществования бедным в приходе церкви Воскресения Христова в Малой Коломне XV. Петровское общество вспоможения бедным (при Введенской церкви) XVI. Общество вспоможения бедным Спасобочазинского прихода XVII. Общество вспоможения бедным в приходе Екатерингофской Екатерининской церкви. XVIII. Благотворительное общество при Троицком соборе на Петербургской стороне XIX. Общество вспоможения приходским бедным при Спасосенновской церкви XX. Общество вспоможения бедным сампсоновского прихода XXI. Приходское благотворительное общество при с.-петербургской Крестововдвиженской, что в Ямской, церкви XXII. Благотворительное общество в приходе Кавалерского собора св. равноапостольного князя Владимира на Петербургской стороне XXIII. Общество вспомоществования бедным Екатерининского прихода на Васильевском острове XXIV. Николаевское православное братство XXV. Николаевское общество попечения о бедных в приходе Спасопреображенской церкви в Колтовской XXVI. Благотворительное общество Борисоглебского церковного прихода XXVII. Благотворительное общество в приходе Матфиевской церкви на Петербургской стороне XXVIII. Благотворительное общество при церкви святой равноапостольной Марии Магдалины, на Малой Охте XXIX. Общество вспоможения бедным в приходе Троицкой церкви, что в Суворовском участке (Галерная Гавань) XXX. Большеохтенское благотворительное общество XXXI. С.-Петербургское православное Исаакиевское братство XXXII. Дополнения  

 
Предисловие

Обыкновенно различаются три рода благотворительности: благотворительность частная, благотворительность общественная и благотворительность церковная. Все три рода благотворительности общую цель имеют одну – вспомоществование нуждающимся, а различаются между собой по происхождению, по образу действования и по способам благотворения. Благотворительность частная во всех отношениях обусловливается волей частного лица – благотворителя; прикосновенность к ней общества или правительства допустима только со стороны надзора, в цели устранения таких случаев, когда бы осуществление болезненной или злой воли могло привести к вредным последствиям. Благотворительность общественная, зиждущаяся на добровольных или обязательных взносах многих или всех членов общества, доверяющих распоряжение своими жертвами усмотрению немногих избранных, требует, при своем осуществлении, применения таких принципов, чтобы, во-первых, для благотворителей их участие в благотворении не отражалось тяжело на их положении, а для благотворимых не создавалось положение лучшее положения самих благотворителей, и, во-вторых, чтобы способы и приемы благотворения вели к цели кратчайшим путем, руководствуясь наивозможной экономией по части материальных затрат. Благотворительность церковная, требуя от источника благотворения религиозной чистоты, не вносит затем никаких ограничений в сферу благотворительности, согласно заповеди Христовой: «всякому, просящему у тебя, давай» (Лук.6:30) и «когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф.6:3).

Приходская благотворительность, как можно видеть из исторических очерков ее, заключаете в себе существенные стороны всех перечисленных трех родов благотворительности. Приходской она называется по районам деятельности своих органов – приходских благотворительных обществ и братств.

Петербург, по самому значению своему в России, как административный, умственный и промышленный центр, естественно привлекает к себе со всех концов нашего необъятного отечества лиц, ищущих власти, славы, богатства и работы. Нет ничего неожиданного в том, что многие, не нашедши здесь, чего искали, оказываются в положении беспомощном и увеличивают собой до огромных размеров и без того значительный, как во всяком торгово-промышленном центре, контингент нуждающихся в помощи. Отзывчивое сердце добрых людей почти всегда приходит на помощь просящим помощи, и кто занимался вопросами благотворительности, тот знает, что нигде у нас благотворительность не достигает такого разнообразия, интенсивности и высоты, как именно в Петербурге.

Приходская благотворительность в Петербурге не стоит ниже общего уровня петербургской благотворительности. В настоящее время в Петербурге действуют двадцать девять приходских благотворительных обществ и четыре братства1. Они имеют в своих богадельнях на полном содержании более тысячи престарелых женщин и тридцать мужчин, в своих постоянных приютах призревают до восьмисот бедных детей и в дневных приютах свыше шестисот, причем всем детям дается начальное, а отчасти и ремесленное образование, двести бедных женщин обеспечиваются бесплатным помещением и для двухсот пятидесяти помещения сдаются по удешевленной цене, выдают на руки бедным свыше сорока тысяч ежемесячных и единовременных денежных пособий и до двухсот тысяч порций пищи2, имеют два приюта для неизлечимо больных женщин3, ясли4, три дома трудолюбия для пятидесяти женщин5, женскую рукодельню6, женскую профессиональную школу7, контору труда8, две санатории – дачи для детей9, три двухклассных церковно-приходских школы10, две воскресных11, пять библиотек-читален12, три церкви13, одну часовню14, все оказывают своим бедным клиентам бесплатную медицинскую помощь, одно общество имеет свою амбулаторию15, шесть свои небольшие лазареты16, в четырех обществах ведутся назидательные народные чтения17, в двух заведена продажа религиозно-нравственных книг18, сверх того, некоторые общества воспитывают и обучают детей и содержат престарелых в посторонних учебных и благотворительных учреждениях, внося за них плату из своих средств19, почти все устраивают в Рождество елки для детей, приглашая иногда и посторонних, некоторые помещают летом детей на дачах, одно оказывает пособие причту20.

Петербургские приходские благотворительные общества и братства обладают более чем двумя миллионами капитала и имеют недвижимость ценностью тоже до двух с половиной миллионов, ежегодно записывают на приход до полумиллиона, в том числе членских взносов около 40,000 рублей, кружечного сбора свыше 55,000, % с капитала свыше 90,000, сбора по подписным листам свыше 20,000 и дохода с недвижимости свыше 80,000: эти пять основных источников дохода подвергаются лишь небольшим колебаниям и могут быть признаны постоянными, твердо установившимися21.

Такие результаты для менее чем сорокалетней жизни приходских благотворительных обществ и братств в Петербурге должны быть признаны весьма значительными. Поэтому и история этих обществ, с их практически выработанными мерами и формами благотворительности, приобретает особенное практическое значение, как история благотворительной деятельности вобщем весьма успешной, следовательно, поставленной вообще правильно и заслуживающей не только внимания, но и самого широкого подражания и покровительства. Значение такой истории увеличивается еще более оттого, что все приходские благотворительные общества и братства в Петербурге развивались и действовали независимо одно от другого и вырабатывали разные способы и формы благотворения самостоятельно, по указанию практических потребностей, и хотя вообще и в главнейших способах и формах все пришли более или менее к единству, но в частности представляют собою в этом отношении богатое и поучительное разнообразие22.

Для полноты общей картины прилагаются в конце две таблицы, одна для характеристики наиболее устойчивых источников средств петербургских приходских благотворительных обществ и братств, другая для характеристики их деятельности. Для обеих таблиц взяты последние печатные отчеты обществ и братств. Автор не имел возможности собрать более точных статистических сведений, потому что даже в хозяйственном департаменте министерства внутренних дел, куда все общества обязаны доставлять установленные департаментом статистические сведения, при справке 9 сентября 1900 года оказались налицо сведения за 1899 год только от восьми обществ, притом почти исключительно от тех, у которых имеются и печатные отчеты за этот год. Впрочем, обе таблицы от этого не теряют своей современности, так как приведенные в них цифры в общем не подвергались за последние пять лет, по наблюдению автора, сколько-нибудь значительным колебаниям.

Все очерки написаны в своей фактической части почти исключительно на основании печатных отчетов обществ и братств. Отчетов пришлось пересмотреть до восьмисот. Полного их собрания не имеется и в императорской публичной библиотеке.

В конце концов, автор считает себя обязанным засвидетельствовать свою благодарность публичной библиотеке, начальнику архива и библиотеки святейшего синода А. Н. Львову и редактору «С.-Петербургского Духовного Вестника», протоиерею Ф. Н. Орнатскому, так как только при их содействии настоящие очерки могли быть написаны.

14 сентября 1900 г.

С.-Петербург.

«Всякому, просящему у тебя, давай».

Лк.6:30 «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся».

Мф.5:42 «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».

Мф.5:7 «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».

Мф.6:3–4.

«И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей».

Мф.10:42.

«Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня. Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».

Мф.25:34–36, 40.

Приходская благотворительность в Петербурге, само собою разумеется, существует с тех пор, с которых существуют в Петербурге и приходы, но в своей специальной организации появилась сравнительно недавно, и обязана последней, можно сказать, всецело покойному песковскому священнику, магистру Петербургской духовной академии, Александру Васильевичу Гумилевскому.

* * *

1

В этот счет не входят приходские благотворительные общества инославных приходов.

2

См. таблицу II.

3

Андреевское на 20 и Петровское.

4

Троицкое на Петербургской стороне.

5

Казанское для 20, Петровское для 10 и Гаваньское для 20.

6

Сергиевское.

7

Петровское – для 23 и 27 приходящих.

8

Сергиевское.

9

Большеколоменское и Петровское.

10

Большеколоменское, Гаваньское и Малоохтенское.

11

Гаваньское и Малоохтенское.

12

Благовещенское, Сергиевское, Большеколоменское, Петровское и Исаакиевское.

13

Сергиевское, Андреевское и Петровское.

14

Спасосенновское.

15

Колтовское.

16

Христорождественское, Сергиевское, Большеколоменское, Петровское, Спасосенновское и Ямское.

17

Измайловское, Преображенское, Большеколоменское и Гаваньское.

18

В Благовещенском и Большеколоменском.

19

Симеоновское, Вознесенское.

20

Николаевское в 480 рублей.

21

См. таблицу I.

22

Две попытки к объединению деятельности приходских благотворительных обществ и братств в Петербурге, бывшие в семидесятых годах, одна посредством периодических съездов представителей приходских благотворительных обществ, другая путем взаимодействия с Императорским Человеколюбивым обществом, не имеют сколько-нибудь заметных результатов.


Источник: Приходская благотворительность в Петербурге: Ист. очерки С.Г. Рункевича. – Санкт-Петербург: тип. Гл. упр. уделов, 1900. – VIII, 313, [6] с.

Комментарии для сайта Cackle