Стефан Григорьевич Рункевич

Русская Церковь в XIX в.

Исторические наброски

Содержание

Часть первая. Век Александра Благословенного Глава I. Начало века Глава II. Император Александр Благословенный: его воспитание Глава III. Религиозное воспитание Александра I Протоиерей A. А. Самборский и его влияние на Александра I Глава IV. Восшествие императора Александра I на престол и первые годы нового царствования Глава V. Комитет о усовершении духовных училищ Духовные школы ко времени царствования Александра I Глава VI. Комиссия духовных училищ Глава VII. Двенадцатый Год Глава VIII. «Мистицизм» Глава IX. Библейское общество Глава X. Новые уставы духовных училищ Глава XI. Министерство духовных дел и народного просвещения; расцвет мистицизма Глава XII. Борьба с мистицизмом Глава ХII. Справочные сведения из сферы церковной жизни Александрова века Глава XIV. Кончина императора Александра I Часть вторая. Николаевское время Глава I. Император Николай I Глава II. Распространение православия среди инородцев Глава III. Воcсоединение униатов. Глава IV. Охранение православия Глава V. Вторая духовно-учебная реформа и духовное образование Глава VI. Церковное управление и быт духовенства Глава VII. Богослужение, духовная литература, просвещение и воспитание народа Глава VIII. Духовные деятели -прежние и николаевского времени Часть третья. Освободительная эпоха. Глава I. Царь-Освободитель. Глава II. Правительственные реформы в духовном ведомстве Глава III. Духовные училища и третья духовно-учебная реформа Глава IV. Общественная самодеятельность духовенства. Народное образование Глава V. Церковные братства и общества Глава VI. Духовная литература и наука Глава VII. Дела веры и иерархии Глава VIII. Деятели Часть четвертая. Восьмидесятые и девятидесятые годы Глава I. Императоры Александр III и Николай II Глава II. Перемена общественного настроения Глава III. Церковно-народное и духовное образование Глава IV. Религиозно-просветительные общества и братства Глава V. Духовные журналы и народные издания Глава VI. Дела веры Глава VII. Духовенство и церковное управление Глава VIII. Конец столетия  

 
Последовательное изложение событий русской церковной жизни XIX века, за исключением только последнего десятилетия, можно найти в «Учебном Руководстве» профессора казанской духовной академии Знаменского1, а подробный систематический указатель – в «Руководстве» приват-доцента московского университета Доброклонского2 и, отчасти, в «Летописи» епископа Арсения3. Автор исторических набросков, предлагаемых благосклонному вниманию читателей, имел в виду на пространстве отведенных в его распоряжение страниц возобновить в памяти читателей лишь важнейшие события русской церковной истории XIX века и, главным образом, те общие настроения, которые последовательно сменялись в нашей церковной жизни в течение недавно минувшего века и давали определенную историческую окраску той или иной эпохе.
Внутренняя жизнь Церкви на всем протяжении ее истории без сомнения, остается в существе своем неизменною, основанная на Вере, Уповании и Любви; но внешние проявления этой жизни бывают в истории неодинаковы: при обстоятельствах благоприятных она проявляется преподобными подвижниками, при неблагоприятных – исповедниками и мучениками. В зависимости от тех или иных внешних условий и влияний выдвигается на арену истории то та, то другая сторона внешней церковной жизни, но внутренняя ее сущность остается неизменною. В России, где государство искони является не врагом, а покровителем Церкви, и где вера православная признается государственною религией, Церковь не может жить уединенно и обособленно от государства; напротив, живет неразрывно с ним, разделяя и его печали, и его радости, своим благотворным влиянием оказывая ему помощь и содействие в его великих и многосторонних целях и задачах и сама получая от него пособие для своих целей: счастливый союз на общую пользу без взаимного подчинения в принципе. Вот почему русская церковная история не отделима от русской государственной истории и вот почему события, волновавшие государство, волновали и Церковь, и наоборот, и те стороны жизни, которые выдвигались в данное время в силу исторических условий в государственной жизни, выдвигались и в церковной, и опять-таки наоборот. Все события русской церковной жизни, таким образом, рисуются на фоне русской гражданской истории, которая, главным образом, и сообщает первой тот или иной колорит.
С. Рункевич

* * *

1П. Знаменский. «Учебное руководство по истории русской Церкви», Сп. 1896.
2А. Доброклонский. «Руководство по истории русской Церкви», вып. IV (синодальный период), Москва, 1893.
3Епископ Арсений (Иващенко), «Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, изд. 3-е, Спб. 1900.

Источник: Извлечено из приложения к дух. журналу "травник" за 1901 г. "История Христианской Церкви XIX века"