святитель Тихон Задонский

Симфония по творениям свт. Тихона Задонского

Закон Божий

Человеколюбец Господь Бог наш, когда создал человека по образу Своему и по подобию, насадил в душе его закон, через который он мог все, что касается его обязанностей, знать и по тому закону поступать. Он по тому закону мог знать, в чем состояла его обязанность к Богу, Создателю своему, к себе и ближнему своему. Но по падении человеческом закон этот так попортился, что едва малые следы от него остались. Отсюда последовало, что люди вместо добра избирали зло, и, тьмой неведения помраченные, пороки вместо добродетелей почитали.

Потому милосердный Творец наш, по Своей естественной благости, изобразил закон тот на двух скрижалях, которые через Моисея, верного Своего раба, передал избранному Своему народу – Израилю, а потом и всем людям и народам. Но цель как естественного, так и написанного закона не иная, как только единая любовь. Ибо премилосердный и человеколюбивый Бог, зная, что без любви не может быть в роде человеческом никакого благополучия, по той причине, как Отец, промышляя о чадах Своих, дал нам закон для пользы нашей и ради нашего благополучия, – который состоит в том, чтобы мы, вопервых, Бога, а потом ближнего нашего любили так: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим… и ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях, – по словам Самого Христа, – утверждается весь закон и про роки (Мф. 22, 40).

* * *

Великое зло есть грех. Ибо грех есть преступление и разорение вечного и неизменяемого закона Божия. Грех есть беззаконие (1Ин. 3, 4). Что Бог повелел и узаконил, то через грех разоряется, и Богу повелевшему и узаконившему в противность делается, и непослушание оказывается.

* * *

Грехом закон Божий, вечный и неизменный, разоряется. Ибо Бог дал закон Свой нам для того, чтобы нами в целости соблюдаем был. А когда грешит человек и закон Божий преступает, то он нарушает то Божие установление и узаконение, которое вечно нерушимым и целым должно пребывать. И так человек разоряет то, что Бог установил; и грешник окаянный изменяет и разрушает то, что само в себе неизменно и нерушимо должно быть. В законе Божием изображено то, что так, а не иначе, как изображено, должно быть; например, Бога почитать и любить более всего и ближнего любить, как себя. Этого вечная и неизменная правда от человека требует. Но грешник ослепленный, несмотря на то, дерзает разорять неразоряемое и нарушать ненарушаемое, к бесчестию вечного Бога и своей погибели.

* * *

Бог, Который закон издал и повелевает его хранить, велик и страшен, и Он – Бог отмщений (Пс. 3, 1), и повелевает его хранить твердо: Ты заповедал заповеди Твоя твердо хранить (Пс. 118, 4). И за преступление святого закона Своего временной и вечной казнью грозит. Указы земного царя, гнев которого только тело наше умертвить может, нарушать боимся. Как Божьего повеления нарушать не бояться и праведного Его гнева, Который может и душу, и тело погубить в геенне огненной (Мф. 10, 28)?

* * *

Не может быть истинного покаяния без познания, ощущения и признания своей немощи, греха, бедности и окаянства, а все это из закона и проклятия законного познается и ощущается. Поэтому всякий, желающий истинно каяться, должен вникнуть в закон и поставить совесть свою перед законом и рассмотреть, в чем ее закон обличает, уязвляет и утесняет. В такой тесноте, то есть чувствуя законное проклятье и гнев Божий против содеянных грехов, верою прибегать ко Христу и искать милостивого избавления от гнева Божьего и казни, последующей гневу.

* * *

Дан был нам закон Божий, в котором вечная правда изображена. Тот должно было нам или совершенно исполнить, и так праведными перед Богом быть, и жизнь вечную получить, по Писанию: исполняющий то (в законе написанное) человек, жив будет им (Гал. 3, 12); или, если не исполним, под клятвой закона быть, по сказанному: про клят всяк, кто не исполняет всего, что написано в книге за кона (Втор. 27, 26; Гал. 3, 10).

Но грех, живущий в человеке, большую воспринял от закона силу, и был как бы раздражен на него, и что закон повелевал или запрещал, большую в человеке возжигал против того похоть. Потому человек не мог того, что закон от него хотел, исполнить, немощью и похотью побеждаемый, и так закон обличал его, как немощного и преступника, а не исцелял. И хотя человек не мог делать того, что закон ему повелевал, но правда Божия своего требовала от него. Требовала того, что он должен Создателю и Богу своему, то есть совершенного послушания и почитания, и так определила, дабы человек или весь закон Божий исполнил и благословение Божие получил, или, не исполнив, лишился Божьего благословения и проклятием поражен был.

Правда Божия нарушена быть не может, но требует непременно, чтобы законопреступник был наказан, ибо свойство правды – каждому должное отдавать. Не сыскался человек, который бы закон Божий совершенно исполнил, потому что все согрешили и лишены славы Божией (Рим. 3, 23). Не сотворил никто того, чего правда Божия требовала, и всякий обличался от закона как преступник и непокорный. Следовательно, и остался всякий по определению Божией правды под проклятием, и подпал вечному осуждению и смерти.

Милосердие и человеколюбие Божие не терпело, чтобы человек был оставлен под проклятием, не терпело видеть его в вечной погибели. Правда Божия своего требовала, и милосердие Божие своего хотело. Надобно было и правде Божией удовлетворение свое получить, и милосердию Его не остаться без удовлетворения своего.

Бог праведный и милосердный изобрел по Своей премудрости средство, которым и правда Его святая, и милосердие Его удовольствовались. Благоволил Сыну Своему, Который есть Ипостасная Божия Премудрость, воплотиться. Явился во плоти Сын Божий, и за нас, проклятых от закона, учинился клятвою, единый благословенный во веки (Рим. 9, 5), и так искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (Гал. 3, 13); и, вместо нас, не исполнивших закона, совершенно исполнил закон, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу (Рим. 8, 4). Так закон Божий конец свой, то есть исполнение совершенное, во Христе получил, чего в нас не получил. Так правде Божией и милосердию Его удовлетворила Ипостасная Отчая Премудрость – Христос. Правде – так как Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши (Ис. 53, 5; Рим. 4, 25; 1Кор. 15, 3); милосердию – так как человек проклятый и вечному осуждению подверженный благословение верою во Христа получает от Бога и спасается (1Петр. 3, 9; Гал. 3, 9, 14; Рим. 5, 9–10). И чего в законе не мог сыскать, как немощный, то все верою во Христе обретает. Так милость и истина встретились, правда и мир облобызались! Истина с земли воссияла, и правда с неба приникла (Пс. 84, 11–12).

* * *

Не делай того, что совесть возбраняет тебе делать, ибо что совесть непогрешительная возбраняет, то возбраняет и закон Божий. Совесть добрая согласна закону Божию. Закон Божий говорит: не убивай, не кради, и прочее, – то же слышишь и в совести твоей. Берегись же делать то, что совесть запрещает, дабы не уязвить душу твою, уязвив совесть.

* * *

Спросят: «Когда-де христиане не под законом, а под благодатью, то зачем же закон проповедуется?»

Ответ.

1. Проповедуется неисправным, чтобы им устрашившись и очувствовавшись, в покаяние пришли. Так Предтеча святой, желая привести людей к покаянию и так приготовить сердца их к восприятию веры евангельской, проповедал: уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Мф. 3, 10).

2. Проповедуется и благочестивым истинным христианам, дабы по правилу его исправляли житие свое, дабы на него, как в зеркало, взирая, познавали немощь естества своего и очищали верою во Христа, Сына Божьего, и так бы ветхого человека совлекались и облекались в нового, успевали в любви Божией и к ближнему, что есть цель закона. Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры (1Тим. 1, 5).



Источник: Симфония по творениям свт. Тихона Задонского — М., «ДАРЪ», 2007. — 1328 с. ISBN 978-5-485-00154-4. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского (1724– 1783) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Сост. Т. Н. Терещенко

Комментарии для сайта Cackle