Источник

Милосердие Божие (милость Божия)

К доброму и милостивому человеку, хотя и высокого звания, удобно все приступаем, ибо благость его и милость всякого к себе влечет, и надежда милости его удобным приступ к нему делает. Каждый в себе так думает о нем: «Хотя он велик и высок по своему сану, однако всем бедным, приступающим к нему и просящим милости у него, доступен и отверзает двери милосердия». Тем более мы должны рассуждать так о Господе Боге нашем, христианин! Хотя Он и велик и страшен, и величество Его непостижимо, но насколько велик, настолько благ и милостив, и каково величие Его, такова и милость Его. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Благ Господь ко всем и щедроты Его на всех делах Его (Пс. 144, 8–9).

И все святое слово Его ничто так нам не проповедует, как благость и милость Его к надежде и утешению нашему. Без сомнения приступим к Нему и будем стучать в двери милосердия Его. Да и Сам Он велит нам приступать к Себе с молитвой и прошением в нуждах наших. Про сите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий полу чает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Мф. 7, 7–8). Что утешительнее этих слов может быть нам, бедным грешникам? К какому человеку, столь доброму, милостивому, щедрому и кроткому, так удобен приступ бывает, как к Богу, Который и в сердце человеческом доброту, милость, щедроты и кротость насадил? У какого отца дети так удобно и скоро испрашивают желаемое, как у Бога сыновья человеческие? Бог наш не только смотрит на прошение и исполняет, но и слушает желание убогих людей Своих. Желание убогих Ты услышал, Господи, преданности сердца их вняло ухо Твое (Пс. 9, 38).

Двери милосердия и приступ к Богу отворил нам Сладчайший Спаситель наш Иисус предорогими Своими заслугами. И пусть не устрашает нас величие Его, чтобы приступать к Нему с молитвой, но пусть ободряет благость и человеколюбие. Да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи (Евр. 4, 16).

* * *

Велики твои грехи, но бесконечно милосердие Его. Множество у тебя грехов, но бесчисленны и щедроты Его. Как капля воды против моря, так все твои грехи против милосердия Божия и бесценных заслуг Христовых. С радостью отпустит тебе Христос все согрешения твои и их уже не помянет тебе. Поскольку, когда каешься, желание Его святое и плод страстей Его исполняется. И вся прежняя твоя жизнь, скаредная и скверная, не повредит тебе, как тьма вышедшему на свет. Тьма – нераскаянная жизнь и заблуждение. Свет – покаяние и исправление. Ты, отрекшись от прежней своей жизни и начав новую, как из тьмы на свет вышел и, возненавидев тьму, свет возлюбил, и поэтому новым человеком сделался.

* * *

Бог весьма милосерден; и милосердие Его таково, каково величество Его. Величество же Его бесконечно, следовательно, и милосердие бесконечно. Не могут быть такими многими и такими великими грехи наши, которых бы не превышало Божие милосердие. Милосерден же тот, который соболезнует о бедствии другого, болезнь и сострадание в сердце своем ощущает. Так отец и мать о бедствии детей своих соболезнуют. Такую болезнь почувствовал в сердце своем святой Давид, когда услышал об убийстве сына своего Авессалома, и плакал так: сын мой Авессалом, сын мой, сын мой Авессалом! Кто даст смерть мне вместо тебя (1Цар. 18, 33)? Такое отеческое и сострадательное сердце, или еще более горячее, Бог над бедствием и окаянством нашим имеет.

* * *

Во всем Священном Писании не найдешь почти ни одной главы, ни одной страницы, которая не представляла бы нам милосердия Божия. Ведает Бог слабость естества нашего, и потому столь часто поминает нам о милости Своей в Слове Своем святом, дабы мы не отчаивались, но более искали ее покаянием. Примечай, о бедный и окаянный грешник, как милостив Бог к грешникам кающимся, и как Дух Святой через пророков и апостолов милость Его объявляет. Ибо у Господа милость и великое у Него избавление, и Он избавит Израиль от всех беззаконий его (Пс. 129, 6).

* * *

Согрешивший не должен отчаиваться, а тотчас обратиться и прибегнуть к милостивому Ходатаю Иисусу Христу, признать грех свой со смирением и просить у Него прощения и милости, чтобы опять принял в общество верных Своих. Ибо не истощились щедроты Его и кающимся и стучащим двери милосердия Его открываются. Однако должно крайне беречься от греха: хотя и непостижимо велика для грешников Божия милость, – не станем согрешать против милости Божией, чтобы, вместо милости, правосудие Его на себе не узнать. Без сомнения милостив Бог, но и праведен: и кто, уповая на милость Божию, не перестает грешить, тому опасаться надо, чтобы не испытать на себе праведного суда Его.

* * *

Милостив Бог, но к кающимся; а бесстрашных и нераскаянных суд Божий постигает, и непременно постигнет, как увидишь.

* * *

Христос епископу Ефесской Церкви говорит: вспомни, откуда ты ниспал, и покайся (Откр. 2, 5). Этот сладкий голос милосердного нашего Избавителя в уши всех ударяет. О, да ударит и в сердца Божественной своей крепостью и возбудит души, тяжким сном греха уснувшие! Ударяет пастырей: пасите Божие (Мое) стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнус ной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду, которое стяжал Кровью Моею (1Петр. 5, 2–3). Ударяет судей: вспомните, на каком сидите месте; Я сказал: вы – боги. Доколе будете судить неправедно и лицеприятствовать грешникам (Пс. 81, 6, 2)? Ударяет родителей: вспомните о чадах ваших; воспитывайте их в учении и наставлении Господнем (Еф. 6, 4). Ударяет всех вообще и людей всякого чина: вспомните, откуда вы ниспали, и покайтесь (см.: Откр. 2, 5).

Дух же Святой в псалме говорит: ныне, если голос его услышите, не ожесточите сердец ваших (Пс. 94, 7–8)…

Если же ожесточим сердца наши, то послушаем еще, что еще говорит Христос упомянутому епископу: скоро приду к тебе, и прочее (Откр. 2, 5). Это уже и приходит к нам через различные наказания: нашествие иноплеменников, врагов наших, моровую язву, частые пожары, отнятие плодоносности от нив наших, болезни, скорби и различные напасти – и как бы убеждает нас послушать своего гласа и покаяться. Если же и так не послушаем: вот приготовил Он для суда престол Свой (Пс. 9, 8). Вот, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих – со творить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и прочее (Иуд. 1, 14–15 и далее). Вот, – говорит Сам Господь, – иду, как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его (Откр. 16, 15). Ибо как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого (Мф. 24, 38–39).

Поэтому придите, пока день тот, страшный для грешников, не придет. Придите все. Возвратимся к Пастырю и Посетителю душ наших, Христу, Сыну Божьему. Зовет Он нас, как слышали мы, и ожидает; готов святейшими объятьями любви Своей принять всех, как отец блудного сына.

Никого да не смущает множество и величество грехов! Всех Он, малых и великих, грешников призывает и обещает вечный покой душам: придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11, 28). Никто да не сомневается во все превосходящей этой милости и человеколюбии Его! Евангелие Его святое и изображенное в нем человеколюбие Его, которое Он грешникам, странствуя в святейшей плоти на земле, показал, крепко уверяет нас. Как усердно привлекает жену самарянку, бывшую блудницу! Обещает ей источник воды, те кущей в жизнь вечную (Ин. 4, 14). Как благосклонным лицом смотрит на грешницу, омывающую слезами ноги Его и любезным и утешительным голосом говорит ей: прощаются тебе грехи (Лк. 7, 48). Как человеколюбиво разрешает прелюбодейку: Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши (Ин. 8, 11). Как благосклонно и милостиво принимает всех приближающихся к Нему мытарей и грешников (см.: Лк. 15, 1).

Как живо изображает Свое милосердие, тщательное и усердное ко взысканию грешников, во образе хозяина, который, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит ли девяноста девяти в пустыне и не пойдет ли за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью, и прочее (Лк. 15, 4–5 и далее). Какой милостивый Свой взор во время самого страдания обращает на отвернувшегося ученика (см.: Лк. 22, 61), и со взором милость и благодать Свою подает ему в утешение и укрепление его, чтобы не оскудела вера его (Лк. 22, 32). Как милостивую руку помощи, уже на Кресте вися, подает разбойнику, и почти из самых адовых врат восхищает его и открывает двери Небесного Царствия: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23, 43). Как, наконец, с высоты славы Своей милостивым и человеколюбивым гласом ударяет в уши и сердце Савла, бывшего хульника, гонителя и обидчика! Савл, Савл! что ты гонишь Меня (Деян. 9, 4), – и из гонителя проповедником имени Своего и всей вселенной учителем делает (см.: 1Тим. 1, 13).

Так кротко, так милостиво, так человеколюбиво поступает с грешниками Господь наш! Ибо не хочет смерти грешника, но чтобы тот обратился от пути зла и был жив (Иез. 18, 23). Итак, если имеем такого милосердного Господа нашего, придите, отложим темное облако противных помышлений, которое покрывает сердца наши, и, от вергнув дела тьмы, облечемся в оружия света (Рим. 13, 12), вспомним, откуда мы ниспали, и, вспомнив, восплачем пред Господом, сотворившим нас и искупившим Кровью Своею, ибо Он есть Бог наш, а мы народ паствы Его и овцы руки Его (Пс. 94, 6–7).

Возвысим все единодушно от сердца глас наш: скоро да явятся нам щедроты Твои, Господи, ибо мы весьма обнищали! Пом оги нам, Боже, Спаситель наш, ради славы имени Твоего. Господи! избави нас и очисти грехи наши ради имени Твоего (Пс. 78, 8–10). И еще: Господи Боже сил! восстанови нас, яви светлым лицо Твое, и спасемся (Пс. 79, 8)...

Это мое рассуждение не касается тех, которые благодатью Божией стоят неподвижно в вере и плоды веры показывают. Знаю я твердо, что имеет Господь Своих рабов, почитающих Его, и знает их. Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих» (2Тим. 2, 19), – говорит апостол. Он знает Своих, и Свои знают Его (см.: Ин. 10, 14). Им желаю в той благодати Божией пребывать и день ото дня преуспевать, от силы в силу восходить (см.: Пс. 83, 8), и до конца в том подвиге подвизаться, и своей братии, забывшей и забывающей христианский долг, усердной молитвой помогать. Таким говорит Христос: будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (Откр. 2, 10).

А только здесь слово мое к тем относится, которые благочестием хвалятся, но силы его, которая состоит в вере, страхе и любви Божией, отрекаются (2Тим. 3, 5), говорят, что знают Бога, а делами отрекаются (Тит. 1, 16), на языке веру, а в сердце неверие и безбожие имеют (Иак. 2, 14).

* * *

Если какие грехи сотворил ты по крещении и в истинном покаянии находишься, – не отчаивайся, но ожидай милости Божией. Сколько бы их ни было, и насколько бы велики и тяжки ни были, у Бога еще более милости: каково величие Его, такова и милость Его. Только впредь берегись грешить.

* * *

Если в чем как человек совершишь проступок и согрешишь, не отчаивайся, но тотчас, познав свой грех, падай со смирением пред милосердыми Божиими очами и проси милости словами мытаря: Боже! милостив буди мне грешному! – и отпустится тебе согрешение твое.


Источник: Симфония по творениям свт. Тихона Задонского — М., «ДАРЪ», 2007. — 1328 с. ISBN 978-5-485-00154-4. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского (1724– 1783) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Сост. Т. Н. Терещенко

Комментарии для сайта Cackle