святитель Тихон Задонский (Соколов)

Милостыня

Когда земледелец сеет свои семена в землю, тогда глупый человек, который, не зная плода, происходящего от семени, смеется над этим, думая, что земледелец напрасно губит свои семена, бросая их в землю. Но земледелец, надеясь, что его семя, бросаемое в землю, принесет ему плод больший, нежели сеется, не перестает сеять. Так люди глупые и несмысленные делают. Они, видя, что христианин расточает имение и дает убогим, смеются над этим, думая, что губит он свое имение. Эти люди думают, что только то имение не погибает, которое расходуется на то, что видимо – на суету и прихоти этого мира. Потому и сами не на милостыню, а на плотские похоти расходуют свои имения, а над теми, которые расточают и дают убогим, смеются.

Смейся, человек, смейся. Но после горько заплачешь и зарыдаешь ты, который не жалеешь тратить тысячи или сотни на приданое твоей дочери, на дорогие вина и на богатые столы, на шелковые и виссонные одеяния, на кареты и коней, на собачью охоту и прочие прихоти, а ради Христа, Который за тебя пострадал и умер, Который так тебя, врага, возлюбил, что и Самого Себе не пощадил, – ради Христа, говорю, столь великого и высокого твоего Благодетеля, и рубля и полтины жалеешь подать, да и еще от Его добра, тебе данного. Ибо все добро, какое ни имеем, – Его. Господня – земля и что наполняет ее (Пс. 23, 1). Рассуждай так и непременно будешь жалеть и плакать. А если сейчас не будешь жалеть и плакать, то во Второе пришествие Христово и в день воздаяния будешь жалеть и плакать, но поздно и бесполезно.

Как ленивые мужики и гуляки, видя земледельцев, собирающих плоды своих посеянных семян и радующихся им, сами сетуют и скорбят, ничего не видя в руках своих, ибо не трудились, не сеяли, потому и плодов не собирают и так остаются без надежды на пропитание, так и христиане, любящие роскошь, и гуляки при кончине века и воскресении из мертвых – тогда будет христианская жатва (см.: Мф. 13, 30) – постыдятся и посрамятся, заплачут и зарыдают тогда, когда увидят добрых христиан, пожинающих плоды своих семян, себя же увидят бесплодными, в крайней нищете. Тогда они действительно узнают, что богатство, на прихоти и роскоши истраченное, погибает и истратившего в погибель ввергает. А богатство, в руки нищих и убогих ради имени Христова вложенное, сохраняется и намного лучшее и с великим прибытком возвращается. Блаженны милостивые, ибо они по милованы будут (Мф. 5, 7). Окаянные немилостивые лишатся милости, ибо суд без милости не оказавшему милости (Иак. 2, 13). Тогда милостивые, сотворившие дела милости, услышат от праведного Судии: приидите, благословенные Отца Моего, на следуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы при шли ко Мне. А немилостивые, любящие роскошь и гуляки, рас точившие добрые Господни имения не на убогих, а на прихоти свои, как рабы негодные и строители неверные, услышат: Иди те от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; был болен и в темнице, и вы не посетили Меня (Мф. 25, 34–43). Христос не требует добра нашего, но Сам все нам подает. Не требует, говорю, Христос, но требуют христиане, братья наши. И что дается христианам, то, по человеколюбию Своему, Христос Себе вменяет, ибо говорит: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 40). А что не делается христианам, то и Самому Христу не делается, по сказанному: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне (Мф. 25, 45). Что делается членам, то и голове делается. И чего не делается членам, то и голове не делается. Делается добро членам – его вменяет и голова себе. Не делается добра членам – не делается и голове самой. Думай об этом, человек, скупой на подаяние милостыни, щедрый на прихоти и роскоши свои!

Благословенный христианин! Христолюбивая душа! Не смотри на сыновей сего века, которые всячески стараются угодить миру сему, а не Христу, умершему за них. Но доброе творить не переставай: ибо в свое время пожнем, если не ослабеем (Гал. 6, 9). Возлюбленный, не уподобляйся злому, а уподобляйся благому. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога (3Ин. 1, 11). Подражай земледельцу, в подходящее время сеющему с надеждой на плод. Сей и ты семена свои в нынешнее время, и во время жатвы с радостью пожнешь. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал. 6, 7–8). Вожделенно и сладко будет слышать: при идите, благословенные! Страшно и ужасно: идите от Меня, проклятые! Христиане, да звенят всегда в ушах эти два наших слова: приидите, отойдите. Помилуем братию нашу – и сами помилованы будем. Подадим – и нам подастся.

* * *

Влагает в сердце человеку враг собирать богатство ради подаяния милостыни: «Будешь тем снабжать убогих, и от этого немалую пользу иметь», – но тем замышляет укоренить в сердце его сребролюбие и ко всякой неправде привести. Отсюда бывает, что многие щедро другим дают, но у других отнимают. Многие господа к нищим и убогим щедры бывают, но для своих крестьян скупы и их в нищету и убожество приводят. Полезно милостыню давать, но пагубно других обижать. Какая это милостыня – у одного отнимать, а другому давать! Не милостыня, а бесчеловечие это. Первейшая христианская милость есть – не обидеть.

* * *

Убогое имение у себя имеешь, но не все расточай на свои домашние расходы. Береги, чтобы было что посеять и во время жатвы плоды собрать. Удели часть и от убогого Христу, Который сторицею в свое время тебе отдаст. Хотя бы немного семян сей в руки нищих, да благодатью Божией умножится плод твой.

Давай просящему у тебя с усердием, и малое, поданное от доброхотного подателя, за великое почтет и примет Человеколюбивый Иисус, как от убогой вдовицы две лепты принял. Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое (Мк. 12, 43–44). Клади и ты хотя бы лепты в руки нищих, как семена в землю, и в свое время с радостью пожнешь. И чаша студеной воды, во имя Христово поданная, незабвенна перед Ним бывает (Мк. 9, 41).

* * *

Если бы кто сказал: «Я бы подал просящему, да сам не имею», – такому отвечаю:

1. Имеешь ли что подать или не имеешь, о том знает Бог-Сердцеведец, Которому имение твое и неимение известно.

2. Здесь речь о таких, которые имеют что подать, но отсылают от себя нуждающихся ни с чем, а не о таких, которые сами нищие.

3. Милостыня, как плод любви, не только в действительном подаянии состоит, но и в святом к подаянию желании, сердечном сожалении и сострадании бедному и во всяком служении, как-то: во введении странника в дом, в посещении больного и в темнице сидящего, и в служении им, и прочее.

* * *

Непохвально делают те, которые того ради дают милостыню, чтобы приемлющие молились Богу за них, ибо здесь своя польза ищется, а не Христова честь и ближнего польза. Иначе бы не давали, когда бы не надеялись на их молитвы. Истинная любовь не ищет своего (1Кор. 13, 5). И всякое дело от конца судится, то есть в Божию ли славу и ближнего пользу делается или ради своей корысти. Должны приемлющие милостыню благодарны быть к своим благодетелям и молиться за них, но подающим должно просто подавать, без своей пользы, и взирать только на бедность просящего, которого Христос повелел миловать. А будут или не будут молиться приемлющие милостыню, милостыня свое воздаяние непременно получит, по Писанию: блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5, 7).

Милостыня, просто, от чистого и любящего сердца подаваемая, без гласа молится, и более молится, нежели все люди.

* * *

Из слов Божиих: милости хочу, а не жертвы (Мф. 9, 13), – видим, что Богу наиболее приятно, а именно, – милость, оказываемая нами ближнему. Не отвергает Бог и жертвы, но всякой жертве предпочитает милость, ближнему творимую, так как Сам милостив. Потому кто творит милость ближнему, тот подражает Ему и так лучше всякой жертвы приносит Ему жертву. Ибо ничто так Богу не приятно, как такое подражание Ему. Поэтому апостол увещевает нас: не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу (Евр. 13, 16). И Христос говорит: будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36).

Богу приятнее услышать и принять милостыню, ближнему творимую, нежели молитву, песнь и хвалу, Ему приносимую. Ибо что молитва без милостыни? Как голос без силы. Милостыня сама собой молится более, нежели все люди. Без милости нашей к ближнему все наши дела негодны, как дерево без плодов. Нет же большей милости, как грешника увещать и обратить на путь покаяния. Потому Христос, Господь наш, ради нас и в мир пришел, и обращался с грешниками, чтобы их обратить на путь истинный, и нас примером Своим научает, что, хотя все христиане, но особенно пастыри, которые на то и избираются, должны делать, чтобы быть одним духом и мыслью со Христом: в них должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе (Флп. 2, 5).

Рассуждай об этом, возлюбленный, и старайся таким быть к ближнему твоему, каким Бога по отношению к себе хочешь иметь: будь милостив к брату твоему, если хочешь, чтобы Бог к тебе милостивым был; отпускай ему грехи его, если хочешь от Бога отпущение грехов твоих получить. Заботься о спасении его так, как о своем заботишься. Это есть дух христианский. Это знамение истинного христианина – делать ближнему своему то, чего себе хочешь. Этому закон, пророки и апостолы, и Сам закона, пророков и апостолов Господь учит.

* * *

Святое Божие слово хвалит и ублажает тех, которые милостивы и щедры к убогим: блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5, 7). Блажен помышляющий о нищем и убогом (Пс. 40, 1). Дела милости перед всем миром превозносятся праведным Судией Христом и в других местах святого Писания (см.: Мф. 25, 33–36). Христианин! Если хочешь быть участником этого блаженства, будь милостив и щедр к убогим. Много имеешь, много и давай. Мало имеешь, мало и давай, но давай от усердия. Милостыня судится не по числу отданного, но по усердию дающего, ибо доброхотно дающего любит Бог (2Кор. 9, 7). Даешь ныне в руки нищих и убогих, но от рук Христовых сторицей примешь. Поэтому подавай милостыню. Не бойся, не погибнет данное, ибо верен Обещавший.


Источник: Симфония по творениям свт. Тихона Задонского — М., «ДАРЪ», 2007. — 1328 с. ISBN 978-5-485-00154-4. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского (1724– 1783) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Сост. Т. Н. Терещенко

Комментарии для сайта Cackle