святитель Тихон Задонский (Соколов)

Мир

Видим в мире, что когда одно царство с другим, город с другим городом, село с другим селом, сосед с соседом, жена с мужем и прочие живущие в одном доме друг с другом мир имеют, тогда все благополучно бывает и никакого зла друг от друга не опасаются. Только бы мир истинный, а не лицемерный был, какой часто между людьми бывает. Так, когда христианин мир с Богом имеет, тогда все блаженство в себе заключает и всякое бедствие и злополучие отгоняет. Тогда человек в милости у Бога всесильного и покрывающего Своих рабов находится; гнева и суда Божьего не боится; ада и геенны не ужасается; дьявола и всех наветов вражьих не устрашается; на вечную жизнь и обещанные блага и всякое благословение Божие без сомнения надеется. Одного того опасается, чтобы перед Богом не согрешить и Его не прогневать и так пресладкого мира не лишиться.

Этот мир может только в чистой и непорочной совести быть – это и есть высочайший дар Святого Духа.

Этого мира святой апостол в начале почти всех своих посланий христианам желает: благо дать вам и мир, и проч.

Этого мира и служители Божии на всех общественных богослужениях нам желают: «Мир всем!»

Этот мир Христос Господь, восстав из мертвых, апостолам благовествовал: мир вам (Ин. 20, 21)!

Мир этот, мир с Богом, потеряли было мы во Адаме, но во Христе, Господе нашем, опять приобрели. Он стал Ходатаем между Богом и людьми, как Церковь поет Ему: «Ходатай Богу и человеком был еси, Христе Боже». Он страданием и смертью Своею за грехи наши правосудие Божие удовлетворил, грехи отнял, и вечную правду ввел, и Бога умилостивил, и так нас с Богом и Бога с нами примирил; Ангелов с людьми, и людей с Ангелами. Небесных с земными и земных с небесными соединил. Смерть, ад, и все бесовское полчище, и всех врагов наших, как сильный в крепости Господь, Заступник и Помощник наш, победил и попрал, и добрую надежду вечной жизни подал нам, так что надеемся, по неложному Его обещанию, в блаженной вечности торжествовать над всеми врагами нашими. Смерть! где твое жало? ад! где твоя по беда (1Кор. 15, 55)?

* * *

Христиане должны между собою мир и согласие во Христе иметь. В вещественном теле все члены в согласии и мире пребывают: рука с рукой, нога с ногой, око с оком и с прочими членами не враждует, но что один член делает, то и другие; куда одно око смотрит, туда и другое; куда одна нога ступает, туда за нею и другая ступает. Так и в прочих телесных членах великое согласие между собою и во всем составе имеется. Так Творец устроил; иначе бы не мог целым быть состав. Такое согласие должно быть и в духовном теле, то есть в христианстве. Союза и мира такого причину полагает апостол: одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас (Еф. 4, 4–6). И в другом месте: все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом (1Кор. 12, 13). К такому миру и увещевает христиан: старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа (Евр. 12, 14). Такой союз мира был у христиан первенствующей Церкви, как святой Лука об этом свидетельствует: у множества же уверовавших было одно сердце и од на душа (Деян. 4, 32). Погрешают те христиане и от должности своей уклоняются, которые друг с другом ссорятся и друг с другом враждуют; а так и с Богом иметь мира не могут, пока во вражде пребывают.


Источник: Симфония по творениям свт. Тихона Задонского — М., «ДАРЪ», 2007. — 1328 с. ISBN 978-5-485-00154-4. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского (1724– 1783) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Сост. Т. Н. Терещенко

Комментарии для сайта Cackle