святитель Тихон Задонский

101. Узда

Что коню свирепеющему и беснующему узда, то плоти страстной и похотливой воздержание. Конь уздою воздерживается и повинуется хотению всадника правящего. Так и христианин должен плоть похотствующую воздерживать и покорять духу или уму. Но посмотрим, чего хочет плоть, и чего дух, и какая между ними битва.

Плоть хочет гордиться, возноситься – дух того не хочет.

Плоть хочет другого презирать и уничтожать – дух того не хочет.

Плоть хочет человека оклеветать, осудить, опорочить – дух того не хочет.

Плоть хочет в гордости и пышности мира этого жить – дух не хочет.

Плоть хочет богатство, славу и честь в этом мире искать и иметь – дух не хочет.

Плоть хочет всякие развлечения в мире этом иметь – дух от них отвращается.

Плоть хочет устраивать застолья, пиршествовать и веселиться – дух того не хочет.

Плоть хочет в красивую щегольскую одежду одеваться – дух не хочет.

Плоть хочет за обиду на ближнего гневаться, злобиться, мстить, зло за зло, досаждение за досаждение воздавать, укоряющего укорять, поношающего поносить, злословящего злословить, обидящего обижать и с ним ссориться – дух от всего того отвращается.

Плоть хочет блудодействовать, прелюбодействовать и в нечистоте валяться – дух от того отвращается.

Плоть хочет упиваться и пьянствовать – дух того не хочет.

Плоть хочет лгать, льстить, обманывать – дух того не хочет.

Плоть хочет в праздности жить – дух того не хочет.

Плоть хочет празднословить, говорить безумные слова, кощунствовать – дух того не хочет.

Плоть хочет чужое добро похищать, красть, отнимать и всячески себе присваивать – дух не хочет, и проч.

Это плотское хотение и мышление.

Напротив, чего хочет дух, того не хочет плоть.

Дух хочет воле Божией следовать и ее творить – плоть не хочет.

Дух хочет перед Богом и людьми смиряться – плоть не хочет.

Дух хочет Богу послушание оказывать и заповеди Его святые творить – плоть не хочет.

Дух хочет любовно, мирно, искренно, простосердечно с ближним поступать – плоть того не хочет.

Дух хочет воздержанно и целомудренно жить – плоть не хочет.

Дух хочет ближнего миловать, и его в нуждах снабжать, и ему помогать – плоть не хочет.

Дух хочет обиды терпеть, и согрешения людям прощать – плоть того не хочет.

Дух хочет врагов любить, добро творить ненавидящим, благословить проклинающих, и молиться за творящих напасть – плоть от этого всего отвращается.

Дух хочет в бедах, напастях, искушениях и всяком злострадании молчать, терпеть, и кротко сносить – плоть того не хочет.

Дух хочет во всем надежду свою полагать на Бога – плоть того не хочет.

Дух хочет всякую правду творить – плоть не хочет.

Дух хочет во всем Богу угождать – плоть не хочет, а хочет себе угождать, и проч.

Это хотение и мышление духовное.

Видишь, какая битва и несогласие между плотью и духом. Об этом-то и говорит апостол: Плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся (Гал. 5:17). Видишь мышление плотское и мышление духовное. Видишь, чего хочет плоть и чего хочет дух.

Как конь обуздывается и уздою покоряется хотению всадника, так и мы, христиане, должны покорять плоть духу, и плотское мышление духом умерщвлять, и делать не то, что страстная и похотливая плоть хочет, но то, что дух хочет. Не будьте как конь и мул, у которых нет разума (Пс. 31:9). Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут. Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. Попечения о плоти не превращайте в похоти (Рим. 8:5–8, 12–13; 13:14). Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5:16–17, 24). «Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрования, Христе Боже, и спаси нас».



Источник: 2006 г. "Сокровище духовное от мира собираемое". Издательство Задонского Мужского Монастыря, 640 с.

Вам может быть интересно:

1. Плоть и дух – XXXII. Слово Божие святитель Тихон Задонский

2. Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний – Слово 102. О том, чтобы избегать ненужных встреч преподобный Антиох Палестинский

3. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 142. Жизнь св. Григория Назианзина до епископства. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

4. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) – Примирение схиархимандрит Иоанн (Маслов)

5. Творения – Слово подвижническое преподобный Ефрем Сирин

6. Душеполезные поучения – ЗАВИСТЬ преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

7. Новооткрытый фрагмент из мнимого Первоевангелия профессор Митрофан Дмитриевич Муретов

8. Из академической жизни. Профессор В.Д. Кудрявцев-Платонов профессор Василий Александрович Соколов

9. [Рец.] Поснов Михаил. Идея завета Бога с израильским народом в Ветхом Завете: опыт богословско-философского обозрения истории израильского народа профессор Иван Гаврилович Троицкий

10. Апокрифическое мучение Никиты Василий Михайлович Истрин

Комментарии для сайта Cackle