святитель Тихон Задонский

Сокровище духовное, от мира собираемое

 Глава 70Глава 71Глава 72 

71. Обращение

Когда раб от своего господина отворачивается и отходит от него, то уже к нему поворачивается спиной, а не лицом, и что говорит господин его, того не слушает. Так и бедный грешник, когда отвернется от Бога любовью и послушанием и обратится к злым делам, как бы спиной к Нему поворачивается, и отходит от Него, и уже тому, что Бог говорит в Слове Своем святом, не внимает и о том не заботится. Об этом пророк передал жалобу Божию о беззаконных: «Они обратили ко Мне спину, а не лица свои» (Иер.2:27). И говорит пророк против нечестивых: «они не представили Бога пред собою»********************* (Пс.53:5). Это премерзкое отвращение и отступление от Бога! Не только тогда люди отступают от Бога, когда от имени Его святого отрекаются и приступают к богам чужим, но и тогда, когда воли Его не хотят творить и бесстрашно беззаконничают, как написал апостол: «Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусными, и непокорными, и не способны ни к какому доброму делу» (Тит 1:16). Понимай это, христианин, исповедающий имя Христово, но не по-христиански живущий! Знай точно, что под именем христианским много имеется язычников, а тем более в нынешнее лютое время, в которое более почитается у христиан похоть плотская, похоть очей и гордость житейская, как троякий бог, чем Бог, Творец неба и земли, высший всякого человеческого почитания и прославления. Когда раб обратится к господину, и встанет перед ним, то уже лицом к нему стоит, и что господин ему говорит, то слушает и тому внимает. Так и грешник, когда очувствуется и от грехов к Богу обращается, уже как бы лицом к Нему стоит, и воздает Ему почитание, как Богу и Создателю своему, внимает святым Его устам, и что в Писании Святом говорит, то все и исполнять старается, и везде, где ни находится, душевными очами и верою видит перед собой Бога, а всякого греха в деле, слове и помышлении опасается, чтобы не прогневать Его. Об этом говорит пророк: «Всегда видел я пред собою Господа» (Пс.15:8). Это истинное обращение, истинное пробуждение от греховного сна, истинное покаяние, истинное воскресение душевное! Блажен человек, который так воскреснет и пребудет в том до конца! Воистину такой воскреснет в последний день не в смерть, а в жизнь и блаженство вечное! «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ним смерть вторая не имеет власти» (Откр.20:6). Христианин! Поспеши обратиться к Господу Богу своему – и непременно благодатью Христовой спасешься. «Боже Сил! обрати нас и просвети лице Твое, и спасемся!» (Пс.79:8). «Не помяни наших беззаконий первых; скоро да предварят ны щедроты Твои, яко обнищахом зело. Помози нам, Боже, Спасителю наш, славы ради имене Твоего; избави нас и очисти грехи наша имене ради Твоего» (Пс.78:8–9).

О том же

Когда человек к человеку обращается и приходит, то телом обращается и приходит к нему, хотя часто бывает, что сердце и дух отвращенными имеет. К Богу обращение не таким бывает. К Богу обращаемся и приходим не телом и ногами. Ибо как и куда обратимся к Тому, Который везде и во всяком месте, и, куда хотим идти, прежде прихода нашего уже там? К Богу, как Вездесущему, не местом, телом и ногами, но сердцем и духом бывает обращение. К Богу обращаемся, когда познаем Его, познаем то, что Он есть Высочайшее наше Добро и Блаженство, и, оставив прочие созданные вещи, мир, суету его, и всякие грехи, как Ему противные, Его одного желаем, любим, и ищем, и больше всех созданных вещей почитаем, и всегда о Нем помним и опасаемся, как бы Его чем-нибудь не оскорбить. Вот истинное к Богу обращение! Как к миру обращение бывает тогда, когда человек сердцем к мирским вещам, то есть к чести, славе, богатству, роскоши и всякой суете обращается, приближается и ищет их, как любимое свое сокровище, так и к Богу обращение бывает, когда человек, все это оставив, одного Бога любит, желает, сердцем приближается к Нему и ищет Его, как Высочайшее Добро. Что человек познает и признает за свое добро и блаженство, то и любит. А что любит, того и желает. Чего желает, о том мыслит всегда. О чем мыслит, то с усердием и ищет. Ищешь ли чести, славы, богатства и прочей суеты в этом мире? Это значит, что ты это за добро свое и блаженство почитаешь, и любишь это и желаешь этого, и это подлинно означает, что ты сердцем от Бога и Создателя своего отвернулся, и обратился к созданию Его, почитаешь это больше, чем Создателя своего. А когда, все это презрев и оставив, ищешь одного Бога, и Его одного желаешь приобрести и иметь, – значит, ты Его больше всего создания почитаешь, и в Нем свое удовольствие находишь, и крайнее свое добро и блаженство в Нем полагаешь. Так, по слову Христову, «где сокровище» человеческое, «там будет и сердце» его (Мф.6:21), там любовь его, там мысль его, там желания его, о том он думает, заботится и разговаривает, того ищет. Кто честь, богатство и славу этого мира и все в нем содержащееся за сокровище принимает, в том у него и сердце со своим желанием и любовью. Кому один Бог есть сокровище, тот к Нему одному и прилепляется. О вечное сокровище! Какое Ты драгоценное, неоцененное, ни с чем несравнимое, более всего мира вожделенное, любезнейшее, сладчайшее для любящих Тебя душ! В Тебе они все находят, чего любящие мир в мире ищут. Все находят, но несравненно лучшее. В Тебе находят богатство, честь, славу, покой, мир, утешение, радость, сладость, и несравненно большее блаженство, чем весь мир в себе имеет. Такое дорогое и высокое Добро есть Бог, ибо не созданное, присносущное и вечное, от Которого, как от источника, всякое добро проистекает, какое ни есть и ни может быть, но любящими мир сей презирается и пренебрегается! О бедный христианин! Поищешь этого добра когда-нибудь, но не сыщешь, если ныне его сердечно не поищешь. Обратись к Нему сейчас, и поищи Его, – и найдешь Его! «Взыщите Господа и укрепитесь, ищите Лица Его всегда» (Пс.104:4). «Услышу, что скажет во мне Господь Бог, как изречет Он мир на народ Свой, и на преподобных Своих, и на обращающих сердца к Нему. Так, близко к боящимся Его спасение Его» (Пс.84:9–10). «Что мне на небе? И без Тебя чего желать мне на земле? Изнемогает сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего и часть моя, Боже, вовек. Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истреблял всякого прелюбодействующего от Тебя. А мне благо – соединяться с Богом» (Пс.72:25–28). «Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя! Господь – твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Помощник мой, на Которого я уповаю; Защитник мой и рог спасения моего, и Заступник мой» (Пс.17:2–3). – Как и где искать мне Бога? Ответ: 1) Не желай и не ищи ничего, кроме Бога и воли Его святой, следуя пророку, который ни на небе, ни на земле, кроме Бога, ничего не хотел: «Что мне на небеси? и без Тебя чего желать мне на земле?» И будешь искать Бога. 2) Везде и во всяком месте ищется и находится Тот, Который везде есть. Где ни находишься и ни живешь, есть возле тебя Бог, там и ищи Его. В городе живешь? Тут Бог есть, тут и ищи его. На селе живешь? Тут Бог есть, тут и ищи Его. В монастыре или в пустыне живешь? Бог с тобой есть, там и находится Бог, там и ищи Его. Словом, где ни находишься, возле тебя Бог есть. Ищи Его возле себя, как следует – и найдешь Его. «Вот, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20). Вот Сам Бог хочет к нам прийти, и Себя в познание нам подать! Он у всякого при дверях стоит, и всякому хочет познаться, но мало кто слышит Его, стучащего в двери, поскольку у всякого слух заглушен похотями греховными и любовью мира. И так постучав в двери и ничего не обретя, отходит ни с чем от человека. Успокой и утишь ум и сердце твое от похотей плотских и шума мирских вожделений. От всего этого отвратись и внимай Ему одному. Тогда воистину познаешь, что Он возле тебя стоит и стучит в двери сердца твоего, и услышишь пресладкий голос Его, и откроешь Ему двери. Тогда войдет в дом твой и будет вечерять с тобою и ты с Ним. Тогда вкусишь, и увидишь, «как Благ Господь» (Пс.33:9). Тогда воззовешь и ты с любовью и радостью: «Щедр и Милостив Господь, долготерпелив, и Многомилостив, и Истинен» (Исх.34:6). И еще: «возлюблю Тебя, Господи, крепость моя», и далее. И еще: «что мне на небе? И без Тебя чего желать мне на земле?» и далее. Ищи везде Того, Который везде есть, и, оставив все, одного Его ищи. И тогда непременно найдешь.

* * *

*********************

Перевод П. Юнгерова – Редакция «Азбуки Веры»


 Глава 70Глава 71Глава 72 

Источник: 2006 г. "Сокровище духовное от мира собираемое". Издательство Задонского Мужского Монастыря, 640 с.