протоиерей Тимофей Буткевич

Протестанство в России*

 Глава 1Глава 2Глава 3 

Глава II. Пробстские или cупер-интендентские округа

1. Церковно-государственные законы о пробстах (Свод. зак. но изд. 189С5 г. т. XI, ч. I, ст. 511–527; 925–928; Финл. ц. Улож. §§ 428–436). В целях церковно-административных, из большего или меньшего числа лютеранских приходов в России, но соображению с местными нуждами и обстоятельствами, составлены пробстские округа. Всех таких округов 33, а именно: в С.-Петербургской губернии-3, в Лифляндской-10, в Эстляндской-8, в Курляндской-7, в Виленской-1, в селениях поселян-собственников (бывших колонистов) Саратовской губернии-2 и в селениях поселян-собственников (бывших немецких колонистов) Южного края-2. Проповедники приходов, не приписанных ни к какому приютскому округу, состоят в непосредственном ведении консисторий и генерал-супер-интендентов. Если бы сказалась нужда в учреждении нового пробства или в каком-либо изменении в территории существующих пробстских округов, то местные консистории должны ходатайствовать об этом пред генеральною консисторией, которая представляет свое мнение по этому предмету министерству внутренних дел для доклада Государю Императору. В Царстве Польском, у протестантов аугсбургского исповедания, должности лютеранских пробстов соответствует должность супер-интендентов. Всех же супер-интендентских округов четыре: варшавский, калишский, августовский и плоцкий.

В случае кончины пробста или тяжкой болезни, препятствующей ему исправлять должность, место его занимает, до назначения нового пробста, старший по службе проповедник того же округа или иной какой-либо, по избранию консистории. Когда же открывается вакансия пробста, то консистория созывает всех проповедников того пробстского округа для избрания двух кандидатов на упразднившееся место или требует их письменного мнения о желательных кандидатах. В Царстве Польском, если консистория почему-либо не одобрит кандидатов, избранных в супер-интенденты, то она назначает вторичный выбор между пасторами двух, а в случае надобности, и трех округов. Избранных и одобренных кандидатов она представляет, с своим заключением, чрез генеральную консисторию, для утверждения одного из них, министерству внутренних дел.

Пробсты подчинены непосредственно генерал-супер- интендентам и консисториям, а сами суть непосредственные начальники проповедников в подведомственных им округах. Они сообщают им все предписания духовного начальства, получают от них донесения для представления высшим властям и, как ближайшие надзиратели и руководители их, наблюдают за их учением, нравственною жизнью и аккуратностью в исправлении должности. Кроме того пробсты ежегодно представляют генерал-супер-интендентам краткие послужные списки свои и подчиненных им проповедников, а равно и кондуитные списки проживающих в их округе кандидатов духовенства. Если пробст, без вредной для дела потери времени или по другим причинам, не может обратиться с своими представлениями к генерал-супер-интенденту, то он имеет право сноситься и непосредственно с консисторией. По крайней мере, один раз в три года он обязан производить визитацию всех кирок, принадлежащих к его округу, имея с собою, если возможно, духовных ассистентов. Визитации эти должны быть производим, по преимуществу, в воскресные дни, и каждый раз, по крайней мере, за неделю до визитации должен быть извещаем об этом приходский проповедник, чтобы он своевременно мог объявить о том с кафедры своим прихожанам. С другой стороны пробст уведомляет о своей предполагаемой визитации также приходских патронов и церковное попечительство. Визитация всегда начинается торжественным богослужением. Приходской проповедник произносит проповедь на текст, предложенный пробстом; потом он изъясняет юношеству, присутствующему в кирке, краткий Лютеров катехизис, чтобы показать пробсту способ и свое уменье преподавать его. При этом и сам пробст испытывает юношество, а если признает нужным, то и взрослых прихожан в знании вообще закона Божия. За- тем он спрашивает проповедника, не имеет ли он чего либо объявит о состоянии своего прихода вообще. Проповедник, если есть что либо важное или заслуживающее внимания, докладывает ему, а если нет, то немедленно выходит из кирки, а пробст с таким же вопросом обращается к прихожанам, записывает их ответы и заявления и потом отпускает их, сделав им приличное при этом случае увещание. Но тех, которые скажут, что должны объявить ему нечто особенное, он оставляет при себе в кирке, и беседует с ними. Потом пробст требует от проповедника, церковных служителей и крестьянских церковных старост обстоятельного и точного сообщения о том, как они исправляют свою должность, в каких они отношениях между собою и с приходом, а равным образом-о религиозной и нравственной жизни прихожан, о состоянии школ и богоугодных заведений, о числе и поведении кандидатов духовенства, проживающих в том приходе, о праздновании воскресных и других торжественных дней, о порядке богослужения и совершения таинств, о погребениях и вообще обо всем, касающемся церковной жизни. Требует он также сведения и о том, вносятся ли аккуратно следующие проповеднику и церковнослужителям даяния; подом осматривает церковные (т. е., метрические) книги, церковную хронику, приходской архив и находящуюся на руках проповедника церковную утварь. Наконец, пробст может, если признает нужным, потребовать от проповедника все концепты или предначертания (Dispositionen) его проповедей. Советами и увещаниями он обязан исправлять найденные им при визитации упущения и непорядки, а о тех, которых исправить или прекратить таким способом не может, доносит консистории. Всему, что происходит на визитации, он должен вести протокол, который подписывается им, проповедником и, в виде, свидетелей, некоторыми из присутствовавших при визитами церковных попечителей или других лиц. Протокол этот остается в архиве кирки и служит основанием для следующей визитации; копию же с него и концепт проповеди, произнесенной при этом случае приходским пастором, пробст представляет в консисторию. В приходах, не подчиненных пробкам, визитации производятся генерал-супер-интендентом; а в случае весьма большой отдаленности их от местожительства генерал- супер-интендента, консистории поручают сделать визитации одному из проповедников. При объезде своих округов пролеты получают от приходов подвод?. Двум пробстам в селениях прселян-собственников (бывших колонистов) Екатеринославской, Херсонской, Таврической и Бессарабской губерний отпускается от подлежащих приходов через каждые три года по 142 р. 86 коп. каждому на путевые издержки при указанных разъездах. Прогонные деньги из государственного казначейства для проезда по делам правительства пробсту отпускаются на четыре лошади.

Пробсты имеют титул Hochehrwürden. Во время богослужения и в других торжественных случаях они носят должностное одеяние, установленное для проповедников. Жалобы пробста на проповедников и проповедников на пробста подаются генерал-супер-интенденту, который старается прекратить их распри миром и только в случае неуспеха представляет их дело на разрешение консистории. Если прихожане, патрон, или церковные попечители не довольны каким-либо распоряжением пробста или полагают, что им нарушены права их в отношении в церковному имуществу, то й они с жалобою на него обращаются или к генерал-супер-интенденту, или в консисторию. Пробсты, как и все лютеранские проповедники, в переписке по должности употребляют печать своей кирки,-и пакеты их за этою печатью отправляются без платежа весовых денег.

В Финляндии лютеранские пробсты называются контрактс-пробстами, но несут те же обязанности и пользуются теми же правами, что и лютеранские пробста вообще. Избираются они только из главных пасторов округа ординарными пасторами закрытыми записками без подписи избирателя. Домпробст (т. е., настоятель кафедрального собора), по самому званию своему, без выбора, состоит пробстом того округа, в котором он числится главным пастором.

Ближайшим начальником всех закавказских колонистских проповедников является обер-пастор, права которого не только тожественны с пробстскими, но во многих отношениях и превышают их. На должность обер-пастора немецких закавказских колоний назначается министром внутренних дел, по соглашению с главноначальствующим гражданскою частью на Кавказе, один из колонистских пасторов. Постоянное местопребывание он имеет в своем приходе, как и пробст. По должности обер-пастора ему производится содержание в размере 800 рублей: в год (в том числе 600 рублей жалованья и 200 рублей на разъезды) независимо от оклада, получаемого им по званию проповедника. Как начальник и блюститель над прочими проповедниками, обер-пастор надзирает за их учением, нравственностью и аккуратностью в исправлении их должности и печется вообще о благосостоянии колонистских лютеранских общин и училищ. Он сообщает пасторам о всех предписаниях министра внутренних дел, главноначальствующего гражданскою частью на Кавказе и прочих местных властей, дает пасторам в особых случаях нужные разрешения и получает от них донесения для представления, по Надобности, куда следует. Обер-пастор ежегодно посещает находящиеся в Закавказье колонистские общества для осмотра в них кирок и училищ, и о каждой такой визитами составляет протокол, который подписывается самим обер-пастором, местным проповедником колонии и церковными старшинами. Ему предоставлено право ходатайствовать пред гражданским начальством по церковным делам, созывать в определенное время колонистский синод (съезд), давать направление его совещаниям и доносить министру внутренних дел, чрез главноначальствующего гражданскою частью на Кавказе, о делах, которые предположено разрешить на синоде, и о всех заслуживающих внимания правительства случаях по духовной части в колониях. Чрез главноначальствующего же гражданскою частью на Кавказе он доносит министру внутренних дел о смерти пасторов, представляет кандидатов на открывшиеся пасторские вакансии и, по утверждении избранных, вводит их в должность. Наконец, обер- пастор ежегодно, в феврале, представляет министру внутренних дел, чрез главноначальствующего гражданскою частью на Кавказе, сведения о числе родившихся, браком сочетавшихся и умерших в колониях за истекший год, а также о числе существующих в колонии кирок, духовных лиц и прихожан. В случае смерти обер-пастора или болезни, препятствующей ему отправлять обязанности его звания, его должность, впредь до выздоровления или до определения другого, исправляет старший по службе пастор колоний, расположенных близь г. Тифлиса.

2. Пробстские синоды (ст. 697, 698; Финл. ц. Улож. 437–449). По издавна существующему у лютеран обычаю, и в России пробсты время от времени созывают проповедников своего округа на сбои окружные синоды или съезды, каждый раз однако же с ведения местного гражданского начальства. На этих ©анодах предметом обсуждения могут быть только одни духовные нужды лютеранского населения. На синодах обязательно председательствует сам пробст. Только проповедникам пробстского округа, образованного из приходов, состоявших в ведении упраздненной рижской городовой лютеранской консистории, не предоставляется право созывать отдельные пасторские синоды. В бывших же колониях саратовских, новороссийских и бессарабских, проповедники которых, по причине отдаленности их приходов, не могут часто присутствовать на общих лютеранских синодах, пробсты созывают только раз в год подведомственных им проповедников на окружной синод. Протоколы таких пробстских синодальных собраний представляются генерал-супер-интендентам для внесения в местные консистории, которые отсылают копии с них, чрез генеральную консисторию, в министерство внутренних дел.

Гораздо большее значение для жизни лютеранского населения имеют синоды, созываемые обер-пастором в немецких колониях Закавказья для совещаний и суждений о важнейших местных церковных делах. Эти синоды составляются: из самого обер-пастора, в качестве их председателя, четырех штатных пасторов, в звании духовных членов, и, в качестве светских членов, из депутатов избираемых всеми колонистскими приходами Закавказья на три года, по одному депутату от каждого прихода отдельно. Светские депутаты синода, по представлению местных управлений государственных имуществ, утверждаются тифлисским губернатором, который об избранных извещает обер-пастора. Каждый из этих депутатов получает, совместно от всех обществ, сверх путевых издержек, по 80 копеек в сутки на свое содержание, за все время нахождения его в синоде. В делах важнейших, касающихся всего отдельного общества или колонии, дозволяется этому обществу или колонии отрядить в синод своего пастора и особого депутата; в этом случае и сам синод вправе требовать их присутствия. Закавказский синод обыкновенно собирается в г. Тифлисе один раз в год, в сентябре месяце. Из четырех штатных пасторов один избирается синодом для производства письменных дел. Колонистский синод в особенности должен обращать внимание на то, чтобы пасторы во всех своих действиях в точности руководствовались общим лютеранским церковным уставом, применяясь в особенным условиям жизни закавказских немецких поселенцев, и чтобы в своих проповедях и образе жизни поступали но учению св. Евангелия. Он обязан стараться об устранении всех могущих встретиться препятствий к тому, прекращать всякие от того уклонения и, употребляя все меры к охранению благосостояния лютеранских общин, ходатайствовать в важных случаях об их нуждах пред светским начальством. Колонистский синод рассматривает и решает все споры и жалобы относительно браков и бракоразводных дел, по точному указанию лютеранского церковного устава. Затем, он обязан внимательно следить за сельскими учителями, на сколько аккуратно они исполняют сбои обязанности, и вообще заботиться о всех нуждах училищ, в важных случаях обращаясь за содействием к правительству. Наконец, синод обязан иметь надзор и за управлением церковными имуществами всех колоний и потому он должен рассматривать и поверять все донесения и годовые Отчеты, доставляемые ему пасторами и церковными конвентами всех колоний; свое заключение о них он представляет министру внутренних дел, чрез обер-пастора и главноначальствующего гражданскою частью на Кавказе.

* * *

*

По законам Российской Империи и специально протестантским установлениям.


 Глава 1Глава 2Глава 3