Источник

Глава III. Консисториальные округа

А. Протестантские консистории

1. Лютеранские консистории: их состав и круг действий. (Свод. зак. по изд. 1896 г. т. XI, ч. I, ст. 543–500; 932 – 987). Консисториальное управление в лютеранстве было узаконено уже договором немецких князей в Аугсбурге в 1555 году,-и с тех пор консистории мало- по- малу стали появляться повсюду в немецких протестантских государствах, захватывая в свои руки то божественное право и ту священную власть, которые Спасителем были даны только определенным лицам-Апостолам и их дальнейшим преемникам. Личное служение епископов лютеранство заменило деятельностью коллегиальных учреждений-консисторий. Как человеческое установление, лютеранская консистория всецело обязана своим происхождением инициативе и власти протестантских монархов. Лютер отверг таинство священства; лютеранские, князья поставили на его место чиновничество. В таком виде протестантство появилось и в России. У него пет епископов в христианском смысле; за то есть консистории, обладающие епископскими правами и полномочиями.

По действующим ныне в России законам (ст. 543), все лютеранские приходы, за исключением находящихся в закавказских колониях иностранных поселенцев, состоят в ведении следующих местных консисторий: 1) с.-петербурской, 2) лифляндской, 3) эстляндской, 4) курляндской и 5) московской.-В округи этих консисторий входят: а) с.-петербургской-лютеранские приходы губерний с-петербургской с г. г. Кронштадтом и Нарвой, новгородской, псковской, вологодской, олонецкой, архангельской, костромской, ярославской, смоленской, черниговской, волынской, подольской, киевской, полтавской, екатеринославской, таврической, бессарабской, херсонской с г. Одессой, а также ростовского и таганрогского округов области войска донского; б) лифляндской-приходы лифляндской губернии; в) эстляндской-приходы эстляндской губернии; г) курляндской-приходы губерний: курляндской, витебской, могилевской, минской, виленской, гродненской и ковенской; д) московской -приходы губерний: московской, тверской, калужской, тульской, рязанской, владимирской, нижегородской, пензенской, тамбовской, воронежской, курской, орловской, харьковской, саратовской, симбирской, казанской, вятской, пермской, самарской, оренбургской, уфимской, астраханской, кавказского края, губерний и областей Сибири и туркестанского края.-Закавказские лютеранские общества немецких колонистов, не подчиняясь консисториям, в духовном отношении, как мы видели, находятся в ведении колонистского синода и обер-пастора, зависящих непосредственно от министра внутренних дел. В царстве польском протестантскими приходами аугсбургского исповедания ведает особая, аугсбургская консистория, находящаяся в Варшаве. Ола же управляет и делами проживающих в губерниях царства польского гернгутеров или Моравских Братьев и Монолитов. Кроме того в Варшаве есть реформатская консистория, а в Вильне-равноправная с нею реформатская коллегия.

Лютеранские консистории состоять: из светского президента, духовного вице-президента, место которого, обыкновенно, всегда нанимает генерал-супер-интендент консисториального округа, и из равного числа светских и духовных заседателей, а именно: по два светских и духовных заседателя в консисториях-с. петербургской, лифляндской, эстляндской и курляндской, а по одному-в московской. Варшавская аугсбургская консистория состоит также из светского президента, духовного вице-президента или генерал-супер-интендента и из двух светских и двух духовных членов. В отсутствие президента должность его в консистории исправляет вице-президент, а за отсутствием того и другого председательствует старший светский заседатель. Председатели и члены лютеранских консисторий, равно как и чиновники консисторских канцелярий могут занимать и другие места, с сохранением присвоенного жалованья, если соединенные с ними обязанности не препятствуют занятиям их по консистории.

Президенты лютеранских консисторий назначаются Государем Императором, по представлению министра внутренних дел, который о предназначаемых кандидатах предварительно требует мнений генеральной консистории. Для замещения вакансий светских и духовных заседателей в консисториях с. петербургской и московской, последние на каждое место представляют двух кандидатов министерству внутренних дел чрез посредство генеральной консистории. В светские заседатели лифляндской консистории избираются, по распоряжению местного губернатора, на лифляндском ландтаге по два кандидата на каждое место из лиц всякого состояния, если они удовлетворяют требуемым законом условиям; в светские заседатели курляндской консистории, также по распоряжению местного губернатора, избираются курляндским дворянством и лицами, владеющими в курляндской губернии на праве собственности дворянскими общинами, по два кандидата на каждое место как из владеющих, так и из не владеющих вотчинами дворян; в светские заседатели эстляндской консистории, по распоряжению местного губернатора, кандидатов (по два на каждое место) избирает из своей среды тамошнее дворянство. В духовные заседатели лифляндской, эстляндской и курляндской консисторий каждая консистория предлагает духовенству своего округа четырех из среды его кандидатов. Из них духовенство избирает двух на каждую открывшуюся вакансию. По окончании выборов, о них доносится местному губернатору, который сообщает о том же министерству внутренних дел, прилагая и свое мнение о представляемых кандидатах; министерство внутренних дел утверждает одного из двух кандидатов; о духовных же заседателях оно предварительно требует мнение генеральной консистории. Светские и духовные заседатели лифляндской, эстляндской и курляндской консисторий избираются и утверждаются на три года. По прошествии этого срока производятся новые выборы, при чем могут быть избираем также и лица, занимавшие должности по прежним выборам. Президент и светские члены аугсбургской консистории в царстве польском назначаются Высочайшими приказами, по представлению министра внутренних дел. Духовные члены определяются министром внутренних дел, по представлению консистории, которая на каждое упразднившееся место светского или духовного члена представляет одного кандидата. Обязанности прокурора при аугсбургском консисторском суде возлагаются на прокурора варшавской судебной палаты. В лютеранских консисториях должности прокурора совсем нет.

Протестантские консисториалы получают из русского государственного казначейства годовое жалованье по следующим окладам: светские президенты консисторий: с.– петербургской-572 р., московской-560 р., лифляндской- 400 р., эстляндской-428 р. 78 к., варшавской-1800 р. (президент курляндской консистории служит без жалованья); духовные вице-президенты: с.-петербургской-3000 р., московской-3000 р. 20 к., лифляндской-400 р., курляндской- 533 р. 33 коп., эстляндской-571 р. 72 к., варшавской-2300 р. светские заседатели: с.– петербургской каждый по 343 р., московской-336 р., лифляндской-133 р. 33 коп. курляндской-столько же, эстляндской-142 р. 93 к., варшавской- 450 р.; духовные заседатели: с.-петербургской-по 343 р., московской-342 р., лифляндской-133 р. 33 коп., курляндской-столько же, эстляндской-142 р. 93 к., варшавской- 450 р.; прокурор варшавской консистории-300 р.

Канцелярии лютеранских консисторий состоят, каждая, из секретаря, нотариуса и канцеляристов, сообразно штатам. Нотариусы консисторий с.-петербургской и московской исправляют и должности переводчиков. Канцелярии лифляндской, эстляндской и курляндской консисторий имеют, каждая, особого переводчика. Из государственного казначейства годовое жалованье получают по следующим окладам: секретари с.-петербургской и московской по 510 р., лифляндской и курляндской-по 450 р., эстляндской-по 285 р. 86 к.; нотариусы: с.-петербургской консистории-410 р., московской- 350 р., лифляндской и курляндской-по 275 р., эстляндской- 171 р. 51 коп.; переводчики в лифляндской и курляндской консисториях-по 200 р. На жалованье канцеляристам выдается: с.-петербургской консистории 615 р., московской-308 р., лифляндской и курляндской-по 250 р., эстляндской 85 р. 76 коп. На канцелярские и хозяйственные расходы получают: с.-петербургская консистория-2527 р., московская-1430 р., лифляндская-210 р., курляндская-500 р. и эстляндская- 427 р. 84 коп. По делам, производящимся в с.-петербургской и московской консисториях, установлены канцелярские сборы в размерах, определенных особою таксою. Суммы этих сборов обращаются на содержание личного состава канцелярии той консистории, которою они собраны. Канцелярия аугсбургской консистории в царстве польском состоит: из правителя канцелярии, писаря консисторского суда, помощника правителя канцелярии (секретарь), переводчика, архивариуса, журналиста и нужного числа канцелярских служителей, по штату. Первые два чиновника, по избранию и представлению консистории, утверждаются министром внутренних дел. Из государственного казначейства выдается годовое жалованье в следующем размере: правителю канцелярии-1050 р. его помощнику-600 р., архивариусу-495 р. журналисту-400 р., чиновнику для письма- 570 р. и писарю 750 р.: на канцелярские и хозяйственные расходы консистория получает 1844 р. Всего же на содержание протестантских консисторий в России из государственного казначейства расходуется ежегодно 38,906 рублей.

Для замещения вакансий секретарей и нотариусов лютеранские консистории избирают лиц сведущих в законоведении и представляют ходатайства о секретарях-на утверждение министерства внутренних дел, а о нотариусах -генеральной консистории; канцеляристов же они определяют сами. Президенты, члены, секретари и прочие чиновники лютеранских консисторий, при вступлении в должность приводятся к присяге на верность службы, по установленному порядку. К обычной формуле ее президент, вице-президент и прочие члены консисторий прибавляют следующие слова: „Клянусь также пред Господом Богом и святым Его евангелием, что в отправлении возложенной на меня (такой-то) должности буду всеми силами, по лучшему моему разумению и чистой совести исполнять как общие государственные законы, так и особые постановления евангелическо-лютеранской церкви, в чем да поможет мне Господь Бог”. Должности президентов, светских заседателей и прочих членов консисторий присвоены классы, означенные в штатах. Прогонные деньги из государственного казначейства для проезда по делам правительства членам лютеранских консисторий отпускаются на шесть лошадей.

Лютеранские консистории, каждая в округе своего ведомства, обязаны наблюдать, чтобы духовенство и все подведомственные им лица в отношениях своих к своей церкви в точности согласовали все действия свои как с общими государственными законами, так и с постановлениями церковного устава и принадлежащих к нему наказа и Агенды. На этом основании в круг действий лютеранских консисторий входят: 1) наблюдение за сохранением чистоты учения лютеранского исповедания, основанного на Св. Писании и объясненного в лютеранских символических книгах, а равно и за порядком отправления богослужения и совершения таинств и прочих священнодействий, согласно с правилами, предписанными в Агенде; 2) надзор как за исправлением должности, так вообще и за поступками и образом жизни проповедников, а равно и кандидатов духовенства, находящихся в их округах; 3) охранение и защита прав лютеранского исповедания, духовенства и церковнослужителей и предстательство за них пред высшим начальством: 4) назначение текстов для проповеди; 5) предварительное рассмотрение церковных, догматических, гомерических и прочих духовного содержания книг лютеранского исповедания; 6) разрешение учреждать частные молитвенные собрания; 7) представление министру внутренних дел или, по принадлежности, главноначальствующему гражданскою частью на Кавказе о крещении евреев, могометан и язычников и дозволение произвести такое крещение, по получении о них разрешения; 8) общий надзор за наставлением юношества в законе Божием, как в казенных, так и в частных учебных заведениях; 9) рассмотрение и решение в первой инстанции всех дел, касающихся обручения, оглашения или же заключения и расторжения браков; 10) испытание кандидатов как для получения права проповедовать (pro venia concionandi), так и для поступления в проповедники (pro ministero), а равно и духовные с ними беседы (colloquium); 11) посвящение и введение в должность новоопределенных проповедников; представление министерству внутренних дел сведений о кандидатах на проповеднические вакансии и замещение этих вакансий, когда оно им предоставлено законом; 12) представление министерству внутренних дел, чрез генеральную консисторию, об избираемых в звание пробстов и распоряжения об исправлении пробстской должности до избрания и утверждения нового пробега; 13) выдача новоопределяемым пробстам и проповедникам вводных грамот (constitutiorum) и объявление об определении нового пробста всем проповедникам его округа; 14) представление министерству внутренних дел об увольнении проповедников и пробстов вовсе от должности, или же в отпуск более, чем на 28 дней; 15) разрешение проповедникам принимать на себя обязанности опекунов; 16) исследование и решение спорных дел между проповедниками разных приходов, или же между ними и их адъюнктами или прихожанами о предметах, относящихся к духовному ведомству: 17) исследование жалоб на пробстов или генерал- супер интендентов и представление своего заключения о- них на рассмотрение генеральной консистории; 18) рассмотрение и решение дел об опущениях и преступлениях, но должности всех духовных лиц их округа; 19) наблюдение за тем, чтобы в местностях, где не введены в действие Судебные Уставы Императора Александра II, обвиняемые в уголовных преступлениях лица духовного, звания были судимы в светских судах не иначе, как при депутате от духовенства, и назначение таких депутатов в надлежащий светский суд; удаление проданных уголовному суду или находящихся под следствием духовных лиц от должности, и отрешение их или исключение из духовного звания, вследствие приговора, вступившего в законную силу; 20) представление служащих в их ведомстве лиц к наградам; 21) наблюдение за точным исполнением правил относительно церковных визитаций и лютеранских синодов, а когда нужно,-и составление особых инструкций пробстам и генерал-супер-интендентам для таких визитаций; проекты этих инструкций представляются на рассмотрение генеральной консистории и утверждение министерства внутренних дел; 22) представление министерству внутренних дул, чрез генеральную консисторию, о сооружении новых кирок, открытии новых приходов и кирок филиальных И 0 дозволении добровольных сборов на это; 23) представления министерству внутренних дел, чрез генеральную консисторию, об учреждении новых пробстов и о даровании новых патронатских прав; 24) наложение, по распоряжению высшего начальства, церковного покаяния на лиц, приговоренных к нему судом; 25) главное наблюдение за состоящими в их округах кассами для вспомоществования пастырским вдовам и сиротам и содействие учреждению и распространению таковых касс, а равно и участие в распоряжениях по вспомогательной кассе лютеранских приходов; наконец, 26) особенные разрешения, предоставленные законом усмотрению и власти лютеранских консисторий.

Кроме изложенного, законами об аугсбургской консистории в царстве польском к кругу консисторских действий отнесены: 1) наблюдение за тем, чтобы частные собрания для совершения молитвословий и священнодействий ни под каким предлогом не имели места; 2) дозволение крещения евреев, могометан и язычников, а равно и наблюдение за присоединением лиц других христианских иностранных исповеданий, с тем однако же, чтобы вновь присоединяемые и новокрещенные, в первые десять лет, не могли быть определяемы в члены консистории и церковных коллегий; 3) утверждение избрания членов церковных, приходских и филиальных коллегий и кладбищных дозоров, церковных причетников и канторов при молитвенных домах и кладбищах, увольнение и отрешение всех указанных лиц от должности и сообщение надлежащему губернскому правлению сведений об определении или отставке кого либо из них; 4) представление министерству внутренних дел о назначении стипендий и пособий на постройку или починку церковных зданий из сумм, отпускаемых казною по годовой росписи на аугсбургское духовенство; 5) распоряжения об отпуске назначенных министерством внутренних дел стипендий и пособий на церковные работы; 6) распоряжение суммою на канцелярские потребности консистории и на экстраординарные расходы, по годовой росписи, отпускаемою, с соблюдением установленных на ней предмет правил; 7) представление министерству внутренних дел о созыве аугсбургского генерального синода и о назначении дел и предположений, о которых в нем имеет быть рассуждение; 8) представление об исходатайствовании духовным и светским лицам ведомства консистории, равно как вдовам и сиротам их эмеритальных пенсий и единовременных пособий на основании действующих правил; 9) наблюдение за порядком управления имуществом аугсбургских кирок и окончательная поверка отчетов церковных в суммах, штатом определенных; 9) рассмотрение жалоб ктиторов на недопущение церковною коллегией к выбору предложенного ими на проповедническую вакансию кандидата; 11) рассмотрение и решение прошений кандидатов духовенства о назначении их проповедниками, равно и жалобы их на не включение церковною коллегией их в список ищущих вакантного проповеднического места; 12) рассмотрение дел, препровождаемых в консисторию из министерства внутренних дел на заключение.

Сверх того, к кругу действий лютеранских консисторий законодатель относит: 1) представление как в министерство внутренних дел, так и в генеральную консисторию кратких послужных списков подчиненных им пробстов и проповедников и кондуитных списков находящихся в их округе кандидатов духовенства, вносимых генерал-супер-интендентами в консистории, а вместе с тем и списков вице-президента и духовных членов консисторий. Списки эти ежегодно представляются в феврале. При составлении формулярных списков светских лиц, служащих в консистории, а равно и при доставлении в министерство внутренних дел сведений, нужных для ведения означенных о теуь лицах списков, соблюдаются обыкновенные формы, установленные для формулярных списков гражданских чиновников. Духовные лица, служащие в консисториях, аттестуются в кратких послужных списках президентами консисторий. Эти списки утверждаются подписью того-же лица, которым делается аттестация. 2) Представление в генеральную консисторию (также в феврале каждого года) ведомости о всех родившихся, умерших и вступивших в брак в ведомстве консистории в мирившем году. 3) Представление в генеральную консисторию особых ведомостей о делах, производившихся в консистории и в течение года не оконченных, и о бумагах, исполненных и не исполненных. Эти ведомости представляются в январе каждого года, и в них означается, какие именно дела остались не оконченными. 4) Представление в генеральную консисторию обстоятельных донесений о положении церковных дел в их округах, о замечательных случаях, образе исправления духовными лицами их должностей, о совершении богослужения и прочих трудах их, о важнейших распоряжениях, сделанных в течение года, о следствиях, произведенных над проповедниками, об успехах преподавания юношеству закона Божия и проч. Эти донесения представляются в конце ноября каждого года; к ним консистории прилагают ведомости о числе кирок и духовных лиц, находящихся в их ведомстве, а равно и обо всех конфирмованных в течение года, начиная с 1-го октября. 5) Представление в генеральную консисторию, ежегодно к 1-му ноября, списка всех членов и чиновников консистории для внесения в адрес-календарь. 6) Представление в генеральную консисторию списков кавалерам, состоящим в ведении консисторий, по правилам и формам, определенным в Учреждении Орденов. 7) Представление установленной отчетности в контрольные палаты.

С.-Петербургская и московская консистории в неделю имеют два заседания, в крайнем случае,-одно; лифляндская, эстляндская и курляндская консистории на „юридики“ (полные заседания) собираются только два раза в год; в остальное же время для рассмотрения текущих дел остаются лить три члена: два светских и один духовный, или же два духовных и один-светский. Дни заседаний и сроки для юридик назначаются заранее. Для дел чрезвычайных и нетерпящих отлагательства немедленно созываются, смотря по надобности, обыкновенные собрания или юридики. Варшавская аугсбургская консистория имеет в неделю не менее одного заседания. Ея заседания также разделяются на полные (в присутствии всех членов) и неполные (в присутствии только трех членов- двух светских и одного духовного и наоборот). Консистории,-в том числе и варшавская аугсбургская,-не имеющие полных еженедельных собраний, в обыкновенных заседаниях своих рассматривают вообще только незначительные текущие дела; важнейшие же подлежат рассмотрению полных консисторских собраний. Сюда принадлежат: 1) все общие распоряжения, касающиеся всего духовенства округа; 2) предположения о переменах в какой либо части церковного устройства и представления об этом высшему начальству; 3) представления о замещении пробстских и проповеднических вакансий, когда оно зависит от консисторий, равным образом и об определении своих духовных членов, секретаря и нотариуса; в случае крайней нужды консистории могут требовать письменно мнения отсутствующих; 4) все разрешения, которые консистории имеют право давать без утверждения высшего начальства; 5) решение всех судных и бракоразводных дел.

Протестантские консистории сносятся с министерством внутренних дел и с генеральною консисторией донесениями и представлениями, а от них получают предложения и указы. Сношения с губернскими местами, церковными советами, коллегиями, конвентами и попечительствами, а равно с генерал-супер-интендентами производятся сообщениями. Подчиненным же пробкам и проповедникам консистории посылают предписания, а от них получают донесения и представления. Донесения и представления в министерство внутренних дел и в генеральную консисторию всегда подписываются всеми находившимися в присутствии членами консисторий. Дела производятся в лютеранских консисториях на немецком языке; просьбы, жалобы, а равно и все другие входящие в консистории бумаги пишутся на русском или немецком. Что касается варшавской аугсбургской консистории, то дела в ней и ее переписка с министерством внутренних дел и с подчиненным ей духовенством производятся только на русском языке; просьбы же в консисторию могут быть подаваемы на русском, немецком или польском языках. Донесение с.-петербургской и московской лютеранских консисторий министерству внутренних дел должны быть излагаем только на русском языке. Составляющиеся в лютеранских консисториях из взысканий по налагаемым штрафам, или за неправильные апелляции и из всяких других этого рода доходов денежные суммы обращаются в кассы для проповеднических вдов и сирот. Консистории ежегодно доводят об этом до сведения генеральной консистории. Налагаемые же варшавскою аугсбургскою консисторией денежные взыскания обращаются в пользу казны. Все лютеранские консистории имеют сбои печати с надписью: „Печать Евангелическо-Лютеранской N Консистории“. Варшавская аугсбургская консистория, как присутственное место, также имеет срою печать с изображением государственного герба и надписью: „Печать Варшавской Евангелическо- Агугсбургской Консистории”. Все пакеты их за этими печатями отправляются без платежа весовых денег.

Еще в первой четверти XIX столетия, после низложения императора Наполеона I, прусский король, в увековечение наступившего мира в Европе и заключения „вечного священного союза» между монархами и народами, сделал попытку в своем государстве воссоединить лютеран с реформатами. Попытка эта особенного успеха в Пруссии однако же не имела. В России, особенно в западном крае, реформаты также решительно отвергли мысль о воссоединении с лютеранами. Но в центре России, напр., в Архангельске, Москве, Петербурге и других местах реформатские общины оказались толерантнее западных и нашли возможным, по предложению императора Александра Благословенного, объединиться с лютеранами в области церковного управления. В этом смысле впоследствии и был создан даже особый закон об управлении духовных дел евангелическо-реформатских обществ (Свод. зак. по ИЗД. 1896 Г., Т. XI, Ч. 1, СТ. 984–995).

По этому закону, местным лютеранским консисториям принадлежит право управлять также и духовными делами реформатских общин в России, за исключением западных губерний. В этом случае только значительно изменяется в своем составе присутствие лютеранской консистории, и заседания, открываемые для обсуждения и решения реформатских духовных дел, в самом законе именуются уже заседаниями реформатскими. Именно,-при рассмотрении и решении духовных дел реформатских обществ, в лютеранской консистории присутствуют уже вместо духовных членов лютеранского исповедания, один, а где можно, и два пастора и столько же церковных старшин реформатского исповедания. Таким образом от действительного состава лютеранской консистории в ее реформатских заседаниях остаются, собственно, только президент, да вице-президент. Что касается особенностей такого управления реформатскими обществами, при посредстве лютеранских Консисторий, то они состоят лить в следующем. По представлению реформатских заседаний местных лютеранских консисторий, министерством внутренних дел утверждаются реформатские пасторы, избираемые обыкновенно самими прихожанами. Экзамены не посвященных еще в духовный сан кандидатов реформатского духовенства производятся в реформатском заседании местной лютеранской консистории; если же в ее округе нет реформатского пастора, который мог бы войти в состав реформатского заседания, то они могут быть производим и во всякой другой лютеранской консистории, в которой только могут быть устроены реформатские заседания. То же самое происходит и с посвящением кандидатов духовенства в пасторы. Законодатель допускает возможность совершения его и одним реформатским пастором лить в присутствии нескольких духовных лиц лютеранского исповедания. В случае жалоб на пастора или старшину реформатского исповедания, присутствующих в лютеранской консистории в качестве членов реформатских заседаний, министерство внутренних дел, по донесению о том консистории, назначает для исследования жалоб, в местностях, где еще не введены в действие Судебные Уставы Императора Александра II, депутата из лиц реформатского исповедания, принадлежащих к званию обвиняемого. В дальнейшем производстве дел этого рода наблюдается судебный порядок, установленный для лиц лютеранского исповедания, исключая дел об извращении догматов веры, которые каждый раз (еще со времен императора Александра I) представляются на Высочайшее усмотрение (ст. 991). На должности светских членов реформатского исповедания в реформатские заседания избираются кандидаты на три года из числа церковных старшин, по одному от каждого реформатского заседания местных лютеранских консисторий. Об избранных кандидатах министр внутренних дел, с своим заключением, представляет на Высочайшее усмотрение. По делам, производящимся в реформатских заседаниях с. петербургской и московской лютеранских консисторий, также установлены канцелярские сборы.

Что касается окружного управления духовными реформатскими делами в западных губерниях, то оно, как мы сказали уже, принадлежит коллегии, которой русский законодатель даровал все права лютеранских консисторий и которая находится в городе Вильне, Присутствие виленской реформатской коллегии составляют: президент из светских лиц, вице-президент-из духовных, три члена- из светских и три члена-из духовных. При коллегии состоит канцелярия-из генерального секретаря, протоколиста, регистратора и определенного числа канцелярских служителей. Президент и вице-президент коллегии избираются синодом (высшее церковное реформатское учреждение с правами лютеранской генеральной консистории и даже генерального синода). Президент утверждается Высочайшим приказом, по представлению министра внутренних дел, а вице-президент – самим министром. Определение всех прочих чинов коллегии зависит от синода. Президент и светские члены коллегии и чины канцелярии считаются состоящими на государственной службе.

Духовными делами общин реформатского исповедания в губерниях царства польского управляет особая реформатская консистория, находящаяся в г. Варшаве. Подобно всем вообще лютеранским консисториям, она состоит также из светского президента, духовного вице-президента, место которого обыкновенно занимает супер-инцидент, из двух светских членов, одного члена духовного и светского секретарь6. Все эти лица избираются реформатским синодом и утверждаются: президент-Высочайшим приказом, по представлению министра внутренних дел, прочие-самим министром. Президент, светские члены и секретарь состоят в своих должностях три года, если на следующее трехлетие не будут избраны и утверждены вторично. Они также пользуются правами государственной службы. Кроме производства общих текущих дел, варшавская реформатская консистория исключительно и окончательно рассматривает дела о расторжении браков, заключенных между лицами реформатского исповедания, равно как и смешанных браков лиц реформатского исповедания с лицами аугсбургского или римско-католического исповедания, если брак был совершен одним лить реформатским проповедником. Прокурор варшавской судебной палаты, по своему званию, исполняет должность прокурора и реформатского консисторского суда. Наконец, варшавская реформатская консистория, как и все лютеранские консистории, производит испытания кандидатов духовенства, посвящение их в духовный сан, равно как разрешает и вступление в брак в определенных законам случаях.

2. Судопроизводство в лютеранских консисториях. Общие положения. (Свод. зак. по изд. 1896 г., т. XI, ч. I., ст. 583–598). По законам Российской Империи ведомство одной лютеранской консистории в судебном отношении не может быть распространяемо на дела другой консистории или подлежащие другому суду, хотя бы и был в ной объявлен по обсуждаемому делу встречный иск, или же одна из спорящих сторон и даже обе, по взаимному согласию (consesu expresso vel tacito) избрали ее для решения их дела (prorogatio necessaria vel voluntaria). Консистории обязаны отсылать в надлежащие светские присутственные места даже и такие судебные дела, которые хотя и должны подлежать рассмотрению суда духовного, но не вообще, а лишь в некоторых частях. В этом случае светские суды сами по этим обстоятельствам дела требуют заключение надлежащей консистории. Далее,-когда, по открывающимся в деле обстоятельствам, окажется необходимым полицейское исследование или суждение уголовным порядком, консистория, не приступая к дальнейшему рассмотрению его, должна обращать его в надлежащее светское присутственное место. Затем лютеранская консистория должна в точности наблюдать правила о главных и неглавных лицах в деле и суждении его, о разных видах доказательств и о порядке делопроизводства. Вообще же, во всех тех случаях, для которых не постановлено особых правил судопроизводства, она может и даже обязана руководствоваться общими или же местными узаконениями, существующими в той губернии, где она находится.

На общем основании, для ускорения производства как в частных делах, так и в возникающих по обвинениям духовных лиц в нарушении их обязанностей, и вообще по жалобам на их должностные действия, консистория назначает всем прикосновенным к делу лицам сроки для явки, представления объяснений и исполнения других обязанностей по производству дела, однако же не более трех сроков в каждом особенном случае; первый и второй-под опасением подвергнуться за пропущение их установленной пене (termini poenales), третий же- под опасением потерять право на совершение того действия, для которого был назначен срок (praeclusio). Исключения аз этого правила допускаются только в делах бракоразводных. При назначении сроков консистория принимает в соображение как обстоятельства дела, так и большую или меньшую дальность мест, где проживают лица, вызываемые к явке или исполнению других обязанностей по производству дела, в точности соблюдая те правила, которые для сего установлены общими узаконениями. Пеню за пропуск первого срока, без уважительных причин, консистория назначает, по своему усмотрению, от 3 до 7 руб. 50 коп., а за пропуск второго срока-вдвое, предоставляя в то же время, в частных делах, спорящей стороне право требовать себе, чрез надлежащий светский суд, вознаграждение за убытки, причиненные ей этою неявкой. Если до истечения назначенного срока будет подана просьба об отсрочке (dilatio) с представлением надлежащих удостоверений в действительности и законности причин, по которым требуется эта отсрочка, то консистория может, по своему усмотрению, отдалить назначенные ею сроки на три дня или же на неделю или, наконец, и на две недели но – не более. Такие отсрочки в частных делах могут быть допускаемые консисториями без выслушания противной стороны не более двух раз. На третью отсрочку, а равно на первую и вторую, когда предполагается отдалить назначенный срок более, чем на две недели, консистория изъявляет согласие только по самым важным причинам и-не иначе, как выслушав предварительно объяснение другой стороны. Лицам, обязанным явиться в консисторию во время производства дела, или поверенным их призывы (citationes) к явке в консисторию доставляются, по ее усмотрению, или чрез ее служителей, или же чрез надлежащие местные начальства. Таким же порядком препровождаются, к кому следует, и прочие предписания консистории по судным делам. В призыве должны быть означены: 1) какая именно консистория вызывает к явке; 2) имя, фамилия и чин или состояние вызываемого; 3) дело или обстоятельство дела, по которому вызывается; 4) день и час, когда вызываемому следует явиться в консисторию с предупреждением, чему он может подвергнуться в случае неявки. В силу этого призыва каждый обязан явиться лично в консисторию или же прислать поверенного в назначенный срок. Никто не может отказываться от исполнения этой обязанности, исключая каких либо особенно важных причин. Когда вызываемый находится заграницею, или же неизвестно его местопребывание, то призыв объявляется чрез троекратную публикацию в официальных ведомостях. Срок, назначенный вызываемому, считается со дня последней публикации.

Порядок судопроизводства в лютеранских консисториях, смотря по роду дел, бывает или следственный, или частный. Следственным порядком Производятся все дела о духовных лицах, обвиняемых в преступлениях или упущениях по должности, а равно и дела, возникающие вследствие жалоб, приносимых на какие либо их действия, противные духовному званию. Частным порядком производятся все спорные дела частных лиц между собою, подлежащие рассмотрению консистории. При производстве дел кратким порядком соблюдаются все существенные формы обыкновенного частного порядка, относящиеся к выслушанию обеих сторон, но он ускоряется чрез уменьшение сроков и отсрочек и постановление, чтобы спорящие, уже при первых просьбах, представляли свои объяснения и доказательства, какие только находятся в их распоряжении.

а) Следственный порядок (ст. 599–607). Доносы о ком-либо преступлении или упущении духовного лица по должности могут быть принимаемы не иначе, как на основании общих по сему предмету узаконений, когда вместе с ними представлены и надлежащие доказательства справедливости изветов. В противном случае донос оставляется без внимания, и консистория не вправе приступить ни к какому по поводу его исследованию. Но узнав по частному, заслуживающему доверия доносу или же по официальному извещению о каком-либо преступлении или упущении духовного лица по должности, консистория, для обнаружения истинного положения дела, поручает одному из своих членов, или окружному пробсту, или же одному из церковных попечителей или старшин допросить предварительно самого обвиняемого, избегая при этом всякой преждевременной гласности; если же того требуют особенные обстоятельства и важность дела, то она назначает чрезвычайную церковную визитацию. Когда таким предварительным исследованием будет открыто, что вовсе пет достаточных причин для обвинения проповедника, и дело само по себе не имеет особенной важности, то консистория освобождает его от суда и дальнейшего следствия впредь до представления яснейших доказательств, могущих быть поводом к новому рассмотрению дела. Если же дело представляется почему-либо особенно важным, или же, по предварительному исследованию его, подозрения на проповедника не уменьшились, а даже усилились, то консистория требует его в свое присутствие для личного объяснения или назначает для рассмотрения дела на месте особую комиссию из двух светских и одного духовного лица, или же из одного светского и двух духовных членов.

В случае формальной жалобы на проповедника за нарушение должностных его обязанностей консистория, для открытия истины, руководствуется теми же правилами. Если в поданной на проповедника жалобе он обвиняется не в весьма важных упущениях и к ней будут приложены достаточные доказательства справедливости ее, то консистория предписывает обвиняемому в течение назначенного на это срока, под опасением пени, удовлетворить просителя или представить в тот же срок законные причины для отклонения жалобы. В последнем случае консистория, рассмотрев отзыв проповедника, или приступает к окончательному решению, или же к дальнейшему производству дела следственным порядком. Назначаемые консисторией особые комиссии для следствия в порядке производства его наблюдают правила, установленные церковными, или общегосударственными, или же местными узаконениями. По назначении комиссии, консистория сообщает об этом начальству той губернии, где комиссия учреждена, чтобы, в случае ходатайства ее, оно не отказывало ей в содействии. Впрочем, от полицейских и низших присутственных мест комиссия сама вправе требовать непосредственно сведений и содействия, предъявив им только полученное ею предписание консистории об ее назначении. По окончании следствия комиссия представляет все делопроизводство его, с своим заключением, в консисторию. После этого и сам обвиняемый проповедник, если пожелает, может явиться в консисторию лично для представления объяснений по обстоятельствам, которые не были известны во время следствия.

б) Порядок судопроизводства частных дел вообще. (Ст. 608–682). Дела, производимые частным порядком, обыкновенно начинаются подачею прошения в консисторию. В прошении должно быть обстоятельно изложено 1) существо дела, 2) требование истца. В одном прошении не дозволяется смешивать требований по разным искам. Когда прошение имеет все законные данные, и нет основания для возвращения его подавшему, то, в течение первых затем семи дней, а в случаях, не терпящих отлагательства, и немедленно по получении просьбы, посылается ответчику надлежащий призыв к явке в консисторию. По получении известия о доставлении призыва, консистория считает производство дела начатым, и ни одна из спорящих сторон уже не может уклониться от ведомства этой консистории, хотя бы в это время ответчик и успел переменить место своего жительства. Явившемуся ответчику или его поверенному вручается, или же, по просьбе его, за его отсутствием и неимением поверенного, препровождается к нему засвидетельствованная копия поданной на него просьбы и объявляются, чтобы он в двухнедельный срок представил свое объяснение. Истец и ответчик обязаны представлять точные копии со всех своих прошений, объяснений и доказательств, которые должны быть сообщаемы противной стороне. Ответчик обязан дать ясные и точные объяснения на все статьи прошения как по тем показаниям и требованиям истца, которые он признает справедливыми, так равно и по тем, которые опровергает, чтобы можно было с удобностью, отделив все то, в чем он соглашается с истцом от того, в чем противоречит ему, безошибочно и вполне видеть, что составляет предмет спора. Из этого общего правила исключаются только те случаи, когда ответчик в своих объяснениях, вместо обыкновенного опровержения показаний истца, обращает внимание консистории на обстоятельства, которые хотя и не относятся к существу дела, но должны приостановить движение, его (exceptions dilatoriae), или же на такие, по которым следует признать ничтожными самые основания иска (exceptions peremtoriae). В этих случаях ответчик, при самом начале производства дела, обязан указать консистории все те обстоятельства, которые, по его мнению, должны приостановить или, по крайней мере, изменить ход дела (exceptions dilatoriae). Что касается обстоятельств более важных, уничтожающих самые основания иска (exceptions peremtoriae), то он может сообщить о них консистории и позднее, т. е., по рассмотрении первых, но все таки-до формального начатия дела, кроме, конечно, тех, которые ему самому будут известны только впоследствии. Все объяснения этого рода рассматриваются в консисториях порядком кратким. Получив объяснения ответчика, консистория в течение первых семи дней, отправляет засвидетельствованную с них копию истца и назначает ему двухнедельный срок для представления своих доказательств, или же если он не считает нужным представить их,-для подачи в тог же срок своего вторичного прошения. В одно время с истцом назначается двухнедельный срок также и ответчику для представления своих доказательств, если он считает это нужным. Если ни одна из сторон не представит новых доказательств, а истец все таки подает вторичное прошение, то, в течение первых затем семи дней засвидетельствованная копия с него сообщается ответчику, с назначением ему 10-дневного срока для представления своих вторичных объяснений, с которых истец, если пожелает, может получить для сведения копию. После этого консистория уже ни от истца, ни от ответчика никаких новых прошений и показаний не принимает и приступает к постановлению приговора. Если же одна или обе стороны представят доказательства, то подача вторичных прошений и объяснений как истца, так и ответчика, отлагается до окончания производства о доказательствах; засим назначается сперва истцу, а потом ответчику 10-дневный срок для подачи вторичных прошений и объяснений, при чем сообщается им составленная консисторией из свидетельских показаний записка (scrutinium), ответчику же, сверх того,-засвидетельствованная копия со вторичного прошения истца. Когда спорящие представляют какие либо бумаги (документы), то консистория, в течение первых затем семи дней, сообщает противной стороне засвидетельствованные копии с этих бумаг и поданных с ними объявлений для представления не позднее, как чрез две недели, окончательных объяснений по этим доказательствам.

При ссылке на свидетелей, истец и ответчик должны письменно указать имя, фамилию, чин или состояние и место жительства каждого из них, означив при том в кратких статьях и с надлежащею точностью (articuli probatoriales et reprobatoriales), кто именно и по какому обстоятельству должен быть допрошен. Это заявление также, в течение первых затем семи дней, сообщается противной стороне, во первых, для представления не позже как через десять после того дней, особенных допросных пунктов, которые, по ее требованию, должны быть предложены свидетелям (interrogatoria specialia), во вторых, для отвода свидетелей по подозрению, в ют же срок. Общие вопросы об именах, фамилиях, вероисповедании, чинах или состоянии свидетелей, об их летах, родстве их с тяжущимися, о том, не ожидают ли они себе от решения дела прибыли или убытка, не находятся ли во вражде с тою стороною, против которой являются свидетелями, и им подобные, могущие служить к определению степени достоверности их показаний (interrogatia generalia), предлагаются свидетелям консисторией без содействия и просьбы тяжущихся. Прежде дачи показаний свидетели должны принять установленную присягу по обряду своего вероисповедания, в присутствии консистории, а если спорящие изъявили желание, то и в присутствии их самих или их поверенных. Только с согласия тяжущихся свидетели могут быть допущены к показаниям без присяги. Отобранные от свидетелей показания записываются в консистории установленным законами порядком, по указанным тяжущимися пунктам (articuli probatoriales et reprobatoriales) и допросным статьям (interrogatoria specialia), начиная с общих вопросов консистории (interrogatia generalis). Вели, по отдаленности места своего жительства или по другим законным причинам, свидетели не могут явиться в консисторию, то для допросов их она обращается к другому присутственному месту, по принадлежности, препровождая ему допросные пункты и извещая, желают ли тяжущие присутствовать при присяге свидетелей. В этом случае консистория требует от них письменного обязательства явиться для этого в надлежащее присутственное место к назначенному сроку. Из показаний свидетелей в консистории составляется особая записка (scrutinium), которая, за надлежащею скрепою, сообщается спорящим сторонам. Относительно принятия так называемых свидетельств всегдашней памяти (in perpetuum rei memoriam) в точности соблюдаются действующие по сему правила, дозволяющие допрашивать свидетеля, если истец или ответчик просят о том, даже до начатия дела или, в течение тяжбы, до рассмотрения доказательств, и именно, когда свидетель отправляется в путь и не скоро возвратится, или же когда глубокая старость или опасная болезнь заставляют сомневаться в продолжительности его жизни.

По рассмотрении таким образом дела, производство по нему признается оконченным, и из него составляется докладная записка, которая должна содержать в себе: 1) краткое и ясное изложение существа дела, 2) главные обстоятельства, от которых зависит самое решение дела и 3) законы, относящиеся к делу. По составлении докладной записки, слушание дела начинается чтением ее; при этом представляются в подлиннике все относящиеся к делу бумаги. Засим, обсудив все стороны дела, консистория приступает к постановлению своего решения с точным соблюдением существующих на то узаконений.

в) Словесное разбирательство частных дел (Ст. 633 –635). Словесное разбирательство частных дел допускается только по особым причинам, а именно,-когда письменное производство для спорящих, по их бедности, оказывается затруднительным... При словесном разбирательстве дел, все бумаги, подаваемые спорящими, пишутся со слов их в самой консистории, в форме журнальных статей, и, по прочтении, подписываются просителями или же, за неумением их писать или по физической невозможности, вместо них, по их просьбе,-одним из членов консистории. При внесении этих статей в журнал, консистория, помня о своем судейском достоинстве, не должна давать спорящим никаких советов по их делу.

г) Особые правила судопроизводства по брачным делам. (Ст. 636–660). По всем брачным делам истец и ответчик сами могут защищать сбои права пред консисторией, хотя бы, на основании существующих законов, они по другим делам и не имели права производить иски или ответствовать по ним сами за себя. В бракоразводных делах лица, не явившиеся в консисторию в назначенные им сроки, под опасением пени, вызываются в третий срок, уже не под опасением лишиться прав защиты (praeclusio), если последствием такого лишения было бы расторжение брака, а лишь под опасением понуждения чрез полицейские или иные власти. Из того общего правила, что истец должен начинать сбой иск в том судебном месте, которому подведом ответчик, в брачных делах допускается изъятие, но-только для покинутых супругов и лишенных чести невест, или же обольщенных под обещанием женитьбы девиц, которым предоставлено: первым-просить о разводе, а вторым-о совершении брака; они могут обращаться с этими просьбами в консисторию своего местопребывания. Если иск о расторжении противозаконного, хотя и не почитаемого недействительным, брака будет предъявлен не супругами, а третьим лицом, утверждающим, что имеет на то право, и качнется им в узаконенный: срок (т. е., в продолжение года после бракосочетания), то консистория прежде всего старается прекратить дело примирением и только, когда ее старания останутся безуспешными, приступает к обыкновенному судебному производству. Это же правило соблюдается, впрочем, и раньше начатия дела о разводе по другим причинам, и – даже тогда, когда развод требуется по причинам злонамеренного оставления одного супруга другим, но когда, вследствие публикации, обвиняемая сторона явится на суд. Для примирительного разбирательства, которое должно предшествовать суду, в консисторию, в определенный ею срок, обе стороны являются лично. Если же, по отдаленности расстояния или по другим законным причинам, личная явка спорящих окажется невозможною, то консистория обращается к светскому присутственному месту с просьбою, вместе с депутатом ее, т. е., ее членом, или окружным пробстом, или с другим каким- либо, по ее назначению, духовным лицом, устроить примирение спорящих. Но если, за дальностью расстояния или по иным уважительным причинам, спорящие не могут явиться вместе и в указанное присутственное место, то консистория поручает пробстам или приходским проповедникам каждого из них увещевать их и склонять к примирению. Для этого им сообщаются все обстоятельства дела, изложенные в жалобе. В случае неявки самого истца к примирительному разбирательству, без представления законных причин, второй призыв ответчика к предполагаемому примирению должен быть послан не прежде, как по удовлетворении его истцом за все убытки, понесенные им чрез его неявку. Но когда истец, не имея законных причин, не явится в срок к примирительному разбирательству и по вторичному вызову, то ответчик освобождается от всяких последствий поданной на него жалобы, и истец не вправе подавать вторичного прошения о разводе по поводу таких происшествий и обстоятельств. которые были ему уже известны прежде назначения примирительного разбирательства по первой его просьбе. В случае неявки ответчика к сроку для предполагаемого примирения он должен взнести за первый и второй раз установленные пени (за первый от 3 р. до 7 р. 50 к., за второй-вдвое), и вознаградить убытки, понесенные противною стороною от его неявки. В третий раз консистория, вызывая ответчика, объявляет ему, что если он не явится и по атому вызову, то будет принужден к явке светским присутственным местом (citation realis).

Не достигнув примирения, консистория отправляет к обвиняемому засвидетельствованную ею копию подданного на него прошения и дает ему двухнедельный срок для представления своих объяснений по делу. Показания, делаемые сторонами в примирительном разбирательстве, почитаются как бы не бывшими, если супруги не примирятся, и ссылки на такие показания или признания впоследствии консисторией не допускаются.

По просьбам о совершении бракосочетания, вследствие обручения или же данного обещания, консистория также старается примирить спорящих и в этом случае действует по правилам, выше указанным, с тем только различием, что если обвиняемый, пропустив первые два срока, постановляемые под опасением пени, не явится и к третьему окончательному, то просьба противной стороны признается справедливою.

Бывают случаи, когда брак может быть расторгнут и самою консисторией, без всякой просьбы и даже вопреки желанию вступивших в брак. Это бывает с браками противозаконными. Известясь с достоверностью о совершении брака, который должен быть признан недействительным, консистория сама обязана немедленно произвести надлежащее. расследование и если дошедшие до нее сведения окажутся справедливыми, она должна расторгнуть этот брак, предложив светским присутственным местам учинить постановление о наказании виновных по законам. Сама совою (ex officio) консистория не может производить следствий лишь о таких браках, которые хотя и противозаконны, но не признаются недействительными. К исследованию и разрешению дел, относящихся к этим бракам, она приступает только тогда, когда о том подано формальное прошение. Признав показания, означенные в таком прошении, основательными, она возлагает на виновных обязанность, насколько то возможно, исполнить не соблюденные ими необходимые условия законного бракосочетания или отстранить все ему препятствующее.

Консистория возвращает с надписью просьбы о расторжении брака: 1) если они не основаны на законным причинах к разводу; 2) если не будет доказано, что дело принадлежит ее ведению, для чего и прилагается свидетельство, что бракосочетание спорящих совершено по правилам лютеранского исповедания.

В брачных делах допускаются в свидетели, за неимением других, домашние и даже родственники спорящих, за исключением только нисходящих по прямой линии от той и другой стороны. Если в брачном деле собственное признание – словесное или письменное-одной из сторон может иметь последствием просимое тою или другою стороною расторжение брака, то, сверх того, требуются еще и другие доказательства. Спорящим не дозволяется требовать одному от другого присяги в справедливости или несправедливости таких показаний, по которым, в случае учинения такой присяги, следовало бы расторгнуть брак.

В постановлении о расторжении брака консистория должна обозначать: 1) причину развода; 2) признается ли одна из сторон виновною, какая именно и в чем; 3) кому из супругов, в случае прелюбодеяния или злонамеренного оставления, в наказание за это воспрещается вступление в новое супружество; 4) кому из них надлежит воспитывать некоторых или всех, прижитых в этом браке, детей и до какого возраста их и 5) кто из родителей должен нести издержки на содержание и воспитание этих детей. По вступлении в законную силу такого постановления консистории, расторжение брака торжественно совершается в самой консистории, в присутствии спорящих сторон, если нет законных препятствий к их явке, по следующему обряду. Генерал-супер-интендент или же другой духовный член консистории, в ее заседании, сделав предварительно краткое увещание разводимым супругам, объявляет брак их расторгнутым, отбирает их обручальные кольца и разводит их опущенною между ними рукою. Когда брак расторгается за доказанную вину одного из супругов, а не по другим каким либо законным причинам, то, при объявлении брака уничтоженным, генерал-супер-интендент или другой духовный член консистории употребляет следующую формулу: „Как уже представленными доказательствами и собственным признанием достаточно обнаружено, что этот супруг твой (или супруга твоя) NN. забыв страх Божий и вопреки святому слову Его, соделался виновным (или соделалась виновною) в прелюбодеянии (или: в злонамеренном оставлении тебя и т. п.) и тем лишил (лишила) себя всех своих супружеских на тебя прав, то объявляю тебя, NN. именем Бога и по силе святого слова Его, свободным (свободною) от брака, в коем ты состоял (состояла), и предоставляю тебе, NN, право вступить в новый брак, где и когда ты заблагорассудишь; тебе же, NN. напротив того, сим строжайше запрещается, до дальнейшего разрешения, вступать в новое супружество”. Если, по законным причинам, оба разводимые супруги не могут в одно время явиться в консисторию к расторжению брака, то этот обряд совершается, с надлежащими изменениями в формуле и прочих правилах, над каждым из них особо. В случае же дальнего расстояния или других обстоятельств, препятствующих разводимым супругам явиться в консисторию, последняя может поручить местному проповеднику совершить обряд расторжения их брака в присутствии двух церковных старшин. Каждой из сторон выдается свидетельство в том, что брак их торжественно расторгнут. Недовольные решением брачных дел в местных лютеранских консисториях могут анодировать в генеральную консисторию; но в царстве польском дела о недействительности браков между лицами аугсбургского исповедания, равно как и расторжение таких браков подлежат единственному и окончательному рассмотрению аугсбургской консистории, которой присвоены все права консистории генеральной.

д) Объявление консисторских определений вообще (ст. 661–667). Спорящих, жительствующих в месте нахождения консистории или имеющих в нем своих поверенных, она извещает о дне, назначенном для объявления ее окончательного решения по их делу, и вызывает их к слушанию его особыми повестками, в получении которых они обязаны давать подписки, а отсутствующих-чрез публикацию в официальных ведомостях. Проживающим или имеющим своих поверенных в месте нахождения консистории для явки к выслушанию решения определяется семидневный срок, а отсутствующим-шестимесячный, считая со дня последней публикации. По желанию тяжущихся решения консистории могут быть объявляемые им и чрез начальства их или чрез местные присутственные места. Тот же порядок наблюдается и при объявлении частных консисторских определений с тем лишь различием, что отсутствующие вызываются не чрез публикацию в газетах, но чрез привитие у дверей консисторского присутствия объявления и что для явки им назначается двухмесячный срок. Если кто из спорящих, проживающих в месте нахождения консистории, дав подписку о явке в консисторию для выслушания ее окончательного решения по его делу в назначенный повесткой день не явится и не пришлет от себя поверенного, то решение все-таки считается объявленным ему с того самого дня, который был назначен в повестке, и вследствие этого с того дня считаются и сроки, назначаемые на подачу апелляции и частных жалоб. За неявкой одной из спорящих сторон в день, назначенный для объявления окончательного или частного решения, объявление этого решения другой стороне, явившейся в срок, не откладывается. Не явившийся в срок и не давший подписки о получении консисторской повестки признается отсутствующим и ему назначается новый срок (шестимесячный или двухмесячный), как отсутствующему. Если он не явится и в этот срок, то приговор по его делу считается вступившим в силу.

е) Перенесение дел по апелляциям и жалобам (ст. 668–690). Из местных консисторий дела переносятся в генеральную консисторию по апелляциям и частным жалобам. Апелляции и частные жалобы не допускаются: 1) на предписания об исполнении приговоров, вошедших в законную силу; 2) на решения, основанные на учиненной по обоюдному согласию присяге; 3) на решения по следственным делам о проступках духовенства против должности и несоблюдения им правил подчиненности, когда определенное за это наказание есть простой выговор или пеня, не превышающая 45 рублей.-На решения консисторий, по делам, относящимся к отправлению проповеднической должности, к учению, к совершению богослужения и вообще к религии, апелляции и жалобы допускаются даже и в таком случае, когда дело начато не вследствие поданного истцом прошения. На окончательные решения консисторий жалобы подаются лишь апелляционным порядком. Сторона, желающая подать апелляцию в генеральную консисторию, обязана в течение семи дней, считая со дня объявления решения, сама или чрез поверенного заявить о том консистории, указав при этом и те пункты консисторского решения, которыми она недовольна (gravamina) и объяснив, вместо присяги подпиской, что, по лучшему своему разумению и по чистой совести, признает дело свое правым я причины к подаче апелляции-законными; вместе с тем она представляет 7 р. 50 к. за перенесение дела. Не исполнившему этих требований отказывается в праве апеллировать. Но и при подаче апелляции те пункты консисторского решения, против которых не заявлено неудовольствия, приводятся в исполнение немедленно. От взноса 7 руб. 50 коп. освобождаются только крайне бедные люди. Дозволив апеллировать, консистория должна выдать свидетельство в этом (attestatum concessae appelationis), с указанием в нем как срока для апелляции, так и всего порядка, соблюдаемого при подаче апелляций. С другой стороны местная консистория уведомляет генеральную консисторию о предполагаемом перенесении дела, а получив от нее сообщение о подаче апелляции, отправляет ей и самое дело. Частные жалобы подаются только на частные определения (interlocuta), относящиеся не к самому предмету спора, а лишь к некоторым частям судопроизводства, напр., к процессуальной стороне ее, к порядку представления доказательств и т. п. (puncta incidentia). Формальный порядок подачи частных жалоб тот же, что и порядок подачи апелляций. Жалобщик лишь освобождается от взноса пошлин.

Б. Генерал-супер-интенденты

1. Права и обязанности генерал-супер-интендентов по русским законам. (Свод. зак. по изд. 1896 г. т. XI, ч. 1, ст. 528–542; 928–931). Высшие духовные начальники пробстов в лифляндской, эстляндской и курляндской губерниях и в округах консисторий с.-петербургской и московской, как и высшие начальники польских аугсбургских супер-интендентов, именуются генерал-супер-интендентами. Генерал-супер-интендент эстляндского духовенства обязательно состоит пастором ревельской вышгородской кирки. На должности лифляндского и курляндского генерал-супер-интендентов избираются по два кандидата местными дворянами и лицами, владеющими в лифляндской и курляндской губерниях на праве собственности вотчинами, а на должность эстляндского генерал- супер-интендента два кандидата-местным дворянством.

Избранные кандидаты, чрез местных губернаторов и министерство внутренних дел, представляются на Высочайшее усмотрение. При докладе об этих кандидатах министерство обязано представить и мнение о них, истребованное из генеральной консистории. Что же касается должностей петербургского и московского генерал-супер- интендентов, то для замещения их сама генеральная консистория избирает по два кандидата на каждую должность и представляет их министерству внутренних дел для доклада Государю Императору. Для замещения должности аугсбургского генерал-супер-интендента в царстве польском так же сама консистория представляет министру внутренних дел одного кандидата с ходатайством об испрошении ему Высочайшего утверждения.-Введение генерал-супер-интендентов в должность делается торжественно, по предписанию генеральной консистории и с соблюдением порядка, указанного в Агенде.

Генерал-супер-интенденты, как высшие духовные начальники пробстов и других лютеранских духовных лиц, принадлежащих к их консисториальным округам, а равно и кандидатов духовенства, и как представители консисторий, в которых они обязательно состоят не только членами, но и вице-президентами, в своих личных сношениях е подчиненным духовенством, должны всеми зависящими от них мерами способствовать точному исполнению предписаний этих присутственных мест по общей их обязанности надзирать за правильным течением всех церковных дел в округе. Они обязаны наблюдать, чтобы учение проповедников, в своем духе и изложении, согласовалось с св. Писанием и объяснениями лютеранских символических книг, и чтобы все духовные лица надлежащим образом исправляли свои должности, назидая прихожан не только словом, но и примером своей нравственной жизни, непрестанно совершенствуя себя в науках, необходимых в их сане, и при исправлении духовных треб и в священнодействиях не отступая самовольно от правил Агенды. Генерал-супер-интенденты должны стараться без замедления устранять, прекращать или предупреждать и исправлять все, что в действиях по должности и в образе жизни подчиненного им духовенства будет противно лютеранскому уставу или постановлениям Агенды. Но когда они усмотрят нарушения этих правил, а равно и беспорядки в приходах, которых они не могут прекратить своею властью, они должны немедленно доносить о них и принятых ими мерах консистории своего округа. В консисториях генерал-супер- интенденты обыкновенно руководят кандидатскими испытаниями и духовными беседами (collocuium); на них же возлагается обязанность, и при перемещении проповедников, посредством духовных бесед, удостоверяться в их достоинстве и познаниях. На основании правил Агенды генерал-супер-интенденты посвящают, а когда дозволяют местные условия, лично вводят в должность приходских проповедников своего консисториального округа. Ими же, и также на основании правил Агенды, совершается освящение кирок, и только в случае весьма отдаленного расстояния или болезни генерал-супер-интендента, консистория может поручать пробсту или другому духовному лицу ввести проповедника в должность или освятить кирку. Генерал-супер-интенденты обязаны ежегодно представлять консистории краткие послужные списки пробстов и проповедников и кондуитные списки кандидатов духовенства, находящихся в их округе, с присоединением своего мнения о них. Отметки о способностях духовных лиц к дальнейшему исправлению их обязанностей они делают без всякого участия в этом светской власти. В крайнем случае, хотя однажды в шесть лет генерал- супер-интенденты обязаны производить визитацию всех пробстских округов, а таить, где нет пробств,-всех приходов своего консисториального округа. При этих визитациях они следуют тем же правилам, которые предписаны для пробстских визитаций, но в особенности обращают внимание на жизнь и действия пробстов, равно как и на их отношения к приходским проповедникам их округов. Они обязаны также с надлежащею тщательностью осматривать пробстские церковные архивы и, сверх того, имеют право, если признают нужным, присутствовать на приходских визитациях. Кроме таких обыкновенных визитаций генерал-супер-интенденты по временам должны и неожиданно визитировать те или другие приходы как по поручению консистории, так и по собственному усмотрению, извещая однако же об этом консисторию. В тех приходах, в которых должности проповедников занимают сами генерал-супер-интенденты, визитации также производятся, по крайней мере, однажды в шесть лет. Такие визитации поручаются консисторией особым комиссиям. Прогонные деньги из государственного казначейства для проезда по делам правительства генерал-супер-интендентам отпускаются на восемь лошадей; но о назначении денег на визитационные разъезды их консистории каждый раз испрашивают особое разрешение.

Во время богослужения и в других торжественных случаях генерал-супер-интенденты носят одеяние, установленное для всех лютеранских проповедников и, сверх того, на груди жалуемый им Государем Императором, как знак отличия, золотой, гладкий, на золотой же цепи, крест, который возлагается на них президентом консистории при введении их в должность. Они имеют титул Hochwürden. В знак особой монаршей милости и в награду многолетних и отличных трудов генерал-супер- интенденты иногда возводятся, как и некоторые другие почетнейшие лица лютеранского духовенства, в почетное звание евангелическо-лютеранских епископов. В переписке по делам своего звания генерал-супер-интенденты употребляют особую печать с изображением креста и с надписью: Siegel N General – Superintendent. Письма и пакеты их за этою печатью отправляются без платежа весовых денег.

2. Чин введения генерал-супер-интендента в должность. О предстоящем введении известного генерал-супер-интендента в должность, за две недели, объявляется по всем киркам его будущего консисториального округа. Самое торжество должно быть совершаемо непременно в воскресный день, по окончании второго акта главного лютеранского богослужения, не соединяемого однако же с причащением, и именно-после „церковной молитвы” (Kirchengebet), в которую вставляются прошения и за вводимого в должность. Совершается оно всегда президентом местной консистории в кирке, назначенной генеральной консисторией. В нем принимают участие высшие государственные сановники, личный состав консистории и приглашенное на торжество духовенство. Сначала община поет несколько стихов соответствующей событию песни. При последних стихах к ступеням алтаря подходит генерал-супер-интендент, а выше упомянутые лица собираются около него, образуя полукруг-духовные по одну сторону, а светские-по другую. Предложив секретарю прочитать Высочайший приказ о назначении, президент консистории произносит краткое приветствие генерал-супер-интеиденту и возлагает на него Высочайше дарованный крест. Васям один из пробстов или пасторов говорит от имени духовенства и уверяет своего нового „верховного пастыря” в своем добровольном подчинении ему для совместной работы в Господнем вертограде. После этого, когда все упомянутые выше лица займут приготовленные для них места, к алтарю подходит генерал-супер-интендент и отвечает на оба приветствия речью, в которой высказывает те основные положения, какими он намерен руководствоваться при исправлении своей должности. После молитвы и следующей за нею „песни общины» он оканчивает богослужение пением Laudatio („буди имя Господне благословенно”), коллегами и благословением.–

В. Протестантские синоды в консисториальных округах

1. Лютеранские синоды в консисториальных округах (ст. 691–696). Лютеранские генерал-супер-интенденты, за исключением московского, ежегодно, в назначенное ими удобное время и место, собирают пробстов и проповедников своего консисториального округа на синод или общее духовное совещание. Цель таких совещаний между духовными лицами консисториального округа-самоусовершенствование каждого, при посредстве обмена мыслей, взаимного сообщения друг другу местных наблюдений и сведений о духовных предметах, об исправлении пасторских обязанностей, о встречаемых ими на этом пути трудностях и о способах борьбы с ними и преодолениях их. Таким образом лютеранские консисториальные синоды преследуют не только пастырски-административные или служебные, но и научные цели. Поэтому участие в этих синодах признается одною из важных проповеднических обязанностей. От обязанности присутствовать в синоде могут быть освобождаемы только те лютеранские духовные лица, которые жительствуют на очень далеком расстоянии от места собрания и даже вне пределов губернии, в которой собирается синод. В обширных, хотя и из одной губернии составленных консисториальных округах, вместо всех проповедников, в собрании синода, по заранее составленному генерал-супер- интендентом расписанию, обязана ежегодно являться только половина их. Место синода генерал-супер-интендент. назначает, также сообразуясь с его удобством для проповедников и спросив предварительно мнение пробстов по этому предмету. Кроме того, предполагая созвать синод в известном городе в определенное время, он должен уведомить об этом местное гражданское начальство. Синодальные заседания открываются совершением в кирке торжественного богослужения. Окончание или закрытие их также сопровождается молитвою и благословением. На синодальных заседаниях председательствуют всегда сами генерал-супер-интенденты. Все члены консистории имеют право присутствовать на них. В собраниях синода могут находиться и кандидаты духовенства; но принимать участие в совещаниях они могут не иначе, как по особому дозволению генерал-супер-интендента.

Собрания лютеранского синода продолжаются не более восьми дней. Предметы синодальных занятий состоят: 1) во взаимных объяснениях и сообщениях о предметах пасторского служения: о состоянии приходов в религиозно- нравственном отношении, об успехах катехизации, о необыкновенных и вообще важных случаях в исправлении проповеднических обязанностей и т. п., 2) в рассуждениях об ученых духовных предметах: члены синода читают на заседаниях приготовленные ими сочинения по вопросам теоретического и практического богословия, предлагают при этом друг другу сбои замечания и сообщают известия о вышедших в свет новейших сочинениях богословского содержания и т. д.; 3) в совещаниях о хозяйственных церковных делах, о вдовьих кассах и т. п.; 4) в совещаниях о средствах к улучшению состояния кирок в округе. Протоколы лютеранских синодальных заседаний, чрез генерал-супер-интендентов, представляются в консисторию, а последними в копиях препровождаются в генеральную консисторию, которая также в копиях отправляет их для сведения в министерство внутренних дел. Подлинные же протоколы синодальных заседаний хранятся в архивах самых консисторий.

2. Реформатский синод в западных губерниях (ст. 985). Управляющий духовными делами реформатских общин в западных губерниях, в качестве высшего церковного учреждения, Виленский реформатский синод не имеет определенного числа членов. Он составляется из всех почетных лиц реформатского исповедания как духовного, так и дворянского сословий западного края Российской Империи, и собирается один или два раза в год для решения важнейших дел, касающихся реформатских общин его ведомства. Заведывание его текущими делами предоставлено виленской реформатской коллегии, которая о времени и месте синода, за месяц вперед, должна дать знать главному начальнику края и, по закрытии заседаний, чрез главного же начальника края представляет министерству внутренних дел копии с протоколов синодских заседаний.

3. Реформатский синод в царстве польском (ст. 1027–1031). Духовными делами реформатских общин в губерниях царства польского, в качестве высшего церковного учреждения, управляет особый реформатский синод, находящийся в ведении министерства внутренних дел. В состав его входят духовные, дворяне, военные и гражданские чиновники реформатского исповедания, светские депутаты от приходов и члены того реформатского прихода, в котором заседает синод. Перед открытием совещаний синода собравшиеся для этой цели всякий раз, на время совещаний, избирают председателя и секретаря из светских лиц, а нотариуса-из лиц духовного звания. Ведению такого синода подлежат: рассмотрение всех дел, касающихся кирок и училищ реформатского исповедания; рассмотрение штатов каждого прихода и училища; составление ведомости о распределении назначаемого правительством реформатским общинам ежегодного пособия из казны; выдача призывных грамот духовным лицам 7

* * *

*

По законам Российской Империи и специально протестантским установлениям.

6

Казенное жалованье выдается в следующем размере: президенту-600 р. в год, вице-президенту-1000 р., членам-600 р., секретарю-375 р., писцу-150 р., на канцелярские и хозяйственные расходы-270 р.

7

Источник: Протестантство в России : (Из лекций по церк. праву) / Проф.-прот. Т.И. Буткевич. - Харьков : Епарх. тип., 1913. - VI, 234 с.

Комментарии для сайта Cackle