Азбука веры Православная библиотека протоиерей Сергий Соллертинский Пастырство Христа Спасителя: Часть основоположительная: Иисус Христос - основатель Христианского пастырства
Распечатать

протоиерей Сергий Соллертинский

Пастырство Христа Спасителя: Часть основоположительная: Иисус Христос – основатель Христианского пастырства

Содержание

Предисловие

Глава первая. О способах исследования вопроса § 1. Вступление. Примерный способ исследования пастырства Христа Спасителя § II. Способ экзегетический Бека § III. Исследования библейского богословия и церковной истории, и определение способа пастырского исследования вопроса Глава вторая. Происхождение христианского пастырства из недр Богочеловеческого сознания Христа Спасителя § IV. Постановка вопроса. Иисус Христос «Сын человеческий» § V. Толкование имени формально логическое § VI. Толкование онтологическое § VII. Толкование онтологическое рационалистов § VIII. Толкование этическое § IX. Толкование психологическое § X. Толкование пастырско-методологическое § XI. Толкование в пророческом смысле; толкование в прямом мессианском смысле; и данные к пониманию имени в смысле личного самоопределения Христа Спасителя к мессианству § XII. Вытекающее отсюда пастырское значение имени § XIII. Продолжение основанного Спасителем хр. пастырства после прославления Сына человеческого Христа Глава третья. Цель Христова пастырства § XIV. Царствие небесное Спасителя есть не земное а чисто духовное § XV. Оно есть не только чисто духовное, но и супра-натурально-духовное § XVI. Оно обнимает всех людей и все народы § XVII. Определение царствия небесного, как закона христианской жизни, по существу. Предварительные рассуждения § ХVIII. Закон веры § XIX. Закон сокрушения о грехах § XX. Закон кротости § XXI. Закон послушания правде Христовой § XXII. Закон милосердия § XXIII. Закон сердечной чистоты § XXIV. Закон благожелания § ХХV. Закон свободы в отданности религиозно-должному § XXVI. Закон научения христианству других § XXVII. Учение Спасителя о Боге, как основание нравственного учения Спасителя § XXVIII. Антропологически принцип нравственного учения Спасителя и необходимое условие оного § XXIX. Учение Спасителя о Себе Самом. Его искупительные заслуги. Послание Духа Святого Отцом чрез Сына. Церковь христианская  

 
Предисловие

В предлагаемой книге автор излагает воззрение, какое умел он вынести из долговременного занятия Евангелием по добровольной охоте и внешним необходимостям. Возможно, что отказываться от этого воззрения нужды не настанет. Но овладеть им я далеко и далеко еще не овладел. Это будет, когда Бог даст силы и средства тщательнейшее изучить каждую мельчайшую подробность той книги, которая прежде всего есть благовестие человеку и всегда впереди его, как бы далеко он ни ушел в своем развитии. Тогда сложившийся взгляд приобретет и большую выразительность с положительной стороны и большую обстоятельность в виду тех возражений, которые против него могут быть сделаны. Однако это еще в будущем, а теперь я бы рассчитывал главным образом на то, что в книге сказалась отданность делу, и, уважая оную, не будут довольствоваться тем, что нашли возражение, а приложат свое внимание к отысканию такого пункта, при котором окажется, что возражение явилось только благодаря моей теперешней неспособности предвидеть его и сообразно с этим выразиться, объясниться, оговориться, ограничиться и т. д.

Что касается до затаенной цели книги, то она руководила мною при выборе темы для актовой речи 12 Февраля 87 года, и высказана в заключении оной. Это безусловно верно, что в высшем духовном заведении того христианского вероисповедания, которое по моему есть христианская вера, круг преподаваемых наук будет законченным только в том случае, когда во главе его будет стоять особливая наука о Главе христианства – будет историческое, экзегетическое, философское и апологетическое исследование тех данных, которые представляет Великая Книга. Найдется неисчерпаемый предмет для целого преемственного рода отдельных преподавателей желаемой науки. И я только очень боюсь, что теперь заговорил о ее необходимости по такому поводу, который может лишь отдалить благую мысль об осуществлении этой необходимости, господственно превышающей всякие соображения.

В заключение я бы покорнейше просил всех читателей предварительно исправить указанные погрешности, а читателей, не принадлежащих к ученому сословию § III прочитать, если соблаговолять, после прочтения всей книги.


Источник: С. Петербург. Типография Ф. Елеонского и Ко. Невский пр., д. № 134. 1887.

Комментарии для сайта Cackle