Источник

ПОУЧЕНИЕ ДВАДЦАТЬ ПЯТОЕ

Радуйтесь о Господе!.. Радуйтесь

правые сердцем! Всегда радуйтесь!

(Флп. 3:1; Пс. 31:11; 1Фес. 5:16)

Таково обращение св. апостола и призыв к человеку со страниц Библии. Назначение человека – радоваться, а, между тем, кому же из нас неизвестно, что радость – редкое, мимолетное чувство человека? У кого из нас есть радости? Многие имели их, когда были детьми... Но с тех пор мы погружены в думы и заботы. Со всех сторон нас окружают опасности. Беды, напасти, утраты – вот что на жизненном пути встречает человек. И чем дальше живет человек, тем жизнь становится, по-видимому, туманнее и тусклее... Порой блеснет на миг в нашей душе луч благодатной радости, – а там опять охватит сердце страх, и оно болезненно сожмется. Да и нельзя иначе – беды отовсюду: беды от сродников, беды от разбойников, беды в городах, беды в селах (см. 2Кор. 11:26). Горе налегает, как тяжелая ноша, на всех без исключения. Жизненные обстоятельства усиливают это горе. Слезы видны на молодом лице, слезы застаиваются и на морщинах старости... А у иных уже выплаканы все слезы... Тяжко и ужасно жить человеку: весь он в бедствиях, как в оковах.

А между тем Священное Писание изо дня в день, из века в век все поучает христианина одному: «Радуйтесь!» Где же живет эта радость? Вы пришли, братие, ныне в храм, чтобы услышать о радости одного благочестивого семейства, отца, по имени Иаир, матери, родных, их друзей, которым была возвращена Господом нашим Иисусом Христом их единственная дочь (см. Мк. 5:22–24, 38–42; Лк. 8:41–43, 49–56). Научимся радоваться по-христиански и уразумеем, в чем заключается христианская радость.

1. Необходимое условие истинной радости – сердечная вера грешников в Божественного Спасителя и упование на милосердие Божие.

Вера есть душа радости. Без нее радость невозможна. Если вы, осеняя себя крестным знамением, не веруете, что оно прогоняет дьявольскую силу, разумеется, оно вам не поможет. Если вы плачете и рыдаете перед образом Богоматери, а вместе с тем сомневаетесь в том, что ваши просьбы будут услышаны, то напрасны и ваши слезы, и ваш вопль: это не слезы, а раздражение, это не молитва, а ропот. Без веры это и не плачь, а отделение воды из глаз, это не сердце ноет и грустит, а просто нервы не выдерживают. Сколько ни лейте воды на камень, он все будет тверд, все останется тем же камнем.

Какова наша вера, таковы и ее плоды, такова и радость. Вера у нас слабая и колеблющаяся – слабо и непостоянно утешение; вера тверда и сильна – тверда и совершенна радость. Ах, братие, о чем мне говорить вам: о силе ли веры или о ее плодах?

Посмотрите лучше на примеры святых Божиих. Мы удивляемся, как некоторые грешники и грешницы могли измениться и сделаться праведными и радостными в один час? Но это потому, что в них действовала живая и светлая вера. Таковы были, например, Закхей мытарь, такова была и грешница, плакавшая у ног Господа, таков был и благоразумный разбойник на Кресте. Ведь это примеры и образцы истинной нечаянной радости. Но эта внезапная радость охватила их душу таким пламенем, который сжег и спалил мгновенно всю душевную нечистоту. У других бывает не то. Они ждали и уповали долго-долго, ждали нечаянной радости и дождались. Из многих примеров укажу на преподобную Марию Египетскую. Почти пятьдесят лет в одинокой пустыне ежедневно, ежечасно, ежеминутно ждала она нечаянной радости. Ничего не имея, отрекшись от мирских утешений, она все ждала этой радости – и дождалась.

Слабая натура неспособна ждать: ей нужно подать утешение сейчас же. Но, братие, истинная радость не игрушка. В простом народе говорят: «Кто трудно не работал, тот ни разу сытно не обедал». Совершенно верно подмечено. Кто не веровал, кто по-христиански не уповал, тот не поймет слов Спасителя, что вера может переставлять самые горы (см. Мф. 27:20). Если же вера человека вне его столь сильно и чудесно действует, то это верный знак, что сила ее прежде всего чудодействует в душе и здесь, по словам евангелиста Луки, «выправит кривое, а неровное сделает гладким» (см. Лк. 3:5).

Итак, чтобы в душе человека жила радость, ему необходима вера. Дети оттого счастливы, и незлобивы, и просты душой, что они верят. Лучше быть вечным ребенком, нежели досадующим, скучным и мрачным взрослым. Нашу веру ослабляет всего более гордый разум. Но ныне такое время, что юноша считает себя опытнее старика, маленькая девочка – умнее своей матери. Оттого наши юноши стары и наши девочки переросли свои лета. Юноша скучен, девочка скучна... Увы! Отлетели от них радости, отлетели потому, что в душе уже есть некоторая надломленность чувств. Бедные юноши! Как им свой век доживать?.. Не узнать им чудес Божия милосердия!

2. С истинной верой нераздельно соединено Божие милосердие. Апостол Павел говорит: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» (Тит. 3:5–7). Упование на благодать Божию отгоняет от человека отчаяние и сомнение. Нет такого греха, который превышал или побеждал бы милосердие Божие. Но для того, чтобы возжечь в душе такое упование, для этого требуется не быть беспечным и нерадивым о своем спасении. Так, если мы испрашиваем у Господа радостей, но с тем вместе прогневляем Его своими беспутными поступками, то, очевидно, наша молитва не донесется до неба. Истинное же упование христианское спасает нас от всех грехов и вместе с этим утверждает на пути правды и святости. Истинное упование низводит в душу ту тихую покорность воле Божией, которая делает человеческую душу кроткой.

3. От ищущих благодатной и нетленной радости Божие Правосудие требует, чтобы они сами способны были утешать других или, по крайней мере, сами бы ни на кого не огорчались. «Если станешь испрашивать себе милости Божией, – говорит Учитель Церкви св. Златоуст, – то она дается только сердцу примиренному, душе, чуждой всякой горечи, злобы, зависти и гордости».

Когда вы станете испрашивать себе у Господа радостей, то прежде всего забудьте все обиды и водворите в душе своей благость и кротость. Это – дары Господу. С этими дарами всякий грешник получает доступ к неизреченной радости. Если очистим души свои от злопамятства, то уже этого довольно, чтобы Господь услышал нас. И тогда, будьте уверены, что наша молитва, исполненная духом бодрым и ревностным, не минует своего назначения. Она, как кадило благовонное, вознесет ко Господу наши чувствования, наши скорби и нужды; оттуда же, с вышних небес, эта молитва низведет к нам те богатства, о которых, по выражению ап. Павла, «не слышало ухо, не видел того глаз, и не приходило то на сердце человеку» (1Кор. 2:9).

Также, чтобы снискать радость от Господа, мы можем прибегать к ходатайству Божией Матери, нашего Ангела-Хранителя и всех святых Божиих угодников. Они знают вполне наши земные нужды и скорбную долю. Они, всеблагие, сострадают всякой душе, обуреваемой житейскими невзгодами.

Молитесь же им, Царице Небесной, Ангелу-Хранителю и святым Божиим угодникам, притекайте к ним, как нежные дети к любимым родителям. Под их покровом найдем мы тишину и спокойствие от бед и напастей, которых человеку не даст никто в мире сем, даже своя родная семья.

Итак, братие, радуйтесь! Для каждого из нас не закрыт путь к утешениям. Источник их, на основании Божия Слова, я указал вам.

Спасайтесь, братие, и Христос с вами! Аминь.


Источник: Небесный дар любви : Духовные поучения / Прот. Валентин Амфитеатров. – Москва : Издательство им. свт. Игнатия Ставропольского, 2003. — 271 с. (Печатается по изданию: Прот. Валентин Амфитеатров. Духовные поучения. М. 1911 г.)

Комментарии для сайта Cackle