протоиерей Валентин Амфитеатров

СЛОВО о добродетелях, ради которых св. апостол Иоанн называется возлюбленным учеником Иисуса Христа

Иисус же, увидев Матерь и ученика, тут стоящего,

которого любил, говорит Матери Своей:

«Жена, вот сын Твой».

(Ин. 19:26)

Слова Иисуса, произнесенные Им на Кресте в последние минуты жизни! Кто был этот ученик, о котором говорится, что его любил Иисус Христос? Несмотря на то, что не упоминается в приведенном тексте его имя, он известен нам. Это Иоанн, также называемый Богословом. Его память вчера праздновалась Православной Церковью. В честь священного имени возлюбленного ученика Христова составим ныне краткую беседу.

Заметьте, что и прочие ученики Христовы были любимы Небесным своим Учителем, но Иоанн был отличен в особенности, даже в Слове Божием. Почему же и за что он был так высоко превознесен?

Без сомнения, в нем были особенные добродетели, которые давали ему право на отличие. Первыми из этих добродетелей можно назвать незлобие, добродушие и чистосердечие. Три красивых, неотделимых друг от друга цветка, на одном благородном стебле! Не было ни одного случая в долгой жизни Иоанна, когда бы он изменил этим качествам. Можно сказать, любовь была стихией его жизни. Любовью дышало его сердце, любовь повелевала его волей, любовью исполнен был его ум. Если пожелаете прочесть его послания к христианам, то увидите, что в них он учит о любви. «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога» (1Ин. 4:7).

Многие святые писатели и учители Церкви учили, проповедовали о любви. Но учение Духа Святаго о любви было в особенности согласно с чувствованиями сердца Иоанна и качествами его ума. Евангелие Иоанна Богослова проникнуто любовью. Любовь водила его рукой и двигала его устами, когда он писал Евангелие, говоря: «так Бог возлюбил мир, что – не пожалел, не пощадил – отдал Единородного Своего Сына» (Ин. 3:16). В последние дни своей земной жизни, будучи старым-престарым, Иоанн не отпускал ни от сердца своего, ни от своих священных уст мысль о любви. Приходившие к нему за благословением и наставлением получали от него одно внушение: «Чада, любите друг друга!»

Вторая добродетель, возвышающая святого евангелиста Иоанна, – целомудрие. Любящая мысль его никогда не омрачалась нечистой похотью. До конца своей долгой жизни он был безукоризненно непорочен, как невинное дитя. Ангельское благодушие было отличительной особенностью его жизни. От избытка девственного сердца глаголали его уста. Они говорили: «Не любите мира, ни того, что в мире» (1Ин. 2:15). Он дружелюбно и человеколюбиво относился к людям обоего пола, потому что его девственная душа в любви к людям искала и нашла своего Бога. «Бога никто никогда не видел. Если же мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна в нас» (1Ин. 4:12). «И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Ин. 4:16). Так Бога, непостижимого в существе, св. Иоанн Богослов постиг в любви.

Один мудрец, когда спрашивали его, что есть Бог, попросил дать ему один день на размышление. По прошествии дня просил другого дня; по истечении вторых суток просил недели. Протекла неделя. Что же, наконец, мудрец отвечал? Что чем более он думает о Боге, тем непостижимее становится для него существо Божие. А целомудренный ум Иоанна, возлюбленного ученика Иисуса Христа, скоро обрел самый простой путь к познанию Божия существа. Он говорил: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Ин. 4:16).

В Апокалипсисе св. Иоанн Богослов пишет о том, что он видел 144 тысячи девственников, поющих новую песнь Богу. «И никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли» (Откр. 14:1–4). Их простому сердцу и жизнерадостному взгляду на жизненный подвиг открываются тайны, сокрытые от признаваемых миром премудрыми и разумными. Люди целомудренных убеждений ни о чем другом не помышляют, как о предметах, возвышающих чувства и все силы души. Хорошая книга, душевный разговор, чистое, бескорыстное дружество, молитва – вот их препровождение времени. Девственная душа умеет сделать на земле для себя очищенное пространство. Само небо спускается к ним. Как солнечный свет блестяще отражается в чистом кристалле, так и свет Присносущного Божества отражается в душах и самой внешности людей чистой нравственности. Они долго-долго не старятся и умирают духовно юными. За добродетель девственности св. Иоанн был усыновлен Пресвятой и Пренепорочной Приснодеве. О, какое утешение, пример и назидание всем целомудренно живущим мужчинам и девицам, вдовым и вдовицам. Сам Христос с ними!

Третья добродетель, стяжавшая Иоанну Богослову великое отличие и преимущество среди апостолов, – его несравненная любовь к Иисусу Христу. Это свидетельствуется боговдохновенными произведениями его пера и его жизнью. В то время, когда от страха страданий и смерти все прочие ученики разбежались, один Иоанн с Божией Матерью оставался при Кресте Иисуса Христа и не отходил от Него. Так и словом и делом доказал Иоанн, что «в любви нет страха» (1Ин. 4:18), что «любовь крепка, как смерть» (Песн. 8:6). Иисус Христос назвал всех учеников Своих друзьями, а Иоанн был Его наперсником, или, выражаясь простым языком, Иоанн был сердечным другом Иисуса Христа. Он на последней Вечери удостоен был возлежания на персях Иисуса, то есть всех ближе был к сердцу Иисуса Христа, слышал, можно сказать, каждое движение Его сердца. Такая любовь есть совершенная любовь. Она – священный образ всех дружеских отношений. Под ее впечатлением не существует различия «мое» и «твое», а существует единение умов, сердец, помыслов, надежд, стремлений без конца, без границ во времени и пространстве.

Вот добродетели св. Иоанна, евангелиста и Богослова. Они должны быть нам сродными, как христианам. Счастливы семьи, где эти добродетели водворены, счастливо и долговечно общество, где они насаждены. Об этих добродетелях вещают наука и вера, жизнь и закон. Постараемся же внедрить их в себя, тогда мы приблизим к себе царствие Божие и сами приблизимся к нему. Еще раз призовем к себе добродетели, украшавшие св. Иоанна: незлобие, чистосердечие, добродушие, целомудрие и верность в дружбе. Аминь.


Источник: Приводится по изданию: Прот. Валентин Амфитеатров. Духовные поучения. М. 1911 г. Цензор - священник Александр Гиляревский.

Комментарии для сайта Cackle