протоиерей Валентин Амфитеатров

СЛОВО в день новолетия

Кто во Христе, тот новая тварь.

(2Кор. 5:17)

При вступлении, по благодати Божией, в новое лето Господне вполне естественны и законны ожидания чего-либо нового. Отсюда, по обычаю, освященному добрыми преданиями, в первые часы и дни гражданского новолетия между людьми происходит живой и разнообразный обмен лучшими благожеланиями и приветствиями.

Но есть ли что-либо новое в видимом мире? Вся видимая природа не отступает от предписанных ей всемогущим Творцом неба и земли законов. От начала мира и до сего дня «восходит и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит» (Еккл. 1:5). Сменяются одно за другим поколения, «род проходит и род приходит, а земля пребывает вовеки» (Еккл. 1:4). «Что было, то и будет... что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Еккл. 1:9).

Православный христианин ожидает и желает нового не в царстве природы, но в царстве благодати. Оно представляет собой нравственный, духовный мир, где заключен неисчерпаемый источник нового в лице человека – разумного создания Божия, обновленного Иисусом Христом. В разумной душе человека может и должно совершаться беспрерывное обновление. «Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое», – восклицает св. апостол (2Кор. 5:17). В царстве благодати Божественная Творческая Сила никогда не прекращает способности создания. «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5:17), – учил Сам Господь наш Спаситель.

Благостный Обновитель человеческого рода, «Посредник между Богом и человеками» (1Тим. 2:5), уверовавших в Него иудеев, похвалявшихся мнимой правдой своей, и язычников-эллинов, тщеславившихся земной мудростью, примирил между собою, "спас их по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» (Тит. 3:5). «Древнее прошло, теперь все новое».

Мы принадлежим к обществу обновленных Иисусом Христом. Следовательно первым и общим нашим желанием должно стать деятельное стремление являть себя новой тварью во Христе – быть истинным последователем Христовым, а не держаться ни внешности иудейской, ни обычаев языческих. Для нас прошло древнее. Ум истинного христианина озарен светом боговедения, сердце-любовью к небесной жизни, потому что «кто во Христе, тот новая тварь».

Обновленный верою христианин не останавливается на пути к совершенствованию самого себя только простым причислением себя к стаду Христову. Имя христианина обязывает его к сугубой деятельности. Ему предстоит борьба, требующая усиленных подвигов и терпения на предлежащем жизненном пути. Для того же, чтобы заручиться силами для предстоящего служения в качестве верного последователя Христова, необходимо прежде всего самоиспытание.

Каждый из нас обязан зорко наблюдать за собой. Всякое действие должно быть рассмотрено с точки зрения веры. Стремлением осуществить великую цель, для которой человек призван жить в этом мире, каждый шаг нашей жизни должен быть направлен вперед, к вечности. Жизнь человеческая не случайное сцепление дней, месяцев и лет, не придуманное сочетание бесцельных причин и следствий, но серьезная задача. Жизнь – не шутка, не игра, не забава, а дело серьезнейшее из всех, какие может представить себе человеческий разум. Вот почему от каждого из нас требуется благочестивая настроенность; вот почему каждый из нас, глубоко всмотревшись в свое назначение, увидит, что он странник и временный пришелец в этом мире.

Если нет в человеке этой настроенности, то он живет или случайной жизнью, или идет за внешними обстоятельствами, или же живет так, как подсказывают ему внутренние порочные расположения и страсти.

Кому не известно, как часто человек легкомысленно подчиняется ложным мнениям. Ложное мнение разносится в свете, и человек улавливает его и живет с ним только потому, что другие так думают. Многие из нас увлекаются дурными примерами, растлевающими обычаями. Этого увлечения, разумеется, не было бы, если бы человеком осознана была серьезная задача жизни – жить для вечности. Жить же для вечности – еще раз повторяю – значит вести беспрерывную борьбу, исполнять беспрестанный подвиг, терпеть и терпеть.

Кроме самоиспытания, в жизни необходима богобоязненность, иначе, страх Божий. Если человек хоть раз задумается серьезно о том, что жизнь человеческая есть серьезное условие разумного существования, то он будет оберегать ее как великий божественный дар, как величайшую, ни с чем не сравнимую святыню. С этой минуты в жизни его не будет слепой случайности. Вставая утром, он будет ждать для себя работы от Того великого Хозяина, глаза Которого обращены на каждую из земных тварей оттуда, сверху, с неба. Работая, трудясь в течение дня, он будет думать, что исполняет не свое, а посланное ему свыше. В конце дня он отдаст благодарный отчет своих действий, своих слов, своих размышлений Тому же Хозяину этого мира, свыше зрящему и всевидящему. В такой богобоязненности и пройдет вся жизнь человека. Наконец наступит благодатный час, когда человек-работник услышит голос привета: «Приди, Мой возлюбленный, и наследуй уготованное тебе счастье и блаженство» (см. Мф. 25:34).

Христианин «дорожит временем», зная, как говорит апостол, что "дни жизни лукавы" (Еф. 5:16). Время нашей жизни подобно морю. Человек в этой жизни, что пловец среди быстрых волн моря. Пловец знает, как опасны воды, знает, что есть в море подводные камни, есть мели, случаются противные ветры, которые могут удалить, увлечь его туда, куда не следовало плыть.

В жизни человеческой есть свои ветры, свои волны, подводные камни, мели, опасные отмели и опасные быстрины. Все мы плывем или несемся по этому морю, несемся безостановочно от берега нашего рождения в этот свет до берега исхода из этой жизни. Различные перевороты в обществе, внезапные лишения, скорби, болезни, ложные понятия, порочные нравы и обычаи и разные соблазны, как буйные вихри или как бурные волны, всегда могут увлечь нас с прямого пути истины, если мы не будем благоразумно пользоваться временем, держась руководства Слова Божия и правил Православной Церкви.

Кто благоговейно внимает Слову Божию и смиренно покоряется правилам Православной Церкви, тот покоряется водительству Св. Духа. Дух Святый, как благоприятный попутный ветер, водимых Им влечет и несет благодатно по волнам этого житейского моря к тихой пристани небесного отечества.

Надо дорожить временем. Оно, как вода в реке, быстро утекает и не возвращается. Что прошло, того уже не будет; минувший год не вернется. А что впереди, то от нас сокрыто. Тем заботливее должны мы спешить пользоваться временем, какое Господь милосердный дает нам для достижения вечного блаженства.

Вознесем, братия, соединенно голос сердца и уст к Обновителю лет и времен, да будет настоящий день новолетия залогом внутреннего обновления и внешнего благоденствия для всех нас, чтобы грядущее лето Господне было для нас временем благочестия и молитвы, труда и правды, любви и всех христианских добродетелей, с ней соединенных. «Древнее прошло, теперь все новое». Итак, «кто во Христе, тот новая тварь». Аминь.



Источник: Приводится по изданию: Прот. Валентин Амфитеатров. Духовные поучения. М. 1911 г. Цензор - священник Александр Гиляревский.

Вам может быть интересно:

1. Великий пост. Духовные поучения – В Неделю пятую протоиерей Валентин Амфитеатров

2. Письма и статьи – Беседа в неделю праотцев священномученик Онуфрий (Гагалюк)

3. Служба Богу и России (слова и речи) – Слово, сказанное Ректором Тамбовской духовной семинарии, Архимандритом Феодором, при первом служении в семинарском храме в неделю 4-ю... архиепископ Феодор (Поздеевский)

4. О непосредственном откровении по учению Слова Божия – ЗАКЛЮЧЕНИЕ мученик Михаил Александрович Новоселов

5. Огласительные поучения и завещание – Поучение 27. О том, чтобы с прилежанием и вниманием исполнять дела обители, как бы дела Божия. преподобный Феодор Студит

6. Собрание сочинений. Том 5 – Пастырское увещание. Божиею милостию смиренный Амвросий Архиепископ Харьковский и Ахтырский православным христианам Харьковской... архиепископ Амвросий (Ключарев)

7. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 142. Жизнь св. Григория Назианзина до епископства. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

8. Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний – Слово 90. О плаче преподобный Антиох Палестинский

9. Письма – 395. Блажен человек, который познает немощь свою. Удивляться трудам святых – дело похвальное и ревновать им – спасительно. Кто от... преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

10. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского – СУДЬЯ схиархимандрит Иоанн (Маслов)

Комментарии для сайта Cackle