протоиерей Валентин Амфитеатров

ПОУЧЕНИЕ в день праздника Крещения Господня

В далекой от нас теплой южной стране, на восточном берегу реки Иордана собрались толпы народа. Здесь были люди всяких возрастов и всякого состояния. Собравшись отовсюду, они соединились близ великого пророка, проповедника, пустынника Иоанна. Сын Захариин, св. Иоанн перед собравшимся народом говорил о наступающих временах Нового Завета. Он говорил: «уготовайте путь Господень» (Лк. 3:4). «Достойно, правой душой и чистым сердцем встретьте Господа!» Народ слушал, удивлялся проповеди, веровал наступающим лучшим временам, и, по слову Иоанна, приносил исповедь, покаяние и крестился.

В один из дней из бесчисленной толпы слушавших и пришедших для крещения от Иоанна отделился и приблизился к нему Один. Это был кроткий, смиренный, по виду благообразный Путник из Назарета, известный в своем городе как сын древодела и Сам древодел. Этот Путник смиренно просил Иоанна крестить Его, как и прочих. Креститель и исповедник многочисленных людей, объятый благоговейным трепетом, не решался на это и «удерживал Его» (Мф. 3:14). Он, называющий себя «гласом вопиющего в пустыне» (Ин. 1:23), отказывался крестить пришедшего «Мужа» (Ин. 1:30) по своему недостоинству, говоря: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3:14). Иоанн Духом Святым узнал, что перед ним стоял воплотившийся от Пресвятой и Пречистой Девы Марии Сын Божий.

Иоанн спрашивал: «Зачем тебе, Пречистому, креститься? Ты Сам есть Источник всякой чистоты и святости?» "Оставь ныне, – отвечал ему Иисус, – ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3:15). Другими словами: «Я совершаю все заповеди, предписанные законом, и остается одна та, чтобы креститься, и Мне надлежит совершить и ее. Я пришел к водам, чтобы освятить естество воды, пришел креститься, чтобы освятить купель Крещения, чтобы, принявши на себя грехи всего мира, омыть их Крещением».

Крестился Иисус Христос тридцати лет, именно в таком возрасте, когда люди легко склоняется ко всякому греху. Ибо, по толкованию Святых Отцов – Иоанна Златоуста и Феофилакта, как младенческий возраст полон неразумия и неведения, а юношеский – разжигается плотскими вожделениями, так тридцатилетний возраст, возраст мужа, порабощен корыстолюбию, гордости, гневу и всяким грехам. До этого возраста отложил Иисус Свое Крещение, чтобы исполнить Закон всеми возрастами и подать нам силы побеждать страсти, хранить себя от грехов смертных.

Началось Крещение. Иисус погрузился в воды Иордана. Иоанн, с благословением на устах, держал руку на Его главе. Вдруг взор Иоанна поражен был необычайным видением: небеса отверзлись, из глубины их, в тишине, окруженный сиянием, сходил Дух Святой в виде голубя, и из тех же небесных высот слышался глас Божий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17). Этими словами Бог Отец указал всему человечеству на давно ожидаемого Спасителя. «Сей есть» – означает «не ищите, не ожидайте себе другого, это ни посредник, ни ученый, ни титулованный вельможа, ни сказочный богач, но Сам Сын Мой, такой же Господь, как и Я; на небе от вечности Он был Мне возлюбленным».

Таким образом, как некогда, во дни всемирного потопа, голубица возвестила умаление потопных вод, так и теперь подобие голубя было знамением того, что прекращается потоп греховный. Почему явился Дух Святой в виде голубя? Он явился в виде птицы чистой, человеколюбивой, кроткой и незлобивой, так как Дух Святой есть Источник чистоты, Учитель человеколюбия, кротости и незлобия.

Да подаст и нам Господь внедрить в свою душу эти великие качества. Аминь.


Источник: Небесный дар любви : Духовные поучения / Прот. Валентин Амфитеатров. – Москва : Издательство им. свт. Игнатия Ставропольского, 2003. — 271 с. (Печатается по изданию: Прот. Валентин Амфитеатров. Духовные поучения. М. 1911 г.)

Комментарии для сайта Cackle