протоиерей Валентин Амфитеатров

ПОУЧЕНИЕ в день Успенского поста

В дни поста, переживаемого нами в благоговейных любящих чувствованиях ко Пресвятой Пречистой Богородице, Помощнице в наших радостях и скорбях, – нет лучшего источника для назидания, как в земной жизни Ее искать для себя примера и применения.

Вся земная жизнь Пресвятой Богородицы сказалась в Ее безграничной преданности Господу. Пренепорочная, обреченная родителями, она Сама обрекла Себя во всех случаях Своей жизни Свою волю, Свое сердце, Свой ум, – всю душу Свою – погрузить в волю Господа, говоря: «се, Раба Господня» (Лк. 1:38).

Бог – Творец неба и земли. Вся вселенная в Его вседержительной деснице. И самые неразумные, бессловесные, даже неодушевленные творения чувствуют свою подчиненность перед Господом. «Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова. Облака и мрак окрест Его; правда и суд – основание престола Его... Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет... Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его» (Пс. 96:1, 2, 4, 6).

Кто же из людей не знает, что от Господа зависит наша жизнь и по своему началу, и по своему продолжению и концу? О такой обязанности, как всецелая преданность Господу Богу, которая внушается природой, не нужно было бы и напоминать человеку: ибо кто может противиться воле Всевышнего? Но Господь не хочет делать насилия над нашей свободой. Он желает, чтобы чувства нашей преданности Ему были следствием не одной Его власти, но свободным действием нашей к Нему любви. Как отец к сыну или дочери, Он обращается к человеку: «Сын мой, дочь моя! дай Мне свое сердце!» Господь Бог не требует от нас ума, не требует подарков и внешних приношений, но желает одного – сердца. Согласитесь, надо быть ужасным существом, чтобы отказать Господу в исполнении такого желания.

Человек без Бога, с одной своей свободой, оставленный на произвол самому себе, есть несчастнейшее из всех творений во вселенной. Представьте младенца, сидящего на краю ужасной пропасти. Это будет слабое изображение человеческой жизни, отовсюду окружаемой бедами и напастями. Беды в реках, беды на горах, беды от разбойников, беды от родственников, беды в городах и деревнях, беды на море, беды в ложном братстве. Но сколько еще невидимых зол и бедствий! Стоит только человеку взглянуть в историю собственного сердца, чтобы понять, что оно в пережитом, в переживаемом представляет собой пространное море грозных опасностей. Неожиданно наше сердце порождает ложные чувства, позывает к ложным словам и делам. Наверное, замечали такие явления: утром в семье был лад и мир, а к полудню ссоры, угрозы, попреки, разрыв. Что ни шаг, то и опасность. К кому же человек прибегнет среди таких опасностей!? – К Богу, благочестивые слушатели, к Богу!

Бог нам прибежище и сила, помощник и покровитель. Несомненна истина 90-го псалма, в котором изображается человек, "живущий в помощи Вышнего» (Пс. 90:1). Этот человек живет в крове Бога Небесного более безопасно, чем хозяин в своем доме. Против недругов он окружен защитой силы непобедимой. Он живет, как бы носимый на руках ангельских. Он безвредно наступает на аспида и василиска, попирает льва и змея. И что еще? Такой человек долго не старится, его жизнь исполнена долгих дней.

Многие скорби постигают и праведников, но преданность Божией воле облегчает все неприятности и всякого рода несчастья. Она растворяет их такой отрадой, которая заставляет радоваться в бездолье и муках. Преданный Господу Богу человек подобен горе, которая неподвижно стоит на одном месте целые века, сколько бы ее ни рыли и ни ломали. Постигает ли его несчастье, утрата? Вместо того, чтобы роптать, унывать, приходить в отчаяние, он на крыльях молитвы возносится к Престолу Всевышнего и десница Господня исторгает его из челюстей зла. И в самых объятиях смерти преданное сердце не изнемогает. В лицо врага жизни, оно повторит слова псалма: «Если я пойду... долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною» (Пс. 22:4)!

Самонадеянность и надменность – несносные свойства даже перед людьми. Они противны и Господу Богу. Многие из людей воображают, что успехом своей жизни они обязаны только силам своего ума, своего достоинства. Они ошибаются. Чтобы укрепить безопасность собственной жизни, обеспечить свою участь, сколько измышляется планов, предначертаний! Но все эти затеи, как паутинные тенета, от одного дуновения ветра расторгаются.

Что значит мудрость, если в человеке нет благородного смиренного сердца? Чего стоит человеческое просвещение, блистательный ум, высокая, почетная должность, если человек, обладающий ими, сам в то же время обладает гнусными страстями? Полагаться на собственные силы – значит своими руками строить себе погибель.

Мы, христиане, подражая Божией Матери, свою волю погрузим в волю Всевышнего и будем от Него ждать указаний и помощи на все доброе, потому что любящим, говорит св. ап. Иаков, Бог во всем на благое вспомоществует. Намереваемся ли что-либо начать? Испросим, прежде всего, благословение свыше. Успели ли что-либо хорошее совершить? Воздадим не себе славу, но имени Господа дадим славу и честь. Прибавилось ли что-либо новое к нашим совершенствам? Обратимся с благодарностью к Отцу Света, от Которого исходит «всякое даяние доброе и всякий дар совершенный» (Иак. 1:17). Недоумеваем ли мы в чем-нибудь, не знаем, как поступить в известном предприятии – начать или не касаться? Здесь, в особенности нужна в высшей степени преданность Господу Богу, Который Свои тайны открывает младенцам и умудряет слепцов. Благоденствуем ли мы или терпим? Во всяких обстоятельствах жизни да будет благословенно Имя Господне. Никто столько ни приятен Господу Богу, как любяще преданный Его воле. Устами Своего пророка Господь говорит: «на кого воззрю, токмо на кроткаго... и трепещущего словес моих?» (Ис. 66:2).

Христианская душа! Если тебе тяжко от оков, какими обстоятельства жизни удручают, скажи молитвенно Господу: «Се раба Господня, буди мне по глаголу Твоему!» (Лк. 1:38).

Христианская душа! Если Господу Богу благоугодно будет взять у тебя все, что имела дорогого и отрадного, как у Иова, скажи: «Се раба Господня, буди мне по глаголу Твоему!»

Христианская душа! Если Господь захочет взять твое здоровье, твое имение и забрать тебя от бренной плоти, разлучить с землей и со всеми твоими земными надеждами и упованиями, – расставайся благодушно и воскликни: «Се раба Господня, буди мне по глаголу Твоему!» Аминь.


Источник: Небесный дар любви : Духовные поучения / Прот. Валентин Амфитеатров. – Москва : Издательство им. свт. Игнатия Ставропольского, 2003. — 271 с. (Печатается по изданию: Прот. Валентин Амфитеатров. Духовные поучения. М. 1911 г.)

Комментарии для сайта Cackle