протоиерей Валентин Амфитеатров

СЛОВО в день Успения Божией Матери

Ныне Православная христианская Церковь прославляет дивный праздник Успения. О нем предсказывал в боговдохновенном псалме еще за полторы тысячи лет царь Давид. В 44-ом псалме изображена Царица, Матерь Божия, путем Успения и гроба введенная в чертог Царя Христа. Вслед за Матерью Божией в эти же райские обители введены и души человеческие, души христианские, освященные и очищенные Пречистой Кровью Господа нашего Иисуса Христа: "слава дочери Царской внутри; одежда ее шита золотом; в испещренной одежде ведется Она к Царю; за Нею ведутся... девы, подруги Ея, с ликованьем веселым приводятся, входят в чертог Царя... Сделаю имя Твое памятным в род и род... будут народы славить Тебя во веки (Пс. 44:14–16, 18).

Эта высокая честь предстоит всем нам. Исключительно от нас самих зависит ею воспользоваться. Чтобы достигнуть почести и славы, которыми награждена Царица Небесная, живущим на земле необходимо идти вслед Ее. Как Она жила, так и нам следует жить. Тогда в славе и чести совершится наше отшествие из этого мира. Мы уснем для земли, но воскреснем для неба; и на небе сподобимся быть причастниками благодатной славы Матери Божией.

Главной ступенью, которой Святая Дева взошла от земли на небеса, было глубочайшее смирение. Под печатью смирения была сокрыта вся ее земная жизнь. Величие и достоинство Божией Матери могут быть понятны только уму и чувству таких людей, которые научатся ценить добродетель смирения.

Вся земная жизнь Богородицы была полна одной долей – безвестностью и уничижением.

Родители Ее, люди бедные, добывали себе пропитание честным и безустанным трудом. Трудовая жизнь кротких людей, однако, не пользовалась уважением, которого она стоила. Их поносили и презирали.

Когда людям, ведущим трудовой образ жизни, приходится терпеть еще укоризны и нарекания, то такую участь можно назвать вполне несчастной. Многие ее не выносят. Сердце их гибнет; они перестают верить в высшую справедливость и делаются действительно дурными людьми. «Отчего стал ты таким грубым и дерзким? Где ты потерял честь?» – спрашиваем мы у некоторых. «Оттого, – отвечают они, – что с нами были грубы и дерзки. Люди сперва отняли у нас честь, а потом уже нам не осталось, чего жалеть».

Родители Девы Марии покорно перенесли испытание и неправду людскую. Они слезной молитвой омывали людское поношение и незаслуженное уничижение. На чистых слезах выросла благословенная радость: родилась Пренепорочная Дева.

Однако Ее Рождение никого не привело в восторг, кроме родителей. А о том, что в рожденной от них Отроковице мир узрит Матерь и Источник Жизни для человечества, – не подозревал никто, даже и сами родители. Младенчество Св. Девы также покрыто глубокой сокровенностью.

Ее сердце, в котором Она слагала глаголы Божии, было слишком смиренно, чтобы даже само в себе помыслить о грядущем величии Своем как Матери Бога.

Когда об Иисусе Христе распространилась слава на земле, о Матери Его все забыли. Ее вспоминали только в укор Господу, выставляя на вид Ее уничиженное происхождение и состояние. В евангельском рассказе не много повествуется о Ней, однако и там мы находим Ее просящей у Своего Сына милостей людям.

Наконец, видим Богоматерь на Голгофе, у Креста, где лютая и неизобразимая скорбь Иисуса Христа пронзила и Ее сердце. После крестных страданий Матерь Божия удаляется в полнейшую безвестность и остается незаметной в сонме апостолов.

Последний день земной жизни Богородицы ничем не отличается от общей участи земнородных: путем смерти и гроба Она перешла к нескончаемой блаженной жизни.

Только с этого времени открылась на земле во всем свете и величии Ее пренебесная слава. С этих пор все христиане, без различия пространства, места и времени ублажают Преблагословенное имя Ее. Обещавшись святым апостолам не оставлять христиан Своим заступлением, Она не умолкает в молитвах о нас, недостойных.

О чудесах заступления Божией Матери написаны тысячи книг. Но есть лучше книг – живые свидетели чудесного Ее предстательства: и в сельских жилищах, и в шумных городах, и в царских чертогах, – всюду, где живут люди, призывающие на помощь Царицу Небесную, замечают великие дела Ее чудесного заступления. Она Питательница нищим, «Воспитание» детям, «Целительница» болящим, Подательница «Нечаянной радости» ненадеющимся, «Отрада и Утешение» миру, Заступница усердная всех, всех людей...

Какое же назидание мы извлечем для себя в нынешний праздник Богородицы, возвеличенной выше Херувимов и Серафимов?

Главное, что путь к небесной славе называется смирением. Только «унижающий себя возвысится» – сказал Иисус Христос. (Лк. 18:14).

Да, смирение – истинное достоинство человека. Мне всегда представляется ясный и простой пример для смирения: чем выше предполагают строить здание, тем глубже должен быть для него фундамент, чтобы оно могло стоят прочно. Это правило житейской опытности приложимо к духовной мудрости. Не тот умен, добр и вообще нравствен, кто держит себя гордо, самовозвышенно, но тот истинно добродетелен и мудр, кто живет, работает и трудится, не услаждаясь ни своими трудами, ни своими добродетелями. Вот ответ одного мудреца на вопрос: кого считать великим человеком? Замечай: человек велик в той степени, в какой способен смиряться (см. Сир. 3:18).

Надо признаться, что в нашей жизни, частной и общественной, есть много мелочности. Эта мелочность часто отнимает всю красоту наших поступков и деятельности. В нас часто действует душевное самоослепление. Нам кажется, что мы очень хорошие люди; нам кажется, что мы делаем все так, как должно: живем как должно, как должно трудимся, мыслим и чувствуем. Это состояние души – самое опасное, напоминающее заблуждение тяжко больного человека, переставшего уже различать острые боли в своем теле и почитающего себя на пути к выздоровлению. Трудно говорить с таким самохвалом, который не хочет понять, что, по выражению Иоанна Богослова, он, в сущности, и «окаянен, и беден, и нищ, и слеп, и наг» (Апок. 3:17).

Кроме самовозвышения, есть еще одна гнусная и низительнейшая черта в людях, от которой нехорошо бывает жить многим, это – тщеславие. Сколько людей все свои усилия направляют к тому, чтобы об их трудах, об их добродетелях не только думали, но говорили и трубили во всеуслышание? А между тем, главная сила христианской добродетели заключается в сокровенности. Истинный христианин должен бояться не только доброй молвы, но даже лишнего внимания к своим добродетелям. Истинный христианин так осторожен, что даже, согласно со словом Евангелия, прячет дело, сделанное правой рукой от своей левой руки (см. Мф. 6:3). Есть дорогие, прекраснейшие цветы, которые придают своей красотой изящный вид комнате, где стоят; наполняют своим благоуханием малое пространство. Если же высадите этот цветок на воздух, то ветер улетучит его аромат, а красота его затеряется среди других предметов. Так и добрые дела теряют духовную красоту и ценность, если совершаются ради похвал человеческих. Истинное доброе дело чуждо тщеславия. Не только Господь, даже и люди не награждают тщеславных.

В житейской суете сует человек делает себе кумира для самовозвышения из всего. Один гордится сединами, хотя эти седины только по цвету серебристы, но не прибавили ему ни ума, ни скромности в поведении. Другой отыскивает предлоги надменности в своей телесной красоте. Третий гордится званием. Четвертый нисколько не утомляется в десятый и двадцатый раз громко пересчитывать и благовременно и безвременно свои многоразличные достоинства. Все эти лица, может быть, миру кажутся только смешными, но с христианской точки зрения они глубоко жалки, а ведь так нескромно прославляющих свои достоинства не единицы, а сотни людей!

Кому не известно, какое мелкое тщеславие заставляет людей домогаться наград за заслуги. Бедные искатели! Получая награду таким путем, вы уже получили свою мзду, и не дождаться вам иной от Господа. Отсюда постоянные жалобы на то, что высшие невнимательны к низшим. Отсюда завистливое соперничество – при успехе, уныние и озлобление, при неудаче. Стремление уронить в мнении общества почтенного деятеля, найти дурные черты в выдающемся среди житейской заурядности человеке – это все работа той же тщеславной мысли: почему он, а не я?

Не забывайте же, христиане, что Матерь Божия прославилась глубочайшим смирением. Ее гроб будет лестницей к небесам только для тех, которые в своей душевной чистоте и простоте дела великие делают тихо и сокровенно. Аминь.



Источник: Приводится по изданию: Прот. Валентин Амфитеатров. Духовные поучения. М. 1911 г. Цензор - священник Александр Гиляревский.

Вам может быть интересно:

1. Слова и речи. Том II – Слово в день Успения Божией Матери митрополит Никанор (Клементьевский)

2. Успение Пресвятой Богородицы священномученик Сергий Мечёв

3. Письма и статьи – ДОПОЛНЕНИЕ К РЕЧИ АРХИЕПИСКОПА ОНУФРИЯ В ДЕНЬ ЕГО ХИРОТОНИИ ВО ЕПИСКОПА ЕЛИСАВЕТГРАДСКОГО священномученик Онуфрий (Гагалюк)

4. Великий пост. Духовные поучения – В Неделю пятую протоиерей Валентин Амфитеатров

5. Служба Богу и России (слова и речи) – Слово в день восшествия на престол Государя Императора Николая Александровича, 21 октября архиепископ Феодор (Поздеевский)

6. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том IV – Голубинский Евгений Евсигнеевич профессор Александр Павлович Лопухин

7. Христианское миросозерцание. Христианство и жизнь – Христианство и культура h3 Понятие о культуре священномученик Михаил Чельцов

8. Послания – Послание 204(392). К чаду Кледонию преподобный Феодор Студит

9. Собрание сочинений. Том 5 – Речь при открытии двух домов для семейств погибших воинов при Мариинском благотворительном приюте Братолюбивого Общества, 14-го... архиепископ Амвросий (Ключарев)

10. К монаху Агафию – О том, что страждущие при жизни беспечностнои во время кончины, вместо того чтобы позаботиться о самих себе,прилагают старание о том,... преподобный Нил Синайский

Комментарии для сайта Cackle