Источник

Приложение. О хлебе из отрубей

Аскетика – учение о подвижничестве – есть наука. Наука в полном нынешнем смысле слова, пользующаяся как умозрительными, так и экспериментальными методами и вспомоществуемая могущественно еще благодатию Божиею. Внешняя мирская наука в последнее время поняла, что игнорировать положения аскетики только на том основании, что они выработаны святыми, учителями Церкви не без содействия чудес, нельзя. Поэтому многие результаты, полученные в науке о подвижничестве, преимущественно внешнего характера, исследуются теперь учеными и профессорами в аудиториях и лабораториях, хотя и робко и как бы стыдливо. Облеченные в научную форму и терминологию, они преподносятся публике как нечто новоизобретенное и только что открытое. Можно бы указать несколько областей, где заимствованные у святых отцов, прямо или косвенно, сведения, еще недавно считавшиеся баснословными, невероятными – одним словом, «ненаучными», теперь считаются общеизвестным, доказанным фактом, под который пытаются лишь подвести рациональное, естественнонаучное обоснование. Но это сейчас не входит в мою задачу. Здесь я хочу только показать, что излагаемые мною ниже данные не являются чем – то обособленным и исключительным, а составляют одно из звеньев в общей цепи нынешних научных исследований. Мы увидим пример того, как некий святоотеческий опыт, доселе воспринимаемый большинством как проявление ненормальной психики, извращение и фанатизм, как средство самоистязания, теперь исследован наукой и признан достойным всяческой похвалы и подражания.

Речь идет о питании хлебом с отрубями – по – нынешнему, по – ученому выразиться, о «хлебе Грэгема». В житии Синклитикии мы видели, что в некоторые периоды своей жизни она питалась хлебом из отрубей. Она в этом подвиге не одинока. В житиях святых можно указать и другие подобные примеры. Таким хлебом, по общепринятому мнению, можно откармливать лишь скот. Это – де не пищевой продукт, а суррогат питания. Но наука доказала теперь, что дело обстоит как раз наоборот. Нынешний пшеничный, из тонкой сеяной муки хлеб не есть хлеб, а лишь «фабрикат», не соответствующий физиологическим особенностям человеческого пищеварительного аппарата и поэтому являющийся источником многих физических расстройств и заболеваний. К доказательству этого я сейчас и перейду. Но позволю себе еще одно замечание.

Преп. Синклитикия употребляла хлеб из отрубей в тех случаях, когда ее мучил дух блуда и чревоугодия (эти страсти находятся между собою в связи, последняя подготовляет почву первой). Ей, следовательно, нужно было для их подавления добиться двух вещей: лишить вкушаемую пищу приятности, сделать ее невкусной и в то же время легко перевариваемой, чтобы она, быстро проходя по кишкам, не задерживалась в них и тем самым не усиливала деятельности половых желез. Как известно, при переваривании жирной, сытной пищи появляется возбуждение, происходит прилив крови не только к брюшным местам, но и к лицу, щекам (особенно «раскраснеются» люди, когда при этом еще и выпьют), и, следовательно, выражаясь по – святоотечески, воспаляется в связи с этим и подчревность. Наука в настоящее время доказала, что Синклитикия, желая добиться, чтобы этого не было, своим переходом на отрубяной хлеб поступала как нельзя более правильно.

Дело в том, что нынешний обычный, культурный, способ изготовления муки отнимает у зерна как раз те необходимые питательные свойства, которые Бог премудро вложил в хлебные плоды для поддержания здоровья человека, и оставляет те, которые наиболее удовлетворяют лишь вкусовым ощущениям и нежат, а вместе с тем и портят, желудки.

Для приготовления хлеба употребляют различные сорта муки, обыкновенно пшеничную или ржаную. Хлебные зерна сперва подвергаются размолу, то есть растираются жерновами в порошок, и затем мука просеивается. Посредством такой процедуры от чистой муки отделяются отруби.

Что это значит в переводе на язык химии и физиологии? Современные исследования показали (по Леренкраузу: Die Prof. Dr. G. Jagerschen Lebens und Genussmittel), что в зернах наших хлебных злаков питательные вещества распределяются неравномерно. Так, пшеничное зерно состоит из мучнистой центральной части и пяти покрывающих ее оболочек. Из этих пяти оболочек три составляют наружный слой и две – внутренний, прилегающий к мучному ядру.

Верхнюю оболочку наружного слоя составляют, главным образом, волокна древесины. Под нею лежат важнейшие питательные вещества: белки, служащие для образования тканей и соков (крови), и фосфаты, необходимые питательные соли, питающие мозг и нервы и придающие костному составу нашего тела требуемую плотность. Белая сердцевина мучного ядра содержит преимущественно крахмал (в ней также содержится немного клейковины, приблизительно в пять раз меньше крахмала), следовательно, такое питательное вещество, которое является для нашего организма, так сказать, только горючим материалом, топливом.

Таким образом, при обыкновенном приготовлении муки, при отделении от нее отрубей, она лишается самых важных питательных веществ – белковых и фосфатов, лежащих преимущественно в коричневых слоях и удаляющихся вместе с отрубями. Отруби состоят приблизительно из 15% клейковины (принадлежащей к белковым веществам), 54% безазотистых питательных веществ и только 10% клетчатки. Последняя, хотя и не имеет ни малейшего питательного значения, тем не менее небесполезна, так как, раздражая механически стенки кишечника, она ускоряет пищеварение и стул (что в подвижничестве важно)104 и, вдвигаясь между пищевыми частицами и отделяя их друг от друга, содействует при пищеварительном акте внедрению пищеварительных соков.

Но при обыкновенном приготовлении муки (мука для Грэгемова хлеба перемалывается на особых мельницах) пропадает еще также и росток, или зародыш, сидящий снаружи пшеничного зерна и содержащий естественный пищеварительный фермент.

Таковы научные результаты. История их происхождения такова.

Уже в начале прошлого столетия знаменитый североамериканский физиолог проф. Сильвестр Грэгем высказал утверждение, что в приготовлении хлеба из тонкой просеянной муки должно искать главный источник многих заболеваний и страданий человека. Он велел приготовить для своих больных хлеб из грубой, непросеянной муки и, благодаря такому изменению пищевого режима, в соединении с другими ценными естественными целебными факторами, излечил огромное число больных, особенно таких, которых медицинская наука уже признала безнадежными. Столь наглядное, чрезвычайно благотворное и целительное действие употребления отрубяного хлеба на отправления желудочно – кишечного тракта заставило многих мыслящих врачей и неврачей применять этот хлеб и при тяжелых заболеваниях.

Так что в скором времени последний под названием «Грэгемова хлеба» приобрел известность почти во всех частях света.

Причина, почему он, несмотря на одобрение научных авторитетов и на явно целебные свойства, не водворяется всюду и не в состоянии вытеснить хлеб из просеянной муки, есть, главным образом, чревоугодие людское, так как не могут еще приготовить Грэгемов хлеб одновременно и вкусно, и по всем правилам науки. Особенно дело осложняется в связи с вопросом о допустимости применения дрожжей и закваски105.

О чрезвычайной важности и полезности хлеба с отрубями после всего вышесказанного можно бы и не распространяться. Но, пожалей, полезно будет привести еще примеры, ибо exempla trahunt106, то есть они тащат вас за собою, не то что научные выкладки и доказательства, лишь утомляющие мозг непривычных к дисциплинированному мышлению людей. Таким примером может служить известный доктор Док, «много лет питавшийся исключительно растительной пищей [иными словами, если рассматривать дело в церковном плане, Док постоянно постился/] и своим здоровьем, энергией в работе и свежей, цветущей внешностью блестящим образом опровергающий предубеждение против питания растительною пищей».

Исходя из собственного опыта, он говорит: «Хлебу Грэгема подобает занимать видное, почетное место не только на обеденном столе, но и среди так называемых лечебных средств, так как он самым естественным образом излечивает всегда почти неприятные, а иногда и весьма тягостные явления запоров. Всем известно, что это весьма распространенное страдание весьма часто влечет за собой очень тяжелые болезненные расстройства, как – то: вялость кишок, брюшное полнокровие, геморрой, застой печени и даже тяжелые душевные страдания, до ипохондрии включительно. Как раз в этом отношении хлеб Грэгема часто нам давал поразительные результаты. Сотни людей обязаны ему тем, что без содействия аптеки излечились от вышеупомянутых страданий. Ввиду этого мы рекомендуем всем страдающим вялостью отправлений органов пищеварения обратить особое внимание на этот хлеб. Хлеб с отрубями имеет неоценимые преимущества: он служит одновременно и питательным, и целебным средством, он не имеет вредного свойства большинства лекарственных средств, которые приносят нашему организму известный вред и потому непригодны для постоянного и непрерывного приема внутрь. Этот хлеб до такой степени полезен для нашего организма, что мы можем питаться им всю жизнь, и в то же время имеем в нем неизменно готовое к нашим услугам средство борьбы с недеятельностью кишок. Таким образом, он совершенно устраняет злоупотребление слабительными средствами, а ведь всем известно, какой вред они приносят; правда, они помогают на мгновение, неестественно раздражая кишки, но, вследствие этого излишнего раздражения, появляется еще большая слабость, то есть недеятельность кишок. В этом отношении мы не находим достаточно слов, чтобы рекомендовать Грэгемов, или отрубяной, хлеб как врачам, так и неврачам. В большинстве случаев этот хлеб блестящим образом оправдывал возлагавшиеся на него надежды; я знаю лишь очень редкие случаи, когда он не приносил желанных результатов, и это обыкновенно случалось тогда, когда аптека успевала уже окончательно испортить дело».

Так говорит доктор Док107.

Преп. Синклитикия и святые отцы еще за полторы тысячи лет до него не только высказывали то же самое, но и исполняли на деле. Это невольное подтверждение, оправдание и даже восхваление наукой поступков гонимых миром монахов и аскетов знаменательно в наше время.

* * *

104

«...Давай чреву твоему пищу достаточную и удобоваримую, – учат отцы, – чтобы насыщением отделываться от его ненасытной алчности и чрез скорое переваривание пищи избавиться от разжжения, как от бича» (преп. Иоанн Лествичник. Лествица. С. 107. Слово 14. О любезном для всех и лукавом владыке, чреве, 12).

105

Сами профессора и ученые взялись за дело булочников и пекарей, желая добиться хороших результатов. Так, доктор Прауссниц (Общество морфологии и физиологии в Мюнхене. Mlinchener medicinisce Wochenschrift. 1893. № 4) вместе с доктором Мениканти предпринял в Мюнхенском физиологическом институте исследования, установляющие разницу в усвоении хлеба в человеческом кишечнике, смотря по тому, приготовляется ли хлеб с помощью дрожжей или закваски, берется ли пшеничная или ржаная мука, с отрубями или без них (Deutsche Medizinal Zeitung.1893. № 80). Специальной задачей соединения кулинарии с наукой занимались Карлотто Шульц (Schulz С. Vegetarisches Kochbuch. Berlin, 1890), Альфред Зефельд (Seefeld А. Einfachstes Kochbuch. Hannover, 1894), знаменитый Густав Иегер (G. Jager) и другие.

106

примеры влекут (лат.).

107

Изложено по: Платен М. Новый способ лечения. Т. 1. СПб.: Просвещение, 1903.


Источник: Преподобная Синклитикия Александрийская или малая аскетика : Преподобная Синклитикия Александрийская, ее жизнь и поучения / Варнава (Беляев), еп.; сост. П.Г. Проценко. – Нижний Новгород : Издательство Братства во имя святого князя Александра Невского, 1997. – 127 с.

Комментарии для сайта Cackle