Преподобная Синклитикия Александрийская или малая аскетика
Содержание
Краткое житие аммы Синклитикии Назидательная кончина Происхождение и подвижническая жизнь Поучения преп. Синклитикии. Вступление. Как спастись? I. О трех главных обетах монашества: целомудрия, нестяжания и послушания О целомудрии О нестяжании О послушании II. О вспомогательных добродетелях: молитве, посте и бодрствовании Молитва и пост Трезвение (бодрствование) III. Поучения по случаю различных искушений (и врачевства против страстей) О напастях, встречающихся в начале спасительного пути О чревоугодии О демонском подвижничестве и неумеренном воздержании О гневе и его исчадиях – памятозлобии и злословии О кротости О двух печалях О некоторых бесовских искушениях. О болезнях О страсти учить других и о тщеславии Заключение Общее правило доброделания Приложение. О хлебе из отрубей Павел Проценко. На пути в Небесный Иерусалим. История одного бегства Комментарий составителя Список условных обозначений
«Когда враждебный дух станет нападать на нас, распрострем Крест вместо паруса и будем безопасно совершать наше плавание». Преп. Синклитикия
По благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая
Исповедник веры, подвижник, несший тяжкий крест юродства Христа ради, и духовный писатель еп. Варнава (Беляев), создавший в 20-е годы нашего столетия фундаментальный труд по православной аскетике «Основы искусства святости», в своем творчестве постоянно стремился дать читателю сумму необходимых, как можно более ёмко изложенных, аскетических знаний и сведений. Действительность, отмечал он, «требует еще кратенького... изложения основных истин подвижничества, которое бы позволило желающему вступить на путь спасения легко держать в памяти основное... и не обременяло бы ум излишними подробностями».
Таким учебником по умному деланию («малой аскетикой») стало жизнеописание одной из основательниц женского монашества преп. Синклитикии Александрийской, созданное еп. Варнавой в 1928–1931 гг. Духовный опыт древней святой автор приближает к современному человеку
Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. (Мф. 5:14–15)