Радость духовная
Содержание
Об авторах О спасении О молитве О любви к ближним «Окамененного нечувствия» О суете нашей жизни О необходимости смирения О раздражении О необходимости читать духовную литературу О разных вопросах духовной жизни
Об авторах
Схиархимандрит Даниил (Климков) (1893–1970)0. Окончил Московскую Духовную академию, был несколько лет священником с обетом безбрачия, принял монашество с именем Серафим в 1920 г. в Московском Свято-Даниловом монастыре. С 1927 по 1955 годы был в ссылке. По освобождении, получив отказ в прописке, жил «на колесах». Особенно переживал из-за невозможности открытого служения Церкви. Владыка Феодор1, явившись ему во сне, сказал: «Твой путь – духовника и старца, а не открытого служения». Это успокоило о. Серафима, он принял схиму и полностью отдался служению людям. Записи его ответов сохранили знавшие его и обращавшиеся за разрешением своих недоразумений.
Архиепископ Варлаам (Ряшенцев) (1878–1942). Родился в Тамбовской губернии. Окончил Казанскую Духовную академию. В 1901 г. пострижен в монашество, преподавал в Уфимской Духовной семинарии. В 1906 г. хиротонисан в епископа Гомельского. С 1923 г. – епископ Псковский и Порховский. В 1927 г. сослан. Известно, что умер архиепископ Варлаам в 1942 г.
Письма, выписки из которых хранят знавшие владыку, писаны в ссылке.
Схиархимандрит Кирик Афонский. Еще до революции в молодые годы ушел на Афон. Оттуда был послан на Афонское подворье в Москву помогать в издании книг епископа Феофана Затворника. В юности окончил только городское училище, но нею жизнь работал над собой, обогащая свои богословские познания. Позже был назначен настоятелем Афонского подворья в Одессе. Вернувшись на Афон, стал духовником братии. После революции, в 30-е годы, сербский патриарх Варнава просил отправить схиархимандрита Кирика в Югославию; он был там до начала второй мировой войны. От «того периода сохранились записи его поучений и бесед в Хопове, где приютился Леснинский монастырь.
Отец Алексий Мечёв (1859–1923) был одним из известнейших в Москве священников, к которому могли обратиться все. Родился он в 1859 г., очень рано овдовел и по благословению о. Иоанна Кронштадского, забыв о себе, взялся за «разгрузку чужого горя». До самой своей смерти он жил среди людей и для людей. О нем говорили, что «простота и смирение, прозорливость и лучезарность, требовательность и любовь, традиционность и свобода, мудрость и юродство, надмирность и погруженность в мир делали его старцем в миру». Указания его всегда конкретны и духовная жизнь каждого – самое существенное и важное на свете.
Архиепископ Иоанн (Шаховской). Родился в 1902 году в Москве. В 1920 г. выехал из России. В 1926 г. принял на Афоне монашеский постриг и был послан в Богословский институт прп. Сергия в Париж. С 1932 г. был настоятелем Свято-Владимирского храма в Берлине (до 1945 года). Гестапо ликвидировало его издательство. С 1946 г. он в США. В 1947 г. хиротонисан в епископа Бруклинского с назначением деканом Свято-Владимирской Православной Богословской академии. В 1950 г. переводится в г. Сан-Франциско. Скончался в 1989 г.
Схимонах Антоний Савваит (Кузнецов Александр Сергеевич (в постриге Алексий)). (1898–1964)2. Родился в Нижнем Новгороде. В годы гражданской войны Александр Сергеевич Кузнецов (мирское имя о. Антония) вместе с матерью оказался в Константинополе. Очень бедствовали. Все пережитое: смерть отца, революция, потеря Родины, крайняя нищета – привело к духовному перерождению. Александр Сергеевич перебрался с матерью в Иерусалим, поступил в 1925 г. в лавру прп. Саввы Освященного, а мать – и русский женский монастырь на Елеоне. В 1938 г. его постригли после рясофора сразу в великую схиму с именем Антоний. В монастыре он пробыл 39 лет. Скончался о. Антоний в 1964 г.
Игумен Никон (Воробьев). Родился в 1894 г. в многодетной крестьянской семье и Тверской губернии. Учился в реальном училище, позже, желая стать врачом, поступил в Петербургский невропатологический институт. Здесь на первом курсе пережил подлинное обращение к Богу и потянулся душой к аскетической жизни. В 1917 г. поступил в Московскую Духовную академию, которую не мог окончить, так как в 1919 г. ее закрыли. Десять лет жил в небольшом городе Сухиничи. В 1931 принял монашество в Минске и через год был рукоположен в священники. В 1933 г. арестован и сослан в сибирские лагеря. Освободившись, жил в Вышнем Волочке. В конце войны стали открывать приходы, и о. Никона назначили в г. Козельск, потом – Ефремов, Смоленск, наконец, на последний в его жизни приход – в город Гжатск. Здесь и умер в 1963 г.
О спасении
Как спасаться, когда вокруг столько зла?
Во всем мире для нас существует только одно действительное зло – наше злое произволение. У кого произволение направлено к добру, то все, даже сам диавол, не может ему принести ничего, кроме пользы.
Схимонах Антоний Савваит
Что самое важное в деле спасения?
При помощи Божией храни ум – и все обретешь молитвой и спасешься.
Схиархим. Кирик
Как спасаться?
Делайте со своей стороны все, что можете, а Господь сделает все, что нужно для спасения.
Игумен Никон
С чего начинать спасение души своей?
Желающий соблюдать заповеди должен начать со страха Божия, чтобы не поскользнуться в пропасть.
Схиархим. Кирик
О чем стоит особенно позаботиться?
Лучше любой строгой жизни – хранение рассудительности.
Схиархим. Кирик
Как и чем угодить Богу?
Бог благоугождается внутренним настроением – верой, страхом Божиим, преданностью Ему, сердечным к Нему прилеплением и упованием.
Схиархим. Кирик
Что необходимо желающему спастись?
Невозможно спастись без строгого внимания и хранения ума.
Схиархим. Кирик
Спасение души своей – это же цель жизни нашей?
Человек не должен ставить целью спасение своей души (это само придет), не должен думать, что его ожидает после смерти за его служение Богу. Он должен всем существом своим полюбить Господа, отдать Ему всего себя...
О. Алексей (Мечев)
Если я хочу жить духовной жизнью, то с чего начинать?
Следи за собой. Каждый вечер просматривай, что было сделано хорошего и что плохого. За хорошее благодари Бога, а в плохом кайся.
О. Алексей (Мечев)
Верно ли, что можно Богу угодить и без Церкви?
А как без Таинств? Ведь уже без исповеди человек погибнет.
Схиархим. Кирик
Сейчас такая трудная жизнь. Все дергает, все раздраженные, и никто не заботится как-то смягчить положение. Далеко все это до спасения. Как же не потеряться и не утонуть в этом?
Надо стяжать сначала сострадание ко всем. Если есть сие, то ты в числе спасающихся.
Схиархим. Даниил
Что мешает нашему спасению?
У нас три врага: своя воля, самооправдание, человекоугодие.
Схиархим. Кирик
Предупреждение.
Высокоумием, самонадеянностью и возвышением ума (когда умом хочет человек постичь то, что открывается лишь чистому сердцу) погубляются все подвиги и добродетели. Опасна эта неприметная болезнь души.
Схиархим. Кирик
Говорят, что жить по-христиански – искусство. В чем же оно и как ему научиться?
Главное искусство жить по-христиански заключается в том, чтобы принимать жизнь как она есть и все, случающееся с нами, принимать как должное.
Схимонах Антоний Савваит
Может быть, в монастыре легче спастись, да и жизнь покойнее, не то, что в нашем страшном мире?
Не по страху перед миром и желанию покоя от страстей бегут в святую обитель, а из любви к Богу.
Схиархим. Даниил
О молитве
Как учиться молиться?
Чтобы научиться молиться, прежде всего нужно:
1) бороться со страстями,
2) читать и слушать слова молитв внимательно, с чувством покаяния и упования на милость Божию,
3) меньше суетиться.
Схиархим. Даниил
Молитва рассеянная... До каких же пор?
Рассеянная молитва – не молитва, хотя Господь и ее принимает вначале от тех, кто еще только учится молиться. Но ведь надо же научиться когда-нибудь молиться и без рассеяния!
Игумен Никон
Ни на что не хватает времени, особенно на молитву, что делать?
Надо все делать по силам. На телесное все силы убиваем, а на душу остается несколько сонных минут. Разве так можно?
Игумен Никон
Такая беспорядочная, суетливая жизнь стала, как с ней не растеряться?
Надо браться только за молитву, в ней единственная опора в нашей жизни.
Схиархим. Даниил
При раздражении молиться и не хочется, да и не выходит. Что же делать?
Если воздержишься от гнева и сохранишь мир, то и молитва будет хорошая, а если будешь в немирствии, то и молиться не сможешь.
Игумен Никон
Кик научиться молиться без рассеяния?
Чтобы стяжать неразвлекаемую молитву – надо смириться перед Богом и людьми и немало упражняться. Без смирения человек всегда будет рассеиваться.
Игумен Никон
Что мешает молитве?
Молитве более всего мешают печаль и памятозлобие.
Схиархим. Кирик
О чем нужнее молиться?
Молиться надо не об исполнении наших желаний, но подлинная молитва всегда: «Да будет воля Твоя!»
Схиархим. Кирик
Почему трудно молиться?
Молитва – всегда подвиг. Подлинная молитва возможна только в смирении, т.е. в любви ко всем и каждому.
Схиархим. Кирик
Плохо с молитвой. Душа холодная, сухая, мысли рассеиваются... Что же делать?
...Что можем, то и пожертвуем Богу, хотя бы количество (молитв, для нас возможных), и сила Божия изольется в немощную душу, и молитва сухая, рассеянная, но частая – всегдашняя, обретши навык и обратясь в натуру, соделается молитвой чистой, светлой, пламенной и достодолжной.
О. Алексей (Мечев)
Сейчас многие говорят о необходимости оживления жизни Церкви, но все это не то, наверное... Как же оживить Церковь?
Молиться.
О. Алексей (Мечев)
Мне все время что-то мешает молиться: то место (говорят, шумят, дергают без конца), то время, которого нет для молитвы... Как же быть?
Нужно учиться молиться так, чтобы не зависеть ни от места, ни от времени.
О. Алексей (Мечев)
Молиться не хочется. Заставлять себя, пересиливать – тоже не хочется, просто повторять надоевшие слова тошно. Как выходить из такого состояния?
Понуждать себя надо. Лучше меньше сказать, но сказать со смыслом. Думать надо над каждым словом, которое произносится.
О. Алексей (Мечев)
Почему так не хочется понуждать себя молиться?
В духовной жизни не стань упражняться, не стань молиться или молиться редко, тебе противна и тяжела будет молитва, как пятипудовая тяжесть.
Схиархим. Даниил
Трудно заставлять себя молиться. Чем бы себе помочь?
Молись, молись. Не за то будем судимы, что не молимся, а за то, что, не молясь, дали вход врагу.
Схиархим. Даниил
Что можно достичь молитвой?
Конец внимания и молитвы – умиление всегдашнее, сокрушение сердца, любовь к ближнему и сим подобная.
Схиархим. Кирик
Бывает иногда такое настроение, что не знаешь, куда себя деть. Как тогда?
Нужно молиться с поклонами.
Схиархим. Даниил
Как практически организовать свою духовную жизнь?
Положи себе за правило хоть раз в час обратиться ко Господу и Матери Божией с молитвой о прощении и помощи, а если будет возможность и силы, то и чаще.
Игумен Никон
Что делать, если сердце холодное, никак не участвует в молитве?
Старайтесь со вниманием говорить слова молитвы. Если рассеиваетесь, то укорите себя, «откройте себя Богу» и опять понуждайте со вниманием говорить слова молитвы. И сердце постепенно будет смягчаться и хоть иногда, но отзовется сокрушением.
Игумен Никон
За что Бог дает чистую молитву?
Чистая молитва подается Богом за чистоту сердца и смирение.
Схиархим. Кирик
Слышит ли Господь наши немощные молитвы?
На молитве слушает нас Господь и отвечает нам. Иногда слушает, но не отвечает.
Трепетно должно быть предстояние Богу. Никогда не бывает, чтобы совсем нас не слушал Господь.
Архиеп. Иоанн
О свободе говорят много, но стоит только попробовать противиться злым привычкам своим, как убедишься не в свободе, а в рабстве своем. Как же из него выходить?
Прп. Симеон Новый Богослов говорит, что человек по падении потерял свободу делать добро, осталась лишь свобода избирать добро, предпочесть добро, желать делать добро. Чтобы его сделать, человек должен обратиться с молитвой к Бoгy, чтобы Он дал силы совершить добро, которого он возжелал.
Игумен Никон
Всю жизнь дела, дела... Иногда и без пользы они, а время на них уходит... Что тут делать?
Всякое дело освящай призыванием имени Божия. Польза душе уже от этого будет.
Архиеп. Варлаам
Когда при всем старании молитва сухая, рассеянная, не трогающая душу, как быть?
Не унывать, не ждать ничего, но знать, что Господь может в утешение и поощрение дать мгновение легкости, радости, мира так, что забывается и проходит усталость. Но ждать и просить этого нельзя.
О. Алексей (Мечев)
Когда молитвенные правила, на которые внешние условия жизни не оставляют ни времени, ни сил, только расстраивают и угнетают, что делать?
Помнить, что «внутренняя духовная жизнь одинакова для всех. Можно жить монахиней в миру (по духу), но внешние правила монастырской жизни в миру немыслимы». Зная это, не расстраиваться и не переживать, делать все необходимое и учиться всегда и везде помнить о Господе.
О. Алексей (Мечев)
Важно ли поминать родителей?
Когда молитесь, поминайте родителей. Это очень важно, чтобы мы всегда поминали тех, кто о нас так заботился, кто нас так любил.
О. Алексей (Мечев)
Иногда на молитве или в храме лезут нехорошие мысли... Чем от них избавляться?
Представь себе – пред Кем ты предстоишь или открой свою душу и скажи: «Владычице, помоги мне».
О. Алексей (Мечев)
О чем полезнее молиться?
В молитве нужно забыть себя, свою душy и просить только у Господа силы in полнить Его повеления на земле.
О. Алексей (Мечев)
Когда замечаешь, что так замусорено сердце всякими привычками, привязанностями к тому, чего не должно бы быть, что так много в тебе лишнего... и хочется свободы от этого, чистоты... Как помочь себе?
Прп. Исихий говорит, что без частого призывания имени Иисуса Христа невозможно очистить сердце.
О. Алексей (Мечев)
Когда читаю молитву Иисусову, то и при этом замечаю, что мысли гуляют по свету и все вместе получается – слова молитвы и какой-то мусор впечатлений... Так же нельзя. Чем помочь себе?
Надо постоянно иметь пред собой Господа, как бы ты находишься перед каким-нибудь важным лицом, и быть как бы в постоянной беседе с Ним.
О. Алексей (Мечев)
Можно ли в наших условиях учиться молиться молитвой Иисусовой?
Можно, только помнить, что главное – как можно чаще. Число раз – не важно. Ешь, пьешь, ходишь, говоришь, работаешь – все время надо ее читать про себя или в уме. Ночью проснешься – то же. Только как можно проще, совсем, совсем просто.
О. Алексей (Мечев)
Когда дергают в разные стороны, когда устаешь до одурения, молитва только просматривается, т.е. читаешь глазами, а душа никак не реагирует на слова... Что делать? Изменить обстановку нельзя, а так жить, т.е. так молиться, ведь тоже нельзя?
Когда так жизнь идет, то молиться нужно умом, не обращая внимания на то, что душа не отвечает. Вникайте в слова молитвы. Ничего, пусть умом, пусть как-нибудь, но молитесь, молитесь. Не приходите в отчаяние. Успокоится ваша жизнь, тогда можно будет (спрашивать с себя), а теперь нет.
О. Алексей (Мечев)
На что надо особое внимание обратить при чтении молитвы Иисусовой?
Молитву Иисусову должно творить при сознании присутствия Божия, убеждении, что не ты Бога зришь, а Бог тебя видит и знает все, что есть в тебе.
Схиархим. Кирик
Как заповедано непрестанно молиться, а кто же за меня будет все делать?
Непрестанно молиться – не значит в углу стоять, а значит иметь память Божию, страх при всяком деле, разговоре и мысли, чтобы не погрешить.
Схиархим. Даниил
Когда совсем не хочется молиться, вряд ли стоит себя заставлять, ведь душа холодна и безразлична ко всему?
В состоянии полного охлаждения и омрачения души надо обязательно заставлять себя молиться, несмотря на холодность, рассеяние и прочее. «Даждь кровь и приими Дух».
Игумен Никон
Надо иметь четкое молитвенное правило и выполнять его, а у меня всегда масса дел, хлопот, забот... Ничего не успеваю и не знаю, как из этого состояния выйти?
Спасемся не правилом, а смирением и вздохами к Богу вообще. Полезно правило установить не количеством, а временем. Не смущайтесь, если за это время не успели все вычитать. Кончайте на том, сколько успели, и знайте, что Господь больше с вас не спросит, а за спешку никогда не похвалит. Ему нужно сердце, а не учет поклонов.
Архиеп. Варлаам
Как ощутить ответ Господа на наши молитвы?
Апостол Павел призывает нас к тому, чтобы все желания наши и нужды мы открывали Богу не для того, чтобы непременно получить просимое, а для того, чтобы «мир Божий», который посылается всегда в ответ на излияние души нашей, наполнял все наше существо.
Архиеп. Иоанн
О любви к ближним
Почему в душе нет ни любви к Богу, ни к ближнему?
Кто любит себя, тот не может любить Бога и не послужит ближнему самоотверженно.
Архиеп. Варлаам
Очень мешают спасению недостатки других, а деться от них некуда. Как быть?
Значит, плохо себя видим, если виним и видим других.
Схиархим. Даниил
За что более всего спросится на Страшном Суде?
На Страшном Суде более всего спросят за недостаток любви к ближнему.
Схиархим. Кирик
Думая перестраивать свою внутреннюю жизнь, что ставить на первое место?
На первом месте должна быть любовь к ближнему. Во имя этой любви человек должен перестраивать свое внутреннее «я», дабы во всем облегчить жизнь этому самому ближнему. А ближними являются, во-первых, семейные, а потом вообще все те, с которыми приходится совместно жить.
О. Алексей (Мечев)
Что особенно необходимо для спасения?
Особенно надо следить за собой, что бы быть мягким, добрым в отношени ближних своих. «Наше спасение в ближнем», – говорил прп. Пимен Великий Нельзя любить Бога, относясь плохо хотя бы к одному человеку. Если будет любовь к ближним, то она породит и любовь Богу.
Игумен Никон
Хочется помочь изломанной душе, но не получается ничего. Как быть?
Исправлять изломанные души – это великое духовное дарование, которое дается немногим. Дается тем, которые научились совершенно не надеяться на силы и всю свою надежду возлагают на Господа, непрерывно прося у Него вразумления. Нужна молитва. Нужно, наставляя кого-нибудь, одновременно и молиться о нем.
Схимонах Антоний Савваит
Если с некоторыми скучно, не лучше ли как отделаться от них, когда они приходят?
Нет, нужно их слушать. Ведь они несчастные. Нужно понуждать себя входить в их интересы, стараться чувствовать, как они чувствуют, думать, как они думают. Таким образом их состояние становится для тебя ясным. Начинаешь их жалеть, а жалея любить. Нужно над этим работать. Сначала понуждать себя – трудно и скучно будет. Потом, как только сможешь их пожалеть, так уже легче будет, и скучно уже не будет...
О. Алексей (Мечев)
Сейчас многие жалуются на невнимательность людей. Если это есть в себе, то как быть?
Старайся внимательно относиться к людям. Привыкнуть к этому трудно. Помни: забудь себя и забудь все в себе и живи жизнью всех и каждого...
О. Алексей (Мечев)
В каком случае помогает совет?
Нужно молиться, чтобы Господь Сам вложил в наши уста Свое слово и помог Своей благодатью. Когда это случится дело идет по-другому. Наше слово оказывается действенным. Благодать Божия действует тогда и в говорящем, и в слушающем. Одному дает слово, другому отверзает уши, чтобы его слышать.
Схимонах Антоний Савваит
Когда кто-то говорит о волнующем его, ждет участия или совета, а сказать надо серьезно и по делу, нельзя отделаться незнанием или чем-то общим, как быть, чтобы не ошибиться?
Прежде чем сказать, надо подумать, Христа можно вспомнить, как бы Он тут поступил, а потом – как совесть твоя говорит, так и делать и говорить.
О. Алексей (Мечев)
Говорят, надо быть твердым человеком. Уступай – так на голову сядут. Как же в жизни без уступок?
Не стыдись быть мягким. Уступай. Уступать более слабому – знак мужества и великодушия, а не слабости.
Схиархим. Даниил
Как общаться, если видишь невосприимчивость к самому нужному?
Не всякая душа восприимчива в данное время, иногда в другое, или в конце жизни. Словом, судьбы Божии неисследимы. Пред этим надо смиряться, т.е. принимать все как есть и как будет, не иметь своей воли.
Схиархим. Даниил
Почему трудно сейчас общаться (с желанием духовной взаимопомощи) со многими?
Сейчас всех спасать трудно, а только желающих, и то с проверкой.
Схиархим. Даниил
Как тяжело бывает с некоторыми. Как же избежать этой тяжести?
Не от других тяжесть, а от себя, от слабости сил духовных.
Схиархим. Даниил
Если общество, окружающее каждый день на работе, очень неприятно и чуждо, как быть?
...Это заставляет более припадать к Богу. Как и Лот, пребывая среди содомлян, нимало не повредился от них. А это приносило ему великую пользу. Только не надо этих окружающих людей презирать и ненавидеть, а жалеть их.
Схимонах Антоний Савваит
Как себя проверить: правильно ли, духовно ли мое чувство к людям?
Любовь плотская, душевная легко переходит в чувства противоположные. С любовью духовной этого никогда не бывает.
Архиеп. Иоанн
Любовь называют верхом добродетели. Как не спутать такую любовь с тем, что обычно называют любовью?
Признак того, что мы любим кого-то истинной любовью, – это когда мы любим тех, кто его любит, и всех, кого он любит.
Архиеп. Иоанн
Откуда теперь в людях такая черствость и эгоизм?
Жизнь не по Евангелию делает людей черствыми, замкнутыми в свои переживания.
Архиеп. Иоанн
Как относиться к тем, кто заставляет других переживать и мучиться?
Нельзя щадить и жалеть того, кто другого не жалеет.
О. Алексей (Мечев)
О состоянии
«Окамененного нечувствия»
Как вести себя в период холодности, сухости, нечувствия?
Нужно показать верность Господу во время нечувствия, маловерия, сомнений, холодности, во время скорбей, болезней, всяких неприятностей. Нужно волевым усилием утверждать в себе веру, когда она почти угасает по попущению Божию, чтобы человек вновь и вновь показал, к чему он стремится, что он предпочитает. И Ангел Божий, по повелению Божию, отвалит и от сердца нашего камень нечувствия, когда придет время.
Игумен Никон
Почему в душе растет охлаждение?
Охлаждение у тебя бывает от малой преданности воле Божией, от того, что молитву и храм ставишь выше служения ближнему.
Архиеп. Варлаам
Силы убывают, душа черствеет, среди людей теряешь последние капли внутренней сосредоточенности. Как же дальше жить?
Унывать не надо, а убыль духовной силы восполнять из океана Слова Божия – молитвы, чтения, смирения, памяти смертной и, наконец, Причастия.
Архиеп. Варлаам
Как бороться с состоянием отупения, безразличия, когда впереди, кажется, ничего нет?
Главное, надо всегда искать Царствие Божие, чтобы найти... Только рассуждать о нем – мало!
Игумен Никон
Почему бывает состояние такого бессилия, что уже больше ни на что нет желания?
Делание добра не в меру может утомить и обессилить дух.
Схиархим. Даниил
Чувствую, что нет должного усердия, в душе холод и равнодушие... Что делать?
Ревность, т.е. усердие в духовной жизни, – пар, движущий машину. Нет пара – нет и движения. Откуда пар, когда ты почти не молишься?
Схиархим. Даниил
Ничего не могу. Ничего не получается. В душе – окамененное нечувствие. Так и погибнуть недолго. Что же делать?
Нечего себе пророчествовать гибель. Гони пораженческие мысли – они от демонов. Есть время падать и время вставать. Безнадежие гони упованием на Бога. Внимай себе. Если побеждаешься, не ослабевай, не отчаивайся, но вновь встань, и Бог поможет тебе.
Схиархим. Даниил
Когда очень тяжело и темно на душе, сил нет, молиться не хочется, что же делать?
Как говорит Варсонофий Великий, хоть вспомни, что есть Всевидящий Господь, видящий тебя, и этого достаточно, чтобы выйти из трудного положения.
Игумен Никон
От усталости, постоянного напряжения, дерганья во все стороны трудно хранить собранность, чувствуешь, что тупеешь и воля внутренне сопротивляться слабеет. Что делать?
Помнить, что «пока разум не омрачен, враг не может свободу украсть».
Схиархим. Даниил
Не уставать нельзя, а можно ли избавиться от уныния, сопутствующего усталости?
Можно и нужно добиваться с Божией помощью того, чтобы работа не сушила душу, а усталость была без уныния. Это будет, если на каждое дело смотреть, как на Божие послушание, и творить его спокойно, во славу Божию и на благо ближних, славя в сердце Господа...
Архиеп. Варлаам
От постоянной занятости, забот, переживаний душа высыхает. Как помочь себе?
Чаще говей, читай слово Божие и другие духовные книги. В них источник живой воды.
Архиеп. Варлаам
Чем вызвано состояние одеревенения в молитве?
Оно так естественно по причине переутомления. Но не унывайте. Оно попускается нам Господом для нашего смирения, для того, чтобы мы воочию убедились, что не властны над своей молитвой, не можем ее творить, как и когда хотим, и ждали бы милости от Господа.
Схимонах Антоний Савваит
ОБ ИСПОВЕДИ
Как учиться правильно исповедоваться?
Помнить, что исповедь – не просто разговор с духовным отцом, не погоня за утешением, не рассказ о грехах, не оправдание себя, не соболезнование о себе, не жалобы на других, не спор с духовным отцом, но сознание своей вины. Если укорять других, а не себя – облегчения не будет.
Схиархим. Даниил
Столько грехов! Уж простит ли Господь?
Не было случая, чтобы Господь отказал когда-либо кающемуся в прощении. Только Господь не прощает нам, когда мы сами не прощаем другим. Поэтому помиримся со всеми, чтобы Господь помирился с нами. Простим всем, чтобы Господь нам простил.
Игумен Никон
Каяться-то – это одно, но исправления не заметно, и потому закрадываются в душу тревога и сомнение... Как и что спасет в таком случае?
Верить себе нельзя (предчувствиям, уверенности, что не будет из меня проку), а трудиться в покаянии необходимо. Господь пришел грешников спасти, но кающихся. Только кающимся вменяется всемирная крестная жертва Спасителя.
Игумен Никон
Иногда на исповеди (в слове перед самой исповедью) говорят, что часто причащаться нельзя, так как мы недостойны. Это, конечно, так, но тогда хоть совсем не причащаться... Разве будешь когда-то достойнее, приходя на исповедь реже?
Не мы созданы для Причастия, а Причастие для нас. Именно мы, грешные, недостойные, слабые, более чем кто-либо нуждаемся в этом спасительном Источнике.
О. Алексей (Мечев)
Как же каяться правильно?
О. Алексей (Мечев) на исповеди требовал не перечня грехов, а сознательного отношения к своим поступкам, глубокого раскаяния в них и твердого намерения исправиться. Не надо, исповедуясь, касаться других и говорить ненужные подробности.
Некоторые говорят, что надо, готовясь к исповеди, записывать свои грехи. Лучше ли это?
О. Алексей (Мечев) считал, что лучше исповедоваться без бумажки, так как если человек не помнит своих грехов, значит, душа у него о них не болит. То, о чем болеешь душой, не забудется.
О СКОРБЯХ
Почему нельзя без скорбей спасаться?
Добродетели без скорбей непрочны.
Схиархим. Даниил
Когда чувствуешь, что переживание своей греховности граничит с отчаянием, это ведь тоже плохо?
Излишнее сокрушение, доходящее до отчаяния, – это признак не смирения, а гордости. Искренность и глубина покаяния доказываются тем, что человек впредь старается не повторять грехов.
Игумен Никон
Почему мне везет на одни неприятности? За грехи?
Терпи все упреки, ругань и клевету, правильные и неправильные, ибо они полезны, очищают душу от грехов и содействуют росту смирения, если не будешь возражать.
Игумен Никон
Почему у меня одни искушения да расстройства?
Проси у Бога мудрости обращать и грехопадения, и искушения на пользу себе, для роста духовного.
Игумен Никон
Если видишь в себе одни недостатки, то на что же надеяться?
...Потерпим обиды, укоризны, несправедливости людские, понесем тяготы друг друга, чтобы хотя ими восполнить недостатки делания духовного...
Игумен Никон
Чем бы утешить свою уставшую душу?
Господи! Ты всё знаешь! (Ин. 21, 16) Источник особой радости.
Архиеп. Иоанн
Говорят, что нельзя прожить без скорбей, но ведь скорби только ослабляют душу. Или надо знать, как скорбеть?
Молитва и вера делают то, что и скорбь приносит огромную пользу, а без молитвы [скорбь] может привести к ропоту, маловерию, вреду душе и телу. Вот почему и надо научиться быть всегда с Богом.
Игумен Никон
Всем трудно. Еще труднее, когда в душе даешь волю раздражению и возмущению. А как сдержаться?
Крест неизбежен для всех. Облегчим же его верой в Господа, борьбой с грехом, покаянием, прощением всем ближним, безропотным несением скорбей и молитвой.
Игумен Никон
Почему везде встречаешь одно расстройство?
Кто носится с собой и следит за каждым своим движением, тот постоянно будет получать стрелы от врага и расстраиваться.
Архиеп. Варлаам
Зачем Бог допускает скорби без конца?
С гордостью человек не может спастись. С гордостью он бы и в раю отпал уже окончательным падением, подобно демонам. Поэтому в течение всей жизни Господь дает человеку понять, что без Бога он ничто, он только раб своих страстей и раб диавола.
Игумен Никон
Можно ли помочь себе при скорбях?
В своих скорбях не отчаивайтесь и не опускайте рук. Читайте больше и чаще Евангелие. Господь всех кающихся прощал, но и предупреждал: «Иди и больше не греши». Прибегайте чаще к Нему, просите помощи, сознавайтесь в своих неправдах, понуждайте себя к молитве.
Игумен Никон
Почему везде только про скорби говорят... Хочется ведь душе и радости?
В скорбях, переносимых с радостью, с благодарностью ко Господу, спасающему нас через страдания, скрыта радость духовная, радость восхождения от силы в силу.
Игумен Никон
Нельзя ли без скорбей спасаться?
Скорби необходимы, но видеть их необходимость человек может только после значительного очищения себя покаянием и воздержанием от грехов и чтением слова Божия.
Игумен Никон
Говорят: «Терпи, прав ты или нет». Зачем же так?
Кто оправдывается и старается доказать свою невинность, тот разрушает этим планы Божии об исцелении его души.
Архиеп. Варлаам
Когда вокруг видишь многочисленные неприятности, то теряешься. Кого же винить?
Посмотри на себя сейчас же – не ты ли этому причина...
О. Алексей (Мечев)
Когда крест кажется очень тяжелым, чем держаться?
С креста не сходят, с него снимают. Терпением бери и смирением, считая себя достойным не такого креста, а еще худшего, и, так смиряясь, получишь за терпение и смирение утешение от Господа.
Схиархим. Даниил
Внешняя обстановка все-таки очень мешает росту духовному. Но ведь изменить ее не в наших силах, как же быть?
Каждая душа может и должна во благо воспринимать все внешнее.
Архиеп. Иоанн
О суете нашей жизни
Работа, работа... Везде... Превращаешься в автомат. И это – все?
Человек создан не только для того, чтобы трудиться, но и чтобы любить и молиться.
Архиеп. Иоанн
Сейчас все некогда, все не могу ничего успеть. Но можно ли суету эту как-то оправдать?
Нет. Берегитесь слишком большой суеты в труде вашем. Мы все нуждаемся в ежедневном обновлении и просвещении свыше. Мы нуждаемся в смирении и должны помнить, что «сила Божия в немощи совершается».
Архиеп. Иоанн
Всю жизнь что-то делается. Всегда некогда. Всегда устаешь. А в результате – что сделано?
Имя Христово придает всем вещам и поступкам вечную ценность, как бы ни были малы поступки.
Архиеп. Иоанн
О РАССЕЯННОСТИ
Как быть, если одолевает рассеянность при молитве?
...Не унывать и не оставлять молитву, и как только мысль убежит куда-нибудь, возвращать ее к Богу.
Схимонах Антоний Савваит
Чем вызывается рассеянность?
Если помыслы сильно рассеиваются, значит, что-то неладно в душе, значит, враг получил доступ к душе и надо каяться пред Богом и умолять о прощении и помощи.
Игумен Никон
Иногда сердце начинает тревожиться без особых причин. И в мысли, как правило, появляется смущение. Что делать?
Сердцу не верь. Тревога от рассеянности. Помолись – и вещун-сердце исчезнет.
Схиархим. Даниил
Что мешает собранности?
Излишняя суетливость, привязанность к миру, длинные мирские разговоры, осуждение ближних.
Игумен Никон
Почему так рассеянность одолевает?
Смирение обладает силой собирать помыслы в памятование о Боге, а немирствие, тщеславие, гордость рассеивают помыслы.
Игумен Никон
Очень мешает рассеянность. Как с ней бороться?
Следи за помыслами – здесь начало грехов – и храни чистоту.
Архиеп. Варлаам
Почему же не ощущаем мы близость Божию?
Потому, что живем очень рассеянно. Отец Небесный сочувствует нам и ожидает той минуты, когда Он найдет нас готовыми принять Его помощь.
Архиеп. Иоанн
Если я в храме рассеиваюсь, то чем себе помочь?
Начни читать Иисусову молитву с чувством покаяния, обращая внимание на слова: «Помилуй мя грешную». Рассеянность пропадет, мысли и помыслы куда-то исчезнут и явится молитвенное настроение.
О. Алексей (Мечев)
О необходимости смирения
Что самое ценное в духовной жизни?
Главное, что надо опытно познать, – это необходимость и ценность смирения. Только смиренным Бог дает благодать.
Игумен Никон
Зачем Господь попускает врагу всевать такие мысли и представления (нечистые), о которых говорить стыдно?
Когда перед нами обнаруживается вся внутренняя мерзость нашей души, то мы перестаем высоко думать о себе – приходим в смирение и начинаем всю надежду возлагать на Бога. Для того Господь и попускает нам брани.
Схимонах Антоний Савваит
Нет ни на что сил. Как спасаться?
Смирением. Смирение тем удивительно, что оно восполняет все слабое – и слабую веру, и слабую любовь, и слабую верность любви. Смирение заполняет бездну между Богом и человеком.
Архиеп. Иоанн
Почему нигде нет покоя, у всех расстройство, тревога?
Кто смиряется перед каждым человеком, тот имеет покой, живя без смятения. Любящий мир, т.е. страсти, славу, – всегда в беспокойстве от плоти, мира и демонов.
Схиархим. Даниил
Бывает хорошо на душе, подъем. Потом вдруг все портится. Почему такой резкий упадок?
Потому, что напряжение – от недостатка духовной силы, вернее, от недостатка смирения.
Схиархим. Даниил
Почему мне ничто и никто не помогает одолеть врага?
Без смирения никакие средства не помогут (в борьбе с врагом спасения), да и Господь самонадеянному и гордому не помогает.
Игумен Никон
Как бороться с обидчивостью?
Надо просить у Господа смирения. Со смирением несовместимо осуждение ближних и обидчивость.
Игумен Никон
До конца ли мы продумали то, чему призывает Господь учиться у него?
Спаситель призывает всех научиться от Него смирению. Не посту, не молитве, даже не любви к ближнему, а смирению.
Игумен Никон
Как спастись, если никаких подвигов и добродетелей нет?
Воздаяние бывает не добродетели и не труду ради нее, а рождающемуся от них смирению. Если оно утрачено, то первые будут напрасны.
Схиархим. Даниил
Когда огнем вспыхнет желание отомстить, за себя постоять, как угасить такое желание?
Скорее смирись.
О. Алексей (Мечев)
Когда одолевают обиды, как быть?
Не разбирать никого и ничего, не погружаться в них с головой, а вместо обид надо больше смиряться.
Схиархим. Даниил
Иногда говорят некоторые о духовных утешениях, явлениях, предречениях... Когда ничего подобного нет, что же – это показатель духовного ничтожества!?
Успех духовной жизни измеряется не духовными утешениями, которые могут быть и от лукавого, а глубиной смирения.
Игумен Никон
Почему одни терпят многие трудности мужественнее и легче, а другие от меньших расстраиваются до предела?
Необходимые для спасения человека скорби могут восприниматься труднее или легче в зависимости от устроения человека. Хочешь найти мир душевный – смирись под крепкую руку Божию, это значит – прими все случающееся с тобой как от руки Божией...
Игумен Никон
Не могу не сознавать, что говорить себе стыдно об исполнении заповедей Божиих. Как же при этом не приходить в уныние?
Недостаточность исполнения заповедей восполняется сокрушением сердечным. Оно заменяет (по милости Божией) делание и держит человека в смирении, без чего суетно все делание, оно даже губительно.
Игумен Никон
К чему должны сводиться все усилия?
Главное – надо опытно познать необходимость и ценность смирения.
Игумен Никон
О раздражении
Как гасить раздражение?
Есть в душе человеческой великое средство для преодоления самолюбия, вспыльчивости и раздражительности. Это – благоговейная вера в близость Божию. «Господь близ».
Архиеп. Иоанн
Раздражительность... Только ли это результат усталости, нервного утомления, особой «чуткости»?
Один из признаков любви – не раздражаться. В основе вспыльчивости и раздражительности лежат злоба, ненависть, гордость, жестокость и несправедливость. Какой нужен самоконтроль, какая трезвость и осторожность!
Архиеп. Иоанн
Многие жалуются на то, что раздражает все. Выхода – из внешних условий – нет. Как же жить?
Будь внимательна к себе. Сохраняй мир, мирись скорее. Изливай чаще пред Господом свои согрешения и скорби, поступай по совести – будешь чувствовать себя хорошо и спасешься.
Игумен Никон
Как победить неприязнь в своей душе?
Ни с кем не говорить (о том, к кому чувствуешь неприязнь) на эту тему. Захлопните эту страсть в своей собственной душе, как горящие угли, и она сама там потухнет, особенно если Вы будете с ней деятельно бороться и молиться за тех, к кому чувствуете неприязнь.
О ПОКАЯНИИ
Чем укрепляется вера?
Через покаяние дается вера: Господь открывается только тому, кто сознает свою греховность.
Схиархим. Кирик
Что-то не чувствую в душе сил, нет желанного упования. Или так от слабого покаяния?
Награда покаянию – живая вера и упование. С упованием ощущает в себе душа силы, а там – любовь к Богу!
Схиархим. Даниил
Как избавляться от нехороших мыслей?
Мысли нехорошие гони, а какие появятся – тащи их за ушко да на солнышко. Строга будь к себе.
О. Алексей (Мечев)
Что делать, если спастись хочу, а силы воли заставлять себя делать всё, что надо, нет?
Грех парализует свободу воли, а покаяние прибавляет, освобождает волю на добро и сердце расширяет на любовь, на любовь к Богу и ближнему.
Схиархим. Даниил
Что нас спасает?
За одно только всегдашнее чувство покаяния можно спастись, так как память о покаянии не дает воли грешить.
Схиархим. Кирик
Чего просить у Господа лучше всего?
Проси у Господа со всем усердием величайшего и нужнейшего из всех даров – видеть свои грехи и плакать о них. Имеющий этот дар имеет все!
Игумен Никон
О необходимости читать духовную литературу
Как быть, совсем некогда читать слово Божие?
Надо хоть 10 минут в день читать слово Божие или книги святых отцов.
Схиархим. Даниил
Чем помогать себе в духовной жизни?
Читать больше Евангелие и особенно святых отцов. Без чтения трудно спасаться.
Игумен Никон
Так много дел и забот, когда уж читать книги духовного содержания?
От недостатка пищи духовной ум помрачается, так как не единым хлебом жив человек.
Схиархим. Даниил
Как спасаться, если не у кого спросить совета, не то что искать руководителя в духовной жизни?
Если мало благочестивых старцев, способных руководить, то этот недостаток заменяют книги святых отцов.
Схиархим. Даниил
Для некоторых Евангелие открывает что-то неведомое, целый мир, а я стою, слушаю знакомые слова и ничего нового не могу услышать. Как быть с этим?
Перед чтением Евангелия перекрестись и скажи: «Господи, вразуми меня, дай мне понять, что тут есть». После этого бывает, что нечаянно находит как бы какое осенение и начинаешь понимать смысл того или другого. Тогда надо взять и записать эти мысли.
О. Алексей (Мечев)
О РАДОСТИ ДУХОВНОЙ
У Апостола сказано: «Всегда радуйтесь...» Как можно радоваться среди бесконечных переживаний? Чему?
Радость веры – это пребывание со Христом, хождение пред Ним, хождение с чувством покаяния и благодарности.
Архиеп. Иоанн
Чем можно утешиться в наше трудное время?
Памятью о том, что «любовь Божия хочет спасения нашего и не допускает скорбей сверх меры и без крайней нужды».
Игумен Никон
В чем источник радостей духовных?
Страх Божий и следование своей совести – неистощимый источник радостей духовных.
Схиархим. Кирик
Духовная жизнь трудна, везде понуждение себя требуется. Но хоть какая-то отрада возможна при этом?
Жизнь во Христе дает такую полноту, такое разумение всего, радость духовную, твердость, что (в сравнении с ней) жизнь мирских людей покажется (как она и есть) ничтожной, неинтересной, бедной, жалкой, суетной, преисполненной мелких дрязг и часто великих скорбей.
Игумен Никон
Так хочется, чтобы кто-то утешил, да некому... Это же не плохое желание?
Надо больше пребывать в покаянии, а не искать утешений, так как в них мы ищем не Бога, а себя.
Схиархим. Кирик
О разных вопросах духовной жизни
Если в душе решимость и жажда деятельности, чтобы только скорее достичь цели (и цели достойной!) – это ведь хорошо?
Хорошо в нашем мнении о себе. В духовной жизни важно уметь терпеть и ждать. Господь все в свое время пошлет. Силой ничего не сделать (своей, конечно). Терпение нужно и еще смирение, молитва.
О. Алексей (Мечев)
С чего начинается грех?
Грех начинается и кончается в произволении. Отсюда очищающая и исцеляющая сила покаяния.
"Грех – в согласии на грех».
Схиархим. Кирик
Почему многие довольствуются только формальным исполнением правил благочестия, а настоящей любви к духовной жизни нет?
Пристрастие к тьме (ввиду недостатка или ума, или сердца, или воли, или непорочности пяти чувств) заглушает любовь к свету, да еще враг ослепляет.
Схиархим. Даниил
В духовной жизни все так трудно, я не могу...
Запомни раз и навсегда, что в духовной жизни нет слова «не могу». Все должно мочь, что тебе велят. Бывает же слово «не хочу», за которое, чем дальше будешь жить, тем строже будет за него с тебя взыскиваться.
О. Алексей (Мечев)
Когда слишком тяжело, нет сил терпеть, что делать?
Чаще призывать имя Божие и просить терпения, когда станет слишком тяжело. Как змеи ядовитой надо остерегаться ропота.
Игумен Никон
В чем чистота сердца?
Чистота сердца в том состоит, чтобы никого не осуждать.
Схиархим. Кирик
Говорят, что духовные люди подвержены особому обману – прелести, которая может завести в тупик, и человек плохо кончит. Отчего она случается?
Прелесть донимает людей духовных больше тогда, когда они стараются всеми силами любить Бога, но сами себя все-таки любят больше ближнего своего.
О. Алексей (Мечев)
Когда душа становится храмом Божиим?
Если водрузилась в душе память о Боге, значит, вселился в нас Бог, значит, стала душа храмом Божиим.
Схиархим. Кирик
Как смотреть на свое греховное состояние?
В больницах не осуждают друг друга за ту или иную болезнь. А мы все больны душевными болезнями – грехами. Одно надо твердо знать и никогда не забывать: нельзя отчаиваться ни в каком состоянии.
Игумен Никон
В чем корень зла в духовной жизни?
Нет большего зла, чем самолюбие.
Схиархим. Кирик
Как определить меру духовного роста?
Мерой духовного роста человека является его смирение. Чем выше духом человек, тем он смиреннее. Не правило, не поклоны, не посты, не чтение слова Божия, а смирение приближает к Богу. Без смирения все, даже величайшие подвиги, не только не полезны, а могут и вовсе погубить человека.
Игумен Никон
Трудно спасаться в окружении раздраженных и озлобленных. Как же быть?
Человек, внимательный к своему спасению, получает пользу и от добрых и от злых людей. От добрых он получает помощь и утешение в своей борьбе, а от злых терпит напасти и оскорбления и, перенося их в терпении и незлобии, спасается.
Схимонах Антоний Савваит
Говорят, что и ад, н рай начинается здесь. Ад – это все знают, а вот рай можно узнать?
Возлюби Бога и обрящешь в душе своей рай.
Архиеп. Варлаам
Откуда берется желание восхвастаться?
От забвения того, что всё от Бога, всякое дарование, и нечем хвалиться человеку.
Схиархим. Кирик
Так хочется пожить спокойно и без всяких забот, но не получается. Почему же?
Кто ищет покоя, в том не может пребывать Дух Божий. Где скорби, там и Бог.
Архиеп. Варлаам
Чем вызваны наши многие недостатки?
Кто завистлив, настойчив до упорства, всегда недоволен, гневлив и быстро смущается, тот должен знать, что это у него от скрываемого желания преимущества, т. е. желания первенствовать.
Схиархим. Кирик
Если чувствуешь, что нет сил целиком и полностью забыть все для Царствия Небесного, то что же тогда – никаких надежд?
Хоть немного надо искать Царствия Божия, и Господь никогда не оставит без помощи и утешения.
Игумен Никон
Всюду столько зла, столько горя, так много всего страшного, темного, что жить все труднее и труднее становится. Чем же помочь себе?
Хорошо сделаете, если будете замечать светлые явления в человеческой жизни, а не темные. В противном случае всегда будете пребывать в подавленном состоянии духа. Но не надо забывать и того, что, по слову Апостола, «любящим Бога вся поспешествует во благое».
Схимонах Антоний Савваит
В чем заключается духовный пост?
В умении владеть собой, смиряться, быть кротким.
О. Алексей (Мечев)
Как утомляет суета, хотя и нужная, деловая. Но избежать этого нельзя, кто-то ведь должен делать... Чем себя утешить?
Телесные груды и деловая суета очень полезны, смиряют душу, успокаивают страсти, избавляют от многих искушений и, утомляя, располагают к молитве, как к источнику воды живой.
Архиеп. Варлаам
Почему в голову лезут воспоминания о том, где был, что видел, кто что рассказывал? Можно ли как-то от этого избавиться?
Без дела не надо быть, чтобы ум не привык скитаться и вспоминать потом, где был и что видел.
Схиархим. Кирик
Хочется сделать, успеть одно, другое. Не получается, огорчаюсь... Как быть?
Не унывай, если душевная энергия иссякает, а ее пополняй, не строй своих планов, от этого уныние. Принимай жизнь, как она дается волей Божией, и награду получим не за свои планы, а за подчинение воле Божией.
Архиеп. Варлаам
Духовная жизнь так трудна, сил так мало, как все одолеть?
Вера горы делает пылинкой, а сомнение, малодушие – и пылинку горой. Посему твердо веруй, что с Божией помощью все возможно тебе получить, и то, что кажется тебе невозможным.
Схиархим. Даниил
Почему часто ловишь себя на том, что все мысли и желания сосредоточены на себе?
Кто много о себе думает, тот, значит, нехорошо живет...
О. Алексей (Мечев)
Как уберечься от различных искушений и заблуждений?
...Старайтесь, что бы ни делали, всегда мысленно вопрошать себя: «А угодно ли Богу то, что я делаю?» И такие вопрошения надо делать не два-три раза, а сотни раз в день, пока это не обратится в привычку постоянно «пред Богом ходить». Просите и Бога о вразумлении.
Схимонах Антоний Савваит
Как себя проверить: действительно ли мы себя считаем грешными?
Кто считает себя грешным, у того язык не повернется осудить другого.
Схиархим. Кирик
Думать о Царствии Божием – это же всем?
«Ищите прежде Царствия Божия» – это заповедь, как и «не убий», «не укради», «не блуди» и др. Нарушение этой заповеди часто вредит больше душе, чем падение. Оно незаметно охлаждает душу, держит ее в нечувствии, а часто приводит и к духовной смерти.
Игумен Никон
Видишь иногда: не так бы надо. Сказать ли?
Насильно с советами не лезь: и Бог никого не неволит.
Архиеп. Варлаам
Говорят, бесноватые теперь почти все. Правда ли это и как избежать власти бесов?
Демоны горды и овладевают гордецами – значит нам надо смиряться.
Демоны гневливы – значит нам надо приобретать кротость.
Демоны злопамятны, немилосердны – значит нам надо скорее прощать и смиряться с обидевшими и быть ко всем милостивыми, чтобы они не овладели нами, как своими по душе (т. е. чтобы не стать бесноватыми).
Игумен Никон
Зачем нужно откровение? Разве недостаточно исповеди?
Исповедь дается для прощения грехов, откровение – для проверки себя, для избежания обмана на пути шествия к Богу.
Схиархим. Даниил
Когда так все заняты работой и домашними обязанностями, что еще можно для души делать?
Молиться и внимать себе, бороться с помыслами, не ссориться из-за пустяков, уступать друг другу, скорее мириться... Можно ли совместить это с работой? Если по немощи не все, то многое можно.
Игумен Никон
Почему в духовной жизни такое место отводится послушанию?
Только при взаимном послушании возможна истинная любовь между людьми. И самое главное, смиряя свою волю и творя ради Бога волю ближнего, мы научаемся подчиняться самому Богу и творить Его волю. Ради этого, главным образом, и заповедано людям послушание.
Схимонах Антоний Савваит
Некоторые говорят о явной помощи свыше, а мне об этом нечего сказать. Почему так получается? Не есть ли это знак отвержения?
Нет, конечно. Сила Божия потому не дается ясно, что еще есть склонность к гордости или тщеславию, или еще потому, что, легко получив, легко и теряем.
Схиархим. Даниил
Говорят о всяких страхах, о грядущих бедствиях. Как к этому относиться?
Не бойтесь будущего. «С нами Бог" сегодня, завтра и во веки. Бойтесь только оскорбить Его каким-либо грехом.
Игумен Никон
Сейчас на каждом шагу один вопрос: «Что новенького?» Как уйти от такого?
Жизнь в этом мире – плавание по морю. Интерес к этому миру – глотание соленой воды.
Архиеп. Иоанн
Как не огорчаться, видя, что время уходит, а исправления никакого?
Не смущайся, не видя никакого исправления. Борись, сопротивляйся каждому греху, не отдавайся добровольно дурному влечению. Если поддашься – кайся пред Богом проси прощения. И опять борись... И так до смерти.
Игумен Никон
Когда мешают в храме разговаривающие, как быть с ними?
Подальше становись от тех, которые любят разговаривать.
О. Алексей (Мечев)
Часто говорят о власти и силе князя мира сего. Как не поддаваться страху и не теряться при мысли о своем духовном бессилии?
Без Бога ни до порога. Если бы не Бог, то бесы поступили бы с нами, как со стадом свиней гадаринских, давно утопили бы и пожрали. Это знай!
Схиархим. Даниил
Как отучить себя от осуждения?
Напоминать себе почаще, что «осуждающий и сам осуждается Богом».
Архиеп. Варлаам
Хотелось бы любить Бога и жить этой любовью, а нет ее в душе. Что делать?
Одной волей своей и желанием еще не приобретешь любви, а жизнью по
заповедям, покаянием, плачем о своих падениях, глубоким сокрушением, что вместо любви и угождения Богу постоянно нарушаем Его святую волю.
Игумен Никон
Почему душу сковывает страх?
Боязнь – от духовного бессилия и маловерия. Многого (неприятностей) бы не было, если бы могли различать, что наше, а что вражье в нас и в других. А мы часто вражье за свое выдаем или с других за это взыскиваем.
Схиархим. Даниил
Говорят «свобода». А в чем она у нас?
В выборе. Одно из двух – или человек без борьбы отдается страстям, изменяет Христу, предпочитая мир и его жизнь, или борется, страдает и через это растет духовно.
Игумен Никон
Говорят, что верующему труднее жить: все ему нельзя. Что ж, такой уж грех – желать и искать себе удовольствия?
Земная жизнь дана не для наслаждений, а для познания себя и Бога.
Игумен Никон
Раньше были старцы, к ним шли за советом и указанием. Теперь идти некуда. Чем же теперь руководствоваться?
Если будем внимательны, то обстоятельства, нас окружающие, послужат нам «старцами», научат нас послушанию Богу, помогут в терпении и любви пройти свой жизненный путь и обрести спасение.
Архиеп. Иоанн
Как стяжать благодать Божию?
Благодать приходит незаметно. Иногда в начале подвига, а иногда под конец жизни. Как Бог благоволит, найдет полезным. И с этим надо смиряться. Будет – слава Богу, а если не будет (сейчас) – тоже слава Богу. Силой не вырвешь ничего из рук Божиих.
Схиархим. Даниил
Когда говорят, что нет на свете справедливости, можно ли возразить?
Есть две божественные «несправедливости»: страдание в мире праведников и Божий милость к грешникам. Последней мы все себе хотим.
Архиеп. Иоанн
Чтобы удержать благодать, что нужно?
Для благодати нужна тишина (в душе – мир помыслов). Место Богу – в мире, тишине и любви.
Схиархим. Даниил
Когда хочется, чтобы в душе был мир и в этом мире только Господь был, что делать?
Предоставить Богу вполне и всецело свою душу, очищенную предварительно покаянием, чтобы Господь мог творить в ней, что угодно Ему...
О. Алексей (Мечев)
Расстаться с эгоизмом по-настоящему, серьезно отнестись к вере и ее требованиям многим кажется невозможным. Да и всем ли это под силу?
Нет, только желающим. Людям кажется, что ужасно и невозможно отдать себя Христу, расстаться навеки со своими мелкими эгоистическими расчетами и выгодами. Но «взять» крест легче, чем жить без Христа.
Архиеп. Иоанн
На что ни посмотришь в себе – везде грех, нежелание себя неволить, немощь, слабость... Откуда так и почему?
Все грехи – от любви к себе. Начало добра – отвергнуться себя, распять плоть со страстями и терпеть огорчения, обиды, напасти.
Архиеп. Варлаам
Что очень важно помнить в духовной жизни?
Всегда помни, что не ты смотришь на Бога, а Он на тебя. Разница здесь как от неба до земли. Кто этого не знает, тот не может истинно молиться, но по необходимости впадает в самообольщение.
Схиархим. Кирик
Близость Божия... Возможна ли она для нас?
Все доброе, все святое в мире рождается близостью Отца, и Сына, и Святого Духа. Близость Бога к нам так велика, что если бы не было нашей злой воли человеческой, этот мир уже был бы для нас раем.
Архиеп. Иоанн
Почему так легко заблудиться (в духовной жизни)?
Начало заблуждения есть тщеславие ума.
Схиархим. Кирик
Теперь многие говорят о том, что впереди ждут трудности и беды. Как на это смотреть?
Мы окружены великой заботой. Нет «рока», нет «слепой судьбы». Есть Недреманное Око Божией любви и наша свобода быть в ней.
Архиеп. Иоанн
Чего стоит в жизни опасаться?
Живите со всяким опасением, чтобы Бога не прогневать и себя не погубить.
Схиархим. Кирик
Кругом столько зла. Даже удержаться от его растлевающего дыхания трудно, где уж говорить о добро делании...
Добро есть и удержание себя от зла. В мелочах мы легко и незаметно и удобно для себя можем сделать многое.
Архиеп. Иоанн
Отчего иногда запутаешься в своих суждениях, не знаешь, как из этого выйти? Наверное, это от врага?
Самоукорение рассеивает сети вражии.
Схиархим. Даниил
Трудно общаться. Хочется видеть вокруг более достойных людей, а не зависеть от всяких, тем более таких, про достоинства которых лучше не поднимать вопроса. Но где их взять?
...Людей надо принимать такими, какие они есть, и никогда не требовать от других добродетели, а требовать добродетели только от себя, и тогда мы всегда будем спокойны.
Схимонах Антоний Савваит
Отчего теряется сила духовная?
Сила духовная ослабла за нехранение ее и за оскорбление благодати Святого Духа. Сокрушайся, и вернется. Если не скоро – значит не время, чтобы впредь не скоро теряли.
Схиархим. Даниил
Иногда с мучительной силой вдруг обжигает сознание мысль о своей ненужности. Чем держаться тогда?
Пора понять всем свою существенную ненужность никому, кроме Господа.
Архиеп. Иоанн
Иногда встречаются желающие подчеркнуть: «Мы верующие, православные!» Надо ли это?
Некоторые хвалятся Православием. А оно не в том, чтобы им хвалиться, но чтобы стыдиться себя в нем.
Архиеп. Иоанн
Самое необходимое в духовной жизни?
Для созревания в духовной жизни необходимо:
4) все делать во славу Божию,
5) постоянно помнить о Боге,
6) пребывать в послушании воле Божией.
Схиархим. Кирик
Всех грехов и немощей так много, что одолеть их кажется делом невозможным. Может быть, стоит с чем-то одним бороться, а уж остальное само по себе ослабеет?
Победить всякое мнение о себе, свое тщеславие, свою гордыню – равносильно победить весь грех.
Игумен Никон
Много говорят теперь о культуре и ее отсутствии. В чем же она?
...В отказе от самости выявляется мера истинной культуры людей и народов.
Архиеп. Иоанн
Что надо всегда себе напоминать?
Мы не только не соблюдаем всех заповедей Божиих, но и одной как следует не исполняем, а гордиться и тщеславиться готовы на каждом шагу.
Игумен Никон
Почему говорят, что надо бояться греха?
Сладость греха проходит, яд же греха глубоко входит в духовный и физический организм человека.
Архиеп. Иоанн
Хорошего хочу и стараюсь делать хорошее, а результаты печальны. Почему?
Одной силой воли и силой добрых желаний многого не сделаешь. Надо облечься силою свыше.
Схиархим. Даниил
Когда грустно, горько на душе от мысли, что некому душу открыть, всю ее вывернуть наизнанку, чтобы ничего не осталось... Куда деться?
Ежедневно, как матери, кайся в грехах твоих Божией Матери.
О. Алексей (Мечев)
Почему слабеет вера?
Беспечность и многопопечительность – два крыла, на которых летит удаляющееся от Бога человечество.
Архиеп. Иоанн
Как от уныния избавляться?
От уныния бежишь (в развлечения), а уныние за тобой. Оно на беглецов больше нападает. Надо брать молитвой и терпением.
Схиархим. Даниил
Если никаких откровений не было, это плохо?
Не откровений надо искать, а верности. В откровениях Господь служит человеку, а в верности человек служит своему Господу.
Архиеп. Иоанн
Никаких сил нет – ни душевных, ни физических... Что делать?
Душевные и телесные силы человека совершенствуются упражнением их.
Схиархим. Даниил
Когда жаждешь всей душой соединиться с Господом в Таинстве Святого Причастия, но останавливает мысль, что недавно причащалась, как быть?
Это значит – Господь касается сердца, так что тут уже все эти рассуждения неуместны.
О. Алексей (Мечев)
Как спасаться от себя, своих слабостей, мерзостей?
Обратиться к Господу нашему и Спасителю. Спаситель спасает от всех слабостей и страстей. Он избавляет, Он исцеляет. Совершенно видимо, ощутимо. Исцеляя, прощает.
Архиеп. Иоанн
Всегда говорили, что труд красит человека. Теперь же все только и стремятся поменьше работать и побольше получать. Сохранилась ли связь между состоянием человека (его душевным здоровьем) и его трудолюбием?
Да, высшим состоянием отвлечения от зла, несомненно, является труд.
Архиеп. Иоанн
Смотришь, как многие всеми силами избегают трудностей, вообще готовы не думать о долге, – и руки опускаются. Одно у большинства на уме: полегче работать, побольше получать, устроиться так, чтобы выгод было больше. Говорить о долге – смешно, смотрят, как на больного. Что ж дальше-то будет? И как сейчас быть?
Знаешь свой долг и нужно его спокойно и твердо исполнять. Иисусову молитву читать надо.
О. Алексей (Мечев)
Как воспитывать ребенка в вере?
Ребенка надо окружать обстановкой, которая способствовала бы развитию в нем духовного начала. Носить в церковь, часто причащать; окружать священными предметами, давать пить святую воду, кропить его этой водой. Чуть только начнет говорить и проявлять некоторую сознательность, дать ему понять, что существует Бог, научить его молиться Богу. Вообще, надо вселять в душу ребенка любовь к добродетели и отвращение ко греху. Надо научить его самому сражаться за свою душу с окружающим злом.
Схимонах Антоний Савваит
Когда дети не хотят слушаться, делают только то, что вредит душе, что делать?
Помочь детям можно молитвой, главным образом молитвой, а не советами и убеждениями. Можно иногда и посоветовать что-нибудь, но и это надо делать с молитвой, иначе совет не будет принят. А для того, чтобы Господь слушал ваши молитвы и исполнял их, старайтесь и сами – сколько хватит сил – исполнять повеления Господни...
Схимонах Антоний Савваит
Иногда чувствуешь себя как бы связанным, задавленным врагом, без сил освободиться от него. Что тогда делать?
Если не принудишь, враг не уйдет добровольно, а если сам не можешь, то проси помощи у Бога, призывая имя Его Святое.
Схиархим. Даниил
Так порой трудно, горько, везде плохо... Дальше вроде бы и совсем ничего хорошего не ожидается. Как же жить?
Светло смотри вдаль, не надо уныния.
О. Алексей (Мечев)
Сейчас многие говорят о спасении Родины. Что может сделать для этого обычный верующий?
Помощь Божию надо вымолить и заслужить. Как? Верно служи Ему, творя Его волю. Чем больше будет людей, верно служащих Богу, чем интенсивнее они будут работать над своим самосовершенствованием, тем скорее Господь смилостивится над нами и пошлет избавление нашему народу. Человек, верно служащий Богу, невольно расточает свет вокруг себя, способствует спасению своего ближнего, разрежает атмосферу зла, сгустившуюся в мире, и таким образом способствует поражению темных сил. Человек, служащий Богу, более делает для спасения Родины, чем всевозможные организации, занимающиеся, в большинстве случаев, только творением...
схимонах Антоний Савваит
* * *
Схиархимандрит Даниил (Климков) (1893–1970). С. Девятова. Старцы и подвижники XX-XXI столетий. Жизнеописания, воспоминания современников, поучения, подвиги и чудеса, молитвы
Епископ Феодор (Поздеевский), последний перед закрытием (в 1930 г.) наместник Свято-Данилова монастыря.
Родился в Нижнем Новгороде в дворянской семье. После окончания гражданской войны эмигрировал с семьей в Константинополь, затем переехал в Святую Землю. Работал помощником библиотекаря в Русской православной духовной миссии в Иерусалиме. В 1925 г. поступил в Лавру св. Саввы Освященного в Иерусалиме и принял там постриг с именем Алексий. В 1938 г. принял великую схиму с именем Антоний. Около 20 лет пребывал в затворе. Скончался в ночь с 3 на 4 декабря в Лавре св. Саввы. Похоронен вблизи Лавры в пещере, вблизи усыпальницы преподобного Саввы.