Источник

110. В неделю 28-ю по Пятидесятнице

Когда нищий подходит к дверям дома, то обыкновенно муж или жена кричит или на слугу, или на сына, или на дочь: «затворяй дверь!» или: «не пускай в дом, скажи что никого нет дома; смотри, какой оборванный Христа ради просит, может быть он вор; видишь, как оглядывается во все стороны; пятачка просит, а смотрит, чтобы что-либо потянуть; Господь с ними – этими нищими, запри фортку». Вот какими речами честим мы братий Христовых и отгоняем от себя! Да ты хоть бы вышла, да ласковым взором посмотрела на него, доброе слово сказала, с любовью поговорила, утешила бы несчастного, который Христа ради просит у тебя копейку или кусок хлеба; а ты прогоняешь, как пса. У богачей и заборы, и двери крепки, и лакеи сердиты, и собаки злы, – там не допустят; хотя бы ты доброе слово сказала нищему брату Христову, если ты не лжешь, если у тебя нет копейки, нет куска хлеба. А что, если ты солгала и к скупости приложила другой тяжкий грех – диавольскую ложь? А ведь один час на то, чтобы добро сделать, чтобы купить Царствие Небесное. А что, если после отказа ты вскоре заболеешь и умрешь? Ибо некоторые за неподачу милостыни наказаны были смертью. А что, если просящий был сам Иисус Христос? А ведь Он может явиться в образе человека. Не слышала ли ты из нынешнего Евангелия, что в царствие Божие на свой пир Бог нищих позвал и зовет всегда, а не богатых? А ты богачу какому-нибудь спешишь двери отворить, а нищего и до дверей дома не допускаешь? Смотри сама: за две лепты могла бы купить Царствие Небесное – за копейку, за кусок хлеба, когда подашь его Христу. «Детям нужно», – говоришь ты. «Где мне набрать этих копеек?» – спрашиваешь. А ведь на чай, на кофе, на свечу есть, на хлеб есть? Хочешь иметь чем детей накормить? Я не говорю: «трудись!», хотя трудолюбивый всегда имеет лишний кусок хлеба. Не говорю: «молись!», хотя прилежно, усердно, постоянно и со слезами молящийся Богу всегда будет иметь кусок хлеба; я тебе укажу на самое легкое средство добыть хлеба и покрыть свою нужду. Собери все домашние средства, приготовь обед и позови всех нищих, какие попадутся тебе на пути, угости их, только постарайся, чтобы обед твой был из последнего. Хотя на этот раз поверь не мне, а Божьему писанию, – поверь, что в числе нищих будет Христос, который сторицей воздаст тебе и все твои нужды покроет. Так Он говорит и делает: «Милуяй нищего взаим дает Богови», – говорит Бог. Значит, когда ты что-либо нищему даешь, то самого Бога делаешь своим должником; а Бог – должник вернейший всякого другого должника-человека. Св. Иоан Двоеслов каждый день угощал двенадцать человек нищих и удостоился, что сам Христос пришел в числе нищих, и за то сделал папой или патриархом; Филарет милостивый за щедрую милостыню удостоился быть дядей царским. Слышит Бог крик голодного ворона и воробья, – тебя ли не услышит? «Что я детям дам, если отдам последний кусок хлеба?» – говоришь ты. Разве Бог нас сотворил, чтобы голодом морить? Неправда, Бог многомилостив и правосуден. «Где вера твоя в Бога?» – спрашиваю я тебя. «Где твоя вера и вера детей твоих?» Приучили детей к забавам, а не к добру. Работает отец, трудится мать, а дети приучились к роскоши, они не умеют Богу молиться, Христа не знают, молитв не знают, страха Божия не имеют. Пусть Христа знают, и Христос будет знать их. Ах! Как Он детей любит! Сказал же Он: «оставите детей приходити ко Мне; но ищите прежде царствия Божия и правды Его», а хлеб всегда у вас будет. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения на дни воскресные и праздничные протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр. доб., Т. 8. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1885. – IV, 368, II с.

Комментарии для сайта Cackle