митрополит Никанор (Клементьевский)

Слово в день Успения Божией Матери 13

Приведутся Царю девы в след ея (Пс. 44:15).

Любовь ваша, благ. слуш., к слову Божию побуждает меня сказать в сем св. храме пастырское слово.

Царь Пророк, созерцая будущую славу, которою должна была облечься Пренепорочная Дева Мария, восходя от земли на небо, сказал: приведутся Царю девы в след ея. Веруя исполнению Пророческого слова что Дева Мария, преселясь от земли на небо, предста, как Царица, одесную Царя Небеснаго, в ризах позлащенных одеяна, преиспрещена (Пс. 44:10), и что уже многие тысячи дев вошли за нею в Царский чертог, – веруя сему, что иное я должен сказать вам при воспоминании ныне славного успения Ее, как не повторить с Пророком: приведутся Царю девы в след Ея, приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев? (Пс. 44:15–16) Что иное должен произнести в утешение и назидание ваше, как не то, что и нас ожидает подобная слава, которою облечена Дева Мария, что и нам в некоторой мере предлежит подобное величие, которое соделалось вечным Ее достоинством.

Нет нужды исследовать здесь, кто сей Царь и кто сии девы. Очевидно, Царь есть Господь всей твари, а девы суть чистые души истинных христиан. Самое важное в пророческом слове есть то, чтобы идти вслед Девы Марии. Каким путем шла Она в небесный чертог, таковым надобно идти и нам; в каком одеянии была введена она к Царю, в таковом надобно предстать и нам, как обрученным, по слову Апостола, единому мужу девам (2Кор. 11:2). Вот предмет моего слова.

Путь, которым первоначально пошла Дева Мария к царству славы, есть путь любви к вере. С ранних лет посвятив себя на служение Господу, во храме Его, Она почувствовала скоро некую неизъяснимую сладость в молитве к Богу, так что уединение казалось Ей необходимым условием к беспрепятственному упражнению себя в молитве и слове Божием. Но чем чаще занималась молитвою и чтением слова Божия, тем более возрастала любовь Ее к Богу. Пресвятая Дева твердо положила дышать только сею одною любовию, и святое девство свое посвятила Богу.

Не так ли начинать шествие свое к Царю Славы должны и мы, христиане? С юных лет надобно образовать сердце свое в страхе Господнем; с юных лет должно приучать себя к благочестию, с юных лет надобно возлюбить Господа паче всего земного. Пропустив время, в которое развиваются силы ума и сердца, трудно и тяжело дать им прямое направление, если устремятся ко злу. Хорошо, если они развиваются под влиянием благочестивых родителей, под руководством благонамеренных наставников, в кругу людей Богобоязненных, среди любви и дружбы, на правилах христианских основанной, но худо, если во время их цвета нет ни добрых наставников, ни благочестивых примеров; в сем случае путь младенца, отрока, юноши есть путь уже опасный, погибельный.

Как скоро образовалась в Деве Марии совершенная любовь к Богу, то соделалась Она до конца своей жизни рабою Господнею. Радость ли какую получала? Она благодарила Господа в смирении сердца. Скорбь ли какую чувствовала? Она благодушествовала. В истории жизни Ее мы нигде не видим, чтобы Она превозносилась когда достоинством Матери Сына Божия, или жаловалась кому на бедность состояния своего! Но везде видим только одно Ее смирение и уничижение, только одну покорность и преданность Промыслу, только одну любовь к Господу.

Как проходила поприще земной жизни Дева Мария, так проходить оное должны и мы, христиане. В счастье ли кто? да не превозносится: ибо счастье непостоянно. В несчастье ли кто? да не ропщет, ибо посылается оно свыше в средство к нашему исправлению. Радость ли получил кто? да помнит, что за днями светлыми следуют дни мрачные. Скорбь ли пришла к кому? да не унывает: ибо его же любит Господь наказует (Евр. 12:6). Обилует ли кто? да не роскошествует: ибо роскошь и приводит в нищету и убожество. Беден ли кто? Да не завидует богатым. Господь нас ради обнища богат сый (2Кор. 8:9). Кто поступает таким образом в продолжение своей жизни, тот идет вслед Божией Матери. Но кто идет вслед Ее, тот войдет, без сомнения, в храм Царев, в храм вечной славы и блаженства.

Пресвятая Дева провела жизнь Свою в чистоте и целомудрии. Ее душа не имела ничего в себе такого, что бы происходило не от благодати; не было в ней никаких желаний кроме небесных, никаких побуждений кроме духовных и святых, никакой радости кроме надежды видеть во славе Своего Сына, никакой любви кроме любви к Богу и ближнему, чистой и святой.

Жить в чистоте и целомудрии должны и мы, христиане. Чистота души и тела есть необходимое условие ко вступлению в царство славы. Одни целомудренные души введутся в Царский чертог; одни чистии сердцем Бога узрят (Мф. 5:8). Если Бог должен быть прославлен в душах и телесах наших, то души и тела должны быть освящены присутствием Божиим, должны быть храмами Духа Святого. Но в присутствии Бога о чем ином должно помышлять, как не об одном Божественном, и что другое делать в храме, как не одно святое? Мысли и желания должны быть чисты: это свечи, коими освещается храм. Сердце должно быть чисто: это жертвенник, на коем приносится жертва. Дела должны быть чисты: это самая жертва. Душа чиста: это внутренний совершитель всего священного. Прославите убо Бога в телесех ваших и в душах ваших, яже суть Божия (1Кор. 6:20), так заповедует Апостол; а в другом месте он употребляет даже просьбу: молю вас, братие, щедротами Божиими, представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служение ваше (Рим. 12:1). Можно ли не послушать Апостола и не исполнить, чего он требует и о чем умоляет милосердием Божиим?

Пресвятая Дева предста одесную Бога в ризах позлащенных, одеяна, преиспещрена, говорит Пророк (Пс. 44:10). Что это за одежда, в которой Она вошла к Царю, и стоит ныне одесную Царя? Эта одежда есть не что другое, как союз всех совершенств души Девы Марии, полнота всех Ее добродетелей. Невинность и непорочность – вот золото и серебро; вера и упование, которые одушевляли Ее на земле, – вот драгоценные камни; смирение, кротость, преданность, – вот неувядаемые цветы; любовь, – вот духовная нить, связующая совершенства души!

Кто хочет войти в царство небесное, тот должен быть в подобном одеянии, в каком вошла Дева Мария. Одеяние сие должно быть устроено из ткани веры и украшено добрыми делами. Кто хочет разделять славу и величие с Материю Божиею, тот должен быть в полном одеянии любви, то есть, должен здесь на земле – долготерпеть, милосердствовать, не завиствовать, не превозноситься, не искать своих си, не раздражаться, не помнить зла, не радоваться неправде, а радоваться истине (1Кор. 13:4–6). Вот одеяние, которое мы должны приготовлять здесь и в котором должны явиться пред лице Царя Небесного. Для приготовления его не нужны деньги; оно приобретается исполнением заповедей Божиих.

Преблагословенная Дева Мария! Прости мне, молю Тя, если по неразумию моему, не все сказал о Тебе, что следовало, и не так сказал, как надлежало, прости, и как Матерь научи нас Сама, как идти в след Твой, и во что облечься, дабы предстать пред лице Царя Царей и Господа господей. Аминь.

* * *

13

Произнесено в 1834 г.



Источник: Избранные слова и речи высокопреосвященнейшего Никанора, митрополита Новгородского. В 3 Томах. / С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского : Т. 2-. Слова на праздники Господские и Богородичные и на Дни святых. / Санкт-Петербург : Типография Морского министерства, 1857. 461 с.

Вам может быть интересно:

1. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

2. Sermons – Sunday 15 Антоний, митрополит Су́рожский

3. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

4. Отечественная история церковная и гражданская протоиерей Фёдор Титов

5. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том IV – Гизы профессор Александр Павлович Лопухин

6. Введение в Новозаветные книги Священного Писания епископ Михаил (Лузин)

7. Книга глаголемая "Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых" – Вязники Михаил Владимирович Толстой

8. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Дамиан Пресвитер митрополит Евгений (Болховитинов)

9. Игумения Антония настоятельница Московских монастырей Страстного (1861-1871 гг.) и Алексеевского (1871-1897 гг.) священник Георгий Орлов

10. Путешествие по святым местам русским. Часть 2 Андрей Николаевич Муравьёв

Комментарии для сайта Cackle