Источник

96. В неделю 25-ю по Пятидесятнице

Господь Иисус рече к нему: в законе что писано есть? Како чтеши? (Лк.10:26).

На вопрос законника, предложенный однажды Господу нашему Иисусу Христу – о том, как ему спастись, – Господь спросил его: «В заповедях что написано? Как читаешь»? В законе что писано есть? Како чтеши? Без сомнения, на этот вопрос легко было законнику отвечать; ибо у евреев, не так, как у нас, – у евреев не только взрослый человек, но и малое дитя прежде всего изучало десять заповедей Божиих, необходимых для получения спасения; потому и законник без затруднения отвечал Господу, что в законе две важнейшие заповеди заключаются: «любить Бога и ближнего». Но почему Господь не предложил один вопрос, а два? Почему не спросил законника просто: «в законе что писано»? а прибавил еще вопрос: «како чтеши?» Уже как написано, так и читать надобно. Если бы в заповедях было двусмысленно написано, в таком случае и при чтении надлежало понимать двояко; но заповеди ясно и просто написаны, чтобы всякий правильно читал и понимал. Но Господь предложил вопрос и другой: «како чтеши», т. е. «как ты их понимаешь»? А что законник правильно читал, да неправильно понимал заповеди, то это ясно видно из его другого вопроса, предложенного Господу: «кто есть ближний мой?» Не явно ли, что законник знал заповеди, да не понимал; знал букву закона, да не понимал духа закона; знал слово, да не понимал всех мыслей, всех истин, в нем заключающихся. Так-то многие из нас знают слова, буквы заповедей и св. Евангелия; но содержания оных, духа, силы, жизни весьма не многие знают. Вот почему св. Апостол Павел в ныне прочтенном Апостоле сказал: «слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростию; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая, в сердцах ваших Господу»52. Надобно, значит, для совершенного понимания заповедей и Евангелия – обширно, пространно изучать слово Божие, научать друг друга, вразумлять, объяснять, псалмы воспевать, славословить Господа духовными песнями, и при просвещении благодатью Божией воспевать Господеви в сердцах наших; ибо одна только благодать Божия может просветить и наставить нас. В самом деле, каждый из нас знает, что Бог один, как сказано в первой заповеди: «Аз есмь Господь Бог ваш, да не будут бози инии разве Мене»; а о том, что для сребролюбца деньги есть свой бог, свой идол, – того не всякий понимает и принимает. Не сотвори себе кумира – и это каждый разумеет; а о том, что многие женскую красоту делают своим кумиром, – того многие не понимают. Не приемли имени Бога твоего всуе – говорится в третьей заповеди; а сколько между вами легкомысленно призывающих имя Божие всуе? Помни день субботний – в четвертой заповеди написано. Но что ж? Только евреи помнят дни субботние, по-нашему воскресные, а христиане и покупают, и продают, и пиршествуют в разных заведениях. Чти отца и матерь – написано в пятой заповеди; а между тем что на деле мы видим? Полнейшее неуважение и непочтение детей к своими родителям. Не убей – а между тем и словом, и гневом мы убиваем друг друга. А сколько убийц из тех, которые собирают сокровища, а бедняков заставляют страдать от голода и хлада?! Не прелюбы сотвориши – седьмая заповедь говорит; а между тем ныне за грех не считают соблазнять и соблазняться, развращать других и развращаться, хотя в Евангелии сказано, что один взгляд на женщину с похотствованием есть уже прелюбодеяние. Не укради – сказано в восьмой заповеди; а между тем торжище и лавки наполнены хищением, обманами и воровством. Не желай чужого – так говорит десятая заповедь, а у нас присвоение чужого под благовидным предлогом вовсе не считается за грех, как не считается за грех гордость, клевета, осуждение, ложь, злословие, неблагодарность, лицемерие, скупость и многие другие.

Таким образом, все почти христиане знают букву закона, но не знают духа; знают слова, но не знают мыслей, которые в заповедях заключаются; а о заповедях евангельских мы уже ничего не хотим сказать: ибо многие из христиан говорят, что ныне учение Спасителя неудобоисполнимое, что оно написано для других времен и людей. Все отказываются от узкого и прискорбного пути, от несения креста, от полного самоотвержения, от нелюбви к миру и к самому себе, от убиения страстей, от чистоты мыслей и желаний, от отречения от воли своей, от презрения плоти и мира, от убежания от всех дел диавольских, – многие считают даже невозможным быть святым и непорочным во Христе Иисусе. Спрашивается: где же те, которые понимают не букву, но дух закона? Где те, которые не слова, но мысли закона, свет закона видят и понимают? Где те, которые исполняют закон Божий и спасаются? По истине: «много званых, а мало избранных».

Господи! Кто же спасется, если нет спасающихся? Ты один, Господи, их видишь и знаешь. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения на дни воскресные и праздничные протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр. доб., Т. 8. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1885. – IV, 368, II с.

Комментарии для сайта Cackle